Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория потребительского поведения




При выборе вариантов потребитель не измеряет величины полез­ностей, а сопоставляет, сравнивает их. В качестве инструмента «изме­рения» предпочтений потребителя Парето использовал кривые без­различия. Простейший вариант анализа представляет сравнение на­бора из двух товаров, например яблок и бананов (рис. 3).

 

Яблоки
Бананы

Рис. 3. Кривая безразличия

Количества этих двух товаров откладываются на вертикальной и горизонтальной осях. Прямая, соединяющая крайние точки (только яблоки — только бананы), носит название бюджетной линии, отра­жающей соотношения двух товаров, выраженные в ценах.

Кривая безразличия отражает варианты сочетания двух товаров (яблок и бананов), оцениваемые потребителем как равнозначные. Его устраивают различные сочетания наборов (они лежат на кривой). Практически ему безразлично, какой из указанных наборов предпо­честь. Варианты, лежащие за пределами кривой, потребителя не уст­раивают.

Какой из вариантов будет выбран? Очевидно тот, для приобрете­ния которого имеется достаточная сумма денег. Прямая, т.е. бюджет­ная граница, касается кривой безразличия в точке М. При данном бюджете и сложившемся на рынке уровне цен будет выбран именно этот вариант как наиболее оптимальный.

Кривые безразличия могут использоваться для прогнозов потреби­тельского спроса. На основе потребительских предпочтений осуществляются сопос­тавления результатов и затрат. Такого рода сопоставления проводятся на различных уровнях. Достижение эффекта в масштабе общества, на­пример, повышение результата при прежних затратах, не означает, что от этого окажутся в выигрыше все члены общества.

Скажем, при увеличении производства и снижении цен на персо­нальные компьютеры выиграет часть населения — потенциальные покупатели компьютеров. «Полезность эффекта» от указанного ме­роприятия для основной массы покупателей останется близкой к нулю. Не затронет интересы большинства населения и «негативный эффект», допустим, повышение цен на бриллианты. Но ситуация может быть и иной: эффект от увеличения добычи нефти почувству­ют прежде всего работники нефтепромыслов, а население нефтенос­ного региона проиграет в результате ухудшения экологической об­становки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.