Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экскурс в историю экономики


Лекции по истории экономики

Лекция 1 Введение в историю экономики

План:

  1. Предмет, функции и метод экономической истории. Содержание экономики. Экономика, рынок, бизнес.
  2. Основные этапы и уровни развития современной экономики. Проблема периодизации истории экономики. Цикличность в экономическом развитии.
  3. История экономики в системе наук.
  4. Основные факторы экономического развития.

Войны, составляющие лишь часть истории и поглотившие время людей являются следствием развития экономики, защиты экономических интересов народов и государств. Историческое наследие государств заключается в том, что внесли они в цивилизацию, что построили, создали, изобрели.

При сравнении характеристик народов и государств, чашу весов перевешивает та, на которой находится материальное благосостояние и культурный уровень народа и государства. Экономика всех государств несла на себе нагрузку содержания армий и производства вооружения. Это вынуждало народы либо увеличивать добычу ископаемых и развивать промышленность внутри страны, либо закупать вооружение у других государств. Милитаризация всегда вела к непроизводительным расходам, отвлекая на вооружение финансовые и материальные ресурсы. Однако, империи созданные силой оружия, за счет благосостояния миллионов людей, рано или поздно распадались. Изучая историю экономики, мы изучаем историю человеческого труда. Первичны лишь труд и экономика, а религии и идеологии вторичны. Они возникали на материальной базе. Борьба религиозных концессий чаще всего отражает столкновение экономических интересов различных слоев населения, наций и государств. В течение многих тысячелетий экономика на нашей планете развивалась поступательно. Стартовые условия у всех народов были примерно одинаковы. Однако темпы развития – разные. Это обусловлено экономической результативностью ведения хозяйства. Экономическая результативность зависит от экономической активности каждого народа, его природного ума, трудолюбия, самодисциплины. На развитие экономики могут оказывать влияние как объективные, так и субъективные факторы. Объективные факторы: природная среда, соседство с другими народами. Субъективные факторы: экономическая активность народа, его обычаи, социальное положение большинства членов общества. Чем больше в стране людей, занимающихся производительным трудом, тем выше темпы экономического развития. Чем больше чиновников, военных, деятелей идеологической сферы, тем ниже экономические результаты в стране. Большую роль в экономическом развитии страны играет социальный фактор. Труд подневольного мало производителен. Чем раньше народ освобождался от рабства, крепостной зависимости, тем быстрее шло экономическое развитие страны. Принадлежность людей к различным сословиям отражает их экономическую активность и вклад в развитие экономики государства. Разделение людей на сословия началось в глубокой древности. Это обусловливалось процессом разделения труда и принадлежностью людей к определенному виду деятельности. В ходе тысячелетней эволюции во всех странах образовалось четыре основных сословия: крестьянство, мещанство (ремесленники и торговцы), дворянство (служба правителю) и духовенство (священнослужители). Производительной силой государства являлись два сословия –крестьянство и мещанство. До XIX века крестьяне были главной производительной силой государства. Затем их стали закабалять феодалы. Крестьянский труд – однообразный, циклический, консервативный и немобильный. Их развитие шло без изменений орудий труда. По мере развития научно-технического прогресса число крестьян уменьшалось, их влияние на развитие экономики снижалось.



Ремесленники появились с созданием первого каменного орудия.

Второе после крестьянства сословие – мещанство (бюргерство), состоящее из городских жителей (лекари, учителя, законоведы, художники, музыканты, архитекторы). Мещанами становились наиболее активные представители крестьянства, получившие свободу. Мещанство – это истоки рабочего класса. Городские жители – наиболее экономически активная часть населения страны, важнейшая производительная сила общества, дающая стране промышленную продукцию, культурные ценности. Дворянство и духовенство (управление и идеология) существовали за счет труда ремесленников. В периоды посягательств этих сословий на результаты чужого труда и эксплуатации крестьян и ремесленников происходили бунты, крупные восстания, наносившие урон экономике страны.

Дворянство как сословие стало складываться по мере имущественного расслоения, появления племенных вождей, шаманов, жрецов, захвативших общинные земли. Слуги и воины племенного вождя составили основу будущего дворянства. В качестве платы за работу они получали земли, порой с подневольными крестьянами. Представители этого сословия, как и духовенства, пытались монополизировать знания и не допускать к ним людей из других сословий. (Ломоносов «кухаркины дети»). Слуги князей, царей создали касты. Не желая потерять источники существования, дворяне все больше закрепощали крестьян и были против их освобождения. Именно это привело к научно-техническому отставанию России от других ведущих государств. Слабая экономика стала причиной низкого уровня жизни населения страны, низкого уровня материально-технического оснащения армии, что привело к военным поражениям в Крымской, Русско-японской и Первой мировой войнах. В тех странах, где вообще не было монархии и дворянства (Соединенные Штаты Америки, Канада) или они в результате революции рано утратили свою политическую роль (Голландия, Англия, Франция), развитие шло значительно быстрее, чем в других государствах. Роль дворянства в экономике признается негативной. Это связано с отвлечением ресурсов из экономической сферы, с разрушением материальных ценностей и уничтожением людей в ходе боевых действий. Дворянство не занималось производительным трудом, угнетало крестьянство, это приводило к бунтам и наносило ущерб экономическому потенциалу в целом. С отменой крепостного рабства у дворянства остались земли, но они сами не умели трудиться и управлять своим имуществом, стали постепенно разоряться. С разорением дворян шло их вытеснение из экономической сферы буржуазией, что в целом оказывало позитивное влияние на экономику страны.

Духовенство непосредственно связано с экономикой – потребитель благ. В периоды своего экономического и политического могущества духовенство располагало огромными богатствами в виде земель, рабов, крепостных, промышленных изделий и других материальных ценностей. В ряде стран богатство духовенства превосходило богатство правителей государства. Происходила время от времени секуляризация - отчуждение богатств у духовенства в пользу правителей государства, т.о. происходило обычное перераспределение собственности. (В России по указам царей Ивана IV, Алексея Михайловича, ПетраI, Екатерины II, Николая I и декретом советского правительства проводилась секуляризация церковных земель.

Во все времена духовенство существовало за счет крестьян и ремесленников, плативших либо прямые налоги (церковную десятину), либо налоги в казну, из которой шли средства на содержание храмов и священнослужителей. В обществе не раз возникали движения за дешевую церковь (Саванарола, Лютер).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Образование мирового рынка | II. Основные этапы и уровни развития современной экономики. Проблема периодизации истории экономики. Цикличность в экономическом развитии

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.