КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И Юго-Восточной Европы в 70-е – середине 80-х г
Социально-политическое положение стран Центральной События 1968 г. в Чехословакии, кризисы 1968 и 1970 го- дов в Польше продемонстрировали, во-первых, необходимость модернизации социализма, во-вторых, сформировали у руко- дение в том, что любые реформы могут привести к ликвида- ции социализма, поэтому их или следует проводить очень осто- рожно или решительно пресекать. Политическая система оставалась неизменной. В 70-е годы в конституции социалистических стран были включены специ- альные статьи, официально закреплявшие руководящую роль коммунистических партий. Типичным была несменяемость выс- ших руководителей и сосредоточение в их руках одновременно партийной и государственной власти (Э.Хонеккер в ГДР, Г.Гу- сак в Чехословакии, Я.Кадар в Венгрии). В Болгарии и Румы- нии несколько десятилетий у власти находились кланово-се- мейные диктатуры Тодора Живкова (с 1954 г.) и Николае Чаушеску (с 1965 г.). Особенно репрессивной была система, созданная в «золотую эпоху Чаушеску» – тоталитарный режим поставил все население страны под постоянный контроль ор- ганов госбезопасности, телефонные разговоры прослушивались, запрещалось общение с иностранцами, поощрялось доноси- тельство, малейшие попытки проявления инакомыслия жесто- ко пресекались. Экономические реформы проводились очень медленно и непоследовательно. Возможности экстенсивного развития были исчерпаны. Дальнейшее наращивание переработки сырья, стро- ительство предприятий, привлечение все больших людских ре- сурсов не обеспечивало перехода к новым технологиям. Сни- жались все основные экономические показатели: национальный доход, объемы производства в промышленности и сельском хозяйстве, производительность труда. Росло отставание от За- пада, переходившего к новому этапу НТР. Так, например, в ГДР, которая являлась одной из наиболее индустриально раз- витых в социалистическом лагере, производительность труда в 80-е годы составляла всего 60% от уровня ФРГ (по другим оцен- кам – даже 40%). Попытка модернизации экономики за счет западных кре- дитов себя не оправдала. Были закуплены новые технологии и оборудование, но использованы они были неэффективно, рас- чет на покрытие займов через экспорт на мировые рынки не оправдался. Задолженность многих стран превысила допусти- мые пределы и усугубила экономические проблемы. Так, вне- шний долг (только Западу) Польши, ГДР и Румынии состав- лял примерно по 20 млрд. долларов, а Болгарии – 9 млрд. Тяжелый удар по экономике региона нанес топливно-энер- гетический кризис, охвативший в 70-е годы весь мир. Западные страны перешли на энерго- и ресурсосберегающие техноло- гии, а государства – члены СЭВ – нет. К середине 80-х годов экономика стран Центральной и Юго-Восточной Европы оказалась в состоянии кризиса. Боль- шинство предприятий были убыточными. Себестоимость про- дукции росла, импорт намного превышал экспорт. Ситуация усугублялась слабостью аграрного сектора, который оказался не в состоянии удовлетворить продовольственные и сырьевые потребности восточноевропейских стран. Урожайность зерно- вых культур в странах СЭВ составляла в начале 80-х годов менее половины этого показателя в государствах ЕС. Это вынуждало импортировать зерно и продовольствие из капиталистических стран. Например, Болгария ввозила из-за рубежа зерно, карто- фель, лук и другие продовольственные товары, хотя имела ис- торически развитое сельское хозяйство. Бюрократическая система, жесткое централизованное пла- нирование препятствовали эффективному развитию экономи- ки. Это обусловливало слабое развитие социальной сферы и замедление роста жизненного уровня населения, а с середины 80-х годов – его снижение в ряде стран. Жизненный уровень даже в наиболее развитых странах (Чехословакии и ГДР) был ниже, чем у капиталистических соседей. В многонациональных государствах игнорировалось суще- ствование межнациональных проблем, а в национальной по- литике имелись ошибки и преступления. Например, в Болга- рии в 1984 г. началась массовая кампания по насильственной ассимиляции мусульман и этнических турок. В Румынии прово- дилось принудительное переселение венгерского населения в города. В Чехословакии, несмотря на конституционный закон 1968 г. о федерации Чехии и Словакии, реального равноправия республик не было. Рос скепсис по отношению к социализму как обществен- ному строю и к марксизму-ленинизму как идеологии. Этому способствовали как рост уровня культуры и образования, так и развитие телекоммуникаций и туризма. Негативную реакцию вызывали многочисленные свидетельства морального разложе- ния партийно-государственной верхушки. Огромную работу по пропаганде западного образа жизни проводили «радиоголоса» и специальные идеологические центры в Европе и США. Середина 80-х годов характеризовалась в странах региона формированием системного кризиса социализма, который ох- ватил все сферы - политику, экономику, идеологию. «Национальные модели» социализма. Некоторые особеннос- ти развития социализма в отдельных странах. Существовали ли в странах Центральной и Юго-Восточной Европы собствен- ные, национальные модели социализма? Некоторые считают, что их было несколько: «югославская», «польская» и «класси- ческая советская». Подчеркнем, не давая детальную аргумента- цию, что общепринятым является отрицание национальных моделей, так как процесс строительства и развития социализ- ма был унифицирован, проходил целенаправленно под руко- водством СССР, а отступления пресекались, о чем свидетель- ствует прерывание «Пражской весны». В то же время следует признать, что большие или меньшие особенности в истори- ческом развитии стран, безусловно, имели место, но основ- ные характеристики и параметры были едиными для всех. Венгрия. Экономическая реформа, начатая в 1968 г., во мно- гом копировала советскую 1965 г., но осуществлялась более по- следовательно. Предприятия получили широкую самостоятель- ность. Резко сокращалось директивное планирование. Снимались ограничения на развитие мелкого частного производства и об- служивания, частной торговли. Расширялось сотрудничество с развитыми капиталистическими странами, которые начали ин- вестировать свой капитал в венгерскую экономику. В начале 80-х годов Венгрия была принята в Международный валютный фонд. Увеличился экспорт, что позволило сократить внешний долг. Ди- намично развивалось сельское хозяйство, благодаря чему Венг- рия даже в 80-е годы не импортировала продовольствие. Под давлением противников реформы она была остановлена на ру- беже 70-80-х годов. Венгрия явилась также первой страной, где в начале 80-х годов была введена новая избирательная система, допускав- шая возможность выдвижения двух-трех кандидатов на одно место. Широкие права получил Отечественный фронт. В партии была разрешена определенная свобода мнений. Югославия: борьба за преодоление социальных и нацио- нальных противоречий. СФРЮ представляла собой многона- циональное государство из шести республик, в развитии ко- торых по-прежнему сохранялись принципиальные социально-экономические и конфессионально-культурные различия. Выделялись три основных региона: 1) Словения и Хорватия (наиболее высокий уровень индустриального разви- тия, ведущая конфессия – католицизм, исторически разви- тые связи с Германией и Австрией); 2) Сербия и Черногория (экономически развиты средне-слабо, православие, истори- ческая ориентация на Россию); 3) Македония, Босния и Гер- цеговина (слабо развиты, много мусульман, тяготеют к Тур- ции). Объединительной и интегрирующей силой федерации выступали Союз коммунистов Югославии и И.Броз Тито. Рубеж 60–70-х годов в СФРЮ характеризовался резким ростом социальной и межнациональной напряженности, выз- ванным экономической реформой, еще более обострившей диспропорции в развитии областей. По всем показателям в сфере экономики, культуры и по уровню жизни на первое место вышла Словения. Последнее место принадлежало автономному краю Косово (входил в состав Сербии), большинство населения ко- торого составляли албанцы. Массовая неграмотность, самый высокий прирост населения в стране и самая низкая зарпла- та – вот основные характеристики Косово. Соседняя Албания с конца 40-х годов проводила активную работу среди населе- ния края с целью воссоединения всех албанцев в едином госу- дарстве. В 1968 г. в городах автономии состоялись массовые вы- ступления албанцев с сепаратистскими лозунгами, которые были жестко подавлены милицией. В 1971 г. национальная напряженность резко проявилась в Хорватии при обсуждении проекта новой федеральной кон- ституции. Конституционная реформа ставила более развитые Словению и Хорватию в привилегированное положение, осо- бенно относительно сокращения взносов в федеральный фонд развития национальных регионов. Если в Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине велась критика конститу- ционных поправок, то в Хорватии средства массовой инфор- мации все отчетливее и чаще говорили об эксплуатации хор- ватского народа путем перекачки «его средств в отсталые регионы с неработоспособным населением». Часть руководите- лей республики поддержали требование еще большей самосто- ятельности Хорватии, обвиняя при этом руководство СФРЮ в шовинизме и бюрократическом централизме. Резко обостри- лись отношения между хорватами и сербами на бытовом уров- не. Оценивая ситуацию в Хорватии, президент и лидер СКЮ И.Броз Тито заявил, что страна находится в преддверии меж- национальной гражданской войны. Волнения в Хорватии были подавлены силами милиции и армии, а многие ее руководите- ли арестованы. Конституция СФРЮ 1974 г. еще более расширила права союзных республик и наделила их правами автономные края Сербии – Воеводину и Косово. Республики и края преврати- лись по сути в самостоятельные государственные образова- ния и в сфере экономики, и в области государственно-поли- тических прав. Высшим органом государственной власти федерации ста- новится Президиум СФРЮ, в состав которого входили 8 чело- век – по одному представителю от каждой республики и края. И.Броз Тито был назначен пожизненным председателем Пре- зидиума. После его смерти члены президиума поочередно воз- главляли этот орган, ежегодно сменяя друг друга. XI съезд СКЮ (1978 г.) ввел аналогичную систему ежегодной ротации руко- водителей партии. Ежегодная смена высших должностных лиц федерации и СКЮ приводила к различного рода конфликтам и организаци- онным неурядицам, т.к. интересы республик и краев остава- лись различными. Эти различия стали еще более очевидными после смерти И.Броз Тито в 1980 г. 80-е годы характеризовались резким обострением экономи- ческих трудностей и центробежных тенденций. В апреле 1981 г. в Косово начались массовые митинги под лозунгом предоставле- ния краю статуса союзной республики. Для нормализации поло- жения Президиум СФРЮ объявил в Косово чрезвычайное по- ложение. Сюда были введены части ЮНА (Югославской народной армии) и отряды федеральной милиции. Одновременно все более ощутимыми становились кризис- ные явления в экономике СФРЮ. В числе причин было и то, что конституция 1974 г. увеличила самостоятельность республики и краев до такой степени, что единая экономическая система юго- славской федерации перестала существовать. Экономическая ав- тономия республик и краев порождала их автаркию (хозяйствен- ное обособление). Сокращался межреспубликанский товарооборот. Республики контролировали свыше половины цен на произво- димую продукцию и стремились продавать ее максимально до- рого, что способствовало росту цен и инфляции. Реальная власть в республиках сосредотачивалась в руках чиновников и нацио- нальных политических элит, а не органов самоуправления. И хотя в 1982 г. скупщина СФРЮ приняла долгосрочную програм- му хозяйственной стабилизации, кризис экономики был посто- янным явлением в Югославии 80-х годов. Ситуация в Косово оставалась весьма напряженной все последующие годы. Косовскую проблему можно считать одним из факторов, приведших к распаду югославской федерации. Уже в начале 1982 г. на съезде Союза коммунистов Сербии отмеча- лось, что постоянно нарастает тенденция «выдавливания» из Косово сербов и черногорцев, что албанские националисты выдвинули лозунг создания этнически чистого Косово. В 1988 г. скупщина Сербии приняла поправки к республиканской кон- ституции, которые существенно ограничили полномочия кра- евых органов власти Косово и Воеводины. Польша: кризис начала 80-х годов, «Солидарность». Во вто- рой половине 70-х годов социально-экономическая и полити- ческая ситуация в стране продолжала ухудшаться, росла соци- альная напряженность. В июне 1976 г. в десяти воеводствах прошли массовые акции протеста против планов правитель- ства резко повысить цены на продукты. В сентябре 1976 г. был создан Комитет защиты рабочих, объединивший оппозицион- ную часть интеллигенции. В конце 70-х годов началось создание «свободных», т.е. независимых от государства и ПОРП, проф- союзов. Возникли и другие антисоциалистические организации: Конфедерация независимой Польши, Движение молодой Польши и др. После избрания в 1978 г. главой римско-католи- ческой церкви краковского кардинала К.Войтылы (папа Иоанн Павел II) начался стремительный рост авторитета польской католической церкви как идеологической и политической силы, противостоящей режиму. Особенно отчетливо это проявилось во время паломничества папы в Польшу в 1979 г. Летом 1980 г. в ответ на повышение цен в Польше началась многомесячная волна забастовок, вначале под экономически- ми лозунгами. Правительство было вынуждено пойти на под- писание соглашений, которые предусматривали не только удов- летворение социальных требований, но и право рабочих на создание независимых от администрации профсоюзов, осво- бождение политзаключенных и др. В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован незави- симый профсоюз «Солидарность», объединявший в конце года около 8 млн. членов. В 1981 г. был создан профсоюз единолич- ных крестьян «Сельская солидарность». «Солидарность» пред- ставляла собой объединение автономных организаций отдель- ных регионов. Руководителем ее был председатель межзаводского забастовочного комитета в Гданьске, электрик Лех Валенса. «Солидарность» с самого начала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением. Сформулированная ее руководством концепция «саморегули- рующейся революции» предусматривала фактическое преобра- зование государственного строя: политический плюрализм, общественный контроль за деятельностью государства, разде- ление функций ПОРП и государства и т.д. Политические притязания «Солидарности» вызывали рез- кое противодействие партийно-государственного руководства Польши. В 1981 г. произошла концентрация власти в его выс- шем эшелоне: генерал В.Ярузельский был избран первым секретарем ЦК ПОРП, назначен председателем правительства и сохранил пост министра обороны. В декабре 1981 г. радикаль- ное крыло в руководстве «Солидарности» взяло курс на откры- тую конфронтацию с правительством, угрожая проведением всеобщей стачки. Возникла опасность неконтролируемого раз- вития конфликта с перерастанием в гражданскую войну и ин- тервенцией союзников по Варшавскому договору. В этих усло- виях Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Была приостановлена деятельность всех политических партий, общественных организаций и профсоюзов, а 5 тысяч руково- дителей «Солидарности» всех уровней были интернированы. Начатая в 1982 г. экономическая реформа, вводившая са- мостоятельность, самоуправление и самофинансирование пред- приятий, не дала ожидаемых результатов. Преодолению кризи- са мешало и введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя задолженность, росли цены на внутреннем рынке. «Солидарность» была ослаблена, но не разгромлена, т.к. в подполье постепенно возрождались ее структуры. С 1982 г. нача- лась многолетняя борьба за легализацию «Солидарности». Она пользовалась как активной поддержкой католической церкви, так и помощью Запада. В 1983 г. Л.Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали значительную финансовую и техническую помощь через загра- ничные представительства «Солидарности». Польскоязычные западные радиостанции вели большую информационно-про- пагандистскую работу в ее интересах.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |