КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткий
по дисциплине
Для студентов 5 курса, направления 6.070101 Транспортные технологии факультета транспортных технологий (18 часов лекционных, 18 часов практических)
Мариуполь, 2010 УДК 331
Конспект лекций по курсу: «Экономика транспорта» / Сост.: А.С.Цумаева. – Мариуполь: ПГТУ, 2010. – 52 с.
В работе рассмотрены важнейшие теоретические, методологические, организационно-экономические и практические вопросы по экономике транспорта. Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения, преподавателей вузов, предпринимателей и аспирантов.
Составитель: А.С.Цумаева, к.э.н., доцент
Предисловие. Цельюпреподавания дисциплины «Экономика транспорта» является формирование у студентов транспортного мировоззрения и знаний, обеспечивающих комплексное представление о транспорте, системности, значении и роли его в современном обществе, для экономики страны и удовлетворения потребителей в перевозках. Курс закладывает основу о представлении свойств и характеристик транспорта как системы взаимосвязи пространства, времени и затрат на перемещение предмета перевозки, структуры и содержания транспортных процессов. Изучение курса позволяет объективную необходимость транспортного обслуживания населения и сформировать представление о компонентах транспорта, условиях его функционирования. Изучив дисциплину, студенты должны иметь представление об особенностях транспорта в современном обществе, его роли в функционировании экономики; знать основные принципы формирования, функционирования транспортных процессов, транспортных систем и транспортного комплекса страны. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Основная литература: 1.Котляров С.А. Управление затратами. – СПб: Питер, 2001. – 160 с.: ил. – (Серия «Краткий курс»). 2.Экономика предприятия: Задачи. Ситуации. Решения: Учеб. Пособие/ С.Ф. Покропивный, Г. А. Швиданенко, А. С. Федонин и др..; под. ред.. С. Ф. Покропивного. – К.: Знания – Прес, 2001. – 343с. 3.Економіка підприємства: підручник/ За заг. ред.. д-ра єкон. наук, проф.. С.Ф. Покропивного. – К.: КНЕУ, 2003. – 608 с. – Рос. Мовою. 4.Хотомлянский А.Л., Черната Т.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие. – Мариуполь: Издательство ПГТУ. – 2007. 548 с. 5.Экономика трубной промышленности СССР (основные проблемы) / Л.И. Спиваковский, А.Г. Бонгарт, А.М. Гуревич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Металлургия, 1975. - 335 с. 6.Экономика автомобильного транспорта: Учебник для вузов/ А.И. Малышев. - М.: Транспорт, 1983. - 336 с. 7.Экономика автомобильного: Учеб. пособие для вузов/ С.Н. Паншина. - М.: Высш. школа, 1966. - 303 с. 8.Экономика автомобильного транспорта. Практические расчеты/ Н.Ф. Бибибина. - М.: Транспорт, 1972. - 152 с. 9.Экономика автомобильного транспорта: Учебник для вузов по специальности "Автомобили и автомоб. хоз-во"/ Л.А. Бронштейн, А.С. Шульман. - М.: Транспорт, 1976. - 350 с. 10. Экономика автомобильного транспорта: Учебное пособие для вузов по специальности "Экономика и организация автомобильного транспорта"/ С.Н. Паншина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1974. - 287 с. 11. Экономика автомобильного транспорта: Учебник для вузов/ С.Л. Голованенко. - М.: Высш. школа, 1983. - 352 с. 12. Логистика: учеб. пособие по спец.: "Организация перевозок и управление на промышленном транспорте", "Организация международных перевозок" / В.К. Губенко; ПГТУ. Каф. промышленного транспорта. Ин-т транспорта и логистики. - Мариуполь: [б. и.], 2000. - 242 с. 13. Логистика автомобильного транспорта: Концепция, методы, модели/ В.С. Лукинский, В.И. Бережной, Е.В. Бережная, И.А. Цвиринько. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 278 с. 14. Логистика, эффективность и риски внешнеэкономических операций/ К.В. Захаров, А.В. Цыганок, В.П. Бочарников, А.К. Захаров. - К.: ИНЭКС, 2000. - 237 с. 15. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: учеб. пособие Затраты в производственно-сбытовых логистических системах: механизм управления: [монография] / Л.Ю. Назюта, О.Е. Лактионова, А.С. Рыбко; НАН Украины. Ин-т экономики промышленности. - Донецк: [б. и.], 2004. - 296 с. для вузов / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 251 с. 16. Логистическая централизация материальных потоков: теория и методология логистических распределительных центров: монография / В.К. Губенко; НАН Украины. Ин-т экономики промышленности. - Донецк: [б. и.], 2007. - 494 с. 17. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие / В.В. Волгин. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2008. - 458 с. 18. Налоги и налоговый контроль в Украине: научно-популярная литература / В.П. Завгородний. - К.: А.С.К., 2001. - 638 с. 19. Налоговая система Украины: учебное пособие для вузов / М.В. Гридчина, Н.И. Вдовиченко, А.В. Калина. -, 2-е издание, стереотипное. - К.: МАУП, 2001. - 126 с. 20. Налоговое право: учебник для вузов / Н.П. Кучерявенко. - Харьков: Легас, 2001. - 583 с. 21. Налог на прибыль предприятия: настольная книга плательщика / Ред. Б. Юровский. - Харьков: ООО Центр "Консульт", 2003 -.; (Энциклопедия бухгалтера и экономиста; август 2003) 22. Ч.2: Документы, принятые во исполнение Закона о налогообложении прибыли предприятия. - 2003. - 140 с. 23. Налоги и налоговый контроль в Украине: законы и законодательные акты / В.П. Завгородний. - К.: АСК, 2003. 24. Налогообложение: теории, проблемы, решения [Текст]: монография / В.П. Вишневский [и др.]; ред. В.П. Вишневский; НАН Украины. Ин-т экономики промышленности, Донецкий национальный технический ун-т. - Донецк: ДонНТУ, 2006. - 501 с. Дополнительная литература:
1. Закон України від 10.11.94р. №232/94-ВР “Про транспорт” (із змінами та доповненнями). 2. Закон України від 30.06.93р. №3353-ХІІ “Про дорожній рух” (з змінами та доповненнями). 3. Автотранспортные предприятия: нормативное регулирование деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Современная экономика и право, 2002. – 456 с. 4. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д., Сиротина Т.П. Экономика и статистика фирм: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 240 с. 5. Бакаев А.А. Экономико-математические модели планирования и проектирования транспортных систем. - К.: Техніка, 1973. – 110 с. 6. Громов Н.Н., Персианов В.А. Управление на транспорте: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 1990. – 336 с. 7. Нормативно-правове забезпечення зовнішньоекономічної діяльності залізничного транспорту / Під ред. В.М. Гурнака. - К.: Транспорт України, 1994. - 205 с. 8. Портово-промышленные комплексы / В.А.Дергачев, В.К. Булитко, В.А. Яценко и др. - К.: Наукова думка, 1988. - 128 с. 9. Програма «Україна - 2010» Стратегія політичного, соціального та економічного розвитку // Економіст. - 1998. - № 12. - С. 14 - 32. 10. Романенко И.В. Экономика предприятия. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 280 с. 11. Справочник основных показателей работы железных дорог Украины.– К.: Укрзалізниця, 1997. - 28 с. 12. Экономика предприятия. Учебник. / Под ред. Н.А. Сафронова. – М.: Экономист, 2003. – 608 с. 13. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / Л.И. Ермолович. – Мн.: Интерпрессервис, 2001. – 576 с. 14. Емельянова Т.В. Ценообразование: учеб. пособие / Т.В. Емельянова. – 4-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2008. – 304 с. 15. Ильин, А.И. Планирование на предприятии: учеб. пособие. В 2ч. Ч.1: Стратегическое планирование / А.И. Ильин. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с. 16. Ильин, А.И. Планирование на предприятии: учеб. пособие. В 2ч. Ч.2: Тактическое планирование / А.И. Ильин., Л.М. Синица; под общ. ред. А.И. Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 416 с. 17. Максименко Н.В. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие для вузов /Н.В.Максименко. – Мн.: Выш. шк., 2008. – 398 с. 18. Организация труда: учеб. / Т.В. Емельянова, С.Н. Лебедева, Л.В. Мисникова и др.; под общ. ред. Л.В. Мисниковой. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 302 с. 19. Планирование на предприятии / [Е.Н. Симунин и др.]. – М.: КноРус, 2008 – 336 с. 20. Рыхтисова Н.А. Анализ и управление рисками организации: учеб. пособие для вузов / Н.А. Рыхтисова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 240 с. 21. Раицкий, К.А. Экономика предприятия: учеб. для вузов / К.А. Раицкий. – М.: Информ.-внедрен. центр «Маркетинг», 2002. – 1012 с. 22. Савицкая, Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 288 с. 23. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учеб. для вузов / Г.В. Савицкая. – М.: Новое знание, 2007. – 679 с. 24. Суша, Г.З. Экономика предприятия: учеб. пособие / Г.З. Суша. – М.: Новое знание, 2003. – 314 с. 25. Урбанович А.А. Теория и практика управленческой деятельности / А.А. Урбанович. – Мн.: Соврем. шк., 2008, – 608 с. 26. Экономика предприятий торговли: учеб. пособие / Н.В. Максименко [и др.]; под общ. ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. – 3-е изд., испр. – Минск.: Выш. шк., 2008. – 542 с. 27. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / Л. Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 383 с. 28. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / под ред. Е. Л. Кантора. – СПб: Питер, 2002. – 352 с. 29. Экономика промышленного предприятия: учебник / под ред. Е.Л. Кантора, Г.Л. Маховиковой. – М.: МарТ, 2007. – 864 с. 30. Экономика предприятия: учеб. / под. ред. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА–М, 2001. – 520 с. 31. Экономика труда. Теоретический и практический анализ: учебник для вузов / под ред. А.А. Федченко. – М.: Экзамен, 2007. – 510 с.
ТЕМА 1. Транспортная отрасль в системе национальной экономики Украины. Транспортное предприятие – как хозяйствующий субъект. 1. Экономика транспорта – как наука. Транспортный потенциал. 2. Транспортное предприятие – как хозяйствующий субъект. 3. Стратегия развития предприятия. Бизнес планирование.
1. Экономика транспорта – как наука. История развития транспортной системы Украины. Экономика транспорта - микроэкономика транспорта, отрасль экономической науки, изучающая закономерности развития и функционирования транспорта как отрасли материального производства. Экономика транспорта связана с экономикой промышленности, сельским хозяйством, статистикой, экономической географией, с техническими науками. Область изучения экономики транспорта как науки: изучает экономику железнодорожного, морского, речного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта; рассматривает технико-экономические особенности каждого вида транспорта; изучает организацию управления, методы выбора оптимальных технических и организационных решений; экономику перевозок грузов и пассажиров; эксплуатационные работы; рентабельность развития материально-технической базы; научную организацию труда и заработной платы; категории и методы измерения затрат и результатов транспортного производства. Цели экономики транспорта как науки: разгрузить спецгидротранспорт от излишней работы, совершенствовать систему материально-технического снабжения в народном хозяйстве, более полно удовлетворять потребности в перевозках, снижать потери продукции промышленности и сельского хозяйства в процессе транспортирования, еще более полно удовлетворять потребности населения в передвижении и развитии туризма. Единая транспортная система (ETC) Украины является сложной. Должна соответствовать интеграционным тенденциям социально-экономического развития человечества, достижениям научно-технического прогресса и стратегическим интересам Украины. Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Украины в мировое сообщество и занятия в нем Транспортная отрасль Украины представляет собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение. Под структурой транспорта подразумевают состав, количественные соотношения и формы взаимосвязи отдельных отраслей и производств. Значение транспорта: 1. Экономическое; 2. Социально-политическое; 3. Оборонное; 4. Политическое. Транспортный потенциал. Транспорт является комплексной отраслью инфраструктуры, в которую входят такие виды транспорта: железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный и пр. У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов. Морской транспорт. Преимущества: низкие грузовые тарифы;высокая производительность (за счет большой грузоподъемности судов);непрерывность работы (24 часа в сутки);незначительная зависимость от погодных условий;мобильность от спроса (морские суда можно направить в любую точку мира);практически неограниченная пропускная способность морских путей сообщения. Недостатки:относительно низкая скорость (для грузовых судов 18-20 узлов);сравнительно небольшая частота движения (могут перевозить только большое количество груза и только сразу);необходимость тщательной упаковки грузов. Железнодорожный транспорт. Преимущества:быстрая доставка на большие расстояния;независимость от климатических условий;большая грузоподъемность (3-4 тыс.т – один состав);сравнительно низкие тарифы;при наличии подъездных путей у грузополучателя возникают дополнительные удобства (возможно организовать доставку «от двери до двери»);способность перевозить самую широкую гамму различных грузов. Недостатки:наличие перевалки грузов (пересортировки вагонов);необходимость прочной упаковки;благоприятные условия для хищения;зависимость от географического расположения ж/д путей;необходимость переформирования составов в пути. Автомобильный транспорт. Преимущества:маневренность – возможность концентрации транспорта там, где требуется;срочность и регулярность доставки;возможность организации современных видов доставки (от «двери до двери»);большая сохранность грузов;большая экономичность при перевозке на небольшие расстояния;применение автотранспорта позволяет организовать ритмичность отправок. Недостатки:зависимость от дорожной сети;малая грузоподъемность;относительно высокие тарифы. Воздушный транспорт. Преимущества:высокая скорость доставки;спрямление пути;бысокая сохранность груза в пути;самый высокий уровень сервиса;более простая упаковка;более низкие страховые затраты (из-за минимального времени перевозки). Недостатки:высокие грузовые тарифы;зависимость от погодных условий;ограничения по размеру и весу;зависимость от наземных служб;удаленность аэропортов от предприятий. Трубопроводный транспорт. Преимущества:независимость от погоды;непрерывность подачи транспортируемого груза;низкая себестоимость;высокий уровень автоматизации операций (залив, перекачка, слив). Недостатки:односторонняя транспортировка;невозможность транспортировки другого рода грузов;высокая себестоимость сооружения. Речной транспорт. Преимущества:высокая провозная способность по рекам;низкая себестоимость перевозок, особенно массовых грузов и грузов, не требующих срочной доставки;возможность перевозить значительные партии грузов;возможность использования в районах, где не развита автодорожная и ж/дорожная сеть. Недостатки:необходимость в строительстве гидротехнических сооружений;сезонность работы на большинстве рек мира;необходимость считаться с естественным географическим расположением водных путей и частым несовпадением их с направлением грузопотоков.
В Украине имеются необходимые стартовые условия для формирования современной системы транспортных коммуникаций, которая соответствовала бы европейским стандартам. К ним прежде всего относятся: - необходимость коренного технического переоснащения отрасли и существенных организационных изменений во всех видах транспорта; - достаточная ресурсная база и уровень развития техники и технологии; наличие квалифицированного трудового потенциала и передовых научно-технических разработок; - выгодные природно- климатические и географические характеристики территории; наличие конкурентоспособных научно-технических проектов, прошедших соответствующую экспертизу и готовых к реализации; - заинтересованность зарубежных инвесторов в размещении капиталов в Украине; - устойчивая тенденция к признанию Украины мировым содружеством как европейского государства, с которым желательно иметь стабильные деловые отношения на широкой и долговременной основе и которое в перспективе будет оказывать серьезное влияние на ключевые проблемы европейской политики; наличие утвержденной концепции создания и функционирования в Украине национальной сети международных транспортных коридоров. Комплексно поставить проблемы, связанные с развитием транспортной системы, определить задачи и пути их решения, дать им надлежащее обеспечение (финансовое, материально-техническое, ресурсное, организационное, правовое и др.), организовать и осуществить при условии разработки и реализации Государственной программы развития транспортной системы Украины.процесс выполнения задач и мероприятий можно лишь 2. Транспортное предприятие – как хозяйствующий субъект. В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. В соответствии с Законом Украины «О предприятиях в Украине» от 27.03.91 г. (ст. 1) Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги. Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства. Каждое предприятие - это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным: 1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность); 2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство); 3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке); 4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама); 5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.); 6) экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.); 7) послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.); 8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.). Правовые основы функционирования предприятий Деятельность предприятия упорядочивают многочисленные юридические акты, основными из которых являются: ГК Украины, Законодательные акты, устав предприятия и коллективный договор, регулирующий отношения трудового коллектива с администрацией предприятия. Управление предприятием осуществляется в соответствии с уставом на основе сочетания прав собственника и принципов самоуправления трудового коллектива. Собственник может делегировать свои права по управлению предприятием совету предприятия либо другому органу, предусмотренному уставом предприятия и представляющему интересы собственника и трудового коллектива. Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Стратегия – это генеральная программа деятельности предприятия. Она предполагает следующие моменты: - наличие конкретных целей, то есть должны быть определены количественные и качественные характеристики предприятия, к достижению которых оно стремится. Цели у предприятия могут меняться (получение возможной прибыли, завоевание рынка, получение максимальной прибыли и т.д.); - сформулированы производственные и хозяйственные задачи, решение которых необходимо для достижения целей (для завоевания рынка, реализации продукции, проникновения на новый рынок). Отмечая, что в рыночных условиях главной целью любого предприятия является получение прибыли, следует подчеркнуть, что прибыль не только цель, но и условие существования предприятия. Получение прибыли следует добиваться не любой ценой, а на основе удовлетворения потребностей общества, которые предъявляются рынком. Классификация и структура предприятий.
Создание нового предприятия начинается с принятия соответствующего решения. Первым шагом является собрание учредителей, на котором определяется круг юридических и физических лиц, входящих в их состав. Регистрацию предприятия проводит районная или городская администрация по месту учреждения предприятия в месячный срок. Предприятие обязательно регистрируют и в государственной налоговой администрации, открывают расчетный счет в банке. Данные о Государственной регистрации сообщаются Министерству экономики и Госкомитету статистики, а само предприятие заносится в государственный реестр Украины в соответствии со своим идентификационным цифровым кодом. В случаях, установленных законом, оформляют лицензии на право осуществления отдельных видов деятельности. Ликвидация предприятия: Созданное предприятие может функционировать неограниченное время, за исключением тех случаев, когда предприятие создают для достижения конкретной цели и ликвидируют после ее достижения в срок, оговоренный в уставе. Во всех других случаях прекращение деятельности происходит по добровольному согласию ее владельцев, либо по решению судебных органов. О ликвидации предприятия публикуют сообщение в органах печати. Кредиторам предоставляют срок для предъявления претензий. При ликвидации соблюдают определенный порядок. В первую очередь удовлетворяют все претензии персонала по оплате за труд, затем обязательства предприятия перед налоговыми органами, имущественные и денежные претензии кредиторов. Особый случай ликвидации представляет собой банкротство. Оно характеризует неспособность предприятия (организации) удовлетворить требования кредиторов относительно оплаты товаров, работ, услуг, а также обеспечить обязательные платежи в бюджетные и внебюджетные фонды. Причины банкротства предприятий (организаций) могут быть самыми разнообразными. В целом их можно разделить на две группы: 1) внешние, которые практически очень трудно (иногда невозможно) учесть; 2) внутренние, непосредственно зависящие от форм, методов и организации работы на самом предприятии. Существуют и вполне конкретные симптомы наступления тотальной задолженности и полной неплатежеспособности предприятия (организации). Наиболее характерные из них показаны на рис.1.1. Банкротство может возникнуть на каждом из этапов жизненного цикла конкурентного преимущества фирмы (ЖЦКПФ), но их роль особенно велика на стадии зарождения. Основные этапы прохождения дела о банкротстве того или иного субъекта хозяйствования показаны на рис.1.2. Рис. 1.2. Этапы возбуждения дела о банкротстве В соответствии с Законом Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признание его банкротом» субъектом банкротства может быть любое юридическое лицо, зарегистрированное как субъект предпринимательской деятельности, которое не способно своевременно удовлетворить требования кредиторов или уплатить обязательные платежи государству. Юридическое лицо, против которого возбуждено дело о банкротстве, называется должником, а банкрот — это должник, который пребывает в процессе ликвидации. Признание в установленном порядке должника банкротом имеет определенные юридические последствия: во-первых, прекращается предпринимательская деятельность должника (предприятия, организации); во-вторых, переходит к ликвидационной комиссии право распоряжения имуществом банкрота, все его имущественные права и обязательства; в-третьих, считаются истекшими сроки всех долговых обязательств банкрота; в-четвертых, прекращается начисление пени и процентов на все виды задолженности предприятия (организации)-банкрота.
3. Стратегия развития предприятия. Бизнес планирование. Бизнес-план (БП) предприятия или организации — это письменный документ, в котором изложены сущность, направления и способы реализации предпринимательской идеи, охарактеризованы рыночные, производственные, организационные и финансовые аспекты будущего бизнеса, а также Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Макет бизнес-плана: резюме (краткое содержание бизнес-плана); место нахождение предприятия; цель деятельности; описание вида деятельности, характеристика продукции (услуг); оценка рынка сбыта; конкуренция и конкурентное преимущество предприятия; внешнеэкономическая деятельность; стратегия маркетинга; прогнозирование продаж; план технической доработки продукта; план производства; управление предприятием; характеристика персонала; материально-техническое обеспечение; оценка риска; финансовый план; эффективность проекта. В рыночной системе хозяйствования БП выполняет две функции: - внешнюю (ознакомление заинтересованных людей с сущностью и эффективностью реализации новой предпринимательской идеи); - внутреннюю (отработка системы управления реализацией предпринимательского проекта). Рис. 1.4. Типовая структура БП предприятия (организации)
Вопросы для контроля.
1. Перечислите организационно-правовые формы предприятий. 2. Опишите процесс образования предприятия. 3. В чем сущность банкротства? 4. Перечислите этапы возбуждения дела о банкротстве предприятия.
ТЕМА 2.Налоговая система и особенности налогообложение на транспортном предприятии.
1. Налоговая система Украины. Функции и виды налогов. 2. Налог на прибыль предприятий. 3. Налог на добавленную стоимость (НДС).
1. Налоговая система Украины. Функции и виды налогов. Система налогообложения Украины несовершенна, это создает большое количество трудностей и вопросов. Из-за противоречий налогового законодательства Украины, даже специалисты с большим опытом и налоговые консультанты затрудняются ответить на некоторые вопросы налогообложения без детального изучения законодательной базы и многочисленных разъяснений отдельных вопросов официальными органами, практики налогового арбитража.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |