КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направленность н способности личности. Типы мышления
Направленность создает устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации, обусловливает его цели и мотивы. Можно выделить три типа направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя, одновременно присутствующих в той или иной степени у большинства людей. Направленность на взаимодействие, или на общение, означает, что человек стремится сотрудничать с коллегами, поддерживать с ними хорошие отношения, совместно решать конкретные проблемы вне зависимости от их содержания, цели деятельности и собственной роли в ней, т.е. попросту работать в компании. Направленность личности на задачу, по другому называемая деловой, предполагает, что человек делает упор на достижение цели, например успешное решение стоящей перед ним проблемы, получение реальных результатов, овладение новыми знаниями и навыками, доказательство своей правоты, значимости и т.п. Для него более важным оказывается то, ч т о, а не к а к он делает. Наконец, направленность на себя, или личная направленность, состоит в стремлении людей в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиваться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других. В коллективе такие лица пытаются переложить работу на других, а в случае индивидуальной деятельности создают видимость работы. Знание направленности сотрудников, определяемой с помощью специальных тестов, помогает найти правильный подход к людям и значительно облегчает процесс руководства ими. Другим элементом личности являются способности, т.е. совокупность черт, необходимых для успешного выполнения конкретного вида деятельности, склонности к нему, позволяющие добиться определенного результата. Способности могут быть: во-первых, общими (ощущать, воспринимать, мыслить, учиться, работать и проч.); они присущи в той или иной мере всем людям и лежат в основе остальных способностей; во-вторых, элементарными частными (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и проч.); в-третьих, сложными частными. Здесь выделяют профессиональные (к отдельным видам деятельности) и специальные (интерсоциальные и конструктивные) способности. Те и другие могут быть кроме того теоретическими и практическими. По направленности способности бывают техническими, организационными, педагогическими и проч. Основой способностей являются задатки — психофизиологические свойства, проявляющиеся в природной склонности к определенному виду деятельности и превращающиеся в способности под воздействием жизненных условий и воспитания. Таким образом, способности представляют собой сочетание природных и приобретенных качеств. По форме проявления выделяют задатки к репродуктивной (усвоение и применение информации) и творческой деятельности. По диапазону способности классифицируют по трем уровням: одаренность, талантливость, гениальность. Одаренность — это совокупность факторов, обусловливающих Особо успешную деятельность в определенной области и выделяющих человека из остальных лиц. Обычно они проявляются в наличии возможности что-то улучшать, совершенствовать. Талант представляет собой сочетание таких задатков, которые могут реализоваться через творчество, создание нового, необычного. Гениальность является высшей степенью одарённости; такие люди создают новые идеи, а результаты их творчества имеют общеисторическое значение. Приобретенные исполнителями способности автоматически выполнять отдельные элементы трудового процесса называются навыками. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, рациональнее и ритмичнее работает. Имеющиеся навыки могут влиять на приобретение новых (в том числе и негативно), поэтому и этот процесс должен проходить под контролем специалиста (преподавателя, консультанта). Наряду с навыками можно выделить привычки - автоматические формы поведения, которые благодаря повторению становятся для человека необходимостью. Общие способности людей во многом связаны с их т ипом мышления, который может быть художественным, логическим или смешанным. Художественному мышлению свойственна образность, яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, прерывность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию различными видами искусства. Логическое мышление, наоборот, характеризуется критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую и излишней отвлеченностью, абстрактностью, которые бывают не всегда понятны окружающим. Наконец, смешанному типу мышления присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные, но это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, что позволяет им успешно справляться с различными управленческими проблемами. Специальные способности связаны с определенной сферой или видом деятельности, выполнением конкретной работы и по своему характеру могут быть двух типов. Интерсоциальные способности ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Такие способности необходимы руководителям среднего и низшего звена, а также работникам, связанным с рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими контактами с людьми. Другой вид специальных способностей — конструктивные, направленные на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и проч.; их реализация не требует широких и активных контактов с окружающими. Такие способности нужны руководителям высшего звена, вырабатывающим политику организации, а также специалистам. Степень реализации специальных способностей и возможность занятия в связи с этим определенных должностей в системе управления зависит в основном от двух обстоятельств: полученного образования и данного от природы уровня мышления, для развития которого образование является определенной базой. Лицам, занимающим в структуре управления первичные Должности, например табельщикам, бригадирам и т.п., которым необходимо планировать Свою работу на срок не более двух месяцев, достаточно обладать лишь так называемым конкретно-чувственным мышлением, наличия перед глазами соответствующего объекта. Такое мышление обеспечивается образованием или некоторой специальной подготовкой продолжительностью от нескольких дней до двух лет. Людям, занимающим низшие руководящие должности, например мастерам, которым требуется планировать свою деятельность на период до полугода, необходимо обладать так называемым конкретно-образным мышлением. Оно даст возможность выполнять работу на основе полученного прежде представления об объекте, не держа его постоянно перед глазами. Для развития такого мышления необходимо профессиональное образование продолжительностью от двух до четырех лет. Руководителям небольших предприятий, ведущим: специалистам крупных организаций, которым требуется планировать свою работу на менее чем на год вперед, важно обладать конкретно-умозрительным мышлением, которое дает возможность регулировать деятельность достаточно сложных структур, элементы которых находятся в самых разнообразных взаимосвязях друг с другом. Такой уровень мышления обеспечивается высшим образованием, определенными практическими знаниями и опытом. Наличие у человека абстрактною мышления говорит о том, что для выполнения работы ему не нужна привязка к конкретным объектам вообще. В совокупности с дополнительной послевузовской, подготовкой сроком до двух лет это дает возможность занимать ' должности руководителей крупных предприятий, их заместителей, главных специалистов, требующие от них долгосрочного планирования (например, на пятилетку). Наконец, лица с предвидящим мышлением, получившие второе образование в течение трех — четырех лет в области управления социально-экономическими процессами или ученую степень, могут достигать заранее заданных результатов на перспективу десять лет и более. Они обладают необходимым потенциалом для занятия должностей в руководстве крупнейшими объединениями и государственными учреждениями Практика показывает что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности, что позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвращать внутренние конфликты. Разрыв же в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения. 3. Темперамент и его разновидности Личность человека внешне проявляется в типах его поведения, которое может быть стабильным и нестабильным (невротическим) Эти типы поведения в единстве с его направленностью либо на себя и свой внутренний мир, называемой интроверсией, либо на окружающих, именуемой эк страверсией, образуют четыре типа темперамента, характеризующих динамику личности: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Темперамент представляет собой совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения' эмоциональность, уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, активность или пассивность, силу чувств. В известной мере он влияет на характер, стиль работы,' отношения с окружающими Свойства темперамента необходимо учитывать при подборе специалистов для различных видов деятельности, формировании малых коллективов, морального поощрения, работы в специальных условиях Основные из этих свойств приведены в табл. 2.
Холерики — неустойчивые, нестабильные, а сангвиники — стабильные экстраверты, меланхолики — нестабильные, а флегматики — стабильные интроверты. Экстраверты ориентированы на реальность, общительны, деятельны, любят риск, обычно хорошие организаторы и лидеры в коллективе. В системе управления им в наибольшей степени подходит роль руководителей низшего и среднего уровней, у которых значительная часть времени уходит на общение с подчиненными. Интроверты более аккуратны, осторожны, педантичны, имеют более высокий уровень интеллекта и при стабильном типе поведения представляют собой идеальных менеджеров высшего ранга, главная сила которых состоит в умении анализировать и стратегически мыслить. При нестабильном поведении возможности интровертов, интеллектуально превосходящих свое окружение, не могут адекватно реализоваться в служебной карьере, и они вынуждены чаще всего пребывать в организации в роли рядовых исполнителей.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |