Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содружества Независимых Государств

Распад СССР и образование

На рубеже 80 – 90-х годов в СССР наблюдался всплеск

национальных движений. 1990 г. ознаменовался односторон-

ним решением некоторых союзных республик (в первую оче-

редь Прибалтийских) о самоопределении и создании незави-

симых национальных государств. Попытки союзного центра

экономическими мерами воздействовать на эти решения не

имели успеха. По стране прокатилась волна провозглашения су-

веренитетов союзных республик, избрания в них своих прези-

дентов, введения новых названий. Республики стремились из-

бавиться от диктата центра, объявив о своей независимости.

Реальная опасность неуправляемого распада СССР застав-

ляла центр и республики искать путь к компромиссам и согла-

шениям, но Россия не могла оставаться в стороне от этого про-

цесса. Главным событием, повлиявшим на все последующее

развитие страны, стал 1-й Съезд Народных депутатов России,

открывшийся 16 мая 1990 г. В повестку дня съезда был включен

вопрос «О суверенитете России, Союзном Договоре и народо-

властии». 29 мая Б.Ельцин был избран Председателем Верховно-

го Совета РСФСР, а 30 мая на пресс-конференции он заявил,

что после принятия Декларации о суверенитете России она ста-

нет самостоятельной и ее законы будут выше союзных. Ельцин

предложил начать переговоры с республиками о новом Союз-

ном договоре без каких-либо предварительных условий.

12 июня 1990 г. 1-м Съездом народных депутатов РСФСР

была принята Декларация о государственном суверенитете Рос-

сии. Она стала рубежом как в развитии Российской Федерации,

так и всего Советского Союза, который мог существовать до тех

пор, пока Россия являлась объединяющим началом. В этот же день

Совет Федерации решил создать рабочую группу по подготовке

Союзного договора из представителей всех республик. Совет пред-

ложил образовать Союз суверенных государств, сочетающий эле-

менты федерации, конфедерации и сообщества. Выбор россий-

ских депутатов во многом был предопределен поведением других

союзных республик, провозгласивших свою независимость.

Вслед за Россией в течение нескольких месяцев деклара-

ции о суверенитете приняли Узбекистан, Молдавия, Украина,

Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан.

Пока речь шла о суверенитете в составе СССР. Но логика раз-

вития национального движения подталкивала к радикальному

решению – полной независимости.

Суверенизация России положила начало двусторонним свя-

зям республик в обход союзного центра. 28 июля на встрече в

Юрмале с российской делегацией лидеры Прибалтийских госу-

дарств заявили об отказе участвовать в переговорах о заключе-

нии Союзного договора, но готовы вести переговоры о двусто-

роннем договоре с Россией. Б.Ельцин говорил даже о едином

фронте Прибалтийских государств и России против Центра.

В августе состоялись консультации между рабочими груп-

пами Верховных Советов РСФСР и СССР по подготовке Со-

юзного договора, а также консультативные встречи с предста-

вителями 12 союзных республик. 30-31 августа проходило

совместное заседание Совета Федерации и Президентского

совета, на котором было решено создать Подготовительный

комитет по разработке нового Союзного договора в составе

полномочных делегаций республик во главе с их высшими ру-

ководителями и при участии Президента СССР. 18-19 августа

проект нового Союзного договора был направлен в Верховные

Советы СССР и республик для обсуждения.

1 сентября было заключено соглашение о всестороннем

сотрудничестве между РСФСР и Грузией. Россия заключила

двусторонние соглашения с Киргизией, Казахстаном, Укра-

иной, Литвой, Молдовой о межгосударственных отношениях

и экономическом сотрудничестве. В высших эшелонах власти

как в Москве, так и на местах зрела боязнь неуправляемого

распада СССР, который мог принести неисчислимые бедствия

народам.

В декабре 1990 г. 4-й Съезд народных депутатов СССР об-

судил проект Союзного договора и признал целесообразным,

чтобы дальнейшую работу по подготовке и заключению дого-

вора проводил Подготовительный комитет из числа высших

должностных лиц республик. 24 декабря Съезд принял решение

провести референдум по вопросу сохранения Союза ССР. Фак-

тически населению предлагалось обсудить целесообразность

сохранения целостности своего государства. Референдум состо-

ялся 17 марта 1991 г. В нем приняли участие 148,6 млн. человек

(80% имевших право голоса), из них 113,5 млн. высказались за

сохранение Союза (76,4%).

23 апреля на встрече Президента и руководителей 9 рес-

публик в Ново-Огарево было принято «Совместное заявление»,

названное журналистами заявлением «9 + 1». В нем говорилось

о том, что для преодоления кризиса первоочередной задачей

является заключение с учетом итогов референдума нового Со-

юзного договора. Правда, итоги трактовались не столько в пользу

государственного единства страны, сколько в пользу обновле-

ния, понимаемого как закрепление суверенитета республик. Во

главе почти всех республик уже стояли президенты, избранные

народом и, следовательно, не зависевшие от ЦК КПСС, тогда

как реально в стране действительно наднациональной власт-

ной структурой оставалась партия.

22 мая, усмотрев противоречия в проекте Союзного дого-

вора, Верховный Совет СССР потребовал привести текст до-

говора в соответствие с итогами референдума 17 марта 1991 г.

Был создан Подготовительный комитет для разработки дого-

вора новой концепции Союза. Согласно этому документу рес-

публики получали больше прав, Центр из управляющего пре-

вращался в координирующий. В результате многие союзные

структуры, прежде всего министерства и ведомства, кабинет

министров, претерпели бы серьезные изменения. В руках со-

юзного руководства оставались лишь вопросы обороны, фи-

нансовой политики, внутренних дел; все остальные должны

были решаться на республиканском уровне. Договор закреп-

лял собственность республик на землю, недра, воды. В преде-

лах своих полномочий республики могли приостанавливать

действия союзных законов, самостоятельно определять госу-

дарственные языки. Языком межнационального общения объяв-

лялся русский.

Это соглашение должно было составить основу нового со-

юзного договора, подписание которого намечалось на 20 авгу-

ста. М.Горбачев собирался отдохнуть в Крыму. Незадолго до

отпуска он встретился в Ново-Огареве с Б.Ельциным и Н.На-

зарбаевым. В конфиденциальной беседе речь шла о кадровых

перестановках в высшем эшелоне власти СССР после подпи-

сания союзного договора. Говорилось о смещении премьер-ми-

нистра В.Павлова, министра обороны Д.Язова, министра внут-

ренних дел Б.Пуго и председателя КГБ В.Крючкова.

18 августа в Форос, где отдыхал Горбачев, прибыли высшие

должностные лица из государственных, военных и партийных

структур, потребовали у него введения на всей территории СССР

чрезвычайного положения, но получили неожиданный отказ. Это

сразу же превращало всех инициаторов в заговорщиков.

Утром 19 августа было объявлено по радио о болезни Гор-

бачева, и всю полноту власти взял Государственный комитет

по чрезвычайному положению (ГКЧП). В состав его входили

Янаев, Павлов, Пуго, Крючков и др. ГКЧП обнародовал ма-

нифест, в котором говорилось о развале экономики и беспо-

рядках в стране, об унижении советских людей за границей.

Своими постановлениями ГКЧП объявил о приостановлении

деятельности политических партий и общественных организа-

ций, препятствующих нормализации обстановки, о расформи-

ровании действовавших вопреки Конституции СССР структур

власти, запрете митингов и демонстраций, установлении кон-

троля над средствами массовой информации. Для того, чтобы

успокоить население, предполагалось осуществить ряд эконо-

мических и социальных мер: снизить цены на отдельные това-

ры, оказать помощь селу и др.

Утром 19 августа Б.Ельцин издает ряд указов, которые ква-

лифицируют действия ГКЧП как государственный переворот. В

Москву были введены войска, объявлен комендантский час.

Путчисты просчитались в главном – за годы перестройки совет-

ское общество сильно изменилось. Свобода стала для людей выс-

шей ценностью, исчез страх. Замыслы ГКЧП провалились, гэ-

качеписты были арестованы, Горбачев был возвращен в Москву.

23 августа на встрече с депутатами Верховного Совета

РСФСР Горбачеву фактически было предъявлено ультиматив-

ное требование о роспуске КПСС, которое он принял. КПСС

перестала существовать как правящая государственная струк-

тура. В итоге была ликвидирована основа прежней системы.

Ельцин подписал Указ о приостановлении деятельности Ком-

партии РСФСР. Бывшая партийная собственность была кон-

фискована. Были закрыты коммунистические газеты «Прав-

да», «Советская Россия», «Гласность», «Московская правда»,

газета «День».

В ряде союзных республик начались процессы, которые за-

ставили пересмотреть основы нового союзного договора. Уни-

тарный Союз рушился. 20 августа парламент Эстонии принял

постановление о государственной независимости республики, а

днем позже Конституционный закон о государственном статусе

республики принял парламент Латвии. 9 сентября 1991 г. Госсо-

вет СССР признал независимость Прибалтийских государств. 24

августа Верховный Совет Украины провозгласил республику

независимым государством. 25 августа о своей независимости

объявила Белоруссия. До конца месяца ее примеру последовали

Молдова, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан. Союз распадал-

ся на глазах. Все попытки М.Горбачева возобновить работу по

подписанию договора оказались безуспешными. В этой ситуации

объединение с другими республиками теряло смысл.

Проходивший со 2 по 5 сентября 1991 г. V Внеочередной

съезд народных депутатов СССР принял решение о прекра-

щении своих полномочий как высшего органа власти в стране.

Съезд объявил переходный период для формирования новой

системы государственных отношений, основанной на воле-

изъявлении свободных республик. Во время переходного пе-

риода высшим органом власти стал Верховный Совет СССР,

состоящий из двух палат: Совета Республик и Совета Союза.

Был создан Государственный Совет в составе Президента

СССР и высших должностных лиц союзных республик. Для

управления экономикой был образован Межреспубликанский

экономический комитет во главе с премьер-министром Рос-

сии И.Силаевым.

Президент СССР М.Горбачев предпринимал попытки зак-

лючить новый Союзный договор. 18 октября 1991 г. 8 респуб-

лик подписали договор об экономическом сообществе (кроме

Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана). 14 ноября в

Ново-Огареве 7 республик (Россия, Белоруссия, Азербайд-

жан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан)

договорились о создании Союза Суверенных Государств (ССГ).

Однако сохранить какое-либо единое государственное обра-

зование на территории СССР было уже невозможно.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще в резиденции «Вис-

кули» руководители Белоруссии (С.Шушкевич, В.Кебич), Ук-

раины (Л.Кравчук, В.Фокин), Российской Федерации (Б.Ель-

цин, Г.Бурбулис) подписали соглашение о создании

Содружества Независимых Государств (СНГ). Три государства

вступили в СНГ и пригласили вступить в Содружество новые

государства бывшего СССР.

Почему из 15 республик Союза именно эти три «присвои-

ли» себе право отменить Договор 1922 г.? Юридически только

они остались к этому времени учредителями, а, следовательно,

и правопреемниками прежнего договора (четвертая договарива-

ющаяся сторона – Закавказская СФСР давно не существовала).

Это и послужило юридической зацепкой, которой решили вос-

пользоваться инициаторы Беловежского соглашения.

Именно в Беловежской пуще были впервые провозглаше-

ны принципы сосуществования в рамках СНГ: единое эконо-

мическое пространство, единая денежная единица, единые

вооруженные силы и т.д. Именно на этой основе к СНГ присо-

единились Среднеазиатские республики, Казахстан и Армения.

21 декабря 1991 г. состоялась Алма-Атинская встреча лидеров

брестской «тройки», «ашхабадской пятерки» и Армении, на

которой была принята Декларация об окончательном прекра-

щении существования СССР и урегулировании связанных с

этим проблем. До конца 1991 г. к СНГ присоединились Молдова

и Азербайджан. Так, в СНГ было вовлечено подавляющее боль-

шинство бывших республик Союза – исключение составили

Прибалтийские республики и Грузия, присоединившаяся к

Содружеству чуть более двух лет спустя. Участники Алма-Атин-

ской встречи констатировали территориальную целостность

входящих в Содружество государств, нерушимость существую-

щих границ, сохранили объединенное командование военно-

стратегическими силами и единый контроль над ядерным ору-

жием, гарантировали выполнение международных обязательств

бывшего Союза СССР.

25 декабря 1991 г. Горбачев заявил об уходе с поста Пре-

зидента СССР. И в этот вечер в Москве над Кремлем был

спущен красный флаг с Государственным гербом СССР, а на

его месте вознесся российский трехцветный. Этот акт смены

государственных символов поставил последнюю точку в дра-

матической судьбе огромной страны, которая называлась Со-

ветский Союз.

За годы своего существования СНГ показало свою не-

жизнеспособность. Углубилась дезинтеграция производства,

не выполнялись экономические и торговые соглашения. Пе-

ред СНГ встал ряд сложных проблем. Жизненный уровень

населения в СНГ стал еще более низким, чем был в СССР.

Положение усугубилось отсутствием единого подхода к ре-

шению вопросов о создании национальных армий, системы

коллективной безопасности. Особенно мучительно пережи-

вались проблемы развала государства на уровне бытовых,

семейно-родственных отношений, так как они охватили 75

млн. человек из 300-миллионного населения бывшего Союза.

Мужчины и женщины, старики и дети в полную меру хлеб-

нули горя, оказавшись кто беженцами, кто жертвами бомбо-

вых ударов или иных форм насилия, кто людьми второго сор-

та, лишенными элементарных гражданских прав. То, что

операция по «уничтожению империи» первоначально выгля-

дела бескровной, обернулось горькой иллюзией. Уже через

несколько месяцев вспыхнули меж- и внутригосударствен-

ные конфликты на почве национально-государственного са-

моопределения, которые привели к вооруженной борьбе в

Молдавии и Приднестровье, в Грузии, Абхазии и Южной

Осетии, в Таджикистане, в Северной Осетии и Ингушетии,

в Чечне.

Нет недостатка в мрачных пророчествах о перспективах

развития государств, образовавшихся на развалинах СССР. Для

них характерны глубокий экономический упадок, крах нрав-

ственных основ жизни. Такое долго продолжаться не может.

Предстоит сформировать гражданское общество и правовое

государство, эффективную экономику с развитой системой

социальных гарантий, включить экономику независимых стран

в мировую хозяйственную систему, возродить культуру, такие

исторические и традиционные ценности общества, как дом,

семья, уважение к старшим, забота о слабых.

Центром СНГ определена столица Беларуси – город

Минск. СНГ находится в настоящее время в поисках наибо-

лее соответствующих для всех участников принципов ново-

го содружества. Разработан и принят ряд документов, в том

числе Устав СНГ. Действует межпарламентское объедине-

ние, центр которого находится в Санкт-Петербурге. Однако

в последнее время все более отчетливо обозначились объе-

динительные тенденции республик бывшего СССР. И это

вполне закономерно. Страны Западной Европы и США стре-

мятся ко все большей интеграции и сотрудничеству (эконо-

мическое сотрудничество в рамках ЕЭС). Мировой опыт сви-

детельствует, что путь к возрождению, прогрессу лежит через

свободу экономической деятельности при разумной систе-

ме налогообложения и кредитно-финансовой политики, при

решительном избавлении от национального и идеологиче-

ского чванства, при возрождении лучших национальных и

культурных традиций.

Только на путях интеграции на основе равноправия и вза-

имовыгодного сотрудничества государства СНГ могут выйти

из нынешнего кризиса и превратиться в динамично развиваю-

щееся сообщество, с интересами которого будут считаться дру-

гие центры силы в мировой политике и экономике.

 

ГЛАВА 3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1991 – 2002 г.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международная деятельность СССР | Государственно-политическое развитие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.