Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личности


Тип традиционной русской личности Идеальный тип советской

Теплый, экспансивный

Правдивый, отзывчивый Формальный, контролируемый

Идентификация с первичной Лживый, упорядочиваемый

группой (личная лояльность) Лояльность к вышестоящим

Основан на «зависимой пассивности» (безличностная)

Основан на «практической ак-

тивности»

В последние годы национальный характер русских и других народов России стал предметом анализа отечественных ученых. В частности, широко известны работы К. Касьяновой, А.О.Бороноева и П.И.Смирнова[11] о русском национальном характере. Активно изучается специфика национального характера кавказских народов и система их ценностей Э.Х.Панеш, Г.У.Солдатовой, Р.А.Ханаху, А.Ю.Шадже.[12] Разработка этих проблем отечественными учеными важна уже в силу того, что этнокультура и национальный характер того или иного этноса России ими анализируется «изнутри», они ее знают и понимают. Этот подход предотвращает этноцентрическое искажение, возможное в трактовке культуры инокультурным исследователем, который часто бессознательно накладывает на предмет своего исследования ценностную матрицу своей собственной культуры.

Но значительная часть ученых скептически относится к достоверности полученных результатов в области изучения национального (этнического) характера. Видимо, это связано с тем, что в подобных исследованиях неучтенными оказываются, по крайней мере, два важных методологических момента. Одиниз них носит собственно социологический характер: следует учитывать, что этнос не монолитен - он многослоен. Причем, различия внутри него могут иногда быть значительнее, чем между частью данного и частью некоторого другого этноса. Литературная элита по своему характеру - совсем не то же, что народ ее страны (а тем более в такой стране, как Россия), и ее представления о народе могут быть неадекватны.

Второй неучтенный момент имеет социально-философскую окраску: характер народа изменчив и в значительной мере зависит от конкретно-исторических обстоятельств. Разумеется, есть в нем некий инвариант, какие-то черты сохраняются. Но война - это не мир, да и одна война не похожа на другую, причем не только в русской истории. И качества, проявляемые народом в различные исторические моменты, могут заметно разниться. В конце концов, исследователи пришли к выводу, что так называемый «гений нации» все-таки выражает ценностные доминанты, присущие членам данной нации или какому-то ее слою. «Но вопрос о толщине этого слоя, о степени распространенности данных ценностей вне его пределов оставался открытым...».[13]

Поскольку очевидно, что одной нации не может не быть присуща единая «модальная личностная структура», исследование национального характера сегодня представляет собой изучение степени распространенности в рамках того или иного общества определенных личностных характеристик. Следовательно, национальный характер связан с частотой распространения определенных типов личностив национальном сообществе. При этом имеется в виду, что самые различные личностные типы могут быть представлены в любой из наций, но одни из них встречаются особенно часто, а другие - реже или совсем редко. Таким образом, характер нации предстает как доминирование какого-то типа личности, наличие его как «критической массы» индивидов.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этнокультура как форма организации коллективной жизни | Этническая культура как символическая среда

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 150; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. III. Формирование личности посредством профориентации и организации досуговой деятельности.
  2. IV. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Историческая типология личности-1. Личность как сплав внешних сил и внутренних достоинств
  3. Автономия личности от социального статуса
  4. Англия. Основоположник Джон Локк. Свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности.
  5. Борьба с культом личности Сталина. XX съезд КПСС
  6. В педагогике под развитием подразумевают количественно - качественные изменения личности от одной возрастной ступени к другой.
  7. В. Основа личности социального работника
  8. Взаимная ответственность государства и личности
  9. Взаимосвязь личности и общества. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.
  10. Влияние самооценки личности на ее стрессоустойчивость.
  11. Вопрос 3. Закономерный характер формирования личности сотрудника.
  12. Вопрос 3. Паровой статус личности в Российском государстве.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.