КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первые памятники русской экономической мысли
Одна из особенностей формирования экономических идей, принципов экономической политики в нашей стране — создание уникальных памятников национальной культуры при известном (прямом или косвенном) влиянии внешних источников. Процесс становления и развития отечественной школы связан со спецификой социально-экономического развития, экономико-географического положения России. На экономические взгляды и памятники экономической культуры наложили отпечаток длительный период феодальной раздробленности, последующие процессы усиления «государственного феодализма» при сравнительно слабом или недостаточном развитии хозяйственных, торгово-денежных связей между регионами. Каждый период отечественной истории являл миру оригинальные документы, яркие литературные произведения, «кодексы» норм и правил поведения, проекты и обоснования реформ. Среди них: – законодательные установления Киевской Руси в «Русской Правде» («Правда Ярослава» появилась в 30-е гг. XI в.; статьи и разделы «Русской Правды» складывались на протяжении столетий); – утверждение равноправия Киева и Константинополя (Нового Рима) в «Слове о законе и благодати» Ярослава Илариона (XI в.); – «Изборник» Святослава с поучениями: «Тружайся всегда, да видит бог труд твой и пошлет тебе помощь свою»; «Князя бойся всею силою своею» (1076); – «Житье и хожденье Даниила» в Палестину с подробным описанием ее хозяйства и природных богатств (1106—1108); – «Моление» ремесленника-серебренника Даниила Заточника (приблизительно XII—XIII вв.); – «Хождение за три моря» купца-тверичанина Афанасия Никитина, ходившего с товарами вниз по Волге, детально описавшего возможности торговли Руси с Индией (1466—1472 гг. — в период правления великого князя Ивана III — «государя всея Руси»); – писания «королевского дворянина», русского писателя-публициста Ивана Пересветова («две книжки» Пересветова были переданы Ивану IV в 1549 г.); – нравоучительные послания и программы протопопа дворцового собора Ермолая-Еразма, предлагавшего земельные реформы, осуждавшего ростовщичество (важнейший трактат «Руководство по управлению государством и измерению земли» был назначен для Ивана IV, 1549г.). Литературные памятники отражали идеи справедливости, нормы хозяйственных отношений, принципы укрепления централизованной власти. Экономическая мысль XV—XVI вв. способствовала прогрессу Русского государства, умножению его экономической и политической силы. Но это еще фрагменты, предыстоки, а не система взглядов. Документы, уставы, трактаты содержат отдельные наблюдения, излагают правила ведения хозяйства, выдвигают поучения и советы, как правило, в сочетании и соответствии с религиозными нормами и правилами. Основы «экономики учены» — откуда «богатство истекает», как вести «экономию государственную» — начинают формироваться во второй половине XVII — начале XVIII в. В правление царя Алексея Михайловича главным управителем посольского приказа Афанасием Ордын-Нащокиным был создан Новоторговый устав (1667), направленный против засилья иностранных купцов на внутреннем рынке; выдвинута широкая программа укрепления экономической и военной мощи государства. По сути, Ордын-Нащокиным были заложены первые камни в систему взглядов, обоснование принципов экономической политики. Российская школа экономической науки заявляет о себе преобразовательными деяниями Петра I (1672—1725), экономическими сочинениями Василия Татищева (1686—1750), программой экономических преобразований Ивана Посошкова (1652—1726), которую он намеревался представить Петру I («Книга о скудости и богатстве»). Нормы права и хозяйственных отношений в «Русской Правде» «Русская Правда» — сборник установлений правды, закона. Это своего рода кодекс гражданского права, содержащий нормы имущественных отношений, принципы возмещения за утраты и преступления. Положения «Правды», свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси. Сохранилось несколько вариантов «Русской Правды» — «краткой» и «пространной», первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. «Правда» складывалась при Ярославе (978—1054) и его преемниках, детях, внуке — Владимире Мономахе (1053—1125). «Поучение» Мономаха — яркий литературный памятник, наставления и комментарий к «Правде». «Русская Правда» устанавливает нормы права в соответствии с канонами христианской религии. Она не признает решения судебных споров с помощью кровавого поединка («у кого меч острее, тот и берет верх»). Большинство статей «Пространной Правды» посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений — праву собственности, принципам наследования, наказаниям за нарушение пахотной межи, практике возмещения денежных и натуральных долгов («за ссуду меда и жита возмещать надобно с надбавкой»). Господин имеет право бить смерда «за дело», но не «без вины». «Кого застанут ночью у клети или на каком воровстве, могут убить как собаку; если же продержат пойманного вора до рассвета, то должны вести его на княжий двор, в суд». «Кто не спросив у хозяина, сядет на чужого коня, тот платит в наказание 3 гривны» (т.е. всю цену лошади). Отмечая влияние византийских норм на древнерусский свод церковных законов, В. О. Ключевский пишет, что эти нормы «обрусели», «приноровлены к местному обществу». К примеру: «Русь времен Правды не любила телесных наказаний, и византийские удары плетью (за умыкание чужой лошади) переведены в Правде на обычный у нас денежный штраф, на гривны». В «Русской Правде» имеется статья, согласно которой господин холопа, обокравшего кого-либо на стороне (не у своего господина), должен выкупить вора, уплатив все причиненные им убытки и пени или же выдать его потерпевшему. «Но в нашей статье, — отмечает Ключевский, — к этому прибавлено постановление, как поступать с семьей холопа-вора и со свободными людьми, участвовавшими в краже». «Так мы замечаем, — заключает историк, — что составитель Русской Правды, ничего не заимствуя дословно из памятников церковного и византийского права, однако, руководствуется этими памятниками. Они указывали ему случаи, требовавшие определения, ставили законодательные вопросы, ответов на которые он искал в туземном праве». Как письменный свод древнерусского права «Русская Правда» упорядочивает систему имущественных отношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп «верви» (общины). Права собственности, нормы займа, правила взыскания долгов, принципы наследования, право на имущество, определение наказаний за присвоение чужого имущества занимают примерно половину статей «Краткой Правды». За нарушения имущественных прав и за преступления против личности широко практиковались денежные возмещения. Сошлемся на некоторые примеры. «Ежели кто убьет человека в ссоре или пьянстве и скроется, то Вервь или округа, где совершилось убийство, платит за него пеню» (которая называлась в таком случае Дикою Вирою), «но в разные сроки, и в несколько лет, для облегчения жителей. За найденное мертвое тело человека неизвестного Вервь не ответствует». «Если в чьем владении будет изрыта земля, найдутся сети или другие признаки воровской ловли, то Вервь должна сыскать виновного или заплатить пеню». Денежные пени обычно уплачивались в казну. «Русская Правда» — не только памятник права, но и источник сведений о нормах хозяйственной жизни, экономических отношениях. Из нее мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполнявших роль денег, о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. Если иностранный купец поставлял товар неоплатному должнику, не ведая о его неспособности расплатиться, в таком случае надлежало продать должника со всем его имуществом и первыми вырученными деньгами удовольствовать иностранца или казну, а оставшиеся деньги разделить между прочими заимодавцами. «Русская Правда» позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления. Верхний слой — «княжие люди» (дружина князя); затем идут «люди» (свободные земледельцы, купцы, обязанные платить дань князю). На нижней ступени — «холопы», за которых отвечает их господин. За нанесение увечья или убийство холопа полагалось нести возмещение как за истребление или порчу чужого имущества. Холоп, ударивший свободного, мог быть подвергнут побоям или его хозяин должен был уплатить пеню в виде возмещения. «Русская Правда» — не только свод юридических норм. Это свод правовых и экономических понятий; документ, предписывающий правила поведения, установленные законом и обычаем; памятник Киевской Руси, раскрывающий картину социально-экономических, хозяйственных отношений, экономических идей и представлений древнерусского народа.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |