КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соединенные Штаты Америки в 1945 – 1990-е г
После второй мировой войны США оказались в наиболее благоприятных условиях по сравнению с другими развитыми странами. Война не затронула американский континент, США не испытали тех бедствий и разрушений, которые обрушились на многие государства Европы и Азии. Невелики были и люд- ские потери. За годы войны США стали ведущей военной дер- жавой, создали мощный военный потенциал. К концу войны в вооруженных силах находилось 12 млн. человек. США распола- гали мощным военным и торговым флотом, имели первокласс- ную авиацию. Высокоразвитая промышленность и огромный научно-технический потенциал позволили стране стать первой в мире ядерной державой. Основные конкуренты США в капи- талистическом мире – Германия и Япония – были побежде- ны, а Великобритания и Франция в первые послевоенные годы попали в финансово-экономическую зависимость от США и не рассматривались как их основные конкуренты. Используя благоприятные возможности, США овладели новыми рынка- ми. Значительно увеличили экспорт товаров, еще больше уве- личили научно-технический потенциал. Они стали политиче- ским, экономическим и военным лидером западного мира. Экономическое развитие. Вторая мировая война стимули- ровала быстрое экономическое развитие США. Воздействие военной конъюнктуры было огромным. Начали широко исполь- зоваться новые виды топлива, синтетические и искусственные материалы. Осуществлялась массовая автоматизация производ- ства. Глубокие изменения произошли в развитии авиации и су- достроения. Государственно-монополистическое регулирование экономики, социально-реформистская деятельность государ- ства придали экономическому развитию стабильность. Изме- нилась отраслевая структура экономики США, успешнее ре- шались проблемы занятости населения. В первые послевоенные годы в США была успешно проведе- на конверсия военного производства. С конца 40-х годов устойчи- вый и непрерывный экономический рост стал отличительной особенностью функционирования экономической системы США. Несмотря на то, что в 50-е годы экономика США развива- лась медленнее, чем экономика других западных стран, по всем основным показателям они оставались подлинным экономи- ческим лидером. Американская модель экономического разви- тия в значительной мере использовалась многими странами свободного мира. В 60-е годы администрациями Президентов Д.Кеннеди и Л.Джонсона был взят курс на ускорение эконо- мического роста. Расширилось государственно-монополисти- ческое регулирование экономики. После небольшого спада в 1960–1961 г. наступил экономический подъем, продолжавший- ся до 1967 г. Большую роль сыграло быстрое развитие научно- технической революции, которая создавала новые возможнос- ти для развития производства. Качественно менялась структура хозяйства. Успешно развивались новые отрасли экономики, преобразовывались старые. Осуществлялась массовая автомати- зация производства. Ведущее место в экономике заняли энер- гетика, электронная и химическая промышленность, произ- водство средств автоматизации, средств связи, приборостроение. Набирала силу аэрокосмическая промышленность. Значитель- ные изменения происходили в структуре рабочей силы. Сокра- щалась численность занятых в промышленном и сельскохозяй- ственном производстве. В то же время наблюдался быстрый рост числа занятых в непроизводственной сфере. К началу 70-х годов появились первые признаки измене- ния экономической конъюнктуры. Замедлились темпы эконо- мического роста. Застой в промышленном производстве соче- тался с ростом безработицы, продолжающейся инфляцией и падением реальных доходов основной массы населения. Росло недоверие к американской валюте. Весной и летом 1971 г. оно приняло беспрецедентные масштабы. Ряд западных стран, в том числе ФРГ, Франция, Италия ввели ограничения на операции с долларом. Республиканская администрация Р.Никсона приняла ре- шение о проведении серии чрезвычайных мер, которые получи- ли название «новой экономической политики». Президентским декретом в стране было введено «чрезвычайное положение», компаниям предоставлялись значительные налоговые льготы, сокращался подоходный налог. Правительство установило госу- дарственный контроль над ценами и заработной платой. Вводил- ся дополнительный 10%-ный налог на подавляющую часть им- порта. Сокращалась помощь иностранным государствам. Были осуществлены и другие преобразования, направленные на по- иск путей выхода из кризиса. Однако в 70-е годы экономика западных стран испытывала серьезные трудности. Кризис 1973– 1975 годов был наиболее серьезным потрясением после второй мировой войны. В США он проявился в гораздо более острой форме по сравнению с другими развитыми странами. Глубокий структурный кризис середины 70-х годов вынудил США, как и другие развитые капиталистические страны, начать долговременную структурную перестройку экономики. Стали бы- стро внедряться новейшие энергосберегающие и ресурсосберега- ющие технологии. Быстрыми темпами создавались гибкие авто- матизированные производства. Широко начала использоваться компьютерная техника. Одновременно началось широкое внедре- ние новых композитных материалов. Впервые стали внедряться в производство биотехнологии. Началось использование методов генной инженерии. Эта глубокая структурная перестройка эконо- мики США продолжается уже более 20 лет. К началу 80-х годов США подошли с существенно ослаб- ленными внутренними и международными позициями. Хозяй- ственное положение страны ухудшалось. В экономике обозначи- лись долговременные негативные тенденции. В 1980 – 1982 г. раз- разился очередной экономический кризис. В 1982 г. промыш- ленное производство упало по сравнению с предыдущим годом на 8,2%. Кризис поразил все ведущие отрасли промышленнос- ти, сельское хозяйство, непроизводственную сферу. На президентских выборах в ноябре 1980 г. победу одержал кандидат республиканской партии Р.Рейган. Демократы поте- ряли большинство в сенате и уступили многие места в палате представителей. Пытаясь найти пути выхода из кризиса, адми- нистрация Р.Рейгана ограничила вмешательство государства в экономику, предоставила значительные налоговые льготы для капиталовложений. Снизились подоходный налог и налог на прибыль. Сократились бюджетные ассигнования на социальные цели. Поощрялась частная инициатива. Эти и другие мероприя- тия получили название «рейганомики». В целом «рейганомика» принесла США ощутимые резуль- таты. В 80-е годы ускорился научно-технический прогресс, про- мышленность стала еще более конкурентоспособной в между- народном разделении труда. За годы правления администрации Р.Рейгана созданы миллионы новых рабочих мест, преимуще- ственно в непроизводственной сфере. Снизились инфляция и безработица, увеличился потребительский спрос. Значительно усилился приток иностранного капитала. В начале 90-х годов в экономике США наблюдалась непро- должительная рецессия. Замедлились темпы роста во всех от- раслях хозяйства. Однако к весне 1992 г. в экономике сложились предпосылки для выхода из спада. Темпы прироста ВВП в по- стоянных ценах в% к предыдущему году составили: в 1992 г. – 2,3%, в 1993 г. – 3,2%, в 1994 г. – 4,1%. В среднем же за десяти- летие (с 1985 по 1994 г.) они составили 2,6%. Успешными для экономического развития США оказались первые три года пребывания у власти администрации Прези- дента Б.Клинтона. За это время улучшилась экономическая конъ- юнктура, что привело к снижению безработицы и инфляции. Сократился бюджетный дефицит с 290 млрд. до 220 млрд. дол- ларов в 1994 г. В 1995 г. темп реального увеличения ВВП соста- вил 2,0%, в 1996 г. – уже 2,4%. В 1997 г. темп реального роста ВВП может достигнуть 3,5–4% (в первом квартале был рекор- дный за последние десять лет прирост ВВП, равный 5,9%). Ад- министрация Б.Клинтона надеется, что во время второго сро- ка своего правления у власти дефициты федерального бюджета не превысят 1,0–1,5% ВВП. К числу приоритетных направлений экономической поли- тики нынешняя администрация демократов относит реконст- рукцию национальной транспортной системы, разработку но- вых технологий, защищающих окружающую среду, чистых и эффективных источников энергии, создание всеобъемлющей информационной системы, проведение эффективной програм- мы конверсии военных производств. В последние годы заметна тенденция выработки приоритетных направлений в развитии американского общества, которые бы позволили США обеспе- чить устойчивое развитие. В ответ на призыв конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Президентский совет в США в сво- ей программе определил 10 целей, которые позволят государ- ству вступить на путь устойчивого развития: здоровая окружа- ющая среда, экономическое процветание, справедливость, охрана среды, рациональное управление ресурсами, устойчи- вость территориальных общностей, вовлечение граждан в про- цессы принятия решений, стабилизация численности населе- ния, международная ответственность, система образования. Особое внимание с начала 90-х годов США уделяют усилению влияния государственной научно-технической политики. Были приняты законы о защите национальных научно-технических интересов США, «превосходстве американской технологии» и стимулировании ее передачи в промышленность. Администрация Клинтона продолжила этот стратегический курс. В 1993 – 1996 г. через конгресс был проведен еще один пакет важных государственных актов о научно-технической по- литике США. Важное значение для обеспечения лидирующего положения страны в мире имеет и другая программа админист- рации Клинтона: «Критические технологии – основа националь- ной безопасности США». К началу ХХI в. экономика США стала основным источни- ком технического прогресса. На ее долю приходится 35,8% ми- ровых расходов на производство новой технологии. Из 50 макро- технологий, которые обеспечивают ведущие позиции в мировом производстве, на долю США приходится 20 – 22, по которым они держат лидерство или разделяют его. Являясь лидером миро- вого экономического развития, США успешно отвечают на вы- зовы времени и вступили в ХХI в. с новой экономикой. Таким образом, среди ведущих национальных приорите- тов США основную группу составляют программы, связанные с НТР. Они – важнейшая часть экономической, социальной, военно- и внешнеполитической стратегии США. Очевидно, что достижение этих уникальных целей позволит гарантировать каж- дому жителю США возможность всестороннего благополучия. Политическое развитие. США являются стабильным де- мократическим государством. В основу конституционной сис- темы положены три основных принципа – разделение влас- тей, федерализм и судебный конституционный надзор. Сформировавшаяся двухпартийная система и четкое разделе- ние властей способствуют укреплению внутриполитической стабильности государства. Конец 40-х-начало 50-х годов ознаменовались разгулом политической реакции. Во многом это связано с начавшейся «холодной войной». Правящие круги США организовали ак- тивное наступление на прогрессивные организации, преследо- вали коммунистов, активно велась борьба с инакомыслием. К концу 50-х годов во всех штатах действовали законы против «подрывной деятельности». Антикоммунистические настроения приобрели характер массовой истерии. Имело место постоян- ное нарушение гражданских прав. В эти же годы происходило падение влияния демократи- ческой партии. На выборах 1952 г. победу одержал кандидат от республиканской партии Д.Эйзенхауэр. Республиканцы полу- чили большинство в обеих палатах конгресса. В первые годы правления администрации Президента Д.Эйзенхауэра реакция еще более усилилась. В стране расцвел макартизм. Сенатор-рес- публиканец от штата Висконсин Д.Маккарти, возглавлявший одну из комиссий конгресса, был ярым антикоммунистом, проводил расследование в правительственных органах с целью выявления в них шпионов и коммунистов. Деятельность Мак- карти поддерживалась многими реакционными организациями. Против маккартизма выступила компартия США, про- грессивные, профсоюзные, демократические, умеренно-ли- беральные организации. Под давлением реакционных сил в августе 1954 г. Президент Эйзенхауэр подписал закон «О кон- троле над коммунистической деятельностью». Компартия ока- залась «вне закона». В начале 60-х годов в стране стало развиваться ультрапра- вое движение, и в 1964 г. их представитель – сенатор Барри Голдуотер вступил в борьбу за Белый дом. Однако американ- ские избиратели отдали предпочтение кандидату демократи- ческой партии Линдону Джонсону. В 60-е годы получило раз- витие и достигло своего апогея движение за гражданское равноправие. Во многих местах оно проявилось восстаниями в черных гетто. Противники десегрегации из лагеря ультраправых стали совершать политические убийства. В апреле 1968 г. в Мем- фисе был убит выдающийся руководитель движения за граж- данские права, чернокожий американец, лауреат Нобелевской премии мира, священник Мартин Лютер Кинг. Особенностью движения за гражданские права 60-х годов было то, что оно совпало с началом новых массовых движений социального про- теста. Наиболее значимым из них было молодежное. Особенно смело выступили представители этого движения против войны во Вьетнаме. Таким образом, 60-е годы были временем обще- ственно-политического подъема. В 70-е годы массовые движения ослабевают. Причиной упад- ка явилось то, что, с одной стороны, многие требования мас- совых движений были удовлетворены, а, с другой, началось кризисное десятилетие, приведшее к изменению приоритет- ности проблем, стоящих перед населением. Возвращение республиканцев к власти не принесло пол- ного успокоения в американское общество. Уотергейтское дело вылилось в политический скандал, приведший к импичменту Президента Р.Никсона. Участились случаи коррупции в выс- ших эшелонах власти. Все это подрывало доверие американцев к исполнительной и законодательной властям. Со второй половины 60-х годов происходило падение пре- стижа демократической партии. На шести президентских выбо- рах (1968 – 1988 г.) кандидаты от демократов потерпели пять поражений. 80-е – начало 90-х годов были периодом торжества идей нео- консерватизма. США в эти годы добились многого как во внут- реннем развитии, так и на международной арене. Тем не менее, в 1992 г. республиканец Джордж Буш неожиданно потерпел пора- жение от молодого демократа Била Клинтона. Однако демократы не смогли закрепить свою победу. На промежуточных выборах 1994 г. демократическая партия потерпела сокрушительное поражение. Большинство в обеих палатах конгресса перешло к республикан- цам. Уступили демократы и посты губернаторов во многих штатах. Итоги выборов 1994 г. свидетельствуют об определенном сдвиге американского общества вправо. Возникли благоприятные усло- вия для возрождения влияния республиканской партии. Но успе- хи демократов во внутренней и внешней политике привели их к победе на президентских выборах 5 ноября 1996 г. Президентом США на новый срок переизбран Б.Клинтон. Однако в палате пред- ставителей нового состава по-прежнему большинство у респуб- ликанцев, которые имеют 225 мест. В сенате также большинство у республиканцев: 55 сенаторов из 100 являются членами республи- канской партии. После драматической избирательной кампании 2002 г. президентом США избран Джордж У.Буш. Социальное развитие. На протяжении всего послевоенного периода социально-экономические программы были всегда в центре внутриполитического развития США. Демократы, на- ходясь у власти, стремились продолжать и совершенствовать социальную политику, заложенную еще в середине 30-х годов Ф.Рузвельтом. Республиканцы же стремились пересмотреть со- циальную политику с консервативных позиций. В конце 40-х годов администрация Г.Трумэна провозгласи- ла широкую программу социальных реформ. С ее помощью пра- вящие круги надеялись найти выход из экономического кризи- са. Часть предложений Президента Г.Трумэна нашла поддержку в конгрессе. В результате был повышен минимум почасовой оплаты труда. Значительные средства выделялись на строитель- ство жилья для малоимущих. Увеличивались страховые выпла- ты, росло количество лиц, получавших их. Но наиболее быстрое развитие социальные программы получили в 60-е – первой половине 70-x годов. К середине 70-х годов социальные расходы государства достигли 20% ВНП. В 60-е годы в политике Президентов Дж.Кеннеди и Л.Джонсона получила дальнейшее практическое воплощение социал-реформистская тенденция. Программа Кеннеди-Джон- сона, известная как программа создания «общества всеобщего благосостояния», привела к самым глубоким структурным из- менениям в социальной сфере. Впервые были созданы государ- ственные системы социальной защиты не только работающих, но и нетрудоспособных граждан, так же, как и бедных, много- семейных и иных «наименее приспособленных» американцев. Тем не менее, в 70-е годы в условиях экономических труд- ностей замедлились темпы роста личных доходов американцев. В то же время увеличивались налоги, росла стоимость жизни, обострилась проблема безработицы, которая приняла застой- ный характер. По официальным данным, среднемесячный уро- вень безработицы в 70-е годы составил около 6,2%. Потреби- тельские цены почти удвоились. Это стало подлинным бедствием для пенсионеров. Еще больше пострадало негритянское насе- ление, представители других этнических групп. Число черных семей, получавших доходы ниже «уровня бедности», в 1977 г. составило 28% всех семей афро-американцев. В 80-е годы были предприняты попытки ограничения дея- тельности государства в социальной сфере. Однако провести в жизнь свою социальную стратегию полностью республиканцам не удалось из-за мощного сопротивления американской обще- ственности. Наиболее сильной оказалась поддержка системы социального страхования. Республиканская администрация все же урезала ряд социальных программ и ассигнований на них. Сокращения коснулись систем вспомоществования, образова- ния, здравоохранения, социальных услуг. Начиная с 60-х годов, происходят глубокие качественные изменения в социальной и профессиональной структурах аме- риканского общества. Под воздействием НТР быстро увеличи- валось число лиц, занятых нефизическим и умственным тру- дом, удельный вес лиц, получивших среднее образование, среди работников с 1970 по 1985 г. вырос с 52,3 до 73,9%, а получив- ших законченное и незаконченное высшее образование – с 21,3 до 35,7%. Рост количества занятых в сфере управления, в наукоемких отраслях и других современных секторах экономи- ки привел к увеличению численности среднего класса Амери- ки, появлению новых элитных социальных групп. Изменился характер безработицы. Наукоемкие производ- ства требуют высокого уровня общеобразовательной и профес- сиональной подготовки. Трудно найти работу тем категориям работников, которые имеют низкую профессиональную ква- лификацию. От этого страдают многие представители цветного населения, испано-язычные американцы, эмигранты из сла- боразвитых стран. В 80-е годы в сложном положении оказались профсоюзы. Республиканская администрация Президента Р.Рейгана усили- вала постоянный нажим на них, вмешивалась в трудовые кон- фликты. Давление на профсоюзы приобретало разнообразные способы с целью ослабить их влияние на трудящихся. Это при- вело к сокращению численности профсоюзов до 17% от коли- чества работающих по найму. Национальный профцентр США – АФГ – КПП, тем не менее, играет важную роль в социальной защите населения. Администрация Б.Клинтона объявила главным приори- тетом социальную сферу. Расходы на здравоохранение, обра- зование, переподготовку рабочей силы, государственное вспо- моществование предполагалось значительно увеличить. К концу 90-х годов социальные расходы федерального правительства по планам администрации должны составить 1,24 трлн. долла- ров, или почти 1/3 всех федеральных расходов. На социальные нужды по бюджету 1995 финансового года было выделено бо- лее 60% федеральных ассигнований (примерно 936 млрд. дол- ларов). Самыми значительными в социальном бюджете стали расходы на здравоохранение и социальное обеспечение. США тратят на здравоохранение 14,1% ВВП, на образование – 7,6%, на науку – 2,6%. Американские расходы на НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки) – свы- ше 173 млрд. долларов. Однако после промежуточных выборов 1994 г., когда обе палаты конгресса оказались под контролем республиканцев, социальные программы Б.Клинтона оказались под угрозой. Боль- шая часть внутриполитических инициатив администрации де- мократов была заблокирована осенью 1994 г., еще до промежу- точных выборов. Во второй срок пребывания администрации Б.Клинтона у власти развитию социальной сферы уделялось еще большее внимание. Около 2/3 общей суммы федеральных расходов на- правлялось на развитие человеческих ресурсов. Вступив в XXI век, США стремятся стать социальным го- сударством. Если будут реализованы намеченные программы, то в ближайшие 5 лет на социальную сферу планируется расхо- довать 72% федерального бюджета. Внешняя политика. Занимая ведущее положение в мире, США в послевоенные годы проводили активную внешнюю политику, базирующуюся на сочетании двух принципов. Во- первых, они с помощью силы сопротивлялись неугодным для них переменам. Во-вторых, приспосабливались к ним и стре- мились извлечь из них уроки. Стремясь установить гегемонию в мире, США активно вмешивались в международные дела во всех регионах планеты. Неоднократно они использовали военную силу для обеспече- ния своих интересов и защиты западной демократии. Видя в СССР своего главного идеологического, полити- ческого и военного противника, США на протяжении многих десятилетий «холодной войны» пытались оказывать всесторон- ний нажим на СССР и его союзников. США стояли у истоков создания многих экономических, политических и военных со- юзов, международных организаций, где они занимали и про- должают занимать ведущее положение. До начала 70-х годов отношения между США и СССР оста- вались крайне напряженными. Но изменившееся соотношение сил на мировой арене, достижение Советским Союзом военно- го паритета с США и угроза уничтожения человеческой циви- лизации в случае развязывания ядерной войны побудили руко- водство США начать диалог с СССР, переоценить подходы в отношениях двух сверхдержав. В первой половине 70-х годов в результате встреч на высшем уровне были заложены основы для позитивных изменений в советско-американских отношениях. Были заключены важные соглашения OCB-1, Договор об огра- ничении систем противоракетной обороны (ПРО). Резкое обострение советско-американских отношений про- изошло в первой половине 80-х годов. Администрация Р.Рейга- на стала проводить жесткий курс в отношении СССР и стран Варшавского договора. Наращивание ядерного потенциала, размещение американских ракет в Европе, объявление про- граммы стратегической оборонной инициативы (СОИ) еще более осложнили ситуацию. Значительная ответственность за обострение обстановки ложилась и на СССР. Недальновидная политика советских руководителей, связанная с вводом совет- ских войск в Афганистан и трагическим инцидентом с южно- корейским гражданским самолетом, вызвала резкую критику и непонимание многих стран мира. С приходом нового политического руководства в СССР на- чался качественный сдвиг в советско-американских отношени- ях. Интенсивные политические и дипломатические контакты, четыре встречи на высшем уровне в период с 1985 по 1988 г. принесли свои плоды. Был подписан и реализован Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Это первое в истории соглашение об уничтожении двух классов ядерного оружия. В последующие 1990-1991 г. были подписаны новые до- говоры и соглашения в военной сфере. Особенно важное зна- чение имел Договор об ограничении и сокращении стратеги- ческих наступательных вооружений. Значительно улучшились советско-американские отношения во всех других сферах. Распад СССР и длительный кризис во всех республиках бывшего Советского Союза резко изменил ситуацию в мире. США оказались не только лидером западного мира, но и един- ственной «сверхдержавой». В определенных политических кру- гах США возникает стремление решать свои проблемы за счет ущемления интересов других стран. Однако безопасность в мире будет в значительной степени зависеть от того, насколько США будут сочетать свои национальные интересы с интересами дру- гих государств. Только на пути равноправного и взаимовыгод- ного сотрудничества всех государств можно сохранить и укре- пить мир на планете, совершенствовать демократию, обеспе- чить развитие и достойное существование всем народам. В 90-е годы основные принципы внешней политики США сохраняют свое значение. Являясь высокоразвитой промышлен- ной страной, США располагают не только военными средствами обеспечения своих жизненно важных интересов в разных реги- онах планеты. Промышленные, торговые, финансовые, науч- но-технические, культурные и другие средства имеют огром- ное значение в мировой политике. США умело использовали и используют их на международной арене.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |