Эпикур считал, что наибольшим благом в жизни является дружба и духовное общение. Он был последовательным материалистом. Исследовал разницу между душой животного и человека. Выделил 4 части души, из которых 3 есть как у животных, так и у человека (это огонь, дающий тепло, пневма, обеспечивающая движение, и ветер, позволяющий дышать. Четвертая часть – это «душа души» (есть только у человека и связана с чисто психическими функциями души – чувствами, мышлением, нравственностью.
Эпикур по-новому интерпретировал роль ощущений и мышления в процессе познания. Помимо ощущений и мышления в этапе переработки знаний участвуют память и воображение. Он отстаивал мысль о том, что именно ощущения и есть основа всех наших знаний.
Весь смысл учения Эпикура заключался в том, чтобы люди спаслись от страха. Учение об атомах служило именно этой цели. Живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов. Со смертью они рассеиваются согласно законам все того же вечного космоса. Представленная в его учении картина природы и место человека в ней служила тому, чтобы достичь безмятежности духа, свободы от страхов и, прежде всего, страха перед смертью.
«Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет».
Эпикур считал, что единственным источником добра и зла является сам человек; он же и главный судья собственных поступков. Человека отличает от других живых существ – наличие нравственности.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные этапы развития античной психологии.
2. В чем состоит новизна психологических взглядов Сократа?
3. В чем сущность теории познания Аристотеля?
4. Какие основные психологические проблемы решались учеными в период античности?