КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа с бумагой и картоном
Работа с бумагой и картоном занимает значительное место в системе обучения ручному труду учащихся младших классов, создает условия для воспитания у учащихся трудолюбия, аккуратности в работе, художественного вкуса. Некоторые виды работ выполняются совместно всеми учениками, что позволяет развивать умение работать в коллективе, подчинять свои интересы интересам одноклассников. На занятиях этим видом труда создаются большие возможности для коррекции физических и умственных недостатков детей с нарушением интеллекта. Учащиеся на уроках изготавливают плоские и объемные изделия различной формы, состоящие из одной или многих деталей, из разных сортов бумаги и картона. При этом учащиеся пользуются определенными инструментами и приспособлениями. Выполнение поделок осуществляется в основ по образцу. Поэтому очень важно воспитывать у учащихся умение проводить анализ изделия, вычленять характерные его признаки, проводить операции сравнения, делать простейшие обобщения. Порядок выполнения изделий из бумаги и картона имеет определенную последовательность, нарушение которой приводит к тому, что учащиеся совсем не выполняют изделие или выполняют его некачественно, к непроизводительной трате времени.. В связи с этим следует формировать у учащихся умения составлять пооперационный план, придерживаться его при реализации задания и отчитываться о сделанном. Обучая изготовлению плоских и объемных предметов из плоского поделочного материала, учитель имеет возможность корригировать недоразвитие у учащихся пространственного анализа и пространственной ориентировки. Так, при составлении аппликации учащиеся знакомятся с законами ритма и симметрии, упражняются в узнавании геометрических форм. Распределяя детали на листе бумаги, называть то или иное пространственное положение (вверху, внизу, сбоку, справа, прямо, выше и т.д.). С бумагой и картоном учащиеся постоянно встречаются в повседневной жизни. Но сведений об этих материалах, способах их обработки первоклассники с нарушением интеллекта как правило, не имеют. На уроках ручного труда они знакомятся с различными сортами бумаги, картона, переплетных материалов, их назначением и свойствами. В процессе изготовления различных изделий учащиеся изучают и усваивают простейшие приемы разметки и обработки бумаги и картона. Разметка по шаблонам простой и сложной конфигурации в основном усваивается учащимися без особых затруднений. Определенную трудность представляет для учащихся с интеллектуальным недоразвитием освоение приема разметки по линейке. Поэтому рекомендуется обучать учащихся младших классов только одному приему – разметке прямоугольной полосы в одном направлении. Он выполняется следующим образом: сначала от верхнего, а затем от нижнего углов полосы бумаги откладывается вправо по линейке нужный размер, точки отметки соединяются по линейке. Однако при этом следует варьировать упражнения и объекты работы, чтобы научить детей применять усвоенный прием в различных ситуациях. Например, давать учащимся размечать деталь на только в горизонтальном, но и в вертикальном положении. Для выполнения складывания, резания, склеивания и т.д. нужны простейшие инструменты: ножницы, ножи, гладилки, линейки, кисти. Учащиеся должны овладеть правильными приемами работы ими, так как многие из них находят применение на занятиях с другими видами материалов, а также на уроках профессионального труда и математики. Ножницы – сложный инструмент для данной категории учащихся младших классов, требующий хорошей координации движений обеих рук и высокого зрительного контроля. Обучая учащихся владению ножницами, учитель должен помнить, что точности и тщательности вырезывания можно добиться лишь в том случае, если учащиеся усвоят правильную хватку ножниц и приемы резания по прямой и кривой линиям. Поэтому следует постоянно следить, чтобы учащиеся брали ножницы правой рукой, средний и большой пальцы вставляли в кольца, указательным пальцем поддерживали нижнее кольцо, безымянный палец и мизинец прижимали к ладони. Если при резании они будут оттопыривать безымянный палец и мизинец, то ножницы будут рвать бумагу. При выполнении прямого разреза надо держать лезвия ножниц по линии разметки, широко разводя их и не сводя до конца, так как режущая часть ножниц средняя. Сжимание рычагов ножниц при этом должно быть плавным м медленным с одновременным продвижением незакрытых лезвий вперед.
Примерное содержание уроков Тема урока. Изготовление по образцу наборной линейки из листа бумаги для рисования (I класс, первая четверть). Задачи урока. Формировать умения выслушать и повторить за учителем, анализ образца, выполнить изделие по инструкции, чередующейся с показом. Продолжить знакомство с различными сортами бумаги. Повторить свойства бумаги, приемы складывания. Оборудование и наглядные пособия. Листы бумаги для рисования, гладилки, образец изделия, подкладные доски. ХОД УРОКА 1. Организация учащихся. 2. Беседа о сортах бумаги по коллекции (газетная, писчая, бумага для рисования). 3. Повторение по вопросам учителя свойств бумаги (складывается, рвется, мнется). 4. Сообщение темы урока. 5. Организация рабочего места. Учащиеся по инструкции учителя кладут перед собой на подкладную доску лист бумаги, справа – гладилку. 6. Ориентировка в задании. Учитель показывает образец, называет изделие и объясняет его назначение. Говорит детям, что наборная линейка сделана из листа бумаги для рисования, сложенного пополам. Внизу загнут кармашек для расстановки букв, картинок. Боковые края загнуты в другую сторону, чтобы кармашек не отгибался. Затем учащиеся по вопросам учителя повторяют анализ. 7. Выполнение изделия по инструкции учителя, чередующейся с показом приемов работы. Порядок работы следующий: лист бумаги кладется на подкладную доску по длине, прямо; лист надо взять за нижние уголки и сгибать его вверх, верхние и нижние уголки и стороны листа должны точно совпасть; сгиб слегка приминается рукой от середины к краям, затем проглаживается гладилкой в том же порядке; снизу (вдоль сложенного листа) загибается полоска (кармашек) так, чтобы совпали при сгибании боковые стороны (учитель помогает детям определить ширину загибаемой полоски), сгиб проглаживается гладилкой; изделие кладется лицевой стороной на доску и загибаются боковые края, сгибы проглаживаются гладилкой. В готовый кармашек вставляются буквы разрезной азбуки или цифры (рис.). В процессе изготовления наборной линейки повторяются правила складывания бумаги. 8. Коллективная оценка готового изделия. По вопросам учителя дети рассказывают, что и как они делали, для какой цели загибали кармашек и боковые края. Учитель оценивает, хорошо (аккуратно, красиво) или плохо они выполнили работу. Слабые учащиеся складывают линейку по намеченным сгибам. 9. Подведение итогов.
Тема урока. Составление по образцу композиции из геометрических фигур (домик и елка) (I класс, третья четверть). Задачи урока. Развивать умения ориентироваться в задании по вопросам учителя, выполнять изделие с планированием ближайшей операции, отчитываться по вопросам учителя о ходе проделанной работы, ориентироваться в листе бумаги при выполнении аппликации. Познакомить детей с правилами выполнения аппликации. Оборудование и наглядные пособия. Образец изделия, листы плотной белой бумаги, полосы зеленой и коричневой бумаги, ножницы, кисточки, клей, подкладные доски, тряпочки, коробки для обрезков. Ход урока 1. Организация учащихся. 2. Сообщение темы урока. 3. Ориентировка в задании. Анализ образца проводится по вопросам учителя. Определяется тема аппликации, расположение предметов на листе бумаги, геометрические фигуры, составляющие елку и домик, их цвет и количество. Указываются материалы и инструменты. Учащиеся с помощью учителя вспоминают способы заготовки прямоугольных деталей: обводка по шаблону и складывание из полосы бумаги. 4. Организация рабочего места. Учащиеся из конвертов достают все необходимое и с помощью учителя располагают материалы и инструменты на рабочем месте. 5. Выполнение аппликации. Вначале учащиеся изготавливают геометрические фигуры. Особенность заготовки фигур состоит в том, что они не вырезаются по шаблону. Дети с помощью учителя вспоминают приемы складывания треугольников и квадратов из полосы бумаги, затем заготавливают нужное количество геометрических фигур. Слабые учащиеся заготавливают детали только для одной фигуры (домика). Потом учитель знакомит детей с основным правилом выполнения аппликации: сначала составляется композиция на листе, точно определяется место расположения деталей и последовательность их прикрепления (при этом необходимо ориентироваться на образец). Затем все детали снимаются, и учащиеся, планируя ближайшую операцию, приступают к наклеиванию названной детали. В ходе работы учитель знакомит учеников с другими правилами. Например, детали, намазанные клеем, надо слегка прижимать к листу бумаги, а не притирать, чтобы не сдвинуть их с места. Необходимо следить, чтобы учащиеся правильно называли место прикрепления очередной детали (справа, наверху...) и располагали их в соответствии с образцом. Слабые учащиеся ограничиваются построением домика (рис.). 6. Составление отчета по вопросам учителя. Дети должны ответить, какое изделие и из чего они сделали, в какой последовательности. Следует спрашивать у ребят названия только основных операций и указания мест прикрепления деталей.
7. Краткая оценка качества изделия с указанием его достоинств и недостатков. Дети с помощью учителя отмечают правильное расположение деталей на листе бумаги, чисто аккуратность изделия, степень совпадения с образцом. 8. Подведение итогов. Учитель отмечает поведение и старание детей, порядок на рабочем месте по окончании практической деятельности.
Тема урока. Изготовление ракеты из трех деталей (II класс, вторая четверть). Задачи урока. Развивать умения проводить анализ образца, составлять план работы и отчет о ней с частичной помощью учителя. Учить детей пользоваться предметной картой. Познакомить с приемами изготовления объемных елочных украшений из трех частей. Повторить приемы симметричного вырезывания. Оборудование и наглядные пособия. Образец изделия, предметная карта, цветная бумага, нитки, шаблоны,, ножницы, карандаши, клей, кисточки, подкладная доска.
Ход урока 1. Организация учащихся. 2. Сообщение темы урока. 3. Ориентировка в задании. Анализируя образец, ученики должны назвать изделие, его назначение, указать размер и количество деталей и их особенности, инструменты, материалы и приспособления, необходимые для работы. В случае затруднений учащимся следует показать ту часть предметной карты, с помощью которой они могут дополнить свои ответы.
4. Организация рабочего места. Учащиеся самостоятельно раскладывают материалы, приспособления и инструменты. Учитель проверяет правильность их действий. 5. Составление предварительного плана работы с помощью предметной карты. Учитель расставляет таблицы предметной карты. Предлагает детям внимательно посмотреть их. На карте, помимо материалов, приспособлений, должны быть отражены основные этапы выполнения игрушки (рис.). Учащиеся, ориентируясь на карту, учатся составлять план работы, в котором указывается порядок действий и операций. Прием симметричного вырезывания ученики вспоминают по вопросам. 6. Выполнение ракеты. В ходе работы учитель следит, чтобы соблюдалась последовательность изготовления поделки. С этой целью он время от времени привлекает внимание детей к карте. Очень важно не давать готовые ответы на вопросы учеников, а помогать им найти правильное решение с помощью карты. При изготовлении деталей ракеты учитель следит за соблюдением приемов симметричного вырезывания и экономным расходованием материалов. Слабые учащиеся выполняют ракету по заделу. 7. Отчет о проделанной работе. Необходимо добиваться, чтобы учащиеся при ответе точно придерживались порядка, в котором произведена работа. Помощь в этом окажет предметная карта, которую не нужно убирать до конца урока. 8. Оценка качества готовой игрушки. Учащиеся оценивают достоинства и недостатки своей поделки путем сравнения с образцом или изделием товарища. При этом они отмечают точность вырезывания (совпадение контуров всех трех частей), чистоту работы, своевременность вклеивания петли. Оценка изделия проводится с частичной помощью учителя. 9. Уборка рабочего места. 10. Подведение итогов.
Тема урока. Изготовление гирлянд с симметричными фигурами по образцу (II класс, вторая четверть). Задачи урока. Учить детей ориентироваться в задании, планировать работу и отчитываться о ней, оценивать качество готовой поделки с частичной помощью учителя. Познакомить детей с приемами вырезывания гирлянд с симметричными фигурами. Закрепить умения ориентироваться в листе бумаги и пользоваться предметной картой. Оборудование и наглядные пособия. Образцы гирлянд, предметная карта, полосы цветной и белой бумаги, карандаши, ножницы, шаблоны елки и гриба, подкладные доски.
Ход урока 1. Организация учащихся. 2. Сообщение темы урока, рассматривание образцов гирлянд (елки, грибы, матрешки). 3. Ориентировка в задании. Анализируя гирлянду, дети называют фигурки гирлянд, определяют назначение изделия, материал, форму, количество и размер деталей. При этом учитель должен обратить внимание учеников на следующие особенности фигурок, составляющих гирлянду: они все одинаковы и соединены между собой, стороны каждой фигурки симметричны. Затем учащиеся вспоминают, какие еще изделия они делали, где встречались симметричные фигуры. 4. Составление плана работы. Учащиеся подобные изделие выполняют впервые. Поэтому организует коллективное составление плана по предметной карте. Он следит за тем, чтобы отвечающие точно указывали, во сколько раз складывается полоска бумаги, как располагается шаблон, где соединяются фигурки. Затем он объясняет, как образуется соединение фигурок. В ходе ответов учащиеся должны также назвать инструменты и приспособления. 5. Организация рабочего места. Учащиеся сами располагают все на рабочем месте, затем учитель организует взаимопроверку. 6. Выполнение гирлянд. Учитель вначале сам вырезает гирлянду, показывая правильную хватку заготовки рукой и способ вырезывания. Затем в ходе работы он помогает отдельным учащимся выполнить изделие. Периодически привлекается внимание учеников к предметной карте, с тем, чтобы они еще раз посмотрели, как складывать бумагу, как прикладывать и обводить шаблон, как вырезать гирлянду, чтобы фигурки не распались (рис. 24). Если изделие получилось плохо, то можно повторить его выполнение по обведенному контуру или без него. Вторую гирлянду «грибы» сильные ученики могут самостоятельно выполнить, нарисовав половину контура гриба, не пользуясь шаблоном. Но при этом учитель рекомендует детям ориентироваться на образец, вывешенный на доске. Остальные учащиеся вырезают гирлянду «грибы» по шаблону с помощью учителя. 7. Оценка качества выполненных изделий. В выполненных изделиях учащиеся определяют симметричность фигур, точность и аккуратность вырезывания. В гирляндах, вырезанных без шаблона, отмечается сходство с натуральным предметом (в данном случае сходство с грибом). 8. Подведение итогов.
Тема урока. Изготовление закладки из тонкого картона (II класс, третья четверть). Задачи урока. Развивать умения самостоятельно ориентироваться в задании, составлять план работы над изделием,
отчитываться о сделанном, выполнять окантовку картона полосами бумаги. Повторить приемы разметки прямоугольной детали по линейке. Оборудование и наглядные пособия. Образцы – несколько окантованных изделий, в том числе образец закладки, таблица с образцами окантовочных материалов, рисунок закладки, полосы картона, полоски бумаги, линейки, карандаши, ножницы, клей, кисти, подкладные доски.
Ход урока 1. Организация учащихся. 2. Повторение. По вопросам учителя дети повторяют назначение окантовки в изделиях, рассматривают и называют материалы, необходимые для нее, повторяют правила окантовки. 3. Сообщение темы урока. 4. Ориентировка в задании. Анализируя образец изделия, учащиеся должны самостоятельно указать назначение изделия, его форму, перечислить детали (прямоугольник из картона и окантовочные полосы), отметить особенность окантовки. Потом определить материалы, их цвет, длину готовой закладки. Если учащиеся самостоятельно не вспомнят, как надо измерить длину закладки, то учитель должен помочь им. Затем учитель открывает заранее нарисованный на доске рисунок изделия с указанием на нем длины готовой закладки. Этот, рисунок в дальнейшем будет служить учащимся ориентиром при разметке полос. 5. Организация рабочего места. 6. Составление плана работы над изделием. Учитель предлагает детям рассмотреть заготовки и определить наложением или по линейке, что окантовочные полосы длиннее картонного прямоугольника. В плане должна быть указана, последовательность работы: отбор материалов и инструментов, разметка окантовочных полос, подготовка полос к наклеиванию (складывание полосы вдоль пополам, намазывание ее клеем, оклеивание долевых сторон картона). Учитель может записать план на доске. После этого дети повторяют с помощью учителя порядок разметки. 7. Изготовление закладки. В ходе практической работы учитель может оказать частичную помощь отдельным учащимся. Желательно, чтобы дети больше работали самостоятельно. По окончании работы педагог предлагает учащимся из остатков бумаги сделать на закладке украшение, кто какое хочет (рис.).
8. Отчет о проделанной работе. В отчете, помимо запланированных операций, ученики должны указать операции, необходимые для украшения закладки. 9. Оценка качества изделий. Учащиеся отмечают точность разметки окантовочных полос, качество окантовки, красоту украшения, аккуратность выполнения всего изделия. 10. Подведение итогов.
Тема урока. Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки (III класс, третья четверть, 2 занятия). Задачи урока. Развивать умения самостоятельно ориентироваться в задании, планировать последовательность работы, отчитываться о сделанном, ориентироваться в плоскости листа картона. Закрепить умения производить разметку прямоугольной детали. Показать прием нанесения рицовки. Оборудование и наглядные пособия. Образец изделия, куски картона, линейки с фальцем, нож, краски, кисти, подкладные доски, куски картона для упражнений, ножницы. Ход урока 1. Организация учащихся. 2. Повторение сведений о группах инструментов и их назначении, а также правил безопасной работы с режущими инструментами. 3. Организация рабочего места. 4. Выполнение упражнений: ознакомительные упражнения по нанесению рицовки. 5. Сообщение темы, урока. 6. Ориентировка в задании. Учащиеся определяют назначение изделия, его форму, размеры, особенности конструкции, количество начерченных клеток по длине и ширине, материал и инструменты. 7. Составление плана работы. Один из учащихся самостоятельно составляет план. Другие поправляют и дополняют его. Уточненные пункты плана записываются на доске. 8. Выполнение изделия. Дети выполняют самостоятельно разметку заготовки по длине, предварительно посмотрев рисунок на доске. Учитель помогает отдельным учащимся разрезать картон ножницами. Затем ученики с помощью учителя размечают заготовку на клетки по шаблону (шаблоном служит полоса картона, отрезанная от заготовки), обратную сторону доски делят по линейке пополам. По линии разметки наносят рицовку. Инструктируя детей, учитель следит за правильной их ориентировкой на листе картона. Раскраску клеток учащиеся производят самостоятельно. Слабым учащимся следует дать для работы размеченную доску и готовый шаблон. Работа выполняется ими с помощью учителя (рис.). 9. Отчет о проделанной работе.
10. Оценка качества готовых изделий в сравнении с образцом. 11. Подведение итогов.
Тема урока. Изготовление открытой коробки из тонкого картона (III класс, четвертая четверть, 2 занятия). Задачи урока. Развивать умения самостоятельно ориентироваться в задании, планировать последовательность изготовления изделия, отчитываться о ходе работы, адекватно оценивать результаты труда. Закрепить умения наносить рицовку по линейке с фальцем. Показать способы разметки развертки коробки и склеивания ее с помощью клапанов. Оборудование и наглядные пособия. Образец изделия, предметная карта, куски картона размером равные развертке коробки, ножи, линейки с фальцем, кисти, клей, шаблон, карандаши, ножницы. Ход урока 1. Организация учащихся. 2. Организация рабочего места. 3. Повторение. По вопросам учителя дети повторяют свойства картона, правильную хватку инструментов и приемы нанесения рицовки, правила безопасной работы с режущими инструментами. 4. Сообщение темы урока. 5. Ориентировка в задании. Учащиеся рассматривают образец коробки. Учитель должен привлечь внимание детей к особенностям соединения стенок коробки с помощью клапанов. 6. Составление плана работы, ориентируясь по предметной карте. Карта должна отражать основные операции: разметку по шаблону, нанесение рицовки, надрез квадратов (клапанов) по долевой стороне развертки, складывание коробки, приклеивание клапанов. 7. Выполнение коробки. Вначале по шаблону размечают линии сгибов и надрезов (ширина шаблона должна соответствовать высоте стенки коробочки). Размеченный картон слегка надрезается по линии сгибов и разрезов, разрез квадратов производится по долевым сторонам развертки, тогда при склеивании клапаны соединяются с длинными сторонами коробки; так изделие будет прочнее. Коробка складывается в противоположные надрезам стороны; надрезанные клапаны намазываются декстриновым клеем или клейстером и приклеиваются с внутренней стороны стенок; склеенные части прижимаются грузом. При изготовлении коробки внимание учащихся по мере необходимости привлекается к предметной карте, дети учатся находить в ней помощь при затруднениях. Прием скрепления стенок коробки с помощью клапанов учитель показывает детям и помогает правильно его выполнить (рис.) Слабые учащиеся складывают коробку по готовым рицовкам. 8. Отчет о проделанной работе. Учащиеся самостоятельно отчитываются о проделанной работе. Учитель следит за полнотой ответа, за соблюдением последовательности изложения, правильным называнием операций, инструментов, указанием пространственных признаков предмета и мест соединения деталей. 9. Оценка качества готовых изделий. Учащиеся отмечают ровность нанесения рицовки и надрезов, правильность приклеивания клапанов, соблюдение одинаковой высоты всех стенок, чистоту и аккуратность работы.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 12220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |