Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компоненты деятельности человека. В любом виде деятельность человека можно выделить две компоненты




В любом виде деятельность человека можно выделить две компоненты. Первая из них характеризует труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции, схеме, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собственного творчества. Такой труд будем называть первоначальным, регла­ментированным или a-трудом. Вторая компонента характеризует труд, направленный на создание новых духовных или материальных благ, а также новых методов производства. Этот вид труда будем называть новационным, творческим или b-трудом.

Типичным примером деятельности, в которой преобладает a-труд является выполнение производственной операции сборщиком на конвейере с регламентированным ритмом. Сущест­венно, что в данном случае речь идет не о способностях работника, а об объективных возможностях их реализации. Регламентированным может быть не только малоквалифицированный физический труд. В частности, деятельность чиновника, если она сводится только к слепому выполнению приказов и инструкций, объективно является a-трудом. К такому виду труда может сводиться и деятельность некоторых исполнителей с инженерной подготовкой или другим высшим образованием. Существуют достаточно сложные виды деятельности, в которых запрещены любые отступления от заданного регламента действий. Таким образом, a-труд может быть как физическим, так и умственным.

Преимущественно-творческим является труд изобретателей, рационализаторов, ученых, педагогов, врачей, инженеров, организаторов производства, предпринимателей и т. д. Высшим проявлением творчества справедливо считается искусство, ибо в нем не только, как в изобретательстве, исключается повторение (скопирование), но, кроме того, продукт творчества в этой сфере еще и индивидуален, являясь отражением личности автора. Известны случаи, когда одинаковые изобретения и научные открытия делались независимо и почти одновременно разными людьми в разных странах. В искусстве такие ситуации принципиально невозможны.

В цивилизованной экономике одной из характеристик значимости творческих элементов в данном виде деятельности может быть доля оплаты труда в виде гонорара (за рационализа­торские предложения, изобретения, статьи, книги и т. д.) в общих доходах работника. В этом аспекте прибыль предпринимателя, действующего в условиях реальной конкуренции и правового государства, становится формой авторского гонорара. Представля­ется оправданным, что в классификации видов деятельности, действующей, например, в ФРГ предприниматели объединены по источнику доходов в одну группу с лицами свободных профессий — писателями, художниками, архитекторами и т. п.

Оба названных вида труда участвуют в экономических процессах в двух формах: живого (функционирующего) труда результатов прошлого труда. При этом продукты b-труда передаются не только в виде вещей (в том числе носителей информации), но и через систему образования и воспитания. Как правило, полезность результатов b-труда сохраняется значительно дольше, чем продуктов a-труда, и во многих случаях возрастает с течением времени.

Несмотря на постоянное расширение сферы творческой деятельности, основным объектом экономического анализа до последнего времени был труд вообще, а фактически a-труд. Исследование его эффективности наиболее детально выполнено К. Марксом и одним из основателей теории рыночной экономики А Маршаллом Как тот, так и другой исходили из того, что наемный рабочий не вносит ничего нового в выполняемые им функции Для Маркса рабочий — это объект эксплуатации, созда­ющий прибавочную стоимость в результате того, что он трудится значительно больше (примерно в 2 раза), чем необходимо для воспроизводства его рабочей силы.

Необходимость выделения двух компонент труда объективно обусловлена принципиальными различиями в их влиянии на формирование дохода предприятия и национального дохода страны. Увеличение конечного продукта за счет a-труда возможно только при увеличении численности работников, продолжительности времени труда и его интенсивности. В отличие от этого за счет b-труда рост объема продукции возможен при неизменных или даже уменьшающихся затратах рабочего времени и интенсивности труда. Это обусловлено тем, что на основе новых технических, статистическом аспекте фактор - это аргумент, влияющий на величину того или иного экономического показателя. Факторы включают экономические ресурсы, но не сводятся к ним.

При исследовании экономического роста со второй половины XX в. принято выделять четыре фактора: труд, землю, капитал и научно-технический прогресс (НТП). Последним из названных факторов обозначают совокупность положительных изменений в характеристиках продукции и услуг, технологии, организации труда, производства и управления, образовании и профессиональ­ной подготовке работающих. НТП характеризует возможность увеличения результатов производства при неизменных или уменьшающих затратах рабочего времени и материальных ресурсов.

Сущность вклада технического прогресса в развитие экономики определяется тем, что он воплощает в продуктах и услугах новые научные, технические, художественные, предпринимательские идеи, т. е. результаты b-труда. Новая информация в виде открытий, изобретений, ноу-хау характеризует потенциал эко­номического роста. Его использование зависит от общественного строя и форм мотивации труда на предприятиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.