Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Сущность, формы и этапы международной экономической интеграции




Сущность и этапы международной экономической интеграции

Международное разделение труда вызвало к жизни еще один процесс интернационализации хозяйственной жизни - процесс экономической интеграции, т. е. объединения государств в международные экономические союзы.

Экономическая интеграция - это экономический процесс объединения национальных хозяйств двух и более государств и установления между ними устойчивых производственно-экономических связей на основе разделения труда.

На международном уровне этот процесс имеет не только экономические, но и политические аспекты, он принимает форму межгосударственных соглашений и регулируется национальными или межгосударственными органами. В процесс интеграции вступают обычно государства с однотипным общественным строем и примерно одинаковым уровнем развития. Они формируют интеграционное объединение, имеющее своей целью создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов в пределах объединения. Для этого страны согласовывают свои цели, интересы и проводят единую экономическую, внешнеторговую, финансовую, валютную политику. С учетом политических аспектов разрабатывается и единая оборонная политика. Однако сведение интеграции к процессам, протекающим лишь на межгосударственном уровне, представляется упрощенным. В действительности экономическая интеграция представляет собой дополняющие друг друга процессы межгосударственной и межфирменной интеграции.

Существует несколько типов интеграционных группировок, представляющих собой этапы интеграционного процесса. Исторически каждый последующий этап постепенно развивается из предыдущего.

Подготовительным можно считать этап, на котором между странами либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной заключаются преференциальные торговые соглашения. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле, более благоприятный, чем третьим странам.

Первый этап интеграционных группировок - Зона свободной торговли (ЗСТ). Государства - участники ЗСТ договариваются об отмене таможенных тарифов и количественных ограничений во взаимной торговле товарами. При этом каждая страна оставляет за собой право на самостоятельную внешнеторговую политику в отношении третьих стран, т. е. на сохранение национальных таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношениях с ними.

Создание ЗСТ устраняет взаимные торговые барьеры и создает условия для свободного перемещения товаров между странами. Однако именно это может представлять угрозу для национальных производителей в стране, товары которой ниже по конкурентоспособности. Более конкурентоспособный импортный товар может вытеснить их со своего внутреннего рынка, если государство не примет мер по поддержке и защите отечественных товаропроизводителей.

Специальных органов для координации действий в рамках ЗСТ обычно не создается, все решения по вопросам взаимодействия принимаются министерствами и ведомствами стран-участниц.

Второй этап интеграции - Таможенный союз (ТС). Для него, как и для ЗСТ, характерна отмена таможенных тарифов во взаимной торговле между государствами-участниками. Осуществляются беспошлинная торговля товарами и полная свобода их перемещения внутри региона. Однако, в отличие от ЗСТ, внешнеторговая политика членов объединения в отношении третьих стран разрабатывается и осуществляется коллективно. Она заключается во введении ими единого для всех стран-участниц таможенного тарифа и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.

Этот тип интеграционной группировки дает странам-участницам возможность более надежно защитить свое единое внутреннее рыночное пространство. Он благоприятно действует на развитие рынка, создает конкурентные условия для отечественных товаропроизводителей и поставщиков импортных товаров. И хотя страны-участницы в отдельности отчасти теряют самостоятельность во внешнеторговой политике, но приобретают значительные общие выгоды, проводя единую экономическую политику. При этом интеграционные процессы внутри Таможенного союза усиливаются.

Члены Таможенного союза должны согласовывать таможенные тарифы, координировать развитие отдельных отраслей, исследовать состояние рынка. Для этой деятельности в Таможенном союзе создается система межгосударственных наднациональных органов. Чаще всего это действующий межгосударственный секретариат и периодические совещания министров, руководителей соответствующих ведомств, финансовых структур.

Третий этап экономической интеграции - Общий рынок. На этом этапе сохраняются все принципы свободной торговли, характерные для таможенного союза, но к свободному перемещению товаров добавляются обмен услугами и свобода перемещения капитала, рабочей силы и технологий между странами. Для этого типа интеграции необходимо преодолеть различия в национальных законодательствах стран-участниц: хозяйственном, налоговом, валютном, трудовом. Необходимо унифицировать технические стандарты и экологические нормы, а также отказаться от бюджетных субсидий отдельным предприятиям.

Координацию деятельности в рамках Общего рынка осуществляет постоянно действующий межгосударственный секретариат (например, в ЕС - Европейский совет глав государств и правительств, Совет министров и Секретариат). Также 1-2 раза в год проводятся совещания глав государств и правительств стран-участниц, чаще проводятся встречи министров.

Четвертый этап интеграционных объединений - Экономический союз. Он представляет собой объединение государств на основе единого экономического, правового и информационного пространства. Это высшая форма межгосударственного объединения, при которой происходит полная интеграция, предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики. На более высоких ступенях развития возможны создание валютного союза и введение единой валюты. Объединение государств в Экономический союз заставляет их подчинить собственные интересы интересам Союза, но не может заставить полностью от них отказаться. Внутри Союза возможна конкуренция между странами за внутренний рынок, за выход на новые рынки.

Для проведения единой экономической политики необходимо учреждение органов наднационального регулирования внутри Экономического союза. Правительства стран - членов Союза отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с ними (например, в ЕС - Комиссия ЕС).

Пятый этапПолитический союз. Полная интеграция государств, входящих в группировку, с созданием ряда политических, экономических и других управленческих институтов наднационального уровня и передачи им функции управления и контроля основных аспектов существования полностью интегрированной группировки стран.

Важнейшие интеграционные структуры современности

Объединение государств в интеграционные группировки позволяет им совместно решать многие экономические задачи. В группировки вступают страны с разным уровнем развития, преследуя примерно одинаковые цели.

Прежде всего, это поступление в страну прямых иностранных инвестиций, которые позволяют за счет новой техники и передовых технологий увеличить объем производства продукции. Интеграция способствует поддержке конкурентоспособных отраслей национальной промышленности, которые получают возможность выхода с национального рынка на более широкий региональный рынок.

Объединение государств способствует повышению темпов развития экономики менее развитых стран-участниц за счет использования капиталов, технологий, рыночного опыта более развитых участников группировки. Наиболее полно эти цели интеграции проявляются в рамках ЕС после вступления в нее новых членов из числа государств Центральной и Восточной Европы, бывших социалистических стран.

Интеграционные группировки усиливают позиции объединенных государств в рамках крупных наднациональных объединений, например ВТО. Региональные и субрегиональные объединения стран позволяют им сохранить конкурентоспособность национальных экономик и совместно противостоять глобальной конкуренции.

При создании интеграционных объединений большое значение для стран имеют не только экономические преимущества, но и укрепление взаимодействия в политической, военной, социальной и других неэкономических областях, расширение сотрудничества в этих сферах. Особенно это характерно для стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Обобщая преимущества объединения стран в интеграционные группировки, можно отметить, что участие стран в подобных объединениях обеспечивает предпринимателям этих стран более широкий доступ к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, к новейшим технологиям. У них появляется возможность оперировать на более широком общем рыночном пространстве. Создаются привилегированные условия для фирм стран-участниц, в определенной степени защищающие их от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Странами-участницами совместно решаются социально-экономические, научно-технические, энергетические, экологические и иные проблемы (например, снижение безработицы, охрана труда, выравнивание условий развития отдельных регионов, достижение устойчивого экономического роста и т. п.).

Региональные интеграционные объединения появились в середине XX в. и в настоящее время их насчитывается более 60.

Наиболее развитой интеграционной группировкой является Европейский союз (ЕС). В настоящее время участниками ЕС являются 27 государств Западной, Центральной и Восточной Европы.

Возникновение и развитие Европейского союза прошло все этапы интеграции, последовательно переходя ко все более высоким типам группировок.

На этапе Зоны свободной торговли (1958-1966 гг.) были отменены таможенные пошлины и все количественные ограничения на пути движения товаров внутри сообщества, введен общий таможенный тариф и принята единая торговая политика в отношении третьих стран; кроме того, с 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика.

На этапе Таможенного союза (1968-1986 гг.) общая аграрная политика дополнилась единой политикой в области исследований и технологического развития и в сфере охраны окружающей среды. К этому времени относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран - членов ЕС, так называемая европейская «валютная змея», а с 1979 г. начала функционировать европейская валютная система, применяющая единую расчетную единицу - ЭКЮ.

На этапе Общего рынка (1987-1992 гг.) были введены свободное движение между странами факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕС и свободная торговля услугами между странами-участницами. Были достигнуты «4 свободы» - свободное перемещение внутри ЕС товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.

Этап Экономического союза начался с 1993 г. и продолжается по настоящее время. Он ведет свое начало с подписания в 1992 г. в голландском городе Маастрихте договора о формировании экономического и валютного союза (вступил в силу с 1 октября 1993 г.). Этот этап характеризуется усилением интеграции в экономической и политической сферах, развитием валютного союза. Реализуя Маастрихтский договор, в 1999 г. в ЕС был создан единый центр формирования валютной и денежно-кредитной политики и начался постепенный переход на единую денежную единицу (евро). С января 1999 г. евро появились в обращении в безналичных расчетах параллельно с национальными валютами, а с 2002 г. - в наличной форме. При этом понятия «Европейский союз» (ЕС) и «Европейский валютный союз» (ЕВС) не являются синонимами. ЕВС действует внутри ЕС и имеет свои критерии для вступающих стран:

1) уровень инфляции в стране не должен превышать 1,5%;

2) дефицит в бюджете не должен быть более 3% ВВП, а государственный долг - не более 60% годового объема ВВП;

3) процентные ставки в стране не должны более чем на 2 процентных пункта превышать уровень ставок, средних для стран с наиболее низкими темпами инфляции;

4) в течение двух последних лет перед вступлением в ЕВС национальная валюта не должна девальвироваться.

Дальнейшее развитие ЕС может двигаться в направлении политического союза, однако этот механизм пока не отработан. Предпосылкой создания такого союза может стать принятие единой Европейской конституции, которая пока встречает противодействие в некоторых странах ЕС.

Институциональный механизм управления интеграционными процессами в ЕС основан на системе управления, включающей как элементы национального государственного регулирования, так и межгосударственные органы. Высшим законодательным органом ЕС является Совет министров государств ЕС, исполнительный орган - Комиссия европейских сообществ, контролирующий орган - Европарламент, высшим судебным органом является Европейский суд.

Реализация интеграционных процессов в рамках ЕС оказала позитивное влияние на экономику государств-участников и активизировала процессы интернационализации во многих регионах мира.

На Американском континенте в 1994 г. появилось новое интеграционное объединение НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли, в которую вошли США, Канада и Мексика, хотя соглашение о свободной торговле между США и Канадой было подписано еще в 1988 г., а в 1992 г. к нему присоединилась Мексика. США чрезвычайно заинтересованы в рынках Канады и Мексики, эти страны являются одними из основных рынков для США. Поэтому отличительной особенностью интеграционного процесса в рамках НАФТА является его определенная асимметричность: он протекает в основном между США и каждой из стран-партнеров, но слабо развивается между Канадой и Мексикой.

НАФТА распространяется на огромную территорию с населением свыше 400 млн. человек и мощным экономическим потенциалом, прежде всего это промышленность США. Высокий уровень индустриализации в регионе привел к тому, что важное место в НАФТА занимают вопросы охраны окружающей среды. На трехсторонней основе создаются структуры, отслеживающие на территории стран-участниц соответствие действующих производств установленным экологическим требованиям.

Во второй половине XX в. интерес к региональной интеграции стали проявлять развивающиеся страны. У этих стран были свои специфические цели для создания интеграционных объединений. Прежде всего, они рассматривали интеграцию как средство, с помощью которого они смогут провести индустриализацию, ускорить экономический рост, оптимизировать структуру национальной экономики, ослабить зависимость бывших колоний от своих метрополий, изменить положение страны в системе международного разделения труда. При создании интеграционных объединений молодые государства желали преодолеть односторонность своего сырьевого экспорта и достичь диверсификации внешнеэкономической деятельности, ослабить зависимость от промышленно развитых стран.

Однако прошедшие годы показали, что процесс интеграции в развивающихся странах идет крайне медленно. Это объяснялось целым комплексом внутренних и внешних причин. Для осуществления совместных проектов странам недостает финансовых ресурсов, сказываются различия в экономической стратегии отдельных участников группировок. Не способствует интеграции сырьевая или сельскохозяйственная монокультурность национальных экономик, низкий уровень развития производительных сил, недостаточное развитие инфраструктуры. Действуют такие внешние факторы, как финансовая зависимость от промышленно развитых стран, давление международных корпораций, политическая нестабильность в регионе.

Сложившийся уровень взаимных экономических связей между странами развивающегося мира невысок, и интеграционные процессы пока не смогли его повысить. Если в ЕС уровень взаимного экспорта стран группировки составляет около 70%, то в развивающихся странах он колеблется от долей процента до 20%. Проблема заключается в интенсификации этих отношений, и во многих случаях это зависит от правительства, от политических решений. В целом политические факторы в интеграционных процессах развивающихся стран играют значительно большую роль, чем в развитых.

Все это говорит о том, что интеграция в развивающихся странах проходит свои первые этапы. Она существенно отличается от интеграции в промышленно развитых странах различными побудительными причинами, значительными различиями в исходных экономических и политических условиях интегрирующихся стран.

Однако можно выделить несколько добившихся определенных успехов интеграционных группировок стран развивающегося мира.

В Азии на протяжении последних лет действует АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, созданная в 1967 г. Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г., через 6 дней после обретения независимости), Вьетнам (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. В 2002 году заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор. За это время страны АСЕАН перешли от преимущественного экспорта природных ресурсов к экспорту простой промышленной продукции, причем наиболее динамично этот процесс идет в Таиланде и Малайзии. АСЕАН стремится к созданию зоны свободной торговли. Основными направлениями его деятельности являются: сотрудничество в экономической, научно-технической, социальной и культурной областях, в сфере финансов, в сельском хозяйстве, транспорте, туризме, телекоммуникациях, охране окружающей среды.

АТЭС - Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - создана в 1993 г. АТЭС объединяет страны, значительно отличающиеся друг от друга уровнем развития, структурой экономики, традициями и культурой. В нее входит 21 «участвующая экономика», в том числе такие промышленно развитые страны, как Япония, Австралия, Новая Зеландия, США, Канада. Из развивающихся стран Азии в организацию вошли Гонконг, Тайвань, Филиппины, Индонезия, Китай, Корея, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Бруней, Папуа - Новая Гвинея, Вьетнам. Из стран Центральной и Южной Америки - Мексика, Чили, Перу. С ноября 1997 г. в АТЭС вошла Российская Федерация.

Специфика АТЭС в том, что она имеет консультативный статус, в рамках которого вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проходят встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Одной из задач АТЭС является сокращение разрыва в уровнях экономического развития стран-членов, достижение ими устойчивого экономического роста.

В рамках АТЭС проводятся консультации и обмен информацией в целях развития сотрудничества стран-партнеров в различных формах и в конкретных областях - рыболовстве, энергетике, транспорте, охране окружающей среды и др., разрабатываются стратегии движения товаров, услуг, инвестиций.

В странах Центральной и Латинской Америки существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 из 33 стран этого региона. Все интеграционные группировки Центральной и Латинской Америки своей конечной целью имеют создание общего рынка.

В качестве примера можно привести следующие объединения.

Mercosur или Mercosul (исп. Mercado Común del Sur, порт. Mercado Comum do Sul, англ. Southern Common Market) — общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой. Основано в 1991 году. Цель соглашения выражается в содействии свободной торговли, гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников объединения. В МЕРКОСУР сосредоточено 55,3% населения стран Латинской Америки и Карибского бассейна (более 300 млн. чел.), 40% прямых зарубежных инвестиций, 33% объема внешней торговли стран региона. Совокупный объем ВВП участников объединения достигает 3,3 трлн долл. Объединение представляет собой по размерам и экономическому потенциалу второй после ЕС таможенный союз и третью после ЕС и НАФТА зону свободной торговли.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 г. на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (1960 г.). В ассоциацию входят: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай, Уругвай. ЛАИ находится на этапе общего рынка.

Центрально-американский общий рынок (ЦАОР) создан в 1961 г. Его членами являются Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа. Находится на этапе таможенного союза.

Латиноамериканские экономические группировки включают в свои программы либерализацию внешней торговли, разработку отраслевых программ промышленного развития, унификацию политики Центральных банков, финансовое сотрудничество, взаимное предоставление стабилизационных займов. Ставится также цель выравнивания уровня экономического развития стран и защиты интересов экономически менее развитых участников группировок.

В Африке идея межгосударственного интегрирования чрезвычайно популярна, и на континенте существует огромное разнообразие интеграционных группировок, причем интеграция в Африке идет сверху, являясь инициативой правительств. Главной проблемой африканского континента является политическая нестабильность, число вооруженных конфликтов в Африке постоянно возрастает. Государствам Африки следует сначала урегулировать свою внутреннюю и внешнюю политику, а потом переходить к укреплению межгосударственных экономических отношений. Целями их интеграции должно стать создание условий для развития национальной промышленности, удовлетворения потребностей внутреннего рынка.

Наиболее крупными являются следующие группировки.

Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) создано в 1975 г. В него входят 16 стран-участниц: Бенин, Буркина-Фасо, Острова Зеленого Мыса, Кот-д'Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того. Сообщество представляет собой экономический союз.

Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) образован в 1966 г. В него входят 6 государств: Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея. Целями ЮДЕАК являются поэтапное создание и развитие общего рынка стран Центральной Африки, укрепление действующего таможенного союза.

Особую роль на африканском континенте играет Организация африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г. и имеющая как экономические, так и политические цели и консультативный статус. ОАЕ объединяет 53 страны. Целями сообщества являются координация и согласование политики различных африканских экономических объединений в процессе формирования Африканского экономического сообщества, создание которого намечено к 2025 г.

Процессы экономической интеграции развернулись и на постсоветском пространстве. Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате. Из стран бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония. При этом Туркмения является «ассоциированным членом СНГ», а Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества. Грузия, с 1993 г. входившая в СНГ, 18 августа 2009 года официально его покинула.

Объективной основой для объединения республик бывшего Советского Союза стали разделение труда и региональная специализация, сформировавшаяся в советской плановой экономике. Каждая республика находилась в зависимости от поставок сырьевых ресурсов и конечной продукции из других республик, была глубоко интегрирована в единый народно-хозяйственный комплекс. СНГ стало возрождением системы межреспубликанских взаимосвязей. Его созданию способствовали такие факторы, как технологическая общность производства, единство технических стандартов, общие сети коммуникации, единая транспортная инфраструктура. Все бывшие союзные республики испытывали общие трудности выхода на западные рынки из-за невысокого по мировым меркам технического уровня производства и нуждались в рынках друг друга.

Однако повсеместный спад производства, защита странами собственного рынка, потребность новых государств в структурной перестройке экономики, различия в области ценообразования, в финансовой, банковской и валютной политике, в таможенном регулировании и степени государственного управления экономикой привели к тому, что СНГ так и не стало реально действующим полноценным интеграционным объединением.

В январе 1995 г. было подписано Соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией. В марте 1996 г. к союзу присоединилась Киргизия.

Таможенный союз намечалось формировать в два этапа: на первом - отменить тарифные и количественные ограничения в торговле между собой и установить единый торговый режим в отношении третьих стран; на втором - образовать единую таможенную территорию, перенеся таможенный контроль на внешние границы союза. Однако в процессе согласования внешнеэкономической политики возникли серьезные противоречия среди участников. В результате уже в первый год существования «союза четырех» его члены стали пересматривать в одностороннем порядке ставки таможенных тарифов. Сформированные наднациональные структуры существуют лишь формально. Участие в Таможенном союзе осложняет вступление его членов в ВТО, куда стремятся попасть Россия и Казахстан. Киргизия уже вступила в ВТО в 1998 г. и вряд ли сможет выполнить все нормы ВТО, не нарушая своих обязательств перед партнерами по «четверке».

Наиболее жизнеспособным на постсоветском пространстве может стать российско-белорусский союз. Новым этапом развития этих отношений стало подписание в 1997 г. Договора о Союзе Белоруссии и России.

Белоруссия кооперируется с российскими предприятиями оборонной промышленности. Доля поставок высококачественной продукции из Белоруссии в оборонном заказе Российской Федерации составляет 15%. Обе страны взаимно заинтересованы в рынках друг друга. По оценкам экспертов, российско-белорусский союз позволит Российской Федерации добиться 25% прироста в экономике за счет использования потенциала Белоруссии, а для Белоруссии прирост может составить более 40%. Немаловажным для России фактором является географическое положение Белоруссии, через территорию которой проходят два из пяти основных нефтепроводов из России на Запад. Здесь же проходят основные сухопутные транзитные пути, связывающие Россию со странами Центральной и Западной Европы. Союз с Белоруссией имеет для Российской Федерации не только экономическое, но и геополитическое и военно-стратегическое значение. Это стало особенно важно после расширения НАТО на восток и приближения его к границам России. На территории Белоруссии Россия не только сохранила стратегические объекты, обеспечивающие безопасность страны, но и продолжает их развертывание.

В то же время в развитии российско-белорусской интеграции имеется ряд серьезных трудностей и нерешенных проблем, но эти проблемы не являются непреодолимым препятствием на пути российско-белорусской интеграции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 6604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.