Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Основные этапы и уровни развития современной экономики. Проблема периодизации истории экономики. Цикличность в экономическом развитии

I. Предмет, функции и метод экономической истории. Содержание экономики. Экономика, рынок, бизнес.

История экономики занимается изучением экономики как явления. Экономика призвана решать два основных взаимосвязанных вопроса: производство и распределение. Еще более важным является достижение экономической эффективности. Это возможно лишь при взаимодействии экономики с другими сферами человеческой жизни: государственно-правовой, социально-политической системами, а также при высоком уровне развития духовно-ментальной сферы. Экономическая история занимается изучением того, как шел поиск человечеством оптимальных путей своего развития.

Экономика рождена человеком и его деятельностью. Рынок же является порождением экономики. Он, так же как и экономика, развивается, но именно под его воздействием эволюционирует экономика. Именно рыночные отношения привели к рождению еще одного экономического явления – бизнеса. Эффективность функционирования рынка и возможности бизнеса требуют вполне определенных условий. В том случае, когда такие важнейшие факторы, как земля, труд, капитал имеют возможность вызреть, происходит динамичное хозяйственное развитие и экономика достаточно быстро проходит целый ряд этапов своего развития.

О предмете истории экономики можно говорить в широком и узком смысле.

В широком смысле предметом истории экономики является экономическое движение общества, особенности его изменений, трансформация закономерностей такого движения, их связь со всеми сторонами общественной жизни. В узком смысле - это изучение хозяйственной деятельности народов различных стран, развития их производительных сил, смены способов производства с древнейших времен до наших дней.

Объектами изучения являются:

· эволюция способов и форм общественного производства; экономическое развитие стран и регионов в различные периоды;

· альтернативность (поливариантность) развития экономики;

· история отраслей хозяйства (промышленности, с\х, транспорта, торговли и т.д.);

· особенности экономической политики государств и модели хозяйствования;

· история развития отдельных процессов (урбанизация, индустриализация, кооперирование, монополизация); история экономических институтов (налоги, цены, финансы и кредит, денежная система, заработная плата);

· эволюция окружающей природной среды и т.д.

Истории экономики присущ целый ряд функций:

· аккумулирующая – сбор, изучение и обобщение хозяйственного опыта человечества.

· Пропедевтическая (подготовительная) – на конкретных фактах и примерах из истории экономики осваивается содержание базовых экономических терминов.

· мировоззренческая – формирование научной картины мирового процесса хозяйственной эволюции человечества, показывая непрерывную смену форм собственности, хозяйственных механизмов, форм производства, управления, социальной структуры общества., а также их различия по странам, регионам, эпохам.

· формирование реализма экономического мышления – анализ как положительного так и отрицательного опыта хозяйственного развития стран, народов.

· методологическая:

иллюстративная (действие законов подтверждается примерами из истории экономики) и критическая (экономической историей проверяются научность, правдивость политико-экономического анализа, определяются хронологические границы действия тех или иных экономических законов);

· функция научного обоснования новых экономических теорий – выведение «всемирных законов экономического развития» без исторического метода невозможно.

Методы исследования:

СПЕЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ

1) ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ – хронологическая последовательность изложения материала;

2) СИНХРОННЫЙ – одновременное изучение экономики нескольких стран;

3) ДИХРОННЫЙ – метод периодизации;

4) ИСТОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.

ТРАДИЦИОННЫЕ ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

1) ИСТОРИЧЕСКИЙ (ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ) – последовательный анализ фактов и процессов генезиса и эволюции объектов;

2) СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ МЕТОД – изучение целого и его различных частей как взаимосвязанной системы (свойства системы отличны от суммы свойств ее элементов);

3) ИСТОРИКО-СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД – сравнение объектов во времени и пространстве (выделение общего, особенного и единичного);

4) ИСТОРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ – выявление однородных свойств в различных явлениях.

5) СТАТИСТИЧЕСКИЕ – для получения, отбора и обработки историко-статистической информации;

6) КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ – составление системы числовых характеристик, изучаемых объектов;

7) МЕТОДЫ СОЦИАЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ – анализ историко-экономических ситуаций (влияние масс на ход событий).

ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ

1) ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ – фиксация реальных фактов, процессов, явлений;

2) ПРИНЦИП МПТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ – первичность экономического содержания в определении сущности, характера и направленности исторического процесса;

3) ПРИНЦИП ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ – умение увидеть за фактами и событиями вектор экономического развития общества;

4) КЛАССОВЫЙ ПОДХОД – возможность оценить степень реализации экономических интересов различных классов и социальных групп.

 

Периодизация – это установление определенных хронологически последовательных этапов в экономическом развитии общества. В основу периодизации должны быть положены общие для всех стран решающие факторы.

На начальном этапе периодизация не учитывала факторы производственной сферы.

В настоящее время существует три основных подхода к периодизации:

· Восхождение от низшего к высшему;

· Теория исторического круговорота;

· Теория цивилизаций.

К первой теории относится концепция русского просветителя XVIII в. С.В. Десницкого, который исходя из идеи о постоянном усложнении форм хозяйственной жизни выделил стадии: собирательства, скотоводства, земледелия и коммерческого состояния общества.

Русский ученный Л. И. Мечников установил периодизацию по степени развития водных путей сообщения: речной период (период древности), средиземноморский период (Средневековье), океанический период (Новое и Новейшее время).

Трехстадийная модель Гильденбранта – Бюхера.

Немецкие экономисты и историки Бруно Гильденбрант и Карл Бюхер, жившие в середине прошлого века, выделили всего три стадии в истории хозяйства, в основу которых была положена длина пути, которую преодолевает товар-продукт, направляясь из производящего хозяйства в потребляющее:

1) естественное натуральное (или домашнее) хозяйство с древнейших времен до середины XII в. Путь – не более мили – с поля земледельца через мельницу и кузницу в его господский дом.

2) Денежное (или городское) хозяйство, до конца XVIII века. Путь от нескольких миль до нескольких десятков миль, с поля крестьянина или мастерской ремесленника, через городской рынок или ярмарку, при помощи купца в дома потребителей.

3) Кредитное (народное) хозяйство, начиная с XIX в. Путь в сотни и тысячи миль, из шахт Эльзаса, полей Украины, с чайных и хлопковых плантаций Азии, кофейных и сахарных плантаций Бразилии, золотых рудников Африки, при помощи купцов и банкиров, на европейские рынки и фабрики, а оттуда в дома потребителей, а в обратном направлении – машины, оборудование, сталь, ткани, обувь.

Формационный подход Маркса и Сталина

В нашей стране единственно правильным в течение 75 лет считался политический (марксистский), предложенный во второй половине XIX в. К. Марксом, перекочевавший в работы Ленина и официально закрепленный Сталиным в 1933г. В соответствии с этим подходом выделяются пять общественно-политических формаций, в зависимости от господствующего вида собственности на основе средства производства. Вид собственности на средства производства определяет характер способа производства и всего общественного строя.

1) общинный (или первобытно-общинный строй) – с X тысячелетия по VI в. до н.э. Уровень экономического развития низкий, обеспечивающий потребление на грани физического выживания. Нет частной собственности на землю – основное средство производства, а следовательно нет эксплуатации. Основное общественное отношение – внутриобщинный дарообмен. Принуждение к труду носит объективно-физиологический характер – кто не добывает себе пропитания умирает от голода. Классов не существует.

2) рабовладельческий строй – с V в. до н.э. по V в. н.э. Появляется и распространяется частная собственность, в т.ч. и на людей (рабов), эксплуатация которых приносит рабовладельцам прибавочный продукт. Принуждение к труду носит субъективно-террористический характер – пленных, отказывающихся быть рабами, убивают, также поступают с плохими рабами. Основное общественное отношение – рабство. Основные общественные классы - рабы и рабовладельцы. Противоречия между ними не разрешимы – антагонистичны, и рано или поздно должны привести к смене формации.

3) феодальный строй – VI-VIII вв. Земля становится основным объектом частной собственности, источником прибавочного продукта и эксплуатации. Принуждение к труду носит субъективно- экономический характер – владелец земли отстаивает свое право на прибавочный продукт силой оружия и сам решает, кому дать право аренды этого основного средства производства необходимого продукта. Основное общественное отношение – рента. Основные общественные классы с антагонистическими интересами – крестьяне и феодалы.

4) капиталистический строй – XIX в. Основными объектами частной собственности становятся средства производства в промышленности. Принуждение к труду носит объективно-экономический характер – тот, кто не имеет собственности или иных средств существования, вынужден продавать свою рабочую силу (труд) на рынке и подвергаться эксплуатации. Основное общественное отношение – прибавочная стоимость (капитал) Основные общественные классы с антагонистическими интересами - рабочие и капиталисты.

5) коммунистический строй – наступает с победой рабочих над буржуазией. Средства производства переходят в коллективную (общественную) собственность, исчезает эксплуатация. Принудительный, тяжелый характер труда сменяется добровольным, творческим. На базе чего достигается высочайший уровень производства и удовлетворение потребностей всех членов общества.

 

Историко-хронологический подход

Наиболее удобным является традиционный подход, в соответствии с которым в истории народов Средиземноморья выделяется семь законченных периодов.

Древний – XXXIII-VIII вв. до н.э. Произошло разделение труда и сформировались основные социальные институты: семья, община, собственность, право, государство, религия.

Античный – c VIII в. до н.э. по Vв. н.э. Появились ремесла, торговля, частная собственность на землю и рабов.

Средневековый – с VI в. по середину XVв. Сформировались основные европейские нации, выросли самостоятельные города.

Возрождения – с середины XV в. по середину XVII в. Эпоха великих географических открытий и первоначального накопления капиталов.

Просвещения - с середины XVII в. до последней четверти XVIII в. Произошел территориальный раздел мира.

Свободной конкуренции - с последней четверти XVIII в. до последней четверти XIX в. Промышленная революция.

Монополистической конкуренции - с последней четверти XIX в. по середину XX в. Концентрация капиталов и борьба за экономический передел мира привела к серии кризисов и войн.

Социального (рыночного) хозяйства - с середины XX в. Наиболее развитые страны достигли стабильности, сформировался новый средний слой и общество потребителя.

Цикличность в экономическом развитии

Экономическое развитие не линейно, не стабильно. Периоды бурного подъема сменяются периодами спада (кризиса), застоя (депрессии), переходящего в новое оживление и подъем. Перечисленные четыре фазы составляют экономический цикл.

Причины цикличности многообразны: изменение погодных и климатических условий; социальные сдвиги – движение за равноправие, феминизм; политические потрясения – войны, революции, гражданские конфликты, эксперименты. Внутренние причины: избыток сбережений, по отношению к инвестициям, неравномерность воспроизводства капитала, колебания спроса и предложения под воздействием изменения вкусов потребителей и предельной отдачи факторов производства.

Виды циклов:

1) Отраслевые – связанные со спецификой создания продукта в различных отраслях (от недели до нескольких лет).

2) Малые - связанные с неравномерностью воспроизводства оборотного капитала (2-4 года), Китчин.

3) Большие - связанные с неравномерностью воспроизводства основного капитала (8-13 лет), Маркс.

4) Строительные – связанные с неравномерностью спроса в жилищном строительстве, обусловленной сменой поколений (16- 25 лет), Саймон Кузнец.

5) Длинноволновые - связанные с колебаниями государственных расходов (45-60 лет), Кондратьев (1788 – 1814 подъем, до 1843 спад).

6) технико-технологические– вековые, связанные с научными открытиями и изобретениями

1750-1850 – век текстиля, прядильных машин, ткацких станков;

1800-1900 – век пара, механики, угля, железных дорог;

1850 – 1950 – век электричества, автомобиля, стали;

1900 – 2000 – век нефти, химии, авиации, кинематографа;

1950 – 2050 – век электроники, информатики, автоматики;

2000 – 2100 – возможно, век биотехнологий.

7) Глобальные – длятся несколько веков.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экскурс в историю экономики | Вопросы к семинару №1
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.