Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство. О понятии «государство». Государство - понятие политолого-юридическое

О понятии «государство». Государство - понятие политолого-юридическое. Государство -звено политической системы общества, которое обладает власт­ными функциями. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и пр.), осуществ­ляющих управление обществом.

Государство и стихийная социализация. Государство можно рассматривать как фактор стихийной со­циализации постольку, поскольку характерные для него полити­ка, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан, их развития и самореа­лизации. Дети, подростки, юноши, взрослые, более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как декларируемые государством, так и (в еще большей мере) реализуемые в социаль­ной практике. Как известно, они полностью никогда не совпада­ют, а в определенные периоды истории государства могут быть противоположными. (Все это определенным образом может вли­ять и на самоизменение человека в процессе социализации.)

Государство и относительно направляемая социализация. Государство осуществляет относительно на­правляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозра­стным, социально-профессиональным, нацио­нально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объек­тивно осуществляется государством в процессе решения им задач, необходимых для реализации своих функций.

Так, государство определяет возрасты: начала обязательного обучения (и его продолжительность), совершеннолетия, вступле­ния в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) развитие и функционирование этнических и религиозных культур. Ограничимся лишь этими примерами.

Таким образом, относительно направляемая социализация, осу­ществляемая государством, будучи адресованной большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации.

Государство и воспитание. Государство осуществляет более или менее эффективную социально контролируемую со­циализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями воспитание определенных возрастных групп, так и создавая условия, кото­рые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием.

Воспитание становится одной из важнейших функций государ­ства начиная с середины XIX в. Государство совершенствует вос­питание, добиваясь того, чтобы оно эффективно формировало человека, соответствующего социальному заказу, определяемому общественным и государственным строем. Для этого оно выраба­тывает определенную политику в сфере воспитания и формирует государственную систему воспитания.

Государственная политика в сфере воспитания - определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законода­тельства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных ини­циатив, что в совокупности должно создать необходимые и доста­точно благоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с позитив­ными интересами человека и запросами общества.

Государственная система воспитания - совокупность государ­ственных организаций, деятельность которых направлена на реа­лизацию воспитательной политики государства. Она включает в себя три уровня - федеральный, региональный (уровень субъектов федерации) и муниципальный (города, районы).

Государственная система воспитания. Государственная система воспитания вклю­чает в себя несколько элементов:

1. Соответствующие законодательные и иные акты, являющиеся основой системы и определяющие состав входя­щих в нее организаций и порядок ее функционирования.

Государственная система воспитания включает в себя большой спектр различных воспитательных организаций:

учебно-воспитательные учреждения различного типа (дет­сады, общеобразовательные и профильные школы, лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи, курсы и т. д.);

учреждения для детей, подростков, юношей с существенно ослабленным здоровьем;

учреждения для одаренных в тех или иных сферах познания и видах деятельности, а также имеющих устойчивые интере­сы, ярко выраженные способности;

организации, занимающиеся социально-культурным и дру­гими видами оздоровления микросреды; индивидуальной и групповой опекой детей, подростков, юношей;

учреждения для детей, подростков, юношей с психосома­тическими и (или) социальными отклонениями и (или) де­фектами;

организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилита­цией.

С течением времени увеличивается многообразие воспитатель­ных организаций в связи с усложнением социально-экономических и культурных потребностей общества, меняются их роль и значе­ние в системе воспитания.

2. Определенные средства, выделяемые и привлекаемые госу­дарством для успешного функционирования системы воспита­ния. Эти средства подразделяются: на материальные (инфраструк­тура, оборудование, учебные пособия и т.п.), финансовые (бюд­жетные, внебюджетные, частные инвестиции), личностные ресурсы его субъектов и пр.).

3. Набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания: организаторы воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкрет­ной воспитательной организации) уровнях; воспитатели-профес­сионалы различной специализации (учителя, воспитатели, тренеры, социальные работники и пр.); воспитатели-волонтеры (доброволь­цы, общественники); воспитуемые различного возраста, половой и социально-культурной принадлежности.

4. Набор определенных санкций, применяемых в отношении организаторов, воспитателей и воспитуемых. Санкции делятся на позитивные (поощрительные) и негативные (осуждающие, нака­зывающие).

5. Определенные ценности, культивируемые государственной системой воспитания, которые адекватны типу социально-поли­тической, экономической и идеологической систем общества.

6. Органы управления воспитанием на федеральном, регио­нальном и муниципальном уровнях, благодаря которым государ­ственная система воспитания функционирует и развивается.

Органы управления реализуют ряд функций, в результате че­го воспитание становится системным образованием. Они разра­батывают стратегию воспитания в пределах своей компетенции (на федеральном, региональном или муниципальном уровне) и создают необходимую для ее реализации инфраструктуру (сово­купность организаций, обеспечивающих организационно, мате­риально, содержательно и методически процесс социального и коррекционного воспитания). Другой функцией органов управ­ления является обеспечение системы воспитания необходимыми средствами и кадрами (их подготовка и переподготовка; при­влечение, отбор и работа с кадрами). Третьей функцией органов управления можно считать определение в пределах их компе­тенции состояния системы воспитания; изучение тенденций и выявление проблем ее развития.

Эффективность государственной системы воспитания во мно­гом зависит от того, насколько в содержании, формах, методах и стиле воспитания реализуется принцип культуросообразности воспитания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общество | Принцип культуросообразности воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.