КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика справочных правовых систем
План 1. Задачи, требования, основные компоненты и понятие Справочной Правовой системы. 2. Свойства справочной правовой системы. 3. Причины спроса модифицированных СПС с локализованными базами данных. 4. Сервисные возможности юридических пакетов. 5. О полноте и достоверности правовых баз данных.
Вопрос №1. Задачи, требования, основные компоненты и понятие Справочной Правовой системы.
Обеспечение работников правоохранительных органов актуальной, полной и достоверной законодательной информацией, сведениями об изменениях и дополнениях, вносимых в нормативно-правовые документы, является одной из первоочередных задач. Сложность ее решения состоит хотя бы в том, что ежедневно только органами высшей государственной власти России принимается в среднем несколько десятков нормативных актов. Если учесть, что для эффективной работы часто требуется наличие нормативных актов, принимаемых субъектами РФ, а также ведомственных документов, то трудности и вместе с тем необходимость решения возникающих проблем становятся очевидными. Важнейшими требованиями при работе с нормативно-правовой информацией являются обеспечение полноты информационной базы и поддержание ее в актуальном состоянии. Выполнение этих требований приводит к необходимости решения задачи о включении в информационную базу множества ведомственных документов, которые часто не являются нормативными и получить которые достаточно сложно. Наиболее трудным моментом является пополнение и изменение базы, поскольку далеко не все документы публикуются. Более того, публикуется обычно изменившаяся часть документа, поэтому при работе с документом приходится одновременно просматривать несколько текстов: исходный и все изменения и дополнения. Часто окончательную редакцию документа приходится создавать самому пользователю, что может привести к появлению неточностей. Традиционные методы получения информации, такие как использование периодических печатных изданий или других печатных источников, не в состоянии адекватно решить поставленную задачу. Как показывает практика наиболее полное и последовательное решение возникающих вопросов можно добиться внедрением компьютерных справочных правовых систем (СПС). Справочная Правовая Система (СПС) - это компьютерное приложение, содержащее полную, систематизированную и оперативно обновляемую информацию по законодательству, а также программные средства поиска, анализа и обработки этой информации. Основными компонентами СПС являются: · информационный банк, содержащий тексты документов и вспомогательную информацию, · программная оболочка, предоставляющая сервисные средства работы с информационным банком. Большой объем правовой информации и качество ее юридической обработки — основа надежности справочно-правовой системы. Чем большим количеством документов вы располагаете, тем выше вероятность, что в любой момент времени вы легко найдете именно ту информацию, которая вам понадобится Вначале считалось, что СПС создают лишь дополнительное удобство при работе с информацией и без их использования вполне можно обойтись. Однако, когда начались масштабные пересмотр и перестройка всего российского законодательства, уследить за огромным потоком вновь принятых нормативных актов стало невозможно. Поэтому к середине 1994 г. число потенциальных покупателей пакетов юридических программ значительно возросло.
Вопрос№2. Свойства справочной правовой системы.
Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, делающих их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией: 1. Возможность работы с огромными массивами текстовой информации: объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно несколько десятков документов, одновременно хранить базы архивных документов и т.д. 2. Использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе. 3. Возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, т.е. с применением электронной почты или сети Internet. Такому подходу способствует развитие компьютерных сетей. В этом случае можно избавиться от задержки обновления информационной базы, если работать в режиме on-line с базой данных, хранящейся на удаленном компьютере. В то же время не расходуется дисковое пространство на компьютере пользователя.
Вопрос№3. Причины спроса модифицированных СПС с локализованными базами данных.
Следует, отметить, что в настоящее время наибольшим спросом пока пользуются модификации СПС с локализованными базами данных. Объяснить это обстоятельство можно несколькими причинами: ü во-первых, качество телефонных линий в России оставляет желать лучшего; ü во-вторых, при обращении к базе данных в режиме on-line пользователь должен заплатить либо за междугородную телефонную связь, либо за трафик сети; ü в-третьих, справочные правовые системы, хранящиеся на компьютере пользователя, часто имеют больше сервисных возможностей. Тем не менее, если обращение к базе данных производится не чаще одного раза в месяц, работа в режиме on-line является предпочтительной. В настоящий момент в России работают более десяти фирм, разрабатывающих программное обеспечение СПС, ведущих компьютерные нормативно-правовые информационные базы и оказывающих услуги по информационному обеспечению с использованием современных компьютерных технологий. Широкое признание пользователей получили коммерческие справочные правовые системы, такие как: · «КонсультантПлюс» (АО «КонсультантПлюс»), · «Гарант» (НПП «Гарант-сервис»), · «Кодекс» (ГП «Центр компьютерных разработок», Санкт-Петербург), · «Юсис» (Юридическое агентство «Intralex») и др. Фирмы-разработчики таких систем уделяли основное внимание, во-первых, разработке и совершенствованию программных технологий и возможностей оболочек и, во-вторых, развитию сервисных центров поддержки СПС. Вопрос №4. Сервисные возможности юридических пакетов.
В настоящее время растет конкуренция между фирмами производителями справочных правовых систем. Повышаются запросы пользователей СПС. Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще и проследить все возможные связи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных. Как следствие, в развитии коммерческих СПС проявляются сходные тенденции расширение спектра хранящихся в системе документов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики вводят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами, уделяю больше внимания развитию сбытовых структур. Вместе с тем, между существующими правовыми системами сохраняется много отличий связанных с различными подходами к построению баз, к принципам их пополнения. Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать справочные правовые системы. К ним относятся: • объем информационного банка; • формирование пользовательской базы; • скорость поиска документов по базе; • актуальность информации и оперативность поступления документов; • степень аутентичности документов оригиналу; • юридическая обработка документов; • возможность удаленного доступа к базе через телекоммуникационные линии; • и ряд других важных характеристик. Особо следует отметить возможность использования гипертекста. Гипертекст – это такая организация текста, при которой отображение и доступ к информационным блокам представлены в виде логических связей и явно указанных переходов. Сегодня все распространенные системы осуществляют поиск по тематическому рубрикатору, названию принимающего документ органа, названию документа, дате принятия, типу документа и предусматривают вывод текста необходимого документа на печать или в текстовый файл. Полнотекстный поиск по всему тексту информационной базы осуществляют программы «Кодекс», «Юсис», «Юрисконсульт». Полнотекстный поиск из слов своего словаря предлагают пользователю пакеты «Гарант», «КонсультантПлюс», «Дело и право». При поиске по слову в названии документа в большинстве пакетов пользователю самому необходимо ограничить длину слова. Однако, например, программа «Юрисконсульт» найдет нужные слова, даже если они стоят в другом падеже. Очень помогает пользователям в работе встроенный редактор или возможность подключения внешнего редактора, как, например, в пакете «Кодекс». Проследить связи между документами позволяют или гипертекстовые средства, как в СПС «КонсультантПлюс» и «Гарант», или система ссыпок на документы с возможностью просмотра их текста, внедренная в пакете «Кодекс». Возможность ведения собственной базы данных пользователя реализована в СПС «КонсультантПлюс», «Гарант» и «Кодекс». Многооконный режим работы предусмотрен в системах «КонсультантПлюс», «Кодекс». Глубокой юридической обработке подвергаются документы, поступающие перед подключением в систему «Гарант». Анализируются нормативные акты в целом, выявляются прямые и косвенные связи между документами и правовыми нормами. В результате документы в СПС связаны перекрестными ссылками, не ограничивающимися случаями очевидных упоминаний одного документа в другом. Комментарии, вносимые в тексты документов юристами, подробно разъясняют, как применять данную правовую норму и значительно облегчают работу с документами, содержащими противоречивые формулировки. Вопрос №5. О полноте и достоверности правовых баз данных.
Подборкой документов, составляющих информационные базы коммерческих СПС, занимаются сами разработчики, заключая с органами власти договоры о предоставлении документов. Централизованного информационного капала в настоящее время пока не существует. Во всем мире юридическая информация на магнитных носителях не имеет юридической силы. И в этом Россия не является исключением. Поэтому в базах данных обычно есть ссылка на печатное издание. Информация в базах данных носит исключительно справочный характер и ее не желательно использовать в суде, т.е. ссылаться. Вопрос возмещения материальных убытков из-за неточных или неполных сведений каждый разработчик СПС решает по-своему. Приобретение справочной правовой системы имеет смысл только при условии регулярного ее обновления и добавления документов по индивидуальному заказу и добавление документов по индивидуальному заказу. Использование справочных правовых пакетов существенно облегчает работу, однако пользователю не следует ждать фантастических эффектов от использования юридической базы данных, он лишь хороший помощник в работе. Следует также заметить, что широкий спектр юридических компьютерных систем уникальное явление российского рынка делового программного обеспечения.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 15535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |