Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономические преобразования




Главным и общим направлением всех преобразований в

этой сфере в 90-е годы ХХ – начале ХХI в. является формиро-

вание рыночной экономики со всеми вытекающими социальны-

ми последствиями. В постсоциалистических преобразованиях эко-

номической жизни России можно выделить три основных этапа:

а) форсированные темпы радикальных реформ с тяжелейши-

ми социальными результатами (1992–1993 г.); б) эволюцион-

ное развитие рыночных институтов и попытки смягчения со-

циальных противоречий (1994–1999 г.); в) начало

экономической стабилизации и системных социальных реформ

(2000–2002 г.).

Пришедшие в 1991 г. к власти в России «демократы» не

имели сколько-нибудь обоснованной программы социально-эко-

номических преобразований. В то же время они исходили из

постулата о том, что рыночные отношения сразу оздоровят эко-

номику, что рыночная свобода универсальна и благодатна для

всех (и промышленности, и сельского хозяйства, и торговли,

и культуры). Доминировала иллюзия, что благодать рынка мо-

жет утвердиться быстро, без ухудшения положения большин-

ства населения, которое оформится в новый «средний класс». В

столкновении вариантов и моделей перехода России к рынку

победили радикалы-западники и был избран жесткий вариант

экономического реформирования, т.н. «шокотерапия» с «од-

номоментной либерализацией цен» и ускоренной приватиза-

цией государственной собственности.

Официально этот курс сформулировал президент Б.Ельцин

на V Съезде народных депутатов в конце октября 1991 г. Он по-

обещал, что трудности и лишения будут длиться лишь 6 – 8 меся-

цев и что уже к осени 1992 г. страна получит реальные результаты,

начнется «стабилизация экономики, постепенное улучшение

жизни людей». Практическое внедрение монетаристской (пред-

полагающей отказ государства от вмешательства в экономику и

полное рыночное саморегулирование) модели экономического

реформирования России возглавил вице-премьер Е.Гайдар.

С 1 января 1992 г. начался форсированный переход России

к рынку методом «шоковой терапии». Это выразилось в уско-

ренной приватизации государственной собственности, в отка-

зе от государственного регулирования цен и валютного курса

рубля, от планового руководства экономикой, от бюджетных

дотаций отраслям народного хозяйства и населению и др. Крае-

угольным камнем заявленных реформ было освобождение цен

из-под контроля государства. Сторонники этого шага доказы-

вали, что это приведет к установлению баланса цен и спроса,

к оживлению экономики. Рост цен с января 1992 г. превзошел

все ожидания. В условиях монопольного характера экономики и

товарного голода это привело к резкому снижению покупа-

тельского спроса населения, а также к обесцениванию денег

на счетах предприятий и вкладов населения в Сбербанке. Рос-

сия лишилась всех своих сбережений, цены за 1992 г. выросли в

36 раз, развивалась гиперинфляция.

Сочетание роста цен с открытием границ, ввозом продо-

вольствия и товаров повседневного спроса из-за рубежа спо-

собствовало насыщению потребительского рынка, изъятию у

населения денежной массы и стабилизации рынка. Однако низ-

кая конкурентоспособность отечественной продукции стала

одной из главных причин сокращения сбыта, а потому и про-

изводства продукции российских предприятий. В особенно кри-

тическом положении оказались предприятия военно-промыш-

ленного комплекса. А ведь предполагалось, что именно эти

предприятия, обладавшие высокими технологиями и современ-

ным оборудованием, обеспечат выход российской промышлен-

ности на мировой рынок. В 1992 г. промышленное производство

сократилось на 18%, а к 1994 г. (в сравнении с 1991 г.) – на

50%, ВВП – на 47,2%, капиталовложения – на 67%. Таких ка-

тастрофических темпов страна не знала даже в годы Великой

Отечественной войны. Н.Байбаков (председатель Госплана СССР

на протяжении 20 лет) в связи с этим отметил: «Россия не

вошла, а упала, рухнула в дикий рынок, который правильнее

было бы назвать базаром». Существенно ослабли позиции РФ в

мировом хозяйстве: ее доля в совокупном ВВП всего земного

шара снизилась с 3,6% в 1990 г. до 1,7% в 1997 г.

Не оправдались надежды и на быстрое реформирование

сельского хозяйства, где производство резко сократилось, а

страна все более зависела от импорта продовольствия. В тяже-

лейшем положении оказались социальная сфера, наука, куль-

тура, образование, здравоохранение. Стремительно росла явная

и скрытая безработица. Подавляющее большинство населения

РФ с весны 1992 г. было категорически против методов «гайда-

рономики». Против проводимого социально-экономического

курса выступили и все значимые общественно-политические силы

страны, вследствие чего Е.Гайдар в декабре 1992 г. был отправ-

лен в отставку с поста и.о. премьера. Правда, несколько позже

его вернули в правительство вице-премьером и он вместе с ми-

нистром финансов Б.Федоровым, председателем Госкомимуще-

ства А.Чубайсом в целом продолжил прежний курс.

Формы и методы экономической реформы были реально

скорректированы в сторону большей социальной защищенно-

сти населения лишь с рубежа 1993-1994 г., что было связано с

именем нового главы правительства В.С.Черномырдина. Спад

экономики прекратился лишь в конце века, а с 2000 г. наблю-

даются некоторый экономический рост и определенная соци-

альная стабильность.

Основными преобразованиями всего переходного периода

в экономике России являются:

а) изменение роли государства в экономической жизни (сокра-

щение вмешательства в экономические процессы, государ-

ственных расходов на экономику, сохранение государствен-

ного финансирования социального обеспечения,

образования, обороны…). Ликвидированы плановая система и

жесткая вертикальная структура управления предприятий со

стороны государства – вместо множества отраслевых мини-

стерств сейчас функционирует одно министерство эконо-

мического развития. Введено свободное ценообразование (в

середине 1998 г. 90% цен устанавливались свободно, 5% – го-

сударством, 5% – с ограничением нормы рентабельности);

б) макроэкономическая стабилизация. Были предприняты че-

тыре попытки финансовой стабилизации (1992, 1993–1994,

1996–1997, 2000–2001 г.). Жесткая финансовая политика,

хотя и непоследовательная, привела к постепенному сни-

жению инфляции 13% – 2000 г., примерно 18% – 2001 г.).

Главная причина неудачной борьбы с инфляцией – от-

рыв от реального сектора экономики, т.е. для стабилиза-

ции финансов необходим экономический подъем. Эконо-

мический рост начался лишь в 2000 г. (ВВП вырос на 7,7%,

промышленное производство – на 9%, а сельскохозяйствен-

ное – на 5%);

в) приватизация с целью перестройки отношений собственно-

сти прошла три этапа: чековая (ваучерная) приватизация в

1992 – середине 1994 г.; денежная – во второй половине

1994 – 1996 г. (многие предприятия куплены по заведомо за-

ниженным ценам: 500 крупнейших предприятий РФ стоимо-

стью минимум 200 млрд. долларов фактически проданы за

7,2 млрд., а «ЗИЛ» – за 4 млн. долларов при стоимости ос-

новных фондов в 1 млрд.); индивидуальные проекты прива-

тизации – с 1997 г. К концу 2000 г. приватизированы 74%

всех предприятий, на которых работали почти 70% занятых;

г) создание рыночной инфраструктуры. В 90-е годы появились

все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, креди-

тов, недвижимости. В частности, сформировался фондовый

рынок ценных бумаг;

д) интеграция в мировое хозяйство. К сожалению, топливно-

сырьевая модель международной специализации России при-

обрела в 90-е годы особенно выраженный характер. Так, за

2000 г. только за нефть РФ получила 35 млрд. долларов дохо-

да, из которых в бюджет попала лишь одна четвертая.

Современные тенденции, проблемы и задачи экономическо-

го развития (2000–2001 г.). Во-первых, необходим постепен-

ный, но постоянный экономический рост для выхода из глу-

бокого кризиса. К сожалению, сохранить высокие темпы 2000 г.

в 2001 г. не удалось в полной мере (прирост промышленного

производства – 5%, ВВП – около 5%). В то же время уже мож-

но говорить о начале экономической стабилизации.

Во-вторых, федеральный бюджет 2001 г. уже был бесде-

фицитным, хотя четверть его ушла на обслуживание внешне-

го долга, 100 млрд. рублей – на социальные нужды, 218 млрд. –

на оборону.

В-третьих, введение в 2001 г. единой ставки подоходного

налога (в процентах) для всех субъектов хозяйствования резко

увеличило собираемость налогов в целом и вследствие этого –

наполняемость доходной части бюджета.

В-четвертых, отраслевая структура промышленности из-

менилась в худшую сторону. Резко сократились наукоемкие про-

изводства (РФ дала в 2000 г. менее 1% мирового производства

наукоемкой продукции). Упадок ВПК, угольной промышлен-

ности, сельского хозяйства происходил при одновременном

росте экспортных добывающих отраслей (нефтегазовая, лес-

ная, деревообрабатывающая…).

В-пятых, производительность труда постоянно снижалась,

росло ее отставание от развитых стран. Энергоемкость российской

экономики в 2001 г. была в 4 раза выше, чем в Западной Европе.

В-шестых, неэффективное реформирование сельского хо-

зяйства. Фермерские хозяйства (13 млн. га) без должной госу-

дарственной помощи не могут работать производительно. Ак-

ционирование многих колхозов и совхозов привело к их

фактической гибели (в 1999 г. не были обработаны 18 млн. га

пашни и 12 млн. га иных сельхозугодий).

Чрезвычайно сильной является зависимость от импорта

продуктов питания, что позволяет говорить о реальной про-

блеме продовольственной независимости России.

В-седьмых, проблема выплат по внешнему долгу, который

резко вырос за 90-е годы и составил в конце 1999 г. 176,6 млрд.

долларов. За 2000 г. его удалось сократить до 161 млрд., а за 2001 –

примерно до 148 млрд. На обслуживание внешних долгов РФ

вынуждена тратить примерно четверть всех своих доходов.

В послании президента В.Путина Федеральному собранию

3 апреля 2001 г. было обращено внимание на следующие эконо-

мические проблемы:

– взрывоопасность пересмотра итогов во многом криминаль-

ной приватизации;

– сохраняется опасность прогрессирующего экономического и

технологического отставания страны;

– неправомерно усиливается сырьевая направленность россий-

ского экспорта («Россия по-прежнему живет, как рантье, а

не как производитель»).

Социальная сфера: проблемы и задачи развития. Новый и

массовый «средний класс» создать не удалось. Налицо социальная

поляризация населения и обеднение его большинства. Так, 5%

богатых и очень богатых владеют почти всеми предприятиями и

75 – 80% всех денежных сбережений. 1 млн. самых богатых соот-

носился в 2001 г. по доходам с 1 млн. самых бедных в пропорции

100:1. В этом же году 40 млн. человек (2000 г. – 46 млн., 1999 г. –

около 60 млн.) находились за чертой бедности. Около 10 млн.

человек составляют социальное дно (бомжи, нищие, проститут-

ки…), среди них от 2,5 до 4 млн. (по разным оценкам) – беспри-

зорных и безнадзорных детей. Иными словами, существуют не-

понимающие друг друга «две России» – бедная и богатая.

Острой является проблема безработицы. На 1 января 2002 г.

было 6,4 млн. полностью безработных, в т.ч. 1 млн. зарегистри-

рованных. И это при том, что «челноки» (около 6 млн.) час-

тично снимают и маскируют проблему, а теневой сектор дает

заработок 7-8 млн. человек.

Сокращается население страны (за 1992 – 2001 г. – на 9 млн.

человек, только за 2001 г. – на 864,6 тыс.). В последние годы

смертность превышает рождаемость в 2 раза. Выезд за границу

приобрел массовый характер (примерно 4 млн. человек за 1992–

2000 г.), причем выезжают лучшие («утечка мозгов»). Потребле-

ние алкоголя в России в два раза превышает опасный уровень.

Население РФ составило на начало 2002 г. лишь 144 млн. чело-

век. Специалисты считают, что при таких тенденциях в России

к 2050 г. останется 94 млн. человек.

Команда президента В.Путина сделала вывод о необходи-

мости комплексной социальной реформы, т.е. реформы систе-

мы оплаты труда, пенсионного обеспечения, здравоохранения,

образования, социальной защиты, борьбы с преступностью и

др. Что сделано за 2001-начало 2002 г.? Проводится, например,

пенсионная реформа, согласно ее концепции государство будет

гарантировать всем пожилым людям лишь определенный мини-

мум выплат, а вторую их часть должна составить персональная

накопительная пенсия (формируется через отчисления из зар-

платы работника). Утверждена концепция модернизации обра-

зования в РФ (октябрь 2001 г.). Средняя школа остается бесплат-

ной, в высшей школе вводятся различные механизмы оплаты

(образовательные кредиты и т.д.). Расширяется практика едино-

го (выпускного и вступительного) государственного экзамена,

по результатам которого одаренная молодежь получает возмож-

ность бесплатного обучения в лучших вузах страны.

Внешняя политика Российской Федерации. 90-е годы начались

для России с радикального пересмотра идеологии международ-

ной деятельности, т.к. двуполюсное и двублоковое мироустрой-

ство сменилось одноблоковым и однополярным (НАТО – США).

Во внешней политике РФ с конца 1991 г. можно выделить

три основных этапа:

1) первая половина 90-х годов (глава МИД – «западник» А.Козы-

рев) характеризовалась прозападным курсом в стратегиче-

ских вопросах, все большей потерей статуса супердержавы и

поэтапными, постоянными уступками в ходе строительства

однополюсного мира, попытками выстроить в систему свои

взаимоотношения с бывшими советскими республиками;

2) 1996–1999 годы (министры иностранных дел Е.Примаков и

И.Иванов) – время попыток сформировать отличный от За-

пада внешнеполитический курс и собственное международ-

ное лицо, стремление хотя бы частично восстановить имидж

великой державы, интенсификации интеграционных процес-

сов в СНГ (№ 1 – Союзное государство России и Беларуси);

3) 2000 – 2002 годы (президент В.Путин, руководитель МИД –

И.Иванов) отличаются резкой активизацией и глубокими

качественными изменениями во всей внешнеполитической

деятельности.

Идеологическим ядром международных отношений сей-

час является концепция многополюсного мира, а первейшей

практической задачей – возрождение статуса великой держа-

вы, с которой считаются все. Разработана концепция нацио-

нальной безопасности. Четко заявлено, что у России имеются

постоянные интересы всюду (как и у США) и что она не хочет

мириться с ее дискриминацией со стороны Запада, что РФ

хочет разговаривать с ним лишь на равных.

Россия старается обозначить свою позицию и использовать

любой кризис для усиления собственного международного вли-

яния (сентябрьско-октябрьский кризис 2000 г. в Югославии, обо-

стрение палестино-израильского конфликта в 2001-2002 г. и т.д.).

Она ищет и стремится использовать различные противоречия в

мире (Западная Европа – США, Япония – Европа – США,

«третий мир» – развитые капиталистические страны). Россия

активно создает образ непримиримого борца с международ-

ным терроризмом.

Регулярно происходят хорошо подготовленные, с подпи-

санием важных политических и торгово-экономических согла-

шений визиты президента В.Путина за границу (США, ФРГ,

Великобритания, Франция, Китай, Вьетнам, Монголия, Ко-

рея, Куба…). Во время поездок на Запад непременно подчерки-

вается возврат к «оттепели» в международных отношениях и

то, что Россия «никогда более не будет просительницей…».

В послании президента Путина Федеральному собранию

(апрель 2001 г.) обращено внимание на необходимость органи-

зовать защиту каждого гражданина РФ за границей, лоббиро-

вать и обслуживать интересы российской экономики, «обеспе-

чить учет и уважение национальных интересов России».

ГЛАВА 4. США И СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.