Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственно-политическое развитие

С формальной точки зрения, формирование самостоятель-

ной российской государственности по времени связано с рас-

падом Советского Союза (декабрь 1991 г.). Фактически же это

произошло раньше – в ходе и в результате августовских собы-

тий 1991 г. (ГКЧП). К декабрю 1991 г. РСФСР пришла уже почти

со всеми (по другой версии, со всеми) политическими атрибу-

тами независимого государства. Напомним, что 12 июня 1990 г.

была принята Декларация о государственном суверенитете

РСФСР, которая предусматривала, в частности, верховенство

российской конституции и республиканских законов на терри-

тории России. А ровно через год, 12 июня 1991 г., Б.Н.Ельцин

стал «всенародно избранным» президентом России. В начале

сентября 1991 г. V съезд народных депутатов СССР фактически

самораспустился и ликвидировал союзное правительство. Пос-

ле августа властные полномочия президента СССР М.С.Горба-

чева были сведены к минимуму и формализованы. Происходи-

ла реальная суверенизация республик как независимых

государств, в чем Россия (Б.Н.Ельцин) и Украина играли ре-

шающую роль. На момент подписания Беловежского соглаше-

ния (8 декабря 1991 г.) и принятия в Алма-Ате декларации

глав 11 государств о создании СНГ (21 декабря 1991 г.) союз-

ная государственность уже де-факто не существовала.

РСФСР к этому времени представляла собой в целом уже

сформированное государство – республику скорее парламент-

скую, чем президентскую. Законодательную и распорядитель-

ную власть осуществляли Съезд народных депутатов и посто-

янно действующий Верховный Совет (председатель –

Р.И.Хасбулатов), распорядительную – президент Б.Н.Ельцин

и вице-президент А.В.Руцкой. Высшим органом исполнитель-

ной власти являлось правительство. Первый состав нового ка-

бинета министров, сформированного V съездом народных де-

путатов РСФСР в конце октября 1991 г., возглавил Б.Н.Ельцин.

Формально это объяснялось «необходимостью его высокого

авторитета для радикальных реформ», фактически же не было

иной весомой фигуры, которой бы доверял президент. Соци-

ально-экономическим блоком правительства руководил вице-

премьер Е.Т.Гайдар, который практически был главой кабине-

та (за исключением политико-силового блока – МИД, МВД,

оборона, госбезопасность). Важным новым элементом третьей,

судебной власти являлся Конституционный суд.

В апреле 1992 г. VI съезд народных депутатов изменил на-

звание государства, оно стало именоваться «Российская Феде-

рация». В ее состав входили 21 автономная республика, 1 авто-

номная область, 10 автономных округов, 6 краев и 49 областей,

2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

Осенью 1991 г. идеологи нового режима, забыв об обеща-

нии строить строго правовое государство со взвешенным со-

отношением властей, заговорили о необходимости «твердой

руки» и укрепления исполнительной власти. Во всех областях,

краях были назначены главы администраций – представители

президента. В городах райсоветы и райисполкомы были заме-

нены на префектуры. Иными словами, началось формирова-

ние президентской «вертикали» реальной власти. На уровне

городов и субъектов федерации складываются и усиливаются

противоречия между законодательной и исполнительной вет-

вями власти. Особенно отчетливо они проявились на общего-

сударственном уровне.

С исчезновением КПСС как общего для вчерашней оппо-

зиции врага внутри российского демократического лагеря про-

изошел раскол, в основе которого лежали различные взгляды

на проблемы государственного строительства и социально-эко-

номического развития страны. Либеральные демократы (Б.Ель-

цин, Е.Гайдар, А.Чубайс и др.) выступали за радикальную

реформу экономики методом шокотерапии, требовали прин-

ципиального роста полномочий президента и правительства,

пропагандировали возможность самой широкой автономии

субъектов РФ (формула «Россия – единая и делимая»). Так на-

зываемые государственники (председатель Верховного Совета

Р.Хасбулатов, вице-президент А.Руцкой, политические деяте-

ли левых движений и др.) выступали против шоковой тера-

пии, резкого усиления исполнительной власти и ослабления

федерации.

Жесткий вариант экономических реформ («гайдарономи-

ка») имел драматические последствия уже в начале 1992 г. В

январе цены выросли в 10 – 12, а за 1992 г. – в 36 раз. Сбереже-

ния людей обесценились. Большинство населения оказалось за

чертой бедности. Народ нарек реформу «грабительской» и ис-

пытывал глубокое недоверие к правительству. Уже к весне 1992 г.

налицо была выраженная социальная напряженность в обще-

стве (митинги, демонстрации протеста).

Представительные органы власти (Советы всех уровней)

стремились отмежеваться от правительственного курса, требо-

вали отставки кабинета и настаивали на большей социальной

защищенности населения. Исполнительная власть (Б.Ельцин и

др.) главную причину своих неудач видела в «антиреформатор-

ской» позиции Съезда народных депутатов и Верховного Сове-

та. Развивался конфликт, который поставил дилемму в госу-

дарственном строительстве: республика парламентская или

президентская.

Уже в апреле 1992 г. Р.Хасбулатов заявил, что Верховный

Совет «в некотором смысле» возглавил оппозицию президенту

и правительству. К нему присоединился вице-президент А.Руц-

кой. На политической арене появилась и непримиримая вне-

парламентская оппозиция в лице левых движений и партий

коммунистической ориентации (движение «Трудовая Россия»,

Российская коммунистическая рабочая партия В.Анпилова,

Компартия РФ во главе с Г.Зюгановым и др.). В то же время в

выступлениях президента все настойчивее звучали идеи непри-

емлемости парламентской республики в условиях радикальных

реформ. В мае 1992 г. Ельцин в Череповце позволил себе фразу:

«Этот съезд надо разогнать к чертовой матери».

Весь 1992 г. прошел в конфронтации законодательной и

исполнительной ветвей власти и завершился переходом всех

политических сил страны в оппозицию социально-экономи-

ческому курсу правительства. В декабре 1992 г. VII съезд народ-

ных депутатов отправил в отставку кабинет и.о. премьера Е.Гай-

дара и утвердил главой правительства В.С.Черномырдина

(занимал этот пост до марта 1998 г.; проводимый им курс на-

зван «консервативно-прагматическим»).

В начале 1993 г. Ельцин выдвинул требование принятия но-

вой конституции через референдум, а руководители Верховного

Совета выступили за досрочное переизбрание всех ветвей влас-

ти. Компромиссный референдум в апреле 1993 г. не только не

разрешил конфликт властей, но даже активизировал его, т.к.

каждая из сторон расценила его итоги как собственную победу.

21 сентября 1993 г. Ельцин подписал указ № 1400 «О по-

этапной конституционной реформе в Российской Федерации»,

который явился неконституционной (антиконституционной)

«революцией сверху», исходившей не из норм права, а из логи-

ки практической целесообразности в понимании группы руко-

водителей страны. Этим указом прекращалась деятельность Съезда

народных депутатов и Верховного Совета РФ, назначались на

декабрь 1993 г. выборы в новый двухпалатный парламент – Фе-

деральное Собрание (ФС), до проведения которых в стране вво-

дилось непредусмотренное конституцией прямое президентское

правление.

Верховный Совет, опираясь на постановление Конститу-

ционного суда, квалифицировал президентский акт как госу-

дарственный переворот и принял решение о досрочном пре-

кращении полномочий Ельцина как президента РФ.

Вице-президент Руцкой принял присягу президента. В стране

создалась критическая ситуация двоевластия.

К вечеру 21 сентября началась фактическая осада Дома

Советов (Белого дома). 3 октября произошли столкновения сто-

ронников Советов и силовых структур (захват столичной мэ-

рии, кровавые события у телерадиокомплекса «Останкино»).

Завершил драму штурм Дома Советов, предпринятый прези-

дентско-правительственной стороной 4 октября (расстрел из

танковых орудий, арест Хасбулатова, Руцкого и других руково-

дителей антипрезидентской оппозиции). По официальным дан-

ным, число жертв составило 145 человек (по неофициальным –

намного больше).

В целом сентябрьско-октябрьский кризис 1993 г. продемон-

стрировал неспособность ведущих социально-политических сил

общества осуществлять коренные преобразования демократиче-

ским путем, через нахождение консенсуса. Победила традици-

онная для России конфронтационная политическая культура.

12 декабря 1993 г. состоялись внеочередные выборы в пар-

ламент – Федеральное Собрание и референдум по новой Кон-

ституции, призванный придать легитимность новой политиче-

ской системе России, получившей название октябрьской.

Верхняя палата ФС – Совет Федерации – формировалась

по принципу: от каждого из 89 субъектов федерации по 2 пред-

ставителя (итого 178). Они представляли законодательную и

исполнительную ветви региональной власти.

Нижняя палата – Государственная дума – избиралась по

смешанному принципу: половина депутатов (225) определялась

по мажоритарной системе (персональные выборы в одноман-

датных округах), а вторая часть – по партийным спискам (по

пропорциональной системе). Сенсациями явились успех Либе-

рально-демократической партии России (руководитель – В.Жи-

риновский) и поражение блока сторонников радикальных ре-

форм «Выбор России» (В.Гайдар, А.Чубайс и др.) на выборах

по партийным спискам. В целом же, с учетом выборов в одно-

мандатных округах, у «Выбора России» было 96 мандатов, но

положение оппозиции было выигрышным: блок КПРФ и Аграр-

ной партии – 112, ЛДПР – 70. Госдума не стала менее оппози-

ционной к президенту, чем распущенный Верховный Совет.

В ходе референдума за новую («ельцинскую») Конститу-

цию отдали свои голоса 58,4% участников (32,9 млн. человек),

что составляло менее одной трети числа избирателей (32,3%).

Новая Конституция фактически устанавливала в стране

президентскую республику. Глава государства – президент –

обладал весьма широкими полномочиями, в т.ч. по роспуску

Госдумы. Федеральное Собрание (СФ и Госдума) получало

меньший объем полномочий, чем прежний Съезд народных

депутатов и Верховный Совет. Дума рассматривает и прини-

мает законы в трех чтениях. Важнейшие из них обязательно

утверждаются Советом Федерации («сенатом»). Закон вступа-

ет в силу лишь после подписания президентом. Его вето мо-

жет быть преодолено 2/3 голосов в Госдуме. Правительство

формируется президентом, он же предлагает кандидатуры

премьер-министра. Если Госдума трижды ее отклоняет, пре-

зидент имеет право ее распустить.

1994 г. был годом тактического маневрирования и власти,

и оппозиции. 1995 г. явился временем подготовки к парламент-

ским выборам, на которые сильнейшее влияние оказала война

в Чечне. Для усиления позиций президентско-правительствен-

ных сил было создано политическое движение «Наш дом –

Россия» во главе с премьером В.Черномырдиным. НДР объе-

динило верхушку федеральных и местных руководителей, ди-

ректоров предприятий и др., представляя собой реальную

партию власти.

На выборах в Госдуму 17 декабря 1995 г. победили, как и

ожидалось, оппозиционные силы. КПРФ получила 22% голо-

сов, ЛДПР – около 11%, НДР – лишь 9,95% и центристское

«Яблоко» (Г.Явлинский) – 7,12%. Спикером палаты был из-

бран представитель КПРФ Г.Селезнев.

Президентские выборы были назначены на лето 1996 г. На

кандидатуру Б.Ельцина работал весь государственный аппарат,

многие СМИ и большие деньги. Его предвыборная кампания

проходила под лозунгом: «Или продолжение реформ, или воз-

врат к коммунистическому прошлому». Первый тур (16 июля)

не выявил победителя, но определил лидеров: Б.Ельцина

(35,3%) и Г.Зюганова (32%). Третье место занял генерал А.Ле-

бедь (14,5%), которого Ельцин сразу привлек на свою сторону,

дав пост секретаря Совета безопасности. Во втором туре (3 июля)

победил Б.Ельцин, набрав 53,82% голосов (у Г.Зюганова – 40,7%).

Второй президентский срок Ельцина продолжался до кон-

ца 1999 г. В это время происходит общее ослабление централь-

ной власти и российской государственности. Ельцин в значи-

тельной мере отстранился от государственных дел, серьезно

болел (более 20 раз лежал в ЦКБ) и почти постоянно находил-

ся в своей загородной резиденции «Горки – 9». На уровне обы-

денного сознания сформировалось мнение о том, что он «цар-

ствует, лежа на боку», т.е. о его недееспособности.

Об отсутствии системной кадровой и социально-экономи-

ческой политики свидетельствовали и многие правительствен-

ные кризисы 1998-1999 г. За полтора года президент сменил

пять премьер-министров. Весной 1998 г. был отправлен в от-

ставку В.Черномырдин, который превращался в крупную по-

литическую фигуру. Его преемником стал С.Кириенко, смещен-

ный в августе 1998 г. после объявления дефолта (неспособности

властей РФ платить по долгам). Е.Примаков, занимавший жест-

кую державно-патриотическую позицию во внешних и внутрен-

них делах, имел растущий рейтинг и многие хотели бы видеть

его в кресле президента. Он «продержался» с сентября 1998 г. по

май 1999 г., а его «сменщик» С.Степашин – гораздо меньше

(середина мая – начало августа).

В августе 1999 г. главой кабинета министров стал В.В.Пу-

тин – 1952 года рождения, закончил юрфак Ленинградского

университета, служил во внешней разведке. Первую половину

90-х годов работал в «команде» петербургского мэра А.Собчака,

а в 1996 – первой половине 1998 г. – в Управделами и Админи-

страции президента. С июля 1998 г. Путин возглавлял ФСБ.

Новый премьер-министр с самого начала продемонстри-

ровал способности фактического руководителя государства, взяв

на себя ответственность за проведение антитеррористической

операции в Дагестане и Чечне, за наведение порядка с выпла-

той пенсий и зарплат. Думается, что он сразу уловил настрое-

ния основной массы населения и ее ностальгию по порядку.

Рейтинг В.Путина рос невиданными темпами (от 2% в августе

до 50% в декабре).

Проведенный его помощниками анализ партийно-поли-

тической ситуации свидетельствовал, что лидером кампании

по выборам в Госдуму (декабрь 1999 г.) являлся общественно-

политический блок «Отечество – вся Россия» (Ю.Лужков,

М.Шаймиев), имевший и сильного кандидата на недалеких

президентских выборах в лице Е.Примакова. Для нейтрализа-

ции ОВР и создания сильной опоры новому премьеру в сен-

тябре 1999 г. был создан предвыборный блок «Единство» (ли-

дер – глава МЧС С.Шойгу), заявивший о необходимости

сильной власти, порядка в стране и честных выборов.

На декабрьских выборах 1999 г. т.н. «независимые» получи-

ли 132 мандата (большинство позже ушли во фракцию «Един-

ство»), КПРФ – 111, «Единство» – 76, ОВР – 62, Союз пра-

вых сил (Б.Немцов, С.Кириенко, И.Хакамада) – 30, «Яблоко» –

22, ЛДПР – 17. Спикером согласно т.н. «пакетному» соглаше-

нию ведущих фракций вторично стал Г.Селезнев.

31 декабря 1999 г. Б.Н.Ельцин передал высшую государ-

ственную власть В.В.Путину, сделав его и.о. президента до до-

срочных выборов в марте 2000 г. Новый руководитель вскоре

публично изложил основные положения своей идеологии го-

сударственной деятельности и одновременно предвыборной

кампании: сильная власть, порядок и безопасность; социаль-

но-ориентированная и динамичная экономика; последователь-

ное отстаивание российских национальных интересов в мире;

сохранение РФ как единого целого.

В.В.Путин победил уже в первом туре президентских вы-

боров (26 марта 2000 г.), набрав 56,52% голосов. Правительство

возглавил М.Касьянов, первым вице-премьером и министром

финансов стал А.Кудрин, социальный блок курирует вице-пре-

мьер Валентина Матвиенко, министр иностранных дел –

И.Иванов. Серьезные перестановки в кабинете министров про-

изошли лишь через год: близкий соратник Путина Сергей Ива-

нов стал министром обороны (гражданским) и возглавил прове-

дение военной реформы; министром внутренних дел

(гражданским) был назначен лидер фракции «Единство» в Гос-

думе Борис Грызлов.

Стержневое направление государственно-политического

развития в 2000 – 2002 г. – укрепление государственной власти

и российской государственности, начало системных и проду-

манных реформ. К числу наиболее значимых перемен необхо-

димо отнести:

– жесткое выстраивание действенной вертикали власти (со-

здание 7 федеральных округов, приведение местного зако-

нодательства в соответствие с федеральным, а также под-

твержденное Конституционным судом РФ в начале апреля

2002 г. право президента снимать с должностей губернаторов

и президентов автономий и право Федерального Собрания

распускать региональные думы и парламенты автономий);

– прекращение противостояния исполнительной и законода-

тельной властей. Правительство стало активно «работать» с

Госдумой, признавать ее роль и место, идти на взаимные

компромиссы;

– политическая борьба стала приобретать в основном цивили-

зованные формы (консультации и т.д.);

– начата реформа высших органов власти (реорганизация Со-

вета Федерации в постоянно действующий, создание сове-

щательного Государственного совета…);

– «внятное» и нереволюционное реформирование экономики

и социальной сферы, позитивные экономические сдвиги;

– выстраивание независимой внешней политики в соответствии

с национальными интересами РФ;

– принятие государственной символики (бело-красно-голубой

флаг, герб с двуглавым византийским орлом, т.н. «старый»

гимн на музыку Александрова, но с новым текстом);

– реорганизация партийной системы и партийного строитель-

ства. Была поставлена задача укрупнения политических партий

и сокращения их числа. В 2001 г. был принят новый закон о

партиях, который допускает к участию в выборах только

партии (а не движения), имеющие минимум 3,5 тыс. членов

и организации в большинстве субъектов федерации. Стерж-

невая идея – только сильным партиям будет открыт доступ

к власти. Вторая половина 2001-начало 2002 г. – время ин-

тенсивного партийного строительства. В первую очередь сле-

дует обратить внимание на создание крупной и сильной цен-

тральной партии «Единая Россия», которая объединила

бывшие движения «Единство» (С.Шойгу), «Отечество»

(Ю.Лужков) и «Вся Россия» (Н.Шаймиев). Обозначенные при-

оритеты – консолидация всего политического центра и все-

мерная поддержка президента В.Путина. Кроме этой партии,

зарегистрированы в качестве партий СПС (Б.Немцов, Е.Гай-

дар и др.), «Яблоко», Социал-демократическая партия России

(М.Горбачев), а также влиятельные КПРФ и ЛДПР;

– прекращение дезинтеграционных процессов в федерации.

Здесь, думается, целесообразно дать краткую ретроспек-

тиву проблемы российского федерализма.

В ее динамике следует выделить три основные этапа:

а) центробежные тенденции автономии при невнятной поли-

тике центра (1991 – 1993 г.);

б) т.н. асимметричная федерация (1994 – 1999 г.);

в) фактическое восстановление и реальное укрепление феде-

рации (2000 – 2002 г.).

На первом этапе налицо были реальная суверенизация ав-

тономий (наиболее яркий пример – Чечня) и слабые попытки

центра воспрепятствовать сепаратизму. В марте 1992 г. был под-

писан новый Федеральный договор, который несколько снял

остроту противоречий в национально-государственном строи-

тельстве, но заложил новые «мины» под здание российской

федеративной государственности (неравный статус автономий

и краев, областей; возможность игнорировать обязательства

перед центром и др.). Татарстан и Чечня не подписали договор.

7 республик приняли решение о верховенстве национальных

конституций над российской и закрепили право выхода из РФ.

В 1994 г. были сформированы основы договорной или асим-

метричной (с разной степенью самостоятельности автономий)

федерации. Начало процессу положил договор о разграниче-

нии полномочий между федеральным центром и Татарстаном.

Реализация принципа договорного перераспределения полно-

мочий, закрепленного в Конституции РФ 1993 г., позволила

сохранить федерацию, но в чрезвычайно ослабленном вариан-

те. Выбор асимметричной системы не разрешил назревшие кон-

фликты, а лишь законсервировал их. Огромное воздействие на

состояние и динамику проблемы федерализма оказал чечен-

ский узел противоречий. Бездарная первая чеченская «кампа-

ния» (война) в конце 1994 – летом 1996 г. не была поддержана

большинством населения, партий и СМИ. Хасавюртовское со-

глашение о мире в регионе (сентябрь 1996 г.) создавало опас-

нейший прецедент, т.к. содержало пункт об отложенном суве-

ренитете Чечни (право через 5 лет получить независимость с

помощью референдума). В конце 1996 – 1999 г. Чечня функцио-

нировала как реально самостоятельное государство.

Третий этап совпадает по времени с нахождением у власти

В.В.Путина. Его основное содержание – сохранение и укрепле-

ние федерации. Начался этап на рубеже лета-осени 1999 г. с ан-

титеррористической операции в Дагестане и Чечне. После этого

центробежные тенденции в РФ утратили резкие формы, а авто-

номии и регионы стали уступчивее в отношениях с центром.

Кроме того, за 2000 – 2001 г. законодательство автономий при-

ведено в соответствие с федеральным. Реорганизация Совета

Федерации в постоянно действующий орган ослабила давление

национальных лидеров (элит) на центр. Москва стала активно

применять рычаги материального давления на регионы, используя

распределение и перераспределение финансовых потоков. На-

конец, весной 2002 г. президент получил право снимать с долж-

ностей президентов автономий и губернаторов регионов, а ФС –

право распускать парламенты и думы в субъектах федерации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Содружества Независимых Государств | Социально-экономические преобразования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.177 сек.