Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Но не одной из самых интересных для нас явлений явилось активное использование нормативных регуляторов , свойственных первобытному обществу , при создании норм права


При формировании права произошли коренные изменения во всей системе нормативного регулирования. Прежде всего , само право выделилось при обустройстве общественных отношений на первое место , потому что оно стало регламентировать самые значимые для жизнедеятельности общества отношения. Но при « разрушении » монанарматывнай , единой для всего сообщества системы нормативного регулирования каждый из рассмотренных нами выше видов правил поведения постепенно стал занимать при воздействии на общественные отношения свою отличительную « нишу » , находил те общественные отношения или их отдельные стороны , на которые продолжал оказывать дальнейшее регулирующее воздействие. Таким образом , при возникновении качественно нового нормативного регулятора закономерно произошли качественные перемены и в других видах правил поведения. Сфера действия одних правил поведения увеличивалась , например , морали и нравственных норм , а поле действия других уменьшалась , например , табу и мифов.

В одних регионах ускоренными темпами формировалась государство , происходила политизация общества. Здесь государство оказывало значительное влияние на возникновение и формирование права. Связано это было с тем , что в этих регионах господствующее положение занимала государственная собственность , и, следовательно , государство оказывало решающее влияние на развитие товарообмена и товарно -денежных отношений , а одновременно и на права ( Египет , Индия , Месопотамия и т. д. ) . В этих регионах морально -религиозные системы , которые фактически выполняли роль государственной идеологии , оказали значительное влияние на становление права ( конфуцианство в Китае , обучении Птахатэпа в Египте , Законы Ману в Индии). В других регионах более быстрыми темпами происходило формирование права, так как здесь развитие товарообмена и товарно -денежных отношений происходило на основе частной собственности , а государственная собственность не имела значительного распространения (Афины , Рим и т.д.) .

Даже если принять во внимание то, что на первых этапах формирования права его защищали , гарантировали и проводили в жизнь , то есть обеспечивали старые родо- племенная структура управления и власти , то возникает вопрос : обеспечивая только что возникающее право , не меняют одновременно свою природу и старые родо- племенная структура власти и управления ? Нам представляется , что ответ может быть только положительный . Ведь при обеспечении интересов товаропроизводителей и участников товарообмена они отдают тем самым предпочтение интересам только части общества над общими интересами всего сообщества . Более того , гарантируя эти интересы , старые структуры власти начинают « политизироваться » , выбирать между различными и даже противоположными интересами сородичей и соплеменников , сравнивать их , взвешивать и отдавать при этом предпочтение отдельным интересам над интересами всей родо- племенного общества . А что это , как не проявление государственно- организованного общества?



Ключевую роль как в формировании права, так и в формировании государства сыграл такой фактор , такое явление , как лишний продукт. Появление в обществе именно лишними продукта позволило развить регулярный товарообмен и сформировать качественно новую систему нормативного регулирования - права. Одновременно с развитием товарообмена и самого первичного , пусть и « примитивного » права , в обществе возникают и такие же первичные структуры защиты этого « примитивного » права.

При этом в случае первого пути происхождения права большая часть норм права складывалось в жизни общества постепенно , эволюционным путем , а затем общества и ее официальный представитель - государство придавали им общеобязательное значение , брали их под свою охрану и гарантировали защиту . В случае же второго пути формирования права значительная часть норм права формулировалась и выдавалась непосредственно государством. Особенно заметно это в становлении тех известных нам правовых систем , где государство в своем развитии значительно опережала формирование права.

В зависимости от того , какой из двух основных , обозначенных выше факторов оказывал решающее влияние на формирование права, можно выделить два основных пути происхождения права. Если асноватворчым фактором являлись качественно новые , неизвестные первобытному обществу товарно -денежные отношения , мы имеем дело , условно говоря , с «европейским путем » формирования права. Если же в качестве главной движущей силы при возникновении права выступала государство , то в этом случае опять-таки , условно говоря , мы имеем дело с « азиатским путем » формирования права.

Вместе с тем известные нам исторические факты свидетельствуют о том , что возникновение права происходило если и не одновременно с формированием государственно- организованного общества ( государства) , то под очень значительным влиянием государства на формирование права.

Представляется , что как мнения о первенстве формирования права перед государством , так и обратном приоритете основан на том , что их авторы в своих выводах опираются преимущественно либо на европейский путь формирования права и государства , либо на азиатский вектор в становлении этих социальных институтов. И при этом акцентируют свое внимание либо на формировании права, либо на формировании государства , не замечая главного - того , что без лишних продукта не могло быть ни государства , ни права. А если это так , то как права, так и государство не могут не возникать одновременно. Другое дело , как , каким путем шло распределение и перераспределение избыточных продукта . Если лишний продукт пераразмярковвався самими участниками товарообмена , которые требовали защиты своих интересов от существующих на тот момент властных структур , можно говорить о том , что ускоренными темпами развивалась права. Если же в распределении и перераспределении лишними продукта прежде участвовали властные и управленческие структуры , которые вынуждены были создать для этого определенные нормы и правила , то можно говорить об ускоренном развитии государства .

Таким образом , из разности в « темпах » формирования государства и права нельзя делать выводы о том , что какой-то из этих социальных институтов возник раньше второй . Более правильной и соответствующей действительности будет вывод об их одновременном возникновении и взаимодействии с тем уточнением , что в разных регионах мира их взаимодействие имело свои отличительные черты.

Для придания правового характера отдельным правилам поведения первобытного общества достаточно было поменять содержание лишь части старого правило поведения , например , поменять санкцию за нарушение правила путем установления материальной ответственности вместо « моральной ответственности » . Части нормативных регуляторов первобытного общества уделялось новое звучание. При сохранении внешней формы они наполнялись иным содержанием и приспосабливались к регулированию новых общественных отношений.

Но не меньшее значение при создании норм права и особенно при их закреплении в сознании людей имели те правила - средства , которые были очень хорошо разработаны в первобытном обществе - ритуалы , обряды , разнообразные религиозные процедуры и правила. Для придания авторитета и общей обязательности новым , неизвестным первобытному обществу правилам поведения - нормам права - они были , возможно , самым удобным средством.

На наш взгляд , одной из форм возникновения права на самых первичных его этапах был такой способ создания норм права , при котором частично менялся содержание старого , хорошо известного правила поведения - некоего табу , некоего мифа , некоего правило календаря. При этом для поддержания его авторитета и придания общей обязательности новому правилу поведения использовались хорошо известные и неоспоримые правила - средства . Более того, в первобытном обществе уже существовала определенная , довольно организованная сила в лице жрецов , знахарей , шаманов , которые выполняли ритуалы , обряды и другие правила - средства . Не зря именно эта группа людей во многих регионах земного шара и стала изначально той социальной силой , которая и создавала нормы права , осуществляла правосудие.

Вместе с тем , основной формой в развитии права был путь создания качественно новых , неизвестных первобытному обществу правил поведения - норм права , которые регулировали неизвестные первобытному обществу товарно -денежные отношения и отношения , которые были обусловлены развитием регулярного товарообмена и товарно- денежных отношений. Безусловно , при создании и качественно новых , правовых по своему содержанию правил поведения не могли не использовать интеллектуально - информационного содержания свойственных первобытному обществу правил поведения , т.е. . Но сведений об обществе , поведении человека , которые находили в табу , мифах , календарях , другим правилам поведения. Но при этом сами правила поведения - нормы права - не имели аналогов ранее .

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные пути и формы происхождения права | Общие и специальные термины фармхимии

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 148; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. III. Коренные изменения в международной обстановке после окончания II Мировой войны
  2. XIV. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  3. А. Общее активное резервирование
  4. Административно-правовые и экономические методы управления в области природопользования и охраны природной среды
  5. Административного права.
  6. Административный договор как источник административного права.
  7. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. Э.Б.КОНДИЛЬЯК И Ф.ГАЛИАНИ
  8. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования земли как свободной
  9. Анализ прибыли и рентабельности с использованием международных стандартов
  10. Аналитические счетаслужат для детальной характеристики синтетических счетов. Бухгалтерский учет с использованием аналитических счетов называется аналитическим.
  11. Ассимиляционный потенциал (емкость) окружающей природной среды
  12. Б. Отмена крепостного права.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.