Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направленность н способности личности. Типы мышления


Направленность создает устойчивую ориентацию поведения че­ловека независимо от конкретной ситуации, обусловливает его цели и мотивы. Можно выделить три типа направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя, одновременно присутствующих в той или иной степени у большинства людей.

Направленность на взаимодействие, или на общение, означает, что человек стремится сотрудничать с коллегами, поддерживать с ними хорошие отношения, совместно решать конкретные проблемы вне зависимости от их содержания, цели деятельности и собственной роли в ней, т.е. попросту работать в компании.

Направленность личности на задачу, по другому называемая де­ловой, предполагает, что человек делает упор на достижение цели, например успешное решение стоящей перед ним проблемы, получе­ние реальных результатов, овладение новыми знаниями и навыками, доказательство своей правоты, значимости и т.п. Для него более важным оказывается то, ч т о, а не к а к он делает.

Наконец, направленность на себя, или личная направленность, состоит в стремлении людей в первую очередь решать свои собствен­ные проблемы, добиваться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других. В коллективе такие лица пытаются переложить работу на других, а в случае индивидуальной деятельности создают видимость работы.

Знание направленности сотрудников, определяемой с помощью специальных тестов, помогает найти правильный подход к людям и значительно облегчает процесс руководства ими.

Другим элементом личности являются способности, т.е. совокуп­ность черт, необходимых для успешного выполнения конкретного вида деятельности, склонности к нему, позволяющие добиться опре­деленного результата. Способности могут быть: во-первых, общими (ощущать, воспринимать, мыслить, учиться, работать и проч.); они присущи в той или иной мере всем людям и лежат в основе остальных способностей; во-вторых, элементарными частными (решитель­ность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и проч.); в-третьих, сложными частными. Здесь выделяют профессиональные (к отдельным видам деятельности) и специальные (интерсо­циальные и конструктивные) способности. Те и другие могут быть кроме того теоретическими и практическими. По направленности способности бывают техническими, организационными, педагоги­ческими и проч.

Основой способностей являются задатки — психофизиологические свойства, проявляющиеся в природной склонности к определенному виду деятельности и превращающиеся в способности под воздействием жизненных условий и воспитания. Таким образом, способности представляют собой сочетание природных и приобре­тенных качеств.



По форме проявления выделяют задатки к репродуктивной (ус­воение и применение информации) и творческой деятельности. По диапазону способности классифицируют по трем уровням: одарен­ность, талантливость, гениальность.

Одаренность — это совокупность факторов, обусловливающих Особо успешную деятельность в определенной области и выделяю­щих человека из остальных лиц. Обычно они проявляются в наличии возможности что-то улучшать, совершенствовать.

Талант представляет собой сочетаниетаких задатков, которые могут реализоваться через творчество, создание нового, необычного.

Гениальность является высшей степенью одарённости; такие люди создают новые идеи, а результаты их творчества имеют обще­историческое значение.

Приобретенные исполнителями способности автоматически вы­полнять отдельные элементы трудового процесса называются навы­ками. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, рациональнее и ритмичнее работает. Имеющиеся навыки могут влиять на приобретение новых (в том числе и негативно), поэтому и этот процесс должен проходить под контролем специалиста (препо­давателя, консультанта).

Наряду с навыками можно выделить привычки - автоматичес­кие формы поведения, которые благодаря повторению становятся для человека необходимостью.

Общие способности людей во многом связаны с их типом мыш­ления, который может быть художественным, логическим или сме­шанным.

Художественному мышлению свойственна образность, яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследова­тельность, прерывность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию различными видами искусства.

Логическое мышление, наоборот, характеризуется критичнос­тью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую и излишней отвлеченностью, абстрактностью, которые бывают не всегда понятны окружающим.

Наконец, смешанному типу мышления присущи черты предыду­щих, хотя и не столь ярко выраженные, но это дает его обладателям

необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, что позволяет им успешно справляться с различ­ными управленческими проблемами.

Специальные способности связаны с определенной сферой или видом деятельности, выполнением конкретной работы и по своему характеру могут быть двух типов. Интерсоциальные способности ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Такие способности необходимы руководителям среднего и низ­шего звена, а также работникам, связанным с рекламой, маркетин­гом, проведением переговоров, широкими контактами с людьми.

Другой вид специальных способностей — конструктивные, на­правленные на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художествен­ной и проч.; их реализация не требует широких и активных контак­тов с окружающими. Такие способности нужны руководителям высшего звена, вырабатывающим политику организации, а также специ­алистам.

Степень реализации специальных способностей и возможность занятия в связи с этим определенных должностей в системе управле­ния зависит в основном от двух обстоятельств: полученного образо­вания и данного от природы уровня мышления, для развития кото­рого образование является определенной базой.

Лицам, занимающим в структуре управления первичные Долж­ности, например табельщикам, бригадирам и т.п., которым необхо­димо планировать Свою работу на срок не более двух месяцев, доста­точно обладать лишь так называемым конкретно-чувственным мыш­лением, наличия перед глазами соответствующего объекта. Такое мышление обеспечивается образованием или некоторой специаль­ной подготовкой продолжительностью от нескольких дней до двух лет.

Людям, занимающим низшие руководящие должности, напри­мер мастерам, которым требуется планировать свою деятельность на период до полугода, необходимо обладать так называемым конкрет­но-образным мышлением. Оно даст возможность выполнять работу на основе полученного прежде представления об объекте, не держа его постоянно перед глазами. Для развития такого мышления необ­ходимо профессиональное образование продолжительностью от двух до четырех лет.

Руководителям небольших предприятий, ведущим: специалистам крупных организаций, которым требуется планировать свою работу на менее чем на год вперед, важно обладать конкретно-умозритель­ным мышлением, которое дает возможность регулировать деятельность достаточно сложных структур, элементы которых находятся в самых разнообразных взаимосвязях друг с другом. Такой уровень мышления обеспечивается высшим образованием, определенными практическими знаниями и опытом.

Наличие у человека абстрактною мышления говорит о том, что для выполнения работы ему не нужна привязка к конкретным объектам вообще. В совокупности с дополнительной послевузовской, подготовкой сроком до двух лет это дает возможность занимать ' должности руководителей крупных предприятий, их заместителей, главных специалистов, требующие от них долгосрочного планирования (например, на пятилетку).

Наконец, лица с предвидящим мышлением, получившие второе образование в течение трех — четырех лет в области управления социально-экономическими процессами или ученую степень, могут достигать заранее заданных результатов на перспективу десять лет и более. Они обладают необходимым потенциалом для занятия долж­ностей в руководстве крупнейшими объединениями и государствен­ными учреждениями

Практика показывает что люди, обладающие одинаковыми спо­собностями, должны занимать в организации равноценные должнос­ти, что позволяет наиболее полно использовать их потенциал и пред­отвращать внутренние конфликты. Разрыв же в способностях руко­водителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обес­печивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения.

3. Темперамент и его разновидности

Личность человека внешне проявляется в типах его поведения, которое может быть стабильным и нестабильным (невротическим) Эти типы поведения в единстве с его направленностью либо на себя и свой внутренний мир, называемой интроверсией, либо на окружа­ющих, именуемой экстраверсией, образуют четыре типа темпера­мента, характеризующих динамику личности: холерический, сан­гвинический, флегматический и меланхолический.

Темперамент представляет собой совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения' эмоциональ­ность, уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, активность или пассивность, силу чувств. В извест­ной мере он влияет на характер, стиль работы,' отношения с окружа­ющими

Свойства темперамента необходимо учитывать при подборе спе­циалистов для различных видов деятельности, формировании малых коллективов, морального поощрения, работы в специальных услови­ях Основные из этих свойств приведены в табл. 2.

Таблица 2 Свойства темперамента
Свойства Темперамент  
холерический сангвинический флегматический меланхоли­ческий
Уравнове­ Плохая Хорошая Очень хорошая Очень плохая
шенность                
Настрое­ Неустойчивое Устойчивое Устойчивое Неустойчивое
ние                
Эмоции Сильные, крат­ Слабые, крат­ Слабые, Сильные,
    ковременные ковременные длительные длительные
Речь Громкая, Громкая, Тихая, плавная Тихая, неровная
    неровная плавная        
Терпение Невысокое Умеренное Высокое Невысокое
Адаптация Хорошая Отличная Медленная Трудная
Контакт­ Высокая Умеренная Невысокая Низкая
ность                
Отношение Агрессивное Спокойное Безразличное Обидчивое
к критике                
Отношение Положительное Безразличное Отрицательное Неопределенное
к новому                
Поведение Нерасчетливое Расчетливое Хладнокровное Растерянное
в сложных                
ситуациях                
Само­ Значительно Несколько Реальная Заниженная
оценка завышенная завышенная        
Подвер­ Умеренная Слабая Слабая Высокая
женность                
влиянию                

 

Холерики — неустойчивые, нестабильные, а сангвиники — ста­бильные экстраверты, меланхолики — нестабильные, а флегмати­ки — стабильные интроверты.

Экстраверты ориентированы на реальность, общительны, дея­тельны, любят риск, обычно хорошие организаторы и лидеры в кол­лективе. В системе управления им в наибольшей степени подходит роль руководителей низшего и среднего уровней, у которых значи­тельная часть времени уходит на общение с подчиненными.

Интроверты более аккуратны, осторожны, педантичны, имеют более высокий уровень интеллекта и при стабильном типе поведения представляют собой идеальных менеджеров высшего ранга, главная сила которых состоит в умении анализировать и стратегически мыслить. При нестабильном поведении возможности интровертов, интеллектуально превосходящих свое окружение, не могут адекватно реализоваться в служебной карьере, и они вынуждены чаще всего пребывать в организации в роли рядовых исполнителей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие личности | Основные типы характера

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.