Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темперамент. Деятельность. Характер. Личность




План

Лекция 3. Биологически обусловленная подструктура личности

1.Онтогенез и филогенез.

2.Наследственность и среда в онтогенезе, генотип и фенотип.

3. Биологически обусловленная подструктура личности:

а)пол

б)возраст

в)темперамент

г)задатки

4.Типология темперамента

5.Способности и задатки

 

Онтогенезифилогенез (ontogeny and phylogeny) Первое относится к развитию индивида, второе - к развитию рода или вида. О. - процесс индивидуального развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до его смерти. О. — сложный процесс, включающий ряд специфических для разных систематических групп живых существ этапов или фаз, обусловленных наследственностью организмов, возникших в ходе исторического развития видов — Ф. (от греч. phylon — племя, род, вид и genesis — зарождение, развитие). В биологии формулировка «онтогенез повторяет филогенез» означает, что общая модель эмбрионального развития индивида объяснима лишь в терминах эволюции видов. Геккель полагал, что онтогенез исчерпывающе определяется филогенией («филогения есть механическая причина онтогении»). В настоящее время подавляющее большинство биологов придерживается почти противоположного взгляда — историческое развитие видов протекает на основе изменений онтогенеза (последние были названы А. Н. Северцовым«филэмбриогенезами»). Соотношение онтогенеза и филогенеза — одна из фундаментальных и далеко еще не решенных проблем современной биологии.

Онтогенез протекает в конкретных условиях окружающей среды, и на любом его этапе организм наитеснейшим образом взаимосвязан со средой. Среда – это совокупность конкретных абиотических и биотических факторов (условий), в которых обитает данная особь (популяция, вид). Эти взаимосвязи организма и среды складываются и изменяются в процессе эволюции.

Для понимания роли наследственности и среды в онтогенезе че­ловека важное значение имеют такие понятия, как «генотип» и «фенотип».

· Генотип — это наследственная основа организма, сово­купность генов, локализованных в его хромосомах, это генетическая конституция, которую организм получает от своих родителей.

· Фенотип — совокупность всех свойств и при­знаков организма, сформировавшихся в процессе его индивиду­ального развития. Фенотип определяется взаимодействием организма с условия­ми среды, в которых протекает его развитие.

В отличие от геноти­па фенотип изменяется в течение всей жизни организма и зависит от генотипа и среды. Одинаковые гено­типы (у однояйцевых близнецов), оказавшись в различных средах, могут давать различные фенотипы. С учетом всех факторов воз­действия фенотип человека можно представить состоящим из не­скольких элементов. К ним относятся: биологические задатки, кодируемые в генах; среда (социальная и природная); деятельность индивида; ум (сознание, мышление).

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбриональ­ного, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организ­ма и формирования личности.

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих фак­торов — и наследственности, и среды. Сегодня признается: адаптация человека осуществляется под влия­нием двух программ наследственности - биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

С такой позицией согласно большинство ученых. Раз­ногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследствен­ности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способно­сти наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды.

Интеллектуальные способ­ности весьма разнообразны и своеобразны. Процедура применения тес­тов на определение IQ имеет свои недостатки. Например, при определении IQ многое зависит от учета социальной среды, уровня и характера воспитания и обра­зования испытуемых, их организованности, внимательности, соб­ранности и даже темперамента. Результаты тестиро­вания так же зависят не только от испытуемых, но и от тестирующих — какие вопросы задаются, для какой цели, из какой области или деятельности и т.д. Исчерпывающие сведения об умственных спо­собностях людей с помощью IQ получить достаточно трудно. Большое количество незави­симых исследований, выполненных почти в 10 странах, свиде­тельствует о том, что индивидуальные различия в коэффициен­тах умственных способностей обусловлены как наследственно­стью, так и средой.Так, у раздельно воспи­тываемых близнецов различия между коэффициентами были большими, чем у близнецов, живущих вместе. Т.к. генотип у однояйцевых близнецов идентичен, полученные ре­зультаты указывают на существенное влияние среды на умст­венное развитие личности. Не только положительные задатки, но и умст­венная неполноценность часто обусловлены генотипом.Говоря о биологическом наследовании человека, следует иметь в виду, что наследуется и патология. Так, если один из однояйцевых близнецов, имеющих, как уже отмечалось, практически одинаковый генотип, заболевает шизофренией, то в 69% заболевает ею и второй. В случае слабоумия у одного в 97% этот недуг проявляется и у другого, тогда как у разнояйцевых близнецов — только в 37%. Высокий процент умственно отсталых людей рождается тогда, когда один или оба родителя неполно­ценны в этом отношении. При исследовании родословной детей с умственной отсталостью оказывалось, что даже в том случае, когда родители были совершенно нормальными, у них обнаружи­вались родственники с подобными заболеваниями.

К биологически обусловленной подструктуре личности относятся:

а)пол

б)возраст

в)темперамент

г)задатки

Биологический пол (генетический, гонадный, гормональный, [1]морфологический) дается человеку от рождения, а с ним – и некоторые отличия от другого пола. Так, ученые установили, что есть различия в строении мозга, в локализации мозговых функций, во взаимодействии двух полушарий мозга, в формуле темперамента, в телесной организации – соотношении массы костей, мышц, клетчатки и во многом другом. Исследованием различий в физиологии и психофизиологии мужчин и женщин занимались такие ученые как: З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Ж. Годфруа, Н. Обозов, Я. Коломинский, И. Кон, В. Шейнов и другие. 1.Установлено, что мозг мужчины в среднем тяжелее на 200 граммов мозга женщины. У мужчин отличаются большей активностью зоны правого полушария – поэтому у них хорошо развито пространственное воображение и действие, а также абстрактное мышление. Мозг мужчины вообще очень хорошо специализирован, поэтому мужчины способны углубляться в задачу, делать что-то одно очень сосредоточенно.

Глазное яблоко мужчины устроено так, что, описывая цветовую гамму, он более склонен говорить о базовых элементах спектра: о красном, синем, зеленом цветах. Сектор зрения у мужчины меньше 1800, и потому он видит ясно, четко, прямо перед собой, и на очень большое расстояние.

Мужчины хорошо слышат и различают звуки в области низких частот. Для них предпочтительнее следить за одним или двумя источниками звука. У мужчин хорошо развит вестибулярный аппарат.

В формуле темперамента у мужчин достаточно представлены холерические черты, с которыми связаны волевые реакции – напористость, энергичность, настойчивость, способность противостоять грубому напору, решительно действовать, рисковать. Считается, что нервная система у мужчин достаточно устойчивая.

Что же касается телесной конституции, то показатель роста у мужчин значительно колеблется относительно среднего мужского роста: есть мужчины намного выше среднего и намного ниже среднего роста.

У мужчин хорошо развита мускулатура и невелика доля клетчатки в общей массе тела.

2.У женщин оба полушария мозга задействованы в речевых функциях. Поэтому девочки рано начинают говорить, а взрослые женщины могут одновременно излагать что-то и эмоционально это переживать.

У девочек велика активность зон левого полушария головного мозга, им присущи лингвистические способности.

Глазное яблоко женщины устроено так, что они при описании цветовой гаммы используют такие термины, как «цвета слоновой кости», «морской волны», «розовато-лиловый», «яблочно-зеленый». Сектор зрения у женщины достигает 1800. Потому у нее широкое поле зрения, она может удерживать в нем несколько объектов.

Женщины хорошо слышат и различают в области высоких частот, могут следить за несколькими источниками звуков одновременно.

В формуле темперамента у женщин ярко выражены сангвинические и меланхолические черты. Поэтому женщины эмоциональны, отличаются изменчивостью настроения, повышенной чувствительностью. Нервная система женщин менее устойчива.

Показатели роста у женщин мало колеблются относительно среднего женского роста, то есть большинство женщин по росту ближе к «золотой середине».

У женщин велика доля клетчатки в общей массе тела. Клетчатка выполняет защитно-охранительную функцию – оберегает плод от механических и физических воздействий извне.

Указанные особенности пола – природные, ни про одну из них нельзя сказать – «это хорошо» или «это плохо".

С самого раннего возраста общество имеет специфические ожидания к мальчикам и девочкам, а позже – к юношам и девушкам, мужчинам и женщинам. Поведение, которое формируется под влиянием этих ожиданий, обозначается термином «гендер". Гендерные различия – это те различия между мужчиной и женщиной, которые поддерживаются в социокультурном контексте, в данное время, в данной культуре.

«Каждый момент жизни ребенка является ключом к тому, как он или она будут мыслить или поступать, чтобы удовлетворить потребности или требования, выдвигаемые гендером», - писал Миллей К. Биологический пол задается природой, гендер – социальный пол, он конструируется социальной практикой. Гендер включает в себя психологический пол. Пол психологический – это характеристика личности и поведения человека с точки зрения маскулинности-фемининности — совокупности признаков, отличающих мужчин и женщин, филогенетически заданных свойств психики, формирующихся под влиянием социальных факторов. Первый и необходимый шаг в становлении психологического пола – возникновение полового самосознания в онтогенезе личности. Половое самосознание считается сформированным не позже пяти лет, а обычно раньше, и является стержневой функцией "врастания ребенка в культуру" (Л.С.Выготский), при этом осознание ребенком своего пола сопровождается возникновением отношения к нему. В рамках психологического пола различают также половую идентичность и половую роль. Половая роль это модель социального поведения, комплекс ожиданий, стереотипов, требований, адресуемых обществом людям мужского и женского пола, а половая идентичность – определение индивидом своей половой принадлежности, переживание и осознание им своей фемининности-маскулинности, физиологических, психологических и социальных особенностей своего пола. В определенные критические фазы развития личности возможны расхождения половой идентичности с половой ролью.

Темперамент – это общая формально-динамическая характеристика индивидуального поведения человека.

Четыре темперамента (холерик,сангвиник, флегматик и меланхолик) впервые выделили еще во времена античности знаменитые врачи той эпохи: Гиппократ и Гален.

Каждый темперамент указывает на способ мышления и поведения человека в эмоциональном плане. Каждый тип темперамента связан с определенными признаками, характеризующими нервную систему человека. Это:

• устойчивость - неустойчивость;

• динамичность - инертность;

С ангвиники и флегматики относятся к людям с устойчивой нервной системой, а холерики и меланхолики - с неустойчивой.

Типы темперамента Павлова.

Типы темперамента И.П. Павлова строятся на основе типов нервной системы. И.П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает
новые навыки). Сочетание этих компонентов, по Павлову, дает объяснение классических темпераментов Гиппократа:

— сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей
нервной деятельности;

— холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной
деятельности;

— флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной
деятельности;

— меланхолик — слабый, неуравновешенный, инертный тип высшей
нервной деятельности.

Принадлежность к одному из четырех темпераментных групп, можно определить по той реакции, которая проявляется у него на возникшее, на его пути препятствие:

• холерик препятствие сметает;

• сангвиник обходит;

• флегматик часто даже не замечает;

• меланхолик перед препятствием останавливается.

Ч истых темпераментов практически не бывает. У каждого человека есть формула темперамента. В разных ситуациях на первый план могут выходить разные типы. Основной, ведущий темперамент проявляется на близкой психологической дистанции (в знакомой обстановке, с близкими людьми) в комфортной психологической атмосфере.

Дополнительный темперамент ярче проявляется в напряжённой и (или) конфликтной ситуации. Например, защищая свои личные интересы, отстаивая своё мнение и т.д.

Третий тип темперамента проявляется в официальной обстановке, на далекой психологической дистанции (в отношении с руководством,подчиненными или партнерами из других организаций, просто незнакомыми
людьми). Этот тип темперамента можно назвать ролевым, т.к. человек в такой ситуации скован условностями, и, приспосабливаясь к обществу, играет определенную социальную роль.

Ч етвертый тип темперамента, проявляется наиболее редко. Как кратковременная реакция на стрессовые ситуации (крах фирмы и неожиданное увольнение, тяжелая болезнь или смерть близкого человека, какое либо стихийное бедствие: пожар, наводнение и т.д.).

Особенности темперамента сказываются в любом виде деятельности. Но различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, не по достижениям, а по своеобразию проявлений психики, по способам осуществления деятельности, способам достижения результатов. Темперамент определяет индивидуальный стиль деятельности как способ решения задач, достижения результатов.

В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов.

Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

 

В современных исследованиях темперамента сделаны следующие выводы:

1.Темпераментальные свойства включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. В различных концепциях представлены такие характеристики темперамента, как "активность", "реактивность", "эмоциональность", "социабельность". Есть авторы, которые в темпераментальные свойства включают характеристики общих способностей (например, В.С. Мерлин относит к ним свойство возбудимости внимания) или свойства характера (активность волевой деятельности и субъективацию). Но в большинстве моделей темперамент представляет собой совокупность динамических характеристик.

В структуре темперамента различаются:

  • экстраверсия как зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации;
  • психодинамическая тревожность как предрасположенность к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;
  • реактивность как интенсивность реакции в ответ на поступающую стимуляцию;
  • импульсивность как скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия;
  • эмоциональная устойчивость как способность к контролю эмоций;
  • эмоциональная возбудимость как интенсивность эмоциональных переживаний;
  • активность как целенаправленная деятельность;
  • ригидность как неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.


2. Наследственная обусловленность темперамента и его относительная устойчивость являются вторым неоспоримым фактом. В работах Русалова показано, что темперамент возникает под влиянием общей конституции, в которую входят частные: гуморальная, соматическая, хромосомная, физиологическая и нейродинамическая конституции.

  • Наследственная обусловленность темперамента проявляется в таких его особенностях, как:
    • независимость от содержания мотива и цели поведения;
    • универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;
    • раннее проявление в детстве;
    • высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и другими биологическими подсистемами.

3. Темперамент возникает под влиянием обобщения динамических, формальных и стилевых характеристик психики и развивается - вслед за биологическим возрастным развитием и в результате смены разных типов деятельности (игра, учеба, труд и др.).
4. Темперамент выполняет регулятивную функцию. Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (уровень обмена, особенности нервных процессов, активность гормональной сферы и др.), включалась в деятельность помимо мотивов и целей контролирует расходование человеком своих энергетических возможностей. Темперамент задает границы возможностей, остерегает организм от чрезвычайно большого или чрезвычайно малого расходования энергии.
5. Темперамент не зависит от содержания деятельности - мотивов, целей, ценностей, определяя ее стиль - темп, скорость, длительность протекания деятельности. Темперамент не влияет на результаты деятельности, определяя ее динамический характер.
6. Темперамент может рассматриваться как задаток общих способностей и как природная предпосылка развития творческих способностей. В структуре творческих способностей выделены две характеристики: содержательные (оригинальность, продуктивность) и формально-динамические - беглость и гибкость. Беглость как компонент творческих способностей обусловлена преимущественно темпераментальной пластичностью и темпом, а гибкость - преимущественно зависит от социальной эмоциональности и общий темпераментальной активности.

7. В исследованиях было показано, что темперамент не обнаруживает возрастной стабильности. Величина генетического вклада в темперамент сильно варьирует в зависимости от возраста.

 

8. Многие авторы отмечают, что вопрос о природе темперамента пока остается открытым, поскольку существуют как теоретические, так и эмпирические противоречия, связанные с разными исходными посылками и гипотезами, которые формулируются в различных психологических школах и направлениях.

 

ВО́ЗРАСТ — период в физическом и психическом развитии человека, ограниченные относительными хронологическими границами. Каждый В. характеризуется специфическими для него закономерностями формирования организма и личности.

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. В способности не попадают свойства темперамента и характера: от них не зависит успешность деятельности.

Понятие " способности " включает 3 признака:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.