КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ 4. Вопрос Содержание основ конституционного строя
Вопрос Содержание основ конституционного строя. К числу основ конституционного строя относятся общие конституционные принципы и конституционно-правовые институты в рамках социальных, экономических и политических основ. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации. 1. Первый такого рода конституционно-правовой институт или экономическая основа - это тип собственности и статус ее отдельных форм. В конституционном праве термин собственность употребляется с точки зрения характеристики имущества, находящегося в чей либо собственности. В Конституции закреплены многообразие форм собственности их равная защита. "В Российской Федерации, установлено в п.2 ст.8 Конституции РФ, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Частная собственность во всем мире является священной и неприкосновенной и защищается всеми доступными ей средствами. Данное положение закреплено в ст. 35 Конституции РФ - право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь свое имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Право частной собственности, неизвестное конституциям 1925-1978 гг. Российского государства, дополняется также правом граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной закрепленной законом экономической деятельности" (п.1 ст.34 Конституции РФ). В целях обеспечения права собственности конституции содержат определенные гарантии ее обеспечения: - таким правом обладают все граждани России и оно неотъемлимо; - право собственности может быть нарушено только в исключительных случаях (как правило это общенациональные, общественные интересы - чрезвычайное, военное положение) и только в соответствии с законом; - национализация имущества предполагает полное и справедливое возмещение причиненного материального ущерба (принудительное отчуждение для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения - ст.35 Конституции) - конституция и другие нормативно-правовые акты содержат определенные обязанности собственников распоряжаться ею учитывая интересы остальных граждан, всего общества. - Конституция РФ 1993 г., устанавливает особый правовой режим земли. В ст.9 Конституции закреплено, что "1.Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2.Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности". Положения этой статьи дополняются нормами ст.36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Пу бличная (государственная) собственность по свой природе является коллективной и недилимой, существующей в интересах всего населения. Субъектами такой собственности может являться в целом государство, субъект федерации, административно-территориальная единица,на территории которой осуществляется местное самоуправление, в ряде случаев общественное объединение (политическая партия, общественная организация и т.д.). Необходимо отметить, что муниципальная собственность не является государственной, поскольку управляют ею только органы местного самоуправления исходя из интересов только населения, проживающего на данной территории. В соответствии с конституциями зарубежных государств государственная собственность может образовываться как путем национализации, так и за счет создания предприятий государственного сектора за счет бюджета. Закондательство России содержит такое понятия как "исключительная собственность государства", "национальное достояние", закрепляя перечень имущества, которое может находится только в собственности государства, поскольку выражает общенародные интересы, не подлежит передаче в частные руки. Это подземные богатства, прибрежная полоса пляжей, республиканские дороги, а также воды, леса и парки национального значения, природные и археологические резерваты, алмазный, золотой запас, континентальный шельф, имущество органов гос. власти, оборонный комплекс и т.д. Например, Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ О континентальном шельфе Российской Федерации" Принят Государственной Думой 25 октября 1995 года (О регулировании отношений недропользования на континентальном шельфе см. также Закон РФ "О недрах" в редакции от 3 марта 1995 г. следующим образом определяет границы континентального шельфа Российской Федерации: Континентальный шельф Российской Федерации (далее - континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. С учетом положений статьи 2 настоящего Федерального закона внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права. (Собрание законодательства РФ.- 1995. - N 49. - 4694). В соответствии со ст.5 абз.5 Конституции Республики Монголия "скот является национальным достоянием и находится под защитой государства". Перевод имущества из публичной собственности в частную носит такое понятие как приватизация. 2. Вторым конституционно-правовым институтом или основой относящимся к экономическим основам общественного строя России является труд, который лежит в основе отношений, связанных с производством, обменом, распределением и потреблением материальных и духовных благ. В конституции содержаться гарантии, стимулирующие и охраняющие труд человека. - конституция закрепляет основные обязанности государства и предпринимателя по обеспечению права на труд (полная занятость, борьба с безработицей, профессиональная переподготовка, контроль за безопасностью и гигиеной труда, предоставление необходимого отпуска, рамки рабочего дня, оплата в соответствии с затраченным трудом и т.д.). - обязательное заключение трудовых контрактов (соглашений) об условиях работы, в которых отражаются требования действующего законодательства; - права граждан на коллективные переговоры с предпринимателем, забастовку или локаут - массовое увольнение (ст.37 Конституции); - выплата заработной платы в соответствии с затраченным трудом, но не ниже установленного государством минимума; - обязательные социальные выплаты за повреждение здоровья на производстве, по уходу за детьми (рождение ребенка); - выплаты в пенсионный фонд. 3. Третьим конституционно-правовым институтом или экономической основой являются конституционно-правовые принципы руководства и управление экономикой. а) Первый принцип: использование национальных богатств в интересах всего всего населения. (в ст.9 Конституции закреплено, что "1.Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории). б) Второй принцип: государственное планирование экономической жизни. - это экономические рычаги, делающие выгодным производство в отдельных отраслях, регионах; - экономические рычаги, направленные на осуществление социальных программ и целей. Например, ст. 35 Конституции предусматривает в целях удовлетворения государственных нужд возможность экспроприации предприятий. в) Обеспечение честной конкуренции и недопущение частных монополий. ст. 34 - экономическая деятельность, направленная на монополизм и недрбросовестную конкуренцию запращена. г) Единство экономического пространства. Учитывая федеративный характер национально-государственного устройства России, Конституции РФ 1993 г. закрепляет: "В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности" (п.1 ст.8 Конституции РФ). д) охрана национального капитала. 4. Экономическая основа конституционного строя РФ - финансовая система Российского государства. - Конституция РФ содержит положения о том, что государственными финансами распоряжается правительство на основании решения парламента, который ежегодно утверждает государственный бюджет; - создаются специальные органы по контролю за использованием средств гос. бюджета (Счетная палата РФ); - налоги в федеральный бюджет устанавливаются только законом, а местные налоги и сборы местными органами самоуправления. Социальные основы общественного строя России. Социальная политика государства должна быть направлена прежде всего на сглаживание неизбежно существующих в любом обществе социальных противоречий. Если такой политики не проводится, то происходит неминуемый социальный взрыв (революция). Безусловно, государство не может сделать всех одинаково богатыми, здоровыми, счастливыми, оно обязано только создавать равные для условия, возможности для достижения таких целей. Пример, американские художественные фильмы, романы пропагандирующие "американскую мечту", когда человек благодаря своему труду, огромному желанию поднимается с самых низов в верхи общества. Российская Федерация, закрепляется в ст.7 Конституции РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. К сфере установления социальных основ общественного устройства следует отнести и уже упоминавшуюся статью 2 Конституции РФ, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина признает обязанностью государства. В сфере социальных основ общественного строя в конституции зак- репляются следующие конституционно-правовые институты: 1. основы отношений между трудом и капиталом; 2. в федеративных государствах основы межнациональных отношений; 3. основы отношений по поощрению и охране брака и семьи, материнства и детства; 4. основы отношений в области экологии и здоровья человека; 5. основы деятельности государства по защите социально ущемленных общественных групп. Все указанные конституционно-правовые институты объединяет то, что государство в данной сфере осуществляет деятельность по трем основным направлениям: 1. Создание всем гражданам равных условий для получения образования, зарабатывания денег, получения материальных благ, развития творческого, научного потенциала, возможности приспособится найти свое место в стихии рыночных отношений и т.д. 2. Создание для всех граждан определенного социального минимума, ниже которого опускаться нельзя (прожиточный минимум, минимальная заработная плата, минимум образования, минимум жилья, минимальный отдых и т.д.). 3. Особая социальная защита и обеспечение тех групп населения которые не могут в силу физических, психических или иных недостатков в полном объеме создать для себя все необходимые блага для жизни. 1. основы отношений между трудом и капиталом. Вне зависимости от социального положения конституции большинства стран закрепляют за всеми гражданами равное право на свободное распоряжение свои способностями к труду. (ст.37) Уже рассматривалась в экономических основах. 2. в федеративн ом государств е основы межнациональных отношений; Можно выделить три основные такого рода основы: а) Конституции всех федеративных государств закрепляют принцип равенства граждан вне зависимости от расы, национальности, языка, религии и устанавливают запреты для преследования людей по такого рода признакам; б) Конституции федеративных государств содержат целые разделы, посвященные государственному устройству этих государств, в которых определяется правовое положение субъектов федерации, характер их взаимоотношений с федерацией, предметы ведения и порядок разграничения полномочий. Создаваемые как правило по национально-территориальному признаку такие национальные общности получают право на создание определенной формы государственности для самостоятельного решения входящих в их компетенцию вопросов. Принцип народного суверенитета вместо суверенитета национального. История показала не жизненность федеративных государств, основанных на данном принципе (СССР, Пакистан, Югославия, Чехословакия, Канада, Индия). Поэтому, суверенитет субъектов федерации осуществляется в большинстве случаев только в рамках федерации. в) в том случае, если какая либо национальная общность не образовала форму государственности, конституции большинства государств признают и гарантируют коллективные права национальных меньшинств. Большинство конституций предоставляет право таких общностям развивать собственную национальную культуру, издавать на родном языке газеты, журналы, объединяться в национальные общества, создавать национальные образовательные учреждения, получать образование на государственном и родном языках. 3. основы отношений по поощрению и охране брака и семьи, материнства и детства. Большинство конституций содержит положения, поощряющие и охраняющие брак, семью, поскольку семья - это первичная общественная структура, в которой происходит воспроизведение человека как члена общества, формирование всех необходимых для проживания в цевилизованном обществе качеств. Государство заинтересовано в создании крепких, здоровых семей, а поэтому особо регулирует такого рода общественные отношения в праве. Например, ст.24 японской конституции - брак основывается только на взаимном согласии обеих сторон и существует на основе взаимного сотрудничества, основанного на равноправии мужа и жены. Все вопросы брака и семьи должны регулироваться законом, исходя из принципа личного достоинства и равенства полов. Исходя из того, что материнство и детство являются ущемленной в социальном отношении категорией и не могут наравне со всеми осуществлять свои права и законные интересы, а государство должно заботиться о своем будущем, конституции большинства государств содержат положения особо защищающие материнство и детство. Большинство конституций закрепляют обязанности родителей по удовлетворению потребностей детей в умственном и физическом развитии, а также обязанности государства по выделению средств на социальную защиту детей (ст.ст.38,39,7). ки). Конституция Италии относит такого рода обязанности и к детям рожденным вне брака (ст.30),а также обязанности совершеннолетних детей по содержанию и поддержанию родителей (ст.49 Конституции КНР). Согласно ст.56 Конституции Республики Словения 1991 года дети пользуются особой охраной и заботой. Детям гарантируется особая защита от экономической, социальной, физической, душевной или иной эксплуатации и злоупотребления. Особо охраняет государство детей и несовершеннолетних, которые лишены заботы взрослых. В КНР, где стоят демографические проблемы, конституция обязывает супругов планировать рождаемость и предоставляет государство право на планирование рождаемости. Ребенок и мать традиционно относятся конституциями зарубежных стран к социально слабым общественным группам и поэтому в законодательстве предусматриваются конкретные меры их поддержки и защиты (пособия, выплаты, льготы, предоставление жилья, дополнительного отдыха и т.д.). 4. основы отношений в области экологии и здоровья человека. Большинство современных конституций содержат положения, направленные на сохранение окружающей природной среды. Эти положения сводятся: а) во-первых, к установлению обязанностей государства по обеспечению сохранности и улучшению окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов (ст.9 Конституции); б) во-вторых, установление обязанности и ответственности физических и юридических лиц по соблюдению требований экологии в своей производственной деятельности (ст.36 п.2) в отношении тех, кто нарушает предписания будут назначаться уголовные или административные санкции, а также возлагаться обязанность возместить причиненный ущерб" - там же). в) в-третьих, возможность равного доступа всех граждан к горам, лесам, полям, озерам и рекам если это не противоречит интересам охраны окружающей среды. нии). Охрана здоровья в большинстве стран мира является важнейшей национальной задачей, а поэтому конституции регулируют общественные отношения в данной сфере. Такое регулирование сводится: а) во-первых, к созданию единой системы здравоохранения, в которую включаются федеральные, региональные, местные государственные и негосударственные источники финансирования (ст.41 п.1); б) во-вторых, государство возлагает на себя контроль за медицинской помощью, которая оказывается или бесплатно или за плату (ст.41 п.1); запрету коммерциализации при трансплонтации органов, тканей, субстанций, использование чужой крови и ее производства - ст.198 Конституции Бразилии и т.д.; в) в-третьих, государство развивает физическую культуру и спорт, проводит массовые спортивные мероприятия, укрепляет здоровье нации - ст. 33 п.2; 5. основы деятельности государства по защите социально ущемленных общественных групп. К такого рода гражданам в cт. 7 Конституции России отнесены: семья, материнство, отцовство, детство, инвалиды, пожилые граждани или "всякое человеческое существо, лишенное возможности трудится по своему возрасту, физическому или умственному состоянию, экономическому положению". Социальное обеспечение такого рода граждан осуществляется в двух формах: а) путем социального страхования - работодатель и работник вносят в соответствующие фонды обязательные взносы, из которых выплачиваются соответствующие пенсии и пособия. Лицо может прибегнуть к дополнительному социальному страхованию и таким образом получать дополнительные пенсии и пособия; б) социальной помощи - оказывается государством или органами местного самоуправления лицам, которые находятся в бедственном положении, не имея права на обеспечение по социальному страхованию, либо выплачиваемые суммы столь малы, что не позволяют нормально существовать. Ст.ст. 56,57 Конституции Республики Хорватия - "право занятых на производстве и членов их семей на социальную защищенность и социальное страхование регулируется законом и коллективным договором.... Слабым и больным и другим вследствии безработицы и нетрудоспособности необеспеченным гражданам Республики обеспечивается право на помощь для удовлетворения основных жизненных потребностей". В содержание основ конституционного строя, закрепленных Конституцией РФ 1993 г., входят и нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В своей совокупности они регулируют политические основы общественного устройства или политическую систему Российской Федерации. Народ единственный законный и правомерный носитель власти в государстве, осуществляющий ее независимо и самостоятельно. Как подчеркивается в п.1 ст.3 Конституции РФ "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Власть народа в любом государстве не может осуществляться вне организационных форм, посредством которых народ реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепления в законодательных актах. Реализация народовластия осуществляется в различных формах: через систему государственных органов, общественные организации и партии, через институты непосредственной демократии. Единство, взаимосвязь и функционирование этих форм составляет политическую систему общественного строя. Под политической системой таким образом понимается совокупность государственных, политических и общественных организаций, через которые народ реализует принадлежащую ему по конституции власть, управляет государством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику. Основные элементы политической системы будут рассмотрены в следующей лекции в рамках темы: "Суверенитет народа и формы его осуществления. Основополагающие принципы конституционного строя Российской Федерации. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что, согласно ст.3 Конституции РФ "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. "Народ, подчеркивается в п.2 ст.3 Конституции РФ, осуществляет свою власть непосредственно,а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". Формами непосредственного осуществления народовластия являются референдумы и свободные выборы (п.3 ст.3 Конституции РФ). В число конституционных основ Российской Федерации включен также классический для большинства стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых являются самостоятельными (ст.10 Конституции РФ). Государственную власть в Российской Федерации, установлено в п.1 ст.11 Конституции РФ, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Из этой формулировки вытекает, что классический принцип разделения властей на современном этапе развития России осуществляется с особенностями, которые заключаются в выведении Президента из системы исполнительной власти на самостоятельное место в системе высших органов государственной власти. Российская Федерация определяется ее Российской Федерацией как правовое государство. Для правового государства характерным признаком являются: верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни; реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и самого государства; строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности; осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства. В этой связи Конституция РФ 1993 г. впервые в нашем конституционном законодательстве устанавливает: "Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения" (п.3 ст.15 Конституции РФ). Стремление придать правовой характер Российскому государству привело к новелле, практически неизвестной конституционному законодательству стран мира. Конституция РФ 1993 г. закрепила, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (п.4 ст.15 Конституции РФ). В этой норме закреплен общий принцип примата международного права над национальным законодательством. Однако включение в правовую систему государства общепризнанных принципов и норм международного права весьма затрудняет их прямую реализацию как из-за отсутствия механизма реализации, так и из-за неопределенности научного и правового содержания этой категории. В данной статье последовательно проводится принцип равноправия. Каждый гражданин Российской Федерации, подчеркивается в п.2 ст.8 Конституции РФ, обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Защищая права человека, Конституция РФ устанавливает также, что "гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его " (п.3 ст.8 Конституции РФ). Единство федерации и верховенство ее законов на всей территории. В статье 4 Конституции РФ, установлено: "1.Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2.Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3.Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории." Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации." Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны (п.4 ст.5 Конституции РФ). Как установлено в ст.16 Конституции РФ положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Этот порядок установлен в ст.135 Конституции РФ, в которой установлено, что положение первой главы Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре норм, составляющих основы конституционного строя, будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При его проведении Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Проблемные вопросы темы: Актуальными для науки государственного (конституционного) права являются вопросы: определения понятия и содержания основ конституционного строя; понятие политической системы Российской Федерации на современном этапе; роль политических партий в осуществлении народовластия; соотношение органов государственной власти и органов самоуправления на местах; роль государства в управлении экономикой и социальными процессами; разработка соответствующих федеральных законов. Контрольные вопросы: 1.Определите понятие основ конституционного строя. 2.Как соотносится это понятие с понятием общественного строя государства? 3.Что такое представительная и непосредственная демократия? 4.Перечислите формы собственности в Российской Федерации. 5.Охарактеризуйте правовой статус земли по Конституции РФ 1993 г.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |