Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество

ЭТНОС

СТРАНА

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВЛИЯНИЯ МАКРОФАКТОРОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ

Страна - феномен географически-культурный. Это террито­рия, выделяемая по географическому положению, природным услови­ям, имеющая определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может находиться под властью другой страны (т.е. быть колонией или подопечной территорией). На территории одной страны могут существовать несколько государств (вспомним разделенные Германию и Вьет­нам, а сегодня Китай и Корею).

Природно-климатические условия тех или иных стран различ­ны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические и климатические условия принуждают жителей страны из поколения в поколение к преодо­лению существующих трудностей либо облегчают труд, а также хозяйственное развитие страны (Я. Щепаньский).

Как полагал Мишель Монтень, люди в зависимости от кли­мата того места, где они живут, более или менее воинственны, более или менее умеренны, склонны к послушанию или непо­слушанию, к наукам или искусствам. Это суждение небеспочвен­но, хотя не следует преувеличивать влияние климата на поведение человека.

Географические условия и климат страны влияют на рождае­мость и плотность населения. Так, два острова имеют практиче­ски одинаковую площадь - Куба и Исландия. Но географическое расположение и климат во многом обусловили то, что население Кубы в двадцать раз больше, чем в Исландии. И это несмотря на то, что уровень жизни исландцев неизмеримо выше по сравнению с кубинцами.

Геоклиматические условия влияют на состояние здоровье жи­телей страны, распространение ряда болезней, наконец - на ста­новление этнических особенностей ее жителей.

В качестве иллюстрации последнего обратимся к характери­стике природно-климатических условий России и их роли в ста­новлении особенностей ее жителей, данной выдающимся русским историком Василием Осиповичем Ключевским:

 

«Верхнее Поволжье, составляющее центральную область Великороссии... отличается заметными физическими особенностями... обилие лесов и болот, преобладание суглинка в составе почвы и паутинная сеть рек и речек, бегу­щих в разных направлениях. Эти особенности и положили глубокий отпеча­ток как на хозяйственный быт Великороссии, так и на племенной характер великоросса... своенравна... природа Великороссии. Она часто смеется над самыми осторожными расчетами великоросса; своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, иг­рать в удачу и есть великорусский авось...

...природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого тру­да и... короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии...

Невозможность рассчитать наперед, заранее сообразить план действий и прямо идти к намеченной цели заметно отразилась на складе ума великорос­са, на манере его мышления. Житейские неровности и случайности приучили его больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, боль­ше оглядываться назад, чем заглядывать вперед. В борьбе с нежданными метелями и оттепелями, с непредвиденными августовскими морозами и ян­варской слякотью он стал больше осмотрителен, чем предусмотрителен, вы­учился больше замечать следствия, чем ставить цели, воспитал в себе умение подводить итоги за счет искусства составлять сметы. Это умение и есть то, что мы называем задним умом».

 

Следует, однако, иметь в виду, что выводы В.О. Ключевского не проверялись строго научными исследованиями (да и не могли быть проверены). Поэтому они интересны как размышления круп­ного историка, иллюстрирующие, но не доказывающие, влияние природных условий на психический склад представителей русско­го этноса.

Таким образом, природно-климатические условия первоначаль­но определяют историческое развитие страны, но нельзя говорить об однозначной и однонаправленной зависимости между геогра­фической средой и социально-экономическими процессами, куль­турным развитием страны, а тем более социализацией человека.

Природно-географические условия - это всего лишь своеоб­разные «рамки» процесса социализации. Не играя в нем само­стоятельной роли, они в совокупности с другими факторами оп­ределяют некоторые его специфические особенности. То, как объ­ективные условия страны влияют на социализацию человека, во многом определяется тем, как их используют и учитывают в своей жизни сложившиеся в стране этносы, общество и государство.

Об этносе или нации. Этнос (или нация) - исторически сложившаяся устойчивая со­вокупность людей, обладающих общим менталитетом, националь­ными самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, а также осо­знанием своего единства и отличия от других подобных образований (понятия «этнос» и «нация» не идентичны, но мы будем употреблять их как синонимы).

Особенности психики и поведения, связанные с этнической при­надлежностью людей, складываются из двух составляющих: биоло­гической и социально-культурной.

Биологическая составляющая в психологии отдельных людей и целых народов складывалась под влиянием ряда обстоятельств. На протяжении тысячелетий все нации формировались на своей этнической территории. (Наличие такой территории - обязатель­ное условие формирования этноса, но необязательное условие его сохранения - сейчас многие народы живут в рассеянии.) Веками люди адаптировались к определенному климату, ландшафту, соз­давали специфический тип хозяйствования для каждой природной зоны, свой ритм жизни.

Признание биологической составляющей этнической принад­лежности, не сопровождаемое утверждениями о превосходстве од­ной расы над другой, одного народа над другими (что является расизмом, шовинизмом, фашизмом), лишь констатирует глубинные основания этнических различий, но не утверждает преобладания этих различий в психике и поведении конкретного современного человека. В актуальной жизни значительно большую роль играет социально-культурная составляющая психики и поведения людей.

В современных модернизированных странах национальная принадлежность человека в большой мере, а нередко и главным образом определяется, с одной стороны, языком, который он считает родным, иными словами, культурой, стоящей за этим языком. С другой - она осознается самим человеком в связи с тем, что его семья относит себя к определенной нации и соответственно бли­жайшее окружение считает его принадлежащим к ней.

Соответственно, например, русский - тот, кто идентифицирует себя с русской историей и культурой, а тем самым и со страной, в которой все формы социальной жизни ориентированы в конеч­ном счете именно на эту культуру и на общие для данной нации историю и систему ценностей.

То есть этнос, нация - явление историко-социально-культурное. Роль этноса как фактора социализации человека на протяже­нии его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой - не следует и абсолютизировать.

Социализация в том или ином этносе имеет особенности, ко­торые можно объединить в две группы - витальные (буквально - жизненные, в данном случае биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства).

Витальные особенности социализации. Под витальными особенностями социализа­ции в данном случае имеются в виду способы вскармливания детей, особенности их физиче­ского развития и т. д. Наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах, хотя есть и собственно межнациональные, но менее явно выраженные различия.

Например, в Уганде, где мать постоянно носит младенца на се­бе и дает ему грудь по первому требованию (это характерно для многих африканских и ряда азиатских культур и несвойственно, например, европейским), бросается в глаза невероятно быстрое развитие ребенка в первые месяцы жизни. Трехмесячный малыш уже может несколько минут сидеть без опоры, шестимесячный встает, имея опору, девятимесячный начинает ходить и вскоре лепетать. Однако около восемнадцатимесячного возраста (после того, как его отняли от груди и от матери) ребенок начинает те­рять опережение в развитии, а затем отстает от европейских норм, что, видимо, связано с особенностями пищи.

Тесная связь физического развития с пищей видна на примере Японии. Когда вследствие стремительного экономического раз­вития и определенной американизации образа жизни японцы существенно изменили рацион питания, значительно изменилось их соматическое развитие: старшие поколения значительно усту­пают младшим по показателям роста и веса. В то же время сохра­нение в рационе питания японцев большой доли морепродуктов можно считать одной из причин того, что у них самая большая продолжительность жизни. Предполагать это позволяет анало­гичная ситуация с потреблением морепродуктов норвежцами, также держащими одно из первых мест в мире по продолжитель­ности жизни.

В ситуации, когда в развитых странах резко уменьшилась в связи с научно-техническим прогрессом необходимость в физиче­ских усилиях человека, большую роль в физическом развитии людей играет спорт. В тех странах, где он стал неотъемлемым элементом образа жизни, отмечается лучшее физическое развитие людей. Естественно, что в этих странах срабатывают оба условия -и улучшение питания, и спортивные занятия, а также третье об­стоятельство - улучшение медицинского обслуживания.

Недостаточность этих условий в России привела к высокой дет­ской смертности и заболеваемости, плохому физическому развитию больших групп детей, подростков, юношей, сокращению продол­жительности жизни. Так, по различным данным, к середине 90-х гг. XX в. гармонично развитых - с правильным телосложением, с со­ответствием роста и веса - было всего 8,5% всех школьников с I по XI классы. У 40-45% школьников отмечались отклонения на уров­не функциональных расстройств, которые при неблагоприятных условиях могут привести к серьезным заболеваниям. 25-35% имели хронические заболевания. Наконец, лишь 12-15% юношей могли быть признаны абсолютно годными для службы в армии.

О менталитете этноса. Влияние этнокультурных условий на социа­лизацию человека наиболее существенно оп­ределяется тем, что принято называть мента­литетом (понятие, введенное в начале XX в. французским ученым Л. Леви-Брюлем).

Менталитет - это глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определен­ных природно-климатических и историко-культурных условиях.

Менталитет этноса определяет свойственные его представите­лям способы видеть и воспринимать окружающий мир и на ког­нитивном, и на аффективном, и на прагматическом уровнях. Мен­талитет в связи с этим проявляется и в свойственных представите­лям этноса способах действовать в окружающем мире.

Так, исследования показали, что у народов Севера, сформиро­вавшихся и живущих в специфических природно-климатических условиях, образно названных Джеком Лондоном «белым безмол­вием», отмечается специфическая традиция восприятия звука, своеобразный этнический звукоидеал, который влияет на особен­ности эмоциональных проявлений у представителей северных этносов и на поведенческом уровне.

Другой пример. Финны стали употреблять в пищу грибы лишь во второй половине XIX в. Исследователи объясняют это следую­щим образом. В течение многих столетий финны, живя в суровых климатических условиях, считали, что человек добывает все необ­ходимое для жизни тяжелым трудом в борьбе с природой. Грибы же - творение природы - можно было собирать легко и просто, а раз так, то финский менталитет не рассматривал их как нечто пригодное для жизни человека.

И еще одно свидетельство проявления менталитета в культур­ных установках, свойственных представителям различных наций. Исследование, проведенное в пяти европейских странах в конце 80-х гг.XX в., выявило весьма любопытную ситуацию. Среди анг­личан оказалось наибольшее число равнодушных к искусству и больше всего приверженцев «строгих наук» - физики и химии. Близкими к англичанам в этом аспекте оказались немцы. А вот среди французов, итальянцев, испанцев (народов романской группы) людей, высоко оценивающих искусство, намного больше тех, для кого приоритетны физика и химия.

Обобщая различные данные, можно сделать вывод о том, что менталитет этноса, проявляясь в стабильных особенностях его культуры, определяет главным образом глубинные основания восприятия и отношения его представителей к жизни.

Конкретизируя это положение, можно говорить о том, что менталитет этноса во многом определяет: отношение его пpeдcтaвителей к труду и специфические традиции, связанные с трудовой деятельностью; представления об удобствах быта и домашнем уюте; идеалы красивого и некрасивого; каноны семейного счастья и взаимоотношений членов семьи; нормы полоролевого поведе­ния, в частности понятия о приличиях в проявлении чувств и эмо­ций; понимание доброты, вежливости, такта, сдержанности и т.д.

В целом менталитет характеризует оригинальность культуры то­го или иного этноса. Как писал французский этнолог Клод Леви-Стросс: «Оригинальность каждой из культур заключается прежде всего в ее собственном способе решения проблем, перспективном размещении ценностей, которые общи всем людям. Только значи­мость их никогда не бывает одинакова в разных культурах».

Менталитет и стихийная социализация. Влияние менталитета этноса очень велико во всех аспектах социализации человека. Об этом свидетельствуют следующие примеры. В процессе полоролевой социализации влия­ние менталитета осуществляется благодаря характерным для него эталонам «мужественности» и «женственности». Они подразуме­вают определенный набор черт характера, особенностей поведе­ния, эмоциональных реакций, установок и т.д. Эти эталоны относительны, т.е. их содержание не совпадает в культурах разных этносов. Крайние варианты расхождения эталонов «мужествен­ности» и «женственности» показала американский антрополог Маргарет Мид на примере трех племен Новой Гвинеи. У Арапешей оба пола кооперативны и не агрессивны, т.е. феминизирова­ны по нормам западной культуры. У Мундугуморов оба пола грубы и некооперативны, т.е. маскулинизированы. У Чамбула картина обратная западной культуре: женщины доминантны и директивны, а мужчины эмоционально зависимы.

Велико влияние менталитета этноса на семейную социализацию. Это можно проиллюстрировать на таком примере. В Узбекистане родительская семья в значительно большей мере, чем в России и Прибалтике, служит образцом для молодежи - особенно в том, что касается воспитания детей. Различия особенно велики в брачных установках. До 80% узбеков считают согласие родителей на брак обязательным, а развод при наличии детей недопустимым. А около 8,0% эстонцев не считают согласие родителей обяза­тельным и 50% вполне допускают развод и при наличии детей.

Влияние менталитета этноса очень выпукло проявляется в сфе­ре межличностных отношений. Так, этнические нормы в большой мере определяют стиль общения младших со старшими, величину возрастной дистанции, специфику восприятия ими друг друга вообще и как партнеров по общению в частности. В Японии, на­пример, при общении людей разного возраста старший практиче­ски сразу присваивает себе форму общения в виде монолога, и младший это принимает как само собой разумеющееся, просто внимая говорящему.

Большую роль менталитет играет и в формировании межэтни­ческих установок, которые, зарождаясь в детстве, будучи весьма устойчивыми, нередко превращаются в стереотипы.

Менталитет и воспитание. Менталитет этноса влияет на воспитание подрастающих поколений как относительно социально контролируемую социализацию в связи с тем, что включает в себя имплицитные концепции лично­сти и воспитания.

Имплицитные (т.е. подразумеваемые, но несформулированные) теории личности, присущие каждому этносу, есть совокупность неких представлений, несущих в себе ответы на ряд вопросов: каковы природа и возможности человека? Чем он является, может и должен быть? и др. Ответы на эти вопросы образуют имплицит­ную концепцию личности (И.С. Кон).

На воспитание, с моей точки зрения, менталитет влияет и в связи с тем, что у этноса как естественное следствие наличия имплицит­ных концепций личности имеются имплицитные концепции воспитания. Именно они во многом определяют, чего взрослые добиваются от детей и каким образом они это делают, т.е. содержание взаимо­действия старших и подрастающих поколений, его стиль и средст­ва. Имплицитную концепцию воспитания этноса можно рассмат­ривать как неосознаваемую центральную ценностную ориентацию в социальном поведении взрослых по отношению к подрастающим поколениям.

От имплицитных концепции личности и воспитания во многом зависит возможность сбалансированности адаптации и обособле­ния человека в национальной общности, т.е. то, насколько он может стать жертвой социализации. В соответствии с имплицит­ными концепциями личности и воспитания этническое сообщест­во признает или не признает те или иные типы людей жертвами неблагоприятных условий социализации, а также определяет отно­шение к ним окружающих.

Содержание этих концепций во многом определяет позицию человека как объекта социализации, а также ожидаемые и допус­каемые в конкретном этносе меру и характер его субъектности и субъективности в процессе социализации.

Понятие об обществе. Общество - понятие в основном политолого-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социаль­ных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, воз­растные, профессиональные и иные номиналь­ные и реальные группы, а также государство.

Общество представляет собой целостный организм со своими половозрастной и социальной структурами, экономикой, идеоло­гией и культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей.

Следует подчеркнуть, что специально говорить об обществе как факторе социализации необходимо в том числе и потому, что в России до самого последнего времени общество и фактически, и идеологически отождествлялось, а на уровне обыденного созна­ния и до сих пор отождествляется с государством. Последние годы идет довольно непростой, а на практике даже мучительный процесс их разделения, разгосударствления общества, возрожде­ния а во многом и создания заново структур гражданского обще­ства Он потому столь труден, что затрагивает коренные основа­ния жизни. Эти кардинальные преобразования общества не могли не обострить старых и не породить новых проблем социализации подрастающих поколений.

Полоролевая структура общества. Полоролевая структура общества с точки зрения его характе­ристики как фактора социализации имеет значение не столько своими количественными (соотношением муж­чин и женщин разных возрастов и т.п.), сколько качественными показателями.

Полоролевая структура общества качественно характеризуется:

социальным статусом полов (матриархат в некоторых арха­ичных культурах, патриархат в ряде обществ Азии и Афри­ки, декларируемый биархат - равенство полов - в Европе);

различиями в уровне образования (так, в России женщины в среднем имеют более высокий уровень образования, чем мужчины);

занятостью внедомашним трудом представителей того и другого пола, мерой его квалифицированности (доля жен­щин, занятых неквалифицированным трудом и малопре­стижной работой, как правило, выше);

участием в руководстве организациями, в органах местного управления, в управлении страной (в России в Думе, избран­ной в 1995 г., женщин было 10%, в 1999 г. - 5%, а в парла­ментах Норвегии и Дании - треть депутатов).

Качественные характеристики полоролевой структуры общества влияют на стихийную социализацию детей, подростков, юношей, в первую очередь, определяя усвоение ими соответствующих представ­лений о статусном положении того или другого пола, полоролевые ожидания и нормы, формирование набора стереотипов полоролевого поведения. Качественные особенности полоролевой структуры общества и их восприятие человеком могут оказать влияние на раз­личные аспекты его самоопределения, на выбор сфер и способов самореализации и самоутверждения, на самоизменение в целом.

Возрастная структура общества. Возрастная стратификация (распределение) присуща любому обществу, любой культуре. Во всех языках понятия «младший», «стар­ший», «ребенок», «юноша», «старик» указывают не только на воз­раст человека, но и на его положение в статусной структуре обще­ства, обозначая некоторое неравенство (асимметрию) прав и обя­занностей, предполагая определенный набор ожиданий и норм поведения. Возрастная стратификация, будучи стабильной в общих чертах, имеет определенные исторические особенности с точки зрения статуса того или иного возраста.

Дети, подростки, юношество, молодежь образуют своеобразные общества сверстников, играющие в процессе их социализации довольно автономную роль, с одной стороны, сходную во всех обществах, а с другой - специфическую в зависимости от уровня развития и культурно-исторических традиций общества.

Наиболее последовательно значение возрастной структуры общества в социализации (и в стихийной, и в социально контро­лируемой) подрастающих поколений показано в концепции Мар­гарет Мид. Она выделила три типа обществ в зависимости от темпов их развития и меры модернизированности - традиционно­сти, которые, по ее мнению, определяют характер межпоколенных отношений в процессе социализации человека.

В обществах постфигуративного типа (доиндустриальных, а ныне в архаичных и в крайне идеологически закрытых) люди, старшие по возрасту, служат моделью поведения для молодых, а традиции предков сохраняются и передаются от поколения к поко­лению.

В обществах кофигуративного типа (индустриальных и модер­низирующихся) моделью для людей оказывается поведение их современников. И дети, и взрослые в них учатся преимущественно у сверстников, т.е. в межпоколенной трансмиссии культуры центр тяжести переносится с прошлого на настоящее.

В обществах префигуративного типа не только младшие учатся у старших, не только поведение сверстников становится моделью для людей, но и старшие учатся у младших. Этот тип характерен для со­временных развитых стран, ибо в наши дни прошлый опыт не только недостаточен, но и, порой, может быть вреден, мешая поискам сме­лых подходов к решению проблем, которых не возникало ранее.

По мнению И.С. Кона, концепция М. Мид правильно схваты­вает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития общества. Однако не следу­ет абсолютизировать эту зависимость, как и сами темпы культур­ного обновления, когда речь идет о характере межпоколенных отношений, ибо на них влияют и многие другие обстоятельства.

Кроме того, надо иметь в виду, что в одном и том же обществе могут присутствовать в различных соотношениях все выделенные М. Мид типы межпоколенных отношений, но значимость каж­дого из них в жизни общества и в процессе социализации чело­века различна в зависимости от уровня и характера развития общества, возрастных, групповых и индивидуальных особенно­стей людей.

Так в обществах переходного типа в периоды нестабильности межпоколенные отношения осложняются тем, что старшие неред­ко переживают кризис социальной идентичности, а младшие, со­циализируясь в меняющихся условиях, оказываются более при­способленными к жизни, чем старшие.

Социальная структура общества. Социальная структура общества - более или менее устойчивые набор и соотношение социальных и профессиональных слоев и групп, имеющих специфические интересы и мотива­цию экономического и социального поведения. Для социальной дифференциации совре­менного российского общества характерно образование много­численных и часто нестабильных по составу профессиональных групп. Условно их можно объединить в несколько социальных слоев (в зависимости от их имущественного положения, участия в управлении имуществом и во властных структурах различного уровня) - верхний, включающий в себя политические и эконо­мические элиты; верхний средний - собственники и менеджеры крупных предприятий; средний - мелкие предприниматели, ме­неджеры, администраторы социальной сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий; базовый - массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший - неквалифи­цированные работники государственных предприятий, пенсио­неры; социальное дно (Т.И. Заславская).

В процессе социальной дифференциации в России наблюдают­ся, как минимум, четыре тенденции - обнищание (пауперизация) специалистов, криминализация и люмпенизация многих социальных слоев, а также образование среднего класса.

Формирование так называемого среднего класса идет на базе различных слоев. Для него характерны: ценность труда как сферы самореализации, отношение к собственности как к ценности, усто­явшийся образ жизни «положительного человека», ценность семьи и образования. Эти ценности - источники самоуважения и основа личностного самопринятия. Но малочисленность среднего класса не позволяет ему сегодня определять моральный климат в общест­ве. В то же время именно он обычно представляет собой силу, ста­билизирующую общество.

Значительно большее влияние на моральный климат общества оказывает процесс люмпенизации, который захватил практически все социальные слои. Люмпен сегодня - это не традиционный «отброс общества». Современный российский люмпен отличается не имущественным положением, а определенной системой ценно­стей, суть которой в том, что отчуждение от труда (труд как «добыча» средств или повинность) и собственности (она воспри­нимается как средство сиюминутного удовлетворения потребно­стей, а не как ценность для потомков) из ущербной черты, из ис­точника комплекса неполноценности, превращено в ценность, источник самоуважения. Благодаря этому люмпен не желает рас­ставаться со своей позицией, она для него самодостаточна (М. Сиверцев). Поэтому можно говорить о том, что есть люмпен-предпри­ниматели, люмпен-политики, люмпен-интеллигенты и т.п.

Очевидно, что названные тенденции играют существенную роль в социализации детей, подростков, юношей, ибо фактически предоставляют им выбор диаметрально противоположных жиз­ненных сценариев.

На стихийную социализацию и самоизменение человека соци­альная структура, во-первых, влияет постольку, поскольку каж­дый социальный слой и отдельные социально-профессиональные группы внутри них вырабатывают специфический стиль жизни.

Стиль жизни каждого социального слоя специфически влияет на социализацию принадлежащих к нему детей, подростков, юно­шей. Кроме того, ценности и стиль жизни тех или иных (в том числе и криминальных) слоев могут становиться для детей, чьи ро­дители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к кото­рому принадлежит их семья.

Во-вторых, следует иметь в виду, что чем более социально диффе­ренцирование общество, тем больше в нем потенциальные возмож­ности для мобильности его членов - горизонтальной и вертикальной.

Горизонтальная социальная мобильность - это изменение видов занятий, групп членства, социальных позиций в рамках одного социального слоя. Вертикальная социальная мобильность - пере­ход членов общества из одного социального слоя в другой (как в более высокий, так и в более низкий).

Воспитание как социально контролируемая социализация ис­пытывает на себе влияние социальной структуры общества в связи с тем, что различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какие люди должны вырасти из их детей. Соответственно они предъявляют разные требования к системе образования и организации социального опыта подрас­тающих поколений и индивидуальной помощи конкретным людям в процессе воспитания.

Экономика и социализация. Уровень экономического развития общест­ва влияет на социализацию подрастающих поколений постольку, поскольку определяет уровень жизни его членов.

Уровень жизни - понятие, характеризующее степень удовлетво­рения материальных и культурных потребностей людей, что вы­ражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг, начиная с пищи, жилища, одежды, предметов длительного пользования, средств передвижения, вплоть до самых сложных, «возвышенных потребностей», связанных с удовлетворением ду­ховных, эстетических и иных подобных запросов.

На стихийную социализацию и самоизменение человека эко­номическое развитие влияет, не только определяя уровень жизни различных профессиональных и социальных групп и слоев, а также конкретных людей, но и благодаря тому, что его вектор (эконо­мический рост, стагнация экономического положения, его ухудше­ние) влияет на их ожидания, настроения и поведение. Эта атмосфе­ра во многом определяет либо актуальные и перспективные уст­ремления как конкретных членов общества, так и целых групп населения, стимулируя активное стремление улучшать свое положе­ние, либо фрустрацию (подавленность) и, как следствие, антисоци­альное поведение (агрессию, вандализм, саморазрушение - алко­голизм, наркоманию).

На воспитание как социально контролируемую социализа­цию экономическая ситуация в обществе влияет постольку, поскольку определяет востребованность определенного коли­чества людей тех или иных профессий и качественный уровень их подготовки. Главное же состоит в том, что уровень эконо­мического развития общества определяет возможности для создания условий планомерного развития, в первую очередь подрастающих поколений - в целом или только в некоторых социальных слоях.

Чем более экономически развито общество, тем более благо­приятны возможности для развития человека в процессе социа­лизации. В качестве иллюстрации можно привести такие данные. «Цена ребенка» от рождения до 25 лет в ценах 1985 г. в США была 500 тыс. долларов, в Швеции - 700 тыс. долларов, а в СССР - 40 тыс. рублей. Эти затраты определяли качество питания, ме­дицинские, образовательные, жилищно-бытовые и культурные различия в возможностях, которые создавало каждое из назван­ных обществ для развития подрастающих поколений.

Соответственно уровню экономического развития общества складываются и условия социализации человека в зрелом возрас­те, определяя возможности и стимулы реализации себя в трудовой деятельности, материальную основу семейного благополучия и рекреативного поведения. Экономика определяет и возможный уровень жизни стариков.

Идеология и социализация. Социализация в современной России содер­жательно существенно изменилась в связи с политико-идеологическими и социально-по­литическими процессами, происходящими в обществе, в котором на смену идеологии тоталитаризма пришел неустойчивый и весьма подвижный плюрализм (многообразие).

Идеологический плюрализм создал во многом новую ситуацию стихийной социализации и самоизменения человека. Плюрализм предполагает сознательный и ответственный выбор человеком своих нравственных и идеологических ориентиров. Трудность вы­бора, неудовлетворенность социальной практикой, исторически сформировавшееся у широких слоев населения неумение делать выбор приводят к нежеланию его делать, к отказу от выбора.

Свобода убирает не только препятствия на пути человека, но и его «подпорки». Это порождает в переходном обществе неопре­деленность ситуации. А неопределенность может вызвать у живого существа одно из трех базовых отрицательных эмоциональных состояний - или депрессию, или тревогу, или агрессию. Это весьма опасно, ибо утрата ценностей, с одной стороны, и неспособность сделать выбор новых, с другой, ведут к тому, что, потеряв ориен­тиры, человек теряет цель и надежду и нередко «обращается в чудовище», как писал Ф.М. Достоевский.

Идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация обще­ства существенно влияют и на воспитание как социально контро­лируемую социализацию. Наиболее кардинально и ярко это про­является в том, что задачи воспитания и его содержание в изме­няющемся обществе имеют принципиальные отличия от стабиль­ного общества(В. Розин).

С точки зрения определения задач воспитания важно то, что в стабильном обществе интересы, возможности разных социаль­ных слоев, профессиональных и возрастных групп относительно гармонизированы, что определяет их заинтересованность в под­держании стабильности. В связи с этим перед воспитанием в ста­бильном обществе объективно стоит задача развития человека в процессе и в результате трансляции сложившейся в обществе куль­туры от поколения к поколению и от элитарных слоев к низшим (независимо от любых идеологических и педагогических декла­раций). При этом вопрос «что транслировать?» объективно не стоит, хотя он и может активно обсуждаться.

В нестабильном, изменяющемся обществе, для которого харак­терны переход от одного типа общества к другому или сущест­венное изменение общества внутри одного типа, ситуация принци­пиально иная. В нем отсутствует социальный консенсус, т.е. инте­ресы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объединяет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. Но в вопросе о том, что надо изменить, а тем более в каком на­правлении изменить, единства нет.

Меняющееся общество не в состоянии ставить реальные и адек­ватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сценария своего развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать но­вые идеологические установки. Оно лишь знает, что нужно воспи­тывать «другого» человека и делать это «по-другому».

В условиях меняющегося общества перед воспитанием фактиче­ски стоит задача одновременно с обществом искать ответ на вопрос «что развивать в человеке?», а вернее, «в каком направлении его развивать?» и параллельно искать ответ на вопрос «как это делать?».

Подобная ситуация существенно влияет на функционирование в обществе воспитания как социального института.

Воспитание как социальный институт. В современных модернизированных общест­вах существует целая система социальных ин­ститутов - исторически сложившихся устой­чивых форм совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетво­рения тех или иных социальных потребностей (экономические, по­литические, культурные, религиозные и др.).

Воспитание как социальный институт возникло для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности - осмысленного взращивания членов общества.

Воспитание как социальный институт представляет собой раз­вивающийся феномен, который возникает на определенном этапе развития конкретного общества, автономизируясь от процесса социализации.

Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каж­дого конкретного общества приводит к тому, что на определен­ных этапах его исторического развития:

- воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;

- воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);

- в процессе социального воспитания выделяются как его со­ставляющие сначала обучение, а затем образование;

- появляется коррекционное воспитание;

- складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;

- меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства вос­питания;

- растет значение воспитания, оно становится особой функци­ей общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание как социальный институт включает в себя:

совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;

набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-про­фессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муници­пального уровней, администрация воспитательных органи­заций, лидеры криминальных и тоталитарных групп;

воспитательные организации различных видов и типов;

системы воспитания и органы управления ими на государ­ственном, региональном, муниципальном уровнях;

набор позитивных и негативных санкций, как регламенти­рованных документами, так и неформальных;

ресурсы: личностные (качественные характеристики субъ­ектов воспитания - детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, матери­альные (инфраструктура, оборудование, учебно-методиче­ская литература и пр.).

Воспитание как социальный институт имеет определенные функ­ции в общественной жизни. Наиболее общие функции воспитания следующие:

- создание условий для относительно целенаправленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе воспитания;

- подготовка необходимого для функционирования и устойчиво­го развития общества «человеческого капитала», способного и гото­вого к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

- обеспечение стабильности общественной жизни через транс­ляцию культуры, способствование ее преемственности, обновлению;

- способствование интеграции стремлений, действий и отно­шений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внут­ренней сплоченности общества);

- социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;

- адаптация членов общества к меняющейся социальной си­туации.

Отметим некоторые существенные различия семейного, рели­гиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспи­тания - составных частей воспитания как социального института.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т.е. священности), и значительную роль в нем играет эмоциональ­ный компонент, который становится ведущим в семейном воспита­нии. В то же время в социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую роль. Основой диссоциаль­ного воспитания является психическое и физическое насилие.

Существенно различаются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так в еще большей мере имплицитно (несформулированно) прису­щим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.

Выделенные виды воспитания принципиально отличаются ха­рактером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания. В се­мейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, роди­телей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородствен­ный характер. В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослу­жителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессио­нально-общинный характер, т.е. она определяется исповедуемым ими вероучением и отношениями, складывающимися в соответст­вии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуаль­ных - воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых - коллективов; социальных - организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер. В диссоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объ­ектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин-раб».

Воспитание как социальный институт, обладая универсальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существен­ные различия, связанные с историей развития, социально-эконо­мическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип природосообразности воспитания | Государство. О понятии «государство». Государство - понятие политолого-юридическое
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.