КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Во второй половине 1960 – начале 1980-х г. Тенденции и противоречия социально-экономической жизни
Тенденции и противоречия социально-экономической жизни 14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С.Хрущев был смещен со всех государственных и партийных постов и отправ- лен на пенсию. По существу, его смещение отвечало глубоким интересам и потребностям общества. Однако сделано это было тайно от народа, без гласного обсуждения и анализа уроков реформ. Главным результатом противоречивого десятилетия стало утверждение в стране более свободной атмосферы, в жизнь вошло поколение людей, не знавших тотального страха. Официально провозглашенный после октября 1964 г. курс но- вого руководства на дальнейшее развитие социалистической де- мократии, освобождение партии от несвойственных ей хозяйствен- ных функций, на научное руководство обществом был заранее обречен на неудачу. Первый секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев представлял собой полную противоположность Хрущеву своей смелостью, жаждой новизны и перемен. И по характеру, и по интеллекту Брежнев не обладал качествами руководителя вели- кой державы, необходимыми для реализации коренного обнов- ления общества. Брежнев не был теоретиком, глубоко не заду- мывался над стратегией и перспективами развития страны. Для нового лидера была характерна исключительная осторожность при принятии серьезных решений, постоянная потребность выс- лушивать советы. Брежнев оказался у руля Советского государ- ства в результате сложного переплетения политических сил. Многие в руководстве страны рассматривали его как временную фигуру. В стране ощущалась усталость от нововведений Хрущева. Слабость Брежнева как руководителя открывала широкие воз- можности для всевластия партийно-государственной бюрокра- тии. Ее социальный заказ состоял вовсе не в том, чтобы в инте- ресах народа «строго соблюдать ленинские нормы партийной жизни и принципы коллективного руководства», устранить во- люнтаризм и субъективизм, а в обеспечении ей режима наи- большего благоприятствования. Выдвинутый Брежневым лозунг «стабильности» означал отказ от всяких попыток радикального обновления общества. В руководстве республик и областей, ми- нистерств практически прекратились перемещения. Глубинные причины кризисных явлений продолжали действовать. Выбор дальнейших путей развития страны происходил в условиях про- тивоборства мнений о верхнем эшелоне власти (одни ориен- тировались на консервацию сложившихся методов руководства, другие предлагали достаточно емкую программу пре- образований). В конечном счете победил умеренно-консервативный путь, который разделял и Брежнев. К середине 60-х годов в экономике страны остро ощуща- лась необходимость реформ. В сентябре 1965 г. было принято решение о начале экономической реформы. Была восстановле- на отраслевая система управления промышленностью, пере- строен механизм планирования. Суть предполагавшейся рефор- мы состояла в следующем: 1) сокращение плановых показателей, доводимых до пред- приятия; 2) создание на предприятии фондов материального сти- мулирования; 3) введение твердой, независимой от прибыли, платы за используемые предприятиями производственные фонды; 4) финансирование промышленного строительства не пу- тем выдачи безвозвратных дотаций, а через кредит; 5) недопущение изменения планов без согласования с предприятием. Активную роль в ее разработке сыграл А.Н.Косыгин, став- ший Председателем Совета Министров СССР. Косыгин по об- разованию был инженером-текстильщиком. При Сталине он сделал очень быструю карьеру от мастера на фабрике до Пред- седателя Совнаркома Российской Федерации. Он имел огром- ный опыт хозяйственной работы и определенные взгляды на развитие экономики. Первые шаги реформы 1965 г. вселяли на- дежды. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, со- впавшая по времени с проведением реформы, оказалась по ряду важнейших показателей выполненной. Накопленный опыт показал, однако, что реформу надо ставить на новую, более высокую ступень. Но в ходе ее реализации было внесено много исправлений и дополнений, которые практически свели на нет прежние достижения. Главными причинами, приведшими к неуспеху реформы, явилось нежелание большинства лидеров административно-командной экономики отказаться от привыч- ных методов управления. Этому способствовало и свертывание робких преобразований в политической сфере. Сказались и не- достатки самой реформы, ее непоследовательность. В начале 70-х свертывание реформы было не так болезнен- но, как в последующие годы. Освоение западно-сибирских ис- точников нефти позволило организовать значительный экспорт ее за рубеж. Приток «нефтедолларов» позволил оттянуть нега- тивные последствия в экономическом развитии. Попытки улуч- шить механизм планирования, стимулирования экономики пред- принимались еще не раз, но были безуспешными. Принцип преимущественно директивного управления оставался нетрону- тым. Проводились лишь частичные перемены или изменения. Важнейшие задачи экономического и социального развития ре- шались практически на экстенсивной основе. Это приводило к искусственному дефициту трудовых ресурсов. Сохранялись пре- жние основы управления, основанные на определенных пока- зателях, что вынуждало предприятия выполнять планы любой ценой. Это лишало потребителей возможности влиять на произ- водство. Эта система лишала производственников как инициа- тивы, так и ответственности за свой труд, для них главной забо- той было выполнение плана. В результате народное хозяйство страны несло большие потери, ежегодно недополучая продук- ции на многие миллиарды рублей. Нарастал дефицит государ- ственного бюджета, увеличивался внешний финансовый долг. Существующая система отторгала и все начинания, иду- щие снизу. Не смог прижиться бригадный подряд, в основе которого лежало стремление сознательной части рабочих по- хозяйски распорядиться имеющимися ресурсами, установить справедливость в оплате труда, отойти от уравниловки и полу- чить долю самостоятельности. Не получил распространения и щекинский эксперимент, проходивший под девизом: «Мень- ше работников – больше продукции». Производственная бю- рократия предпринимала все возможное для провала экономи- ческих новаций. Такая же судьба ожидала и все постановления и решения, принимаемые руководством страны одно за другим. Они не выполнялись и не давали ощутимых результатов. Все это свиде- тельствовало о кризисе командно-административной системы. В этих условиях не дали эффекта и меры советского руко- водства по переводу экономики с экстенсивного на интенсив- ный путь развития на основе развертывания научно-техниче- ской революции. Хотя практически ежегодно принимались постановления партии и правительства о научно-техническом прогрессе, эффективность производства и производительность труда росли очень медленно. Отрицательную роль играла нарастающая милитаризация экономики. Все исследования, не носившие военно-прикладно- го характера, игнорировались. Те же технические разработки, которые появлялись в оборонных исследованиях, засекречива- лись и не находили применения в гражданской промышленнос- ти. Все это тормозило внедрение достижений науки и техники в производство. Освоение новых технологий и изделий затягива- лось на десятилетия, в то время как на Западе на это уходило несколько лет. Существующая система управления и стимулирования про- изводства подрывала стимулы к высокопроизводительному ка- чественному труду, губительно отражалась и на фундаменталь- ных научных разработках. Над наукой и исследованиями был установлен мелочный контроль. Именно в этот период, в нача- ле 80-х годов, начались подготовительные работы по переброс- ке части стока северных рек в реку Волга, а также поворота сибирских рек в Среднюю Азию и Казахстан. В рассматриваемый период руководство страны предприни- мало немало усилий и по повышению эффективности сельско- хозяйственного производства. Попыткой разработать эффектив- ную аграрную политику были решения мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. Важным элементом этой реформы было обоснование необходимости перехода от административных методов управления сельским хозяйством к экономическим, а также широкое внедрение хозрасчета, закладывались основы для преодоления перегибов предшествующих лет относительно «отмирания» личного подсобного хозяйства у крестьян. Эти меры встретили поддержку крестьянства, значитель- но оживили хозяйственную деятельность советской деревни. Это сказалось на продовольственном снабжении населения. В годы 8-й пятилетки прилавки магазинов имели довольно разнооб- разный набор основных продуктов питания. Но многое, что задумывалось и планировалось, осталось нереализованным. Новые условия хозяйствования не вписывались в прежнюю систему управления сельским хозяйством. Администрирование, некомпетентное вмешательство в дела колхозов, совхозов про- должали действовать. Увеличивался аппарат управления сель- ским хозяйством. Тяжелое экономическое положение колхозов и совхозов усугублялось несправедливым обменом между городом и де- ревней. Удорожание сельхозтехники, грабеж со стороны де- сятков обслуживающих организаций, значительный разрыв между закупочными и розничными ценами привели к тому, что к началу 80-х годов многие колхозы и совхозы оказались убыточными. Попытки решить проблемы сельского хозяйства только путем увеличения объема капитальных вложений (за 70-е – начало 80-х годов в аграрно-промышленный комплекс страны было вложено более 500 млрд. рублей) не принесли ожидаемо- го результата. Значительная часть направляемых средств расхо- довалась на строительство дорогостоящих и гигантских комп- лексов, загонялась в «стены» вместо повышения плодородия земель, социального переустройства села и налаживания хра- нения и переработки сельхозпродукции. Но в деревне продолжались поиски лучшей организации производства, повышения его эффективности. Инициаторами были руководители отдельных хозяйств: И.Н.Худенко, В.П.Бе- локонь, И.Снимщиков и др. Для некоторых из них эти поиски закончились трагически. Худенко, например, обвиненный в получении якобы не заработанных денег, умер в тюрьме. Недостаточный уровень социального развития села, про- должение политики «неперспективных» деревень влекли за со- бой чрезмерную миграцию крестьянского населения в города, отток трудоспособной рабочей силы из села, что привело к нехватке рабочих рук в деревне. Все это явилось причиной того, что к началу 80-х годов сельское хозяйство страны оказалось в кризисном состоянии. Страна вынуждена была резко увеличить импорт мяса, масла, зерна, сахара. За 20 лет он возрос в денежном выражении в 10 раз. В середине 80-х годов почти повсеместно было введено нор- мированное снабжение по ряду продуктов питания. Снова по- явились карточки. Бесхозяйственность и безалаберность резко обострили и экологическую ситуацию в стране. В 104 городах страны загряз- нение воздуха превысило предельно допустимые нормы, что привело к выпадению кислотных дождей, уничтожающих все живое и ухудшающих здоровье людей. Недостатки и противоре- чия в экономике сказывались и на социальном уровне жизни людей. Рост денежных доходов населения продолжал отставать от производства товаров и услуг. Повышение же цен в середине 70-х годов на так называемые «товары промышленного спроса» привело к повышению цен на все товары. В результате этого вначале исчезли товары для детей, а позже – и другие това- ры. В середине 80-х годов в стране наступил товарный голод, приведший к массовому дефициту и многочасовым очередям. В этих условиях стали процветать спекуляция, коррупция, осно- ванная не на трудовом вкладе, а на степени доступа к дефици- ту. Это сказалось и на моральном состоянии общества. У многих традиционные понятия долга, чести исчезли, стали процветать преступность, пьянство и проституция. Нерешенной осталась жилищная проблема, хотя в 70 – 80-е годы было много сделано в плане ее реализации. Но в целом, по сравнению с нищетой конца 30-х годов и послево- енным периодом, в 60 - 80-е годы положение основной части населения страны значительно улучшилось.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |