КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Содружества Независимых ГосударствРаспад СССР и образование На рубеже 80 – 90-х годов в СССР наблюдался всплеск национальных движений. 1990 г. ознаменовался односторон- ним решением некоторых союзных республик (в первую оче- редь Прибалтийских) о самоопределении и создании незави- симых национальных государств. Попытки союзного центра экономическими мерами воздействовать на эти решения не имели успеха. По стране прокатилась волна провозглашения су- веренитетов союзных республик, избрания в них своих прези- дентов, введения новых названий. Республики стремились из- бавиться от диктата центра, объявив о своей независимости. Реальная опасность неуправляемого распада СССР застав- ляла центр и республики искать путь к компромиссам и согла- шениям, но Россия не могла оставаться в стороне от этого про- цесса. Главным событием, повлиявшим на все последующее развитие страны, стал 1-й Съезд Народных депутатов России, открывшийся 16 мая 1990 г. В повестку дня съезда был включен вопрос «О суверенитете России, Союзном Договоре и народо- властии». 29 мая Б.Ельцин был избран Председателем Верховно- го Совета РСФСР, а 30 мая на пресс-конференции он заявил, что после принятия Декларации о суверенитете России она ста- нет самостоятельной и ее законы будут выше союзных. Ельцин предложил начать переговоры с республиками о новом Союз- ном договоре без каких-либо предварительных условий. 12 июня 1990 г. 1-м Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете Рос- сии. Она стала рубежом как в развитии Российской Федерации, так и всего Советского Союза, который мог существовать до тех пор, пока Россия являлась объединяющим началом. В этот же день Совет Федерации решил создать рабочую группу по подготовке Союзного договора из представителей всех республик. Совет пред- ложил образовать Союз суверенных государств, сочетающий эле- менты федерации, конфедерации и сообщества. Выбор россий- ских депутатов во многом был предопределен поведением других союзных республик, провозгласивших свою независимость. Вслед за Россией в течение нескольких месяцев деклара- ции о суверенитете приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан. Пока речь шла о суверенитете в составе СССР. Но логика раз- вития национального движения подталкивала к радикальному решению – полной независимости. Суверенизация России положила начало двусторонним свя- зям республик в обход союзного центра. 28 июля на встрече в Юрмале с российской делегацией лидеры Прибалтийских госу- дарств заявили об отказе участвовать в переговорах о заключе- нии Союзного договора, но готовы вести переговоры о двусто- роннем договоре с Россией. Б.Ельцин говорил даже о едином фронте Прибалтийских государств и России против Центра. В августе состоялись консультации между рабочими груп- пами Верховных Советов РСФСР и СССР по подготовке Со- юзного договора, а также консультативные встречи с предста- вителями 12 союзных республик. 30-31 августа проходило совместное заседание Совета Федерации и Президентского совета, на котором было решено создать Подготовительный комитет по разработке нового Союзного договора в составе полномочных делегаций республик во главе с их высшими ру- ководителями и при участии Президента СССР. 18-19 августа проект нового Союзного договора был направлен в Верховные Советы СССР и республик для обсуждения. 1 сентября было заключено соглашение о всестороннем сотрудничестве между РСФСР и Грузией. Россия заключила двусторонние соглашения с Киргизией, Казахстаном, Укра- иной, Литвой, Молдовой о межгосударственных отношениях и экономическом сотрудничестве. В высших эшелонах власти как в Москве, так и на местах зрела боязнь неуправляемого распада СССР, который мог принести неисчислимые бедствия народам. В декабре 1990 г. 4-й Съезд народных депутатов СССР об- судил проект Союзного договора и признал целесообразным, чтобы дальнейшую работу по подготовке и заключению дого- вора проводил Подготовительный комитет из числа высших должностных лиц республик. 24 декабря Съезд принял решение провести референдум по вопросу сохранения Союза ССР. Фак- тически населению предлагалось обсудить целесообразность сохранения целостности своего государства. Референдум состо- ялся 17 марта 1991 г. В нем приняли участие 148,6 млн. человек (80% имевших право голоса), из них 113,5 млн. высказались за сохранение Союза (76,4%). 23 апреля на встрече Президента и руководителей 9 рес- публик в Ново-Огарево было принято «Совместное заявление», названное журналистами заявлением «9 + 1». В нем говорилось о том, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является заключение с учетом итогов референдума нового Со- юзного договора. Правда, итоги трактовались не столько в пользу государственного единства страны, сколько в пользу обновле- ния, понимаемого как закрепление суверенитета республик. Во главе почти всех республик уже стояли президенты, избранные народом и, следовательно, не зависевшие от ЦК КПСС, тогда как реально в стране действительно наднациональной власт- ной структурой оставалась партия. 22 мая, усмотрев противоречия в проекте Союзного дого- вора, Верховный Совет СССР потребовал привести текст до- говора в соответствие с итогами референдума 17 марта 1991 г. Был создан Подготовительный комитет для разработки дого- вора новой концепции Союза. Согласно этому документу рес- публики получали больше прав, Центр из управляющего пре- вращался в координирующий. В результате многие союзные структуры, прежде всего министерства и ведомства, кабинет министров, претерпели бы серьезные изменения. В руках со- юзного руководства оставались лишь вопросы обороны, фи- нансовой политики, внутренних дел; все остальные должны были решаться на республиканском уровне. Договор закреп- лял собственность республик на землю, недра, воды. В преде- лах своих полномочий республики могли приостанавливать действия союзных законов, самостоятельно определять госу- дарственные языки. Языком межнационального общения объяв- лялся русский. Это соглашение должно было составить основу нового со- юзного договора, подписание которого намечалось на 20 авгу- ста. М.Горбачев собирался отдохнуть в Крыму. Незадолго до отпуска он встретился в Ново-Огареве с Б.Ельциным и Н.На- зарбаевым. В конфиденциальной беседе речь шла о кадровых перестановках в высшем эшелоне власти СССР после подпи- сания союзного договора. Говорилось о смещении премьер-ми- нистра В.Павлова, министра обороны Д.Язова, министра внут- ренних дел Б.Пуго и председателя КГБ В.Крючкова. 18 августа в Форос, где отдыхал Горбачев, прибыли высшие должностные лица из государственных, военных и партийных структур, потребовали у него введения на всей территории СССР чрезвычайного положения, но получили неожиданный отказ. Это сразу же превращало всех инициаторов в заговорщиков. Утром 19 августа было объявлено по радио о болезни Гор- бачева, и всю полноту власти взял Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В состав его входили Янаев, Павлов, Пуго, Крючков и др. ГКЧП обнародовал ма- нифест, в котором говорилось о развале экономики и беспо- рядках в стране, об унижении советских людей за границей. Своими постановлениями ГКЧП объявил о приостановлении деятельности политических партий и общественных организа- ций, препятствующих нормализации обстановки, о расформи- ровании действовавших вопреки Конституции СССР структур власти, запрете митингов и демонстраций, установлении кон- троля над средствами массовой информации. Для того, чтобы успокоить население, предполагалось осуществить ряд эконо- мических и социальных мер: снизить цены на отдельные това- ры, оказать помощь селу и др. Утром 19 августа Б.Ельцин издает ряд указов, которые ква- лифицируют действия ГКЧП как государственный переворот. В Москву были введены войска, объявлен комендантский час. Путчисты просчитались в главном – за годы перестройки совет- ское общество сильно изменилось. Свобода стала для людей выс- шей ценностью, исчез страх. Замыслы ГКЧП провалились, гэ- качеписты были арестованы, Горбачев был возвращен в Москву. 23 августа на встрече с депутатами Верховного Совета РСФСР Горбачеву фактически было предъявлено ультиматив- ное требование о роспуске КПСС, которое он принял. КПСС перестала существовать как правящая государственная струк- тура. В итоге была ликвидирована основа прежней системы. Ельцин подписал Указ о приостановлении деятельности Ком- партии РСФСР. Бывшая партийная собственность была кон- фискована. Были закрыты коммунистические газеты «Прав- да», «Советская Россия», «Гласность», «Московская правда», газета «День». В ряде союзных республик начались процессы, которые за- ставили пересмотреть основы нового союзного договора. Уни- тарный Союз рушился. 20 августа парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости республики, а днем позже Конституционный закон о государственном статусе республики принял парламент Латвии. 9 сентября 1991 г. Госсо- вет СССР признал независимость Прибалтийских государств. 24 августа Верховный Совет Украины провозгласил республику независимым государством. 25 августа о своей независимости объявила Белоруссия. До конца месяца ее примеру последовали Молдова, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан. Союз распадал- ся на глазах. Все попытки М.Горбачева возобновить работу по подписанию договора оказались безуспешными. В этой ситуации объединение с другими республиками теряло смысл. Проходивший со 2 по 5 сентября 1991 г. V Внеочередной съезд народных депутатов СССР принял решение о прекра- щении своих полномочий как высшего органа власти в стране. Съезд объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, основанной на воле- изъявлении свободных республик. Во время переходного пе- риода высшим органом власти стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат: Совета Республик и Совета Союза. Был создан Государственный Совет в составе Президента СССР и высших должностных лиц союзных республик. Для управления экономикой был образован Межреспубликанский экономический комитет во главе с премьер-министром Рос- сии И.Силаевым. Президент СССР М.Горбачев предпринимал попытки зак- лючить новый Союзный договор. 18 октября 1991 г. 8 респуб- лик подписали договор об экономическом сообществе (кроме Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана). 14 ноября в Ново-Огареве 7 республик (Россия, Белоруссия, Азербайд- жан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан) договорились о создании Союза Суверенных Государств (ССГ). Однако сохранить какое-либо единое государственное обра- зование на территории СССР было уже невозможно. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще в резиденции «Вис- кули» руководители Белоруссии (С.Шушкевич, В.Кебич), Ук- раины (Л.Кравчук, В.Фокин), Российской Федерации (Б.Ель- цин, Г.Бурбулис) подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Три государства вступили в СНГ и пригласили вступить в Содружество новые государства бывшего СССР. Почему из 15 республик Союза именно эти три «присвои- ли» себе право отменить Договор 1922 г.? Юридически только они остались к этому времени учредителями, а, следовательно, и правопреемниками прежнего договора (четвертая договарива- ющаяся сторона – Закавказская СФСР давно не существовала). Это и послужило юридической зацепкой, которой решили вос- пользоваться инициаторы Беловежского соглашения. Именно в Беловежской пуще были впервые провозглаше- ны принципы сосуществования в рамках СНГ: единое эконо- мическое пространство, единая денежная единица, единые вооруженные силы и т.д. Именно на этой основе к СНГ присо- единились Среднеазиатские республики, Казахстан и Армения. 21 декабря 1991 г. состоялась Алма-Атинская встреча лидеров брестской «тройки», «ашхабадской пятерки» и Армении, на которой была принята Декларация об окончательном прекра- щении существования СССР и урегулировании связанных с этим проблем. До конца 1991 г. к СНГ присоединились Молдова и Азербайджан. Так, в СНГ было вовлечено подавляющее боль- шинство бывших республик Союза – исключение составили Прибалтийские республики и Грузия, присоединившаяся к Содружеству чуть более двух лет спустя. Участники Алма-Атин- ской встречи констатировали территориальную целостность входящих в Содружество государств, нерушимость существую- щих границ, сохранили объединенное командование военно- стратегическими силами и единый контроль над ядерным ору- жием, гарантировали выполнение международных обязательств бывшего Союза СССР. 25 декабря 1991 г. Горбачев заявил об уходе с поста Пре- зидента СССР. И в этот вечер в Москве над Кремлем был спущен красный флаг с Государственным гербом СССР, а на его месте вознесся российский трехцветный. Этот акт смены государственных символов поставил последнюю точку в дра- матической судьбе огромной страны, которая называлась Со- ветский Союз. За годы своего существования СНГ показало свою не- жизнеспособность. Углубилась дезинтеграция производства, не выполнялись экономические и торговые соглашения. Пе- ред СНГ встал ряд сложных проблем. Жизненный уровень населения в СНГ стал еще более низким, чем был в СССР. Положение усугубилось отсутствием единого подхода к ре- шению вопросов о создании национальных армий, системы коллективной безопасности. Особенно мучительно пережи- вались проблемы развала государства на уровне бытовых, семейно-родственных отношений, так как они охватили 75 млн. человек из 300-миллионного населения бывшего Союза. Мужчины и женщины, старики и дети в полную меру хлеб- нули горя, оказавшись кто беженцами, кто жертвами бомбо- вых ударов или иных форм насилия, кто людьми второго сор- та, лишенными элементарных гражданских прав. То, что операция по «уничтожению империи» первоначально выгля- дела бескровной, обернулось горькой иллюзией. Уже через несколько месяцев вспыхнули меж- и внутригосударствен- ные конфликты на почве национально-государственного са- моопределения, которые привели к вооруженной борьбе в Молдавии и Приднестровье, в Грузии, Абхазии и Южной Осетии, в Таджикистане, в Северной Осетии и Ингушетии, в Чечне. Нет недостатка в мрачных пророчествах о перспективах развития государств, образовавшихся на развалинах СССР. Для них характерны глубокий экономический упадок, крах нрав- ственных основ жизни. Такое долго продолжаться не может. Предстоит сформировать гражданское общество и правовое государство, эффективную экономику с развитой системой социальных гарантий, включить экономику независимых стран в мировую хозяйственную систему, возродить культуру, такие исторические и традиционные ценности общества, как дом, семья, уважение к старшим, забота о слабых. Центром СНГ определена столица Беларуси – город Минск. СНГ находится в настоящее время в поисках наибо- лее соответствующих для всех участников принципов ново- го содружества. Разработан и принят ряд документов, в том числе Устав СНГ. Действует межпарламентское объедине- ние, центр которого находится в Санкт-Петербурге. Однако в последнее время все более отчетливо обозначились объе- динительные тенденции республик бывшего СССР. И это вполне закономерно. Страны Западной Европы и США стре- мятся ко все большей интеграции и сотрудничеству (эконо- мическое сотрудничество в рамках ЕЭС). Мировой опыт сви- детельствует, что путь к возрождению, прогрессу лежит через свободу экономической деятельности при разумной систе- ме налогообложения и кредитно-финансовой политики, при решительном избавлении от национального и идеологиче- ского чванства, при возрождении лучших национальных и культурных традиций. Только на путях интеграции на основе равноправия и вза- имовыгодного сотрудничества государства СНГ могут выйти из нынешнего кризиса и превратиться в динамично развиваю- щееся сообщество, с интересами которого будут считаться дру- гие центры силы в мировой политике и экономике.
ГЛАВА 3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1991 – 2002 г.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |