Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики научного метода

Тремя наиболее важными характеристиками научного метода являются контролируемость, операциональное определение и надежность.

Контролируемость процесса и результата достигается соблюдением различных типов валидности исследования. Позволяет идентифицировать причины и следствия наблюдений. Определяются зависимые (детерминанты) переменные и независимые (критерии) переменные исследования. Детерминанты - объективные элементы ситуации, критерии - социально-психологические хар-ки, связанные с решением тех или иных проблем.

-Внутренняя валидность означает соблюдение каузальных связей при получении вывода (что получается в результате исследования - данные об ассоциативных (коррелятивных связях) или о причинно-следственных, влиянии условий на предмет или объект исследования).Достигается за счет адекватного формирования выборки и учета влияния возможных скрытых переменных на результат.

-Внешняя валидность - результаты должны быть репрезентативными и их можно было бы переносить на какую-либо другую группу (не только конкретно ту, на которой было проведено исследование).

Пример. Выборка исследования. Изящно. Как определить самых эффективных и креативных в организации, используя знания о ее неформальной стр-ре? Френвик (1994) - выбрать 3-х людей, с которыми чаще всего советуются при принятии решений или решении проблем. Найдено 39 респондентов - на основе которых была определена "сеть принятия решений".

 

Операциональное определение (ОО) - описывает явление в терминах операций (шагов), используемых для его измерения. Например, IQ или EQ. Связано с концептом исследования. Концепт - это категории для организовывания идей и наблюдений (Балмер). Пример концептов: структура, деятельность, размер организации, лидерство, харизматичное лидерство, технология, контроль за качеством. Как только концепт измерен, то есть получено его ОО, он может использоваться в качестве зависимой и независимой переменной.

Концепт исследования имеет несколько компонентов (индикаторов), которые проясняются в ходе изучения (например, концепт культурных различий в исследованиях Хофстеде орг.культуры имеет 4 компонента - дистанция власти, избегание неопределенности, индивидуализм-коллективизм и маскулинность-феминность). Для каждого респондента получается метрика концепта, основанная на многих индикаторах (но иногда и на одном).

 

Надежность: надежность как согласованность методов измерения, надежность как повторяемость результатов, и надежность как согласованность экспертов)

 

Этапы проведения исследования в ОП:

1. Выбор области исследования (концепта, объекта исследования). Анализ литературы.

2. Выбор аспекта исследования (или предмета: например, влияние службы HR на эффективность работы)

3. Постановка исследовательских вопросов (источники: личный опыт/интерес, как теоретический, так и практический; факт из литературных источников; вопросы, ставящие в тупик; новые достижения в обществе; социальные проблемы; и, конечно, экспланандум предыдущих исследований). Рекомендации для постановки исследовательских вопросов (задач):

- четкость и ясность (понятность другим);

-пригодность для исследования (слишком абстрактные термины не подойдут, нужно чтобы можно было измерить объект иссл-я)

- связь с упрочившейся теорией и практикой

-связь вопросов друг с другом)

-наличие потенциала для обогащения знаний (Бэкон: эксперимента фрутифера -польза, люцифера - новое, круцис - проверка)

- вопросы д.б. не слишком широкими, но и не слишком узкими.

4. Формулирование гипотезы.

5. Выбор дизайна исследования:

- классический эксперимент (есть контрольная группа и экспериментальное воздействие, предварительное и итоговое тестирование):

- в исследованиях организаций экологичнее всего полевой эксперимент - то есть эксперимент в реальных условиях, при этом для контроля используется заранее спланированный сценарий.

Пример1: Тревиньо и Уивер -изучали этику в бизнесе (2000).

Они выдвинули гипотезу о том, что на респондентов будут влиять два вида факторов:

- связанные с самой проблемой (степень вреда, которое приносит решение, и формулировка решения);

- связанные с социальным контекстом (установки организации по отношению к наличию этической проблемы; уровень агрессивности конкуренции).

Пример контроля над переменными в полевых экспериментах: случайная выборка из специалистов в области бизнес-разведки, рассылка 1000 анкет. Респонденту предлагалось выделить важные вопросы при анализе проблемной ситуации (2 типа сценариев, рассылались случайным образом). При этом респонденту предлагалось отвечать как если бы он был поборником интересов организации (для того, чтобы снизить влияние социальной желательности). Сценарии были разработаны так, чтобы можно было манипулировать двумя независимыми переменными - степенью вреда от решения и способом формулировки проблемы. Выяснилось, что первый критерий всегда влияет на моральную ответственность, в отличие от первого, который значим лишь при определенном сценарии. В этом исследовании поле (или контекст) было создано искусственно. за счет сценария, и авторы могут называют его "полевым".

Пример лабораторного эксп-та: Хауэлл и Фрост. Является ли степень харизматичности лидерства фактором эффективности управления? Две группы студентов за повышение итоговых баллов на 3%. Три типа лидерства (харизматичный, индивидуалисткий - внимательный к другим и промежуточный вариант). Люди, ведомые харизматичным лидером, показали более высокие результаты по производительности. Искусственно смоделированная ситуация.

- квази-эксперимент (угроза внутренней валидности; исследования предполагают наличие различий в исследуемом социальном контексте, но при этом отсутствует возможность распределять испытуемых в контрольную и экспериментальную группу)

- кросс-секционные исследования - или дизайн опросного исследования (с помощью анкет и структурированных интервью) - это сбор данных, более чем с одного случая, или кейса - понимается как случай - человек (людей как правило, чем больше, тем лучше), нация, город, тип хозяйствования) в один и тот же момент времени для формирования базы количественных или качественных данных, связанных с двумя или более переменными.

- исследование одного случая (или кейса):

- - одна организация (например, изучение орг.культуры предприятий в сфере IT);

- - одно конкретное место (завод в сети заводов; одно производственное здание)

- - отдельный человек (биография; женщины-директора);

- - одно событие (катастрофа).

 

- Лонгэтюдные исследования.

Угроза: текучесть кадров. Возможность: изучение кейса.

Пример. Бейкон и Блайтон изучали социальные системы промышеленных организаций на заводе в Северном Уэльсе (1950, 1990 и конец 90-х гг.). Выяснилось, что только на третьем этапе установки к изменениям на рабочем месте перестали быть позитивными, поскольку возросло конкурентное давление, что вызвало снижение уровня безопасности.

6. Проведение исследования (эксп-та).

Виды сбора информации:

- Наблюдение. Непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация организационных явлений и процессов.

- - Включенное: когда наблюдатель становится участником организационного процесса;

- - Невключенное: со стороны (открытое, когда участники осведомлены, инкогнито, когда не осведомлены);

Контроль субъективизма: несколько наблюдателей; контроль тревожности - видеосъемка.

- Анализ документов (специально созданные носители информации об организации и ее членах)

- - текстовые, видео, фото, аудио.

- - официальные (из учреждений) и неофициальные (анкеты, заявления, жалобы, отчеты)

- - личные (карточки)_ и безличные (протоколы заседаний)

- - первичные (прямое наблюдение или опрос) и вторичные (обобщенные сводки).

Более надежны: фото-видео-аудио записи, а не протоколы; первичные; официальные более достоверны. Необходимо при анализе учитывать намерения авторов документов (жалоб).

- Анализ документов.

- - Качественный (выяснение авторства, обстановки, причины появления, времени и целей создания);

- - формализованный количественный, или контент-анализ.

Контент-анализ - перевод текстовой или вербальной информации в количественные показатели. Суть контент-анализа состоит в нахождении легко подсчитываемых признаков изучаемого документа, в которых отражены значимые стороны его содержания. При этом появляется возможность формализации качественного содержания. Таким признаком, например, может выступать частота употребления определенных терминов. Контент-анализ осуществляется с помощью выделения смысловых единиц (единиц анализа) и единиц счета. В качестве смысловой единицы выступает значимая для организации тема, отраженная в понятиях — словах или сочетаниях слов. В качестве единиц счета могут использоваться количество слов, печатных знаков или абзацев текста, можно использовать слова, ассоциирующиеся с понятием конфликта, а в качестве единицы счета — временные отрезки производственных совещаний.

- Опрос.

- - анкетирование — письменный заочный опрос. Анкета (опросный лист) представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов или пунктов (items). Высокие требование к формулировке вопоса.

2 вида вопросов - вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках респондентами этих событий.

В первую группу входят вопросы о поведении и деятельности респондента, а также вопросы, касающиеся его жизненного пути. Ко второй группе относятся оценочно-отношенческие вопросы типа: «Как бы Вы оценили...? Как вы относитесь...?»

Каждый из этих двух блоков вопросов обладает своей спецификой. Качество опроса в значительной степени зависит от того, насколько опрашиваемые могут и хотят искренне отвечать на поставленные вопросы. Нередки случаи, когда респонденты отказываются давать или намеренно искажают свою оценку тех или иных событий, затрудняются отвечать на вопросы о мотивах своего поведения.

По функциям различают четыре типа вопросов; основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные вопросы предназначены для получения информации об организационных фактах, то назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы. Это своеобразная модификация основного вопроса, его иная словесная формулировка. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом и преодолеть возможное отчуждение.

 

В зависимости от структуры вопросы бывают открытые и закрытые.

По форме различаются вопросы прямые и проективные (косвенные). Прямые вопросы касаются существующей ситуации. В проективных вопросах ситуация задается, предполагается. Примером прямого вопроса может служить следующий вопрос: «Устраивает ли вас ваша теперешняя работа?» Пример того же вопроса, но сформулированного косвенно, будет выглядеть иначе: «Предположим, что по каким-то причинам вы временно не работаете. Вернулись бы вы на прежнее место работы?

Анкетирование следует применять при изучении проблем мотивации и лидерства, оценки динамики и эффективности организационного развития, причин текучести кадров, эффективности деятельности рабочих групп, отношения к труду, организационного климата и ряда других организационно-психологических проблем.

- - Интервьюирование. Интервьюирование наиболее часто применяется в двух случаях: при составлении программы организационно-психологического исследования и при отборе кадров

- - - Стандартизированное: его цель подвергнуть всех респондентов одинаковому влиянию. Вопросы одинаковые, в одинаковом порядке. Ответы - часто фикисрованные (т.е. закрытые).

- - - Нестандартизированное: формулировка и последовательность вопросов варьиркет.

- - - Полуструктурированное: последовательность вопросов может различаться от контекста, но не формулировка.

- - - Фокус-группа: респонденты обсуждают конкретный вопрос в группах;

- - - Устное историческое интервью: неструктурированное интервью о событиях о своем прошлом.

и др.

- - Социометрический опрос. Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос. Термин «социометрия» в переводе означает измерение социальных отношений. Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами рабочей группы и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в ней.

 

Пример (исследования социальных отношений, важного для диагностики): Опросник ОМО Шутца для диагностики социальных отношений (включение - контроль- аффект). Интересно: В сфере IT, где, мы ожем предположить, разработчики имеют в силу высоко интеллекта склонность к низкому включению в группу и осторожны в установке близких эмоциональных отношений - противопоказно проводить группы на повышение межличностной коммуникации.

 

- - Виньеточный опрос. Ф-ма постановки вопросов (закрытых) для исследования ценностей людей (например, что выбрать - подписать контракт, который выгоден фирме, или тот, который предпочел директор).

- и др.

* * *

Виньетка 1. Конфликт интересов. (Lund 2000)

Джек Браун -вице-президент по маркетингу крупного производителя специй. Браун недавно присоединился к личной инициативе директора отдела по снабжению - поставке черного перца из Индии. Есть вариант подписать пятилетний контракт на поставку черного перца, но Браун знает, что есть другой импортер, с которым заключить контракт выгоднее (поставка за фунт на 3 цента ниже). Если бы вы были на месте Брауна, подпишите ли вы первый контракт, поддерживая личную инициативу директора:

Конечно, подпишу

Возможно, подпишу

Ни то, ни другое

Наверное, нет

Определенно, нет

 

Виньетка 2. Обман и подлог. (Lund 2000)

Дейв Смит разрабатывает рекламную компанию для продвижения жилищного строительства (двухэтажные частные дома), которое его фирма готова начать. Стройплащадка находится в районе, который в прошлом затапливало. Компания недавно провела комплекс мер, нацеленных на снижение риска затопления. Но если наводнение случится, то дома окажутся затопленными на 1,5 м. Если бы Вы были на месте Смита, вы включите ли вы подобное заявление о вероятных последствиях затопления в рекламу?

 

Конечно, включу

Возможно, включу

Ни то, ни другое

Наверное, нет

Определенно, нет

 

Виньетка 3. (Белл, Браймен, 2012)

Если у старшего маркетолога есть свои собственные бизнес-интересы, которые также связаны с бизнесом фирмы, то он обязан уведомить об этом других старших руководителей, когда такой интерес возникает.

Полностью согласен

Согласен

Не решил

Не согласен

Полностью несогласен

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 2.

Придумать "виньетку".

Желательно, для оценки этичности сотрудников российской организации (т.е. с учетом особенностей российской культуры). Организация, люди и пр. условия могут быть вымышленными.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы организационной психологии | Норма права и нормативно-правовые акты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.