Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции развития рынка услуг План: 1. Доприватизационный период. 2. Приватизационный. 3.Послеприватизационный




Лекция №3

 

Представим следующие тенденции развития рынка услуг:

1. Исходя из зависимости между уровнем доходов и долей расходов населения на услуги наблюдается их постепенный рост. В настоящее время рынок услуг находится на начальном этапе развития. так, при повышении потребительских цен, опережающем темп роста доходов, население отдает предпочтение приобретению товаров.

2. Относительно высокая доля малого бизнеса в сфере услуг. Это объясняется высокой степенью индивидуализированности ряда услуг, а также повышением потребительского спроса и наличием высокой социальной дифференциации покупателей, тем самым определяя ряд особенностей сферы услуг, а именно: высокая доля семейного и индивидуального бизнеса.

3. Создание новых компаний и преобразование предприятий, занятых в сфере материального производства, в предприятия сферы услуг. Как известно, ранее процесс формирования сектора услуг в большей степени зависел от процессов, протекающих в сфере материального производства. Как отмечают И.В. Зиновьева и К.В. Кутуков, считалось, что развитие сферы услуг являлось следствием экономии в промышленности и сельском хозяйстве. Но в таком случае «следует предположить, что объемы производства (и иные экономические параметры - производительность труда, уровень рентабельности, цены и т.д.) в этих отраслях должны быть выше, чем в отраслях сферы услуг. На практике все оказалось иначе. В секторе услуг каждый вложенный рубль давал большую, чем в производственных отраслях, прибыль. Иначе говоря, речь идет об отдаче на капитал. Капитал услуг оказался намного рентабельнее, чем капитал других отраслей национальной экономики. Такой уровень отдачи обеспечил приток ресурсов - рабочей силы, инвестиций, технологий и других составляющих современного производства, а также формирование взаимозависимости технологических процессов в различных сферах национальной экономики» [14, с. 12].

4. Вследствие процесса концентрации и централизации капитала, а также в связи с тем, что крупный капитал стал расширять свои позиции в целом ряде отраслей услуг, где традиционно преобладали мелкие формы предпринимательства, наблюдается постепенное укрупнение бизнеса в сфере услуг.

5. Повышается роль сферы услуг в формировании национального экономического потенциала как основы перспективного экономического развития. Разрушаются традиционные и создаются новые взаимоотношения между отраслями и видами деятельности как в материальном, так и нематериальном производстве, стихийно формируются специфические межотраслевые кластеры, в центре которых - отрасли сферы услуг.

6. Рынок услуг постепенно превращается в сферу высокоприбыльного приложения капитала, тем самым приводя к концентрации производства и высокой степени монополизации в данном секторе экономики. Так, начинается активная монополизация сферы общественного питания, гостиничного хозяйства и, тем более, банковской сферы. Активизации процесса концентрации производства и капитала в сфере услуг способствовали два явления. Первое - раздробленность данного сектора экономики. Второе - приток капитала из других отраслей, прежде всего из промышленности. Последнее есть следствие диверсификации в расчете на прибыльные и циклические более устойчивые рынки [14, с. 13].

7. Укрепление связи предприятий сферы услуг со смежными производствами, усиление ориентации на конечный потребительский спрос, обеспечивая динамику развития рынка посредством включения данных предприятий в состав крупных хозяйственных объединений, формируя и внедряя модели вертикальной интеграции.

Реформирование отечественной экономики вызвано ускоренным развитием сервисного сектора, оказывающего непосредственное влияние на рост материального производства, социального и духовного прогресса общества в целом.

Так, в условиях общей трансформации потребительских стандартов акцент обеспеченности жизненными благами переносится с удовлетворения потребностей в питании, жилье, одежде на услуги здравоохранения, образования, системы бытового обслуживания. Возросшие за последнее время роль и значение бытового обслуживания в значительной степени отражают тенденции развития сферы услуг в мировой и отечественной экономике.

В настоящее время методологическая база экономического анализа сферы услуг характеризуется определенной ограниченностью для проведения соответствующих исследований в данной сфере. Помимо проблем, связанных с использованием различных и часто несогласованных стандартов и подходов к анализу сферы услуг, что не позволяет осуществлять прямое сопоставление, существуют проблемы и на уровне общей методологии изучения сферы услуг. Вышеизложенное, на наш взгляд, обусловливает необходимость детального изучения различных областей сферы услуг, в частности сферы бытового обслуживания, в значительной степени отражающей тенденции развития третичного сектора, определяя сервисное направление реформирования экономики как в мировой, так и в отечественной практике.

Процесс развития сферы бытового обслуживания в отечественной экономике неравномерен и выделяется в три этапа, с характерными на каждом из них проблемами и трудностями: доприватизационный, приватизационный и послеприватизационный [44, с. 14].

Доприватизационный период, или доперестроечный, (1917-1991 гг.) характеризуется государственной политикой в сфере бытового обслуживания, главной целью которой явилось замещение индивидуальных форм потребления общественно организованными и, как следствие, вело к сокращению затрат на домашний труд и его облегчению. Сфера бытового обслуживания на данный период являлась полностью государственной, и в силу того, что она приравнивалась к материальному производству, возник ряд негативных последствий. Во-первых, широкое развитие крупных специализированных предприятий, работающих с сетью приемных пунктов по принципу кооперирования или функциональной специализации, привело к ухудшению структуры размещения предприятий и их доступности для населения. Во-вторых, использование принципов и хозяйственных механизмов, характерных для промышленности, привело к ухудшению качества выполняемых услуг, а также обслуживания населения и увеличению сроков выполнения заказов [6, с. 12].

Приватизационный период (1992-1995 гг.) характеризуется массовой приватизацией предприятий бытового обслуживания, наряду с торговлей и общественным питанием, основной задумкой которой было приведение сферы бытового обслуживания к освобождению от оков управленческих структур и стремительному ее развитию. Предприятия сферы бытового обслуживания в силу небольших своих размеров, технологической замкнутости и повсеместного их распространения лучше всего объективно были подготовлены к разгосударствлению и приватизации. Именно здесь и началась массовая малая приватизации. Процесс приватизации проходил форсированно и не соотносился с решением проблемы платежеспособности широких масс населения. Как отмечала Н. Платонова: «Методы проведения приватизации отрицательно сказываются на специализации предприятий и себестоимости продукции, становятся одной из причин разрушения уже устоявшихся хозяйственных связей и распыления инвестиций» [32, с. 55].

Большая часть руководителей, не имея навыков планирования в условиях рынка, испытывала значительные трудности в управленческой деятельности. Не были разработаны методические рекомендации по проведению предплановых маркетинговых исследований, а сам процесс планирования затруднялся из-за непредсказуемости влияния инфляции на производственные затраты и спрос. В 1995 году было приватизировано 76 % всех предприятий бытового обслуживания населения. они перешли на принципы самофинансирования и стали работать в условиях рыночных спросовых ограничений, однако отсутствие массовой покупательной способности широких слоев населения не дало ожидаемого результата эффекта от расширения частного сектора в сфере бытового обслуживания [29, с. 32].

Между тем в ходе приватизации и разгосударствления в России государство, являясь, по сути, основным инвестором и содержателем большого числа малорентабельных, а порой и убыточных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, поскольку при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений. Э.А. Ярных пишет: «Это является следствием проведения приватизации, еще раз показывающим всю необходимость таких процессов для благоприятного развития российской экономики. В условиях рынка стали реально выполнимы его функции, способные решить широкий круг жизненно важных задач в общественном производстве, обмене и распределении» [51, с. 81].

Послеприватизационный период (1996-… гг.) характеризуется происходящим сокращением и перепрофилированием многих обычных предприятий бытового обслуживания, ориентированных на спрос низкодоходных слоев населения, так как с обнищанием населения сужается предложение услуг обычного уровня качества, а производство таких услуг становится малорентабельным или совсем нерентабельным. Наряду с этим Ю.П. Свириденко сформулировал основные проблемы приватизации предприятий бытового обслуживания в России:

- «индивидуализация моделей приватизации отдельных регионов;

- сохранение профиля предприятия и уровня производства (с учетом имеющегося спроса) в послеприватизационный период;

- упорядочение механизма приватизации предприятий, работающих на аренде с правом выкупа;

- упорядочение приватизации предприятий, которые располагаются в помещениях федеральной собственности;

- разработка положений по закреплению помещений за отдельными предприятиями бытового обслуживания, располагающимися в общем здании (Дома быта);

- разработка мер по поддержке приватизированных предприятий бытового обслуживания в период их самостоятельной работы;

- изменение порядка продажи арендуемых предприятиями помещений с целью сохранения их профиля в сфере услуг;

- закрепление в законодательном порядке за администрациями районов, городов права создания (или сохранения) в случае необходимости муниципальных предприятий бытового обслуживания» [44, с. 25].

В отечественной практике, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в сфере бытового обслуживания получило широкое распространение не малое частное предпринимательство, не малый бизнес, а коллективные кооперативные формы хозяйствования. Владельцами предприятий сферы быта стали: трудовые коллективы - 63 %, юридические лица - 23 %, физические лица - 13 % [29, с. 32].

Трудность предпринимательской деятельности в данной сфере состоит в том, что в нашей стране необходимость выживаемости предприятий заставляет их идти на более сильную, чем на Западе, диверсификацию, когда наряду с основной профильной деятельностью широко развиваются иные виды деятельности, приносящие дополнительный доход. Но диверсификация, переходящая пределы и критическую черту, приводит к перепрофилированию предприятий.

Действующее в настоящее время в области приватизации законодательство предоставляет предприятиям большую свободу выбора деятельности и обязывает только в течение первых 2-3 лет оказывать услуги по профилю приватизированного предприятия. Но пока значительная часть населения нашей страны будет малообеспеченной, без сильной государственной поддержки предприятий обычного типа невозможен подъем сферы бытового обслуживания России. Так, в структуре расходов населения на оплату услуг сохранилось снижение удельного веса бытовых услуг при росте доли расходов населения на оплату социально необходимых услуг.

В последние годы в нашей стране, в связи с сохраняющимся подоходным и поимущественным расслоением населения, в сфере обслуживания появились две противоречивые тенденции. Одна из них заключается в создании высококлассных предприятий бытового обслуживания, как правило, с участием иностранного капитала и развития дорогостоящих видов услуг, в частности, услуг по ремонту и техническому обслуживанию техники сложных товаров длительного пользования, по изготовлению высококачественных предметов потребления по индивидуальным заказам.

В данном случае такая тенденция обеспечивает высокую рентабельность производства услуг, при этом давая большой простор для конкуренции и предпринимательской деятельности. В то же время предприятия сферы бытового обслуживания из-за низкой платежеспособности населения должны ориентироваться на оказание наиболее примитивных и массовых услуг. Таким образом, нами представляется выравнивание факторов развития сферы бытовых услуг как важный элемент адаптации данной сферы экономики к условиям рынка.

Бытовое обслуживание населения несет довольно большую социальную нагрузку, при этом являясь сферой наиболее приоритетного приложения труда и предоставления рабочих мест в условиях сокращения персонала крупных промышленных предприятий. Оно одно из первых было подвержено реформированию при переходе к рынку и в настоящее время находится в кризисном состоянии. Это происходит в результате того, что многие предприятия этой сферы не выдерживают жестких условий рынка при низком платежеспособном спросе населения. Большая часть предприятий прекратила или значительно снизила бытовые услуги, меняя профиль работы. Довольно сложным является восстановление разрушенной инфраструктуры отрасли на федеральном, региональном и местном уровнях. Особенно остро стоит эта проблема в сельских районах.

Проведенная приватизация и коммерциализация объектов сферы бытового обслуживания лишила значительную часть населения нашей страны возможности удовлетворять свои бытовые нужды в общественном секторе. Из-за нерентабельности данного вида деятельности многие предприятия вынуждены либо закрываться, либо перепрофилироваться на другие виды деятельности. В настоящий момент важной проблемой является дифференциация предприятий даже одного вида услуг, различающихся по ориентации на потребителей с разным уровнем дохода. Стихийно формирующиеся рыночные отношения не могут создать дифференцированную сферу бытового обслуживания, в силу этого становится необходимым управление этим процессом на всех уровнях - государственном, местном и на уровне самих предприятий [29, с. 30].

Основными трудностями, с которыми сталкиваются в настоящее время предприятия сферы бытового обслуживания, являются:

- низкий уровень платежеспособного спроса населения;

- недостаточность собственного оборотного капитала;

- недостаток высококвалифицированных кадров;

- социальная незащищенность работников;

- отсутствие соответствующей законодательной и нормативной базы и механизмов регулирования взаимоотношений между исполнителями, потребителями и органами местного самоуправления.

Результатом резкой коммерциализации услуг, без обеспечения соответствующей системой доходов, явился отказ большей части населения от качественного уровня обслуживания. Недостаточное финансирование сектора бытовых услуг оказало отрицательное влияние на состояние всей социальной сферы. В результате этого стареет и не обновляется материальная база этой сферы; растет удельный вес платных социальных услуг, тем самым ограничивая их доступность для большей части населения.

В развитых странах, где центральное место уделяется потребителю, как представителю платежеспособной социальной группы, потребительская корзина включает определенный стандарт потребления услуг, в том числе бытовых, и воспроизводится за счет собственных, заработанных доходов. Так, при высоких доходах основных групп населения с помощью рынка обеспечивается равновесие между спросом на массовые услуги и их предложением со стороны предпринимательских структур. При высокой платежеспособности населения и развитом частном секторе услуг возможно обеспечить им широкий доступ к бытовому обслуживанию и без участия государства. В случае низкого уровня доходов потребителей рыночный механизм и частное предпринимательство не способны решить проблему широкой доступности массовых видов бытовых услуг. Низкий жизненный уровень людей вынуждает отказываться от потребления услуг в пользу потребления товаров первой необходимости и переходить к самообслуживанию. Такая ситуация стала характерной для России в результате проведения шокового варианта экономической реформы, когда резко упал жизненный уровень населения страны.

Значительным колебаниям в рассматриваемый период подвергался удельный вес расходов населения на оплату услуг в потребительских расходах. Уровень цен на платные услуги, которые растут опережающими темпами по сравнению с денежными доходами и потреблением платных услуг, привел к падению реального уровня потребления услуг. Так, с 1985 года и вплоть до 1990 года произошло снижение в потребительских расходах доли расходов на оплату услуг: с 14,4 % [36, с. 226] в 1985 г. до 7,4 % [8, с. 59] в 1993 г., что явилось следствием либерализации цен. С 1995 г. этот показатель начинает увеличиваться, и его стабильный рост продолжался до конца 1996 г., составив 16,0 %. В результате финансового кризиса 1998 г. доля расходов населения на оплату услуг в потребительских расходах опять стала снижаться и за 2000 г. составила 13,8 %. Позитивная тенденция роста потребления населением платных услуг наблюдается с 2001 г. (14,8 %), на конец 2004 г. доля расходов населения на оплату услуг в потребительских расходах составила 21,2 % [36, с. 226].

Ввиду того что бытовое обслуживание относится к сфере социально значимого производства, на ее долю приходится весомая часть объема платных услуг. Объем платных услуг населению по различным видам отличается динамикой. В структуре платных услуг преобладают виды, носящие обязательный характер: жилищно-коммунальные, бытовые, транспортные, связи, при этом наблюдается тенденция роста жилищно-комму-нальных услуг (выросли с 18,8 до 22,0 % за 2001-2005 гг.), услуг связи (выросли с 12,1 до 19,3 % за тот же период). В силу различных причин объекты бытового обслуживания расположены крайне неравномерно. Доля транспортных и бытовых услуг в общем объеме их потребления за 2001-2005 гг. сократилась соответственно с 26,6 до 19,6 % и с 12,2 до 9,0 %. Доля услуг, связанных с содержанием и активным проведением отдыха (услуги учреждений культуры, физической культуры и спорта), незначительна, за 2001-2005 гг. выросла с 2,3 до 3,3 %. Также небольшой удельный вес имеют туристские услуги, но из-за низкой платежеспособности населения их доля сократилась с 1,5 до 1,0 % за этот же период [40, с. 557].

Общая динамика сферы услуг отражена и в показателях отраслей бытового обслуживания. По данным Госкомстата, на 01.01.2006 г. коммунальные, социальные и персональные услуги осуществляют 346 600 предприятий, из них только 9,4 % составляют государственные и муниципальные организации [40, с. 146].

Удельный вес бытовых услуг в объеме платных в 2005 году составил 9 %. В структуре бытовых услуг населению за период с 2001 г. возрос спрос на ремонт и изготовление металлоизделий, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования. Также увеличивается спрос на социально значимые виды услуг: ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, услуги бань и душевых, ритуальные услуги. В этот же период отмечается снижение спроса на услуги прачечных, ремонт и пошив швейных, трикотажных изделий, услуги по ремонту и строительству жилья. Наибольший удельный вес в структуре бытовых услуг в 2005 году занимают услуги по ремонту и строительству жилья и других построек, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования [40, с. 662].

Бытовые услуги по-прежнему играют большую роль в расходах населения. Причем это наблюдается во всех субъектах Федерации. Южный федеральный округ занимает 3-е место по потреблению этого вида услуг населением. Основной их объем приходится на Ростовскую область.

В 2005 году в городах и районах Ростовской области функционировало 9030 структурных подразделений предприятий (юридических и физических лиц), оказывающих бытовые услуги населению, что составляет 114,4 % в сравнении с 2004 годом.

В структуре платных услуг Ростовской области, включающих 15 различных видов, удельный вес бытовых услуг составляет 19,1 % - 2-е место после услуг жилищно-коммунального хозяйства (29,5 %).

По всем каналам реализации объем бытовых услуг, оказанных населению области в первую половину 2005 года, составил 5041,3 млн рублей и в среднем на одного жителя составил 1163 рубля. По данному показателю Ростовская область на протяжении последних семи лет входит в первую десятку лучших регионов России. В сопоставимых ценах объем бытовых услуг вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,3 %.

Доля индивидуального предпринимательства составила 84 % в целом по области. Субъектами малого предпринимательства было реализовано 92 % бытовых услуг, крупными и средними - 8 % [16, с. 15].

В настоящее время видовая структура объема бытовых услуг на три четверти формируется за счет услуг, приобретаемых в основном высокодоходными слоями населения. К ним относятся услуги по ремонту и строительству жилья и других построек, пошиву одежды и вязке трикотажных изделий, ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств.

По материалам Управления потребительского рынка товаров и услуг Администрации Ростовской области, наибольший рост объемов отмечался по предприятиям, оказывающим услуги химической чистки и крашению (26,4 % за полугодие), услуги парикмахерских - 10,1 %, по ремонту и строительству жилья и других построек - 2,5 %.

Бытовые услуги, большинство видов которых находится под влиянием свободного ценообразования, подорожали в среднем на 1,19 %. Причиной этому, в основном, был рост цен и тарифов на услуги парикмахерских - 2,2 %, по ремонту и строительству жилья и других построек - 2,1 %.

За текущий год в области было открыто 267 предприятий бытового обслуживания, а в районах - 40.

В сфере сервиса в ростовской области, по данным органов местного самоуправления, занято 31 733 работающих, что на 1,8 % больше в сравнении с 2004 годом. В среднем на каждую тысячу человек, проживающих в городах и районах области, приходится по 7 специалистов, оказывающих услуги бытового характера, в том числе по городам - 8, по районам - 6. наиболее низкая обеспеченность специалистами бытового обслуживания в целом по области характерна для таких видов услуг, как: изготовление и ремонт трикотажных изделий; химчистка, прачечные, бани и душевые.

На наш взгляд, в большей степени такое положение можно объяснить тем, что развитие бытового обслуживания происходит под влиянием состояния спроса населения. На данный момент на развитие сферы услуг в целом влияют в первую очередь платежеспособный спрос на различные виды услуг и такие факторы, как наличие объектов массового посещения, радиус обслуживаемой территории, демографический состав населения, живущего и работающего на территории муниципального образования и ряд других.

Сдерживающим фактором развития потребительского рынка является дефицит нежилых помещений. Торговля активно вытесняет предприятия бытового обслуживания. Но использование комплексного подхода к учету потребительского спроса населения позволяет пока немногим предприятиям успешно функционировать на рынке. Так, известно, что централизованная сеть ателье проката практически распалась, и как самостоятельный вид бизнеса прокат не представляет интереса для предпринимателей в силу своей низкой доходности, особенно в сельских районах.

Примерами решения данного вида проблемы являются открытые в ряде районных центров магазины «Кодак», предоставляющие фотоаппараты напрокат, салоны для новобрачных, в которых наряду с продажей свадебных платьев, аксессуаров организовано их изготовление на заказ, а также прокат. В обувных магазинах все чаще появляются мастерские по ремонту, такое же соседство магазинов по продаже одежды и мастерских по ремонту швейных изделий. Продажа теле- и радиоаппаратуры сочетается с гарантийным ремонтом и гарантийным обслуживанием [16, с. 20]. Тем не менее, для жителей отдаленных сельских населенных пунктов остается неудовлетворенным спрос в различного вида ремонтных услугах (одежды, мебели, радиоэлектронной аппаратуры, бытовой техники и пр.), что связано с отсутствием выездной формы обслуживания.

На наш взгляд, выявляется, что практически во всех регионах во всех доходных группах при отказе от потребления таких услуг, как ремонт и строительство жилья, ремонт обуви, парикмахерские услуги, наибольшую значимость имеет высокий уровень цен либо их несоответствие на услуги по качеству их исполнения. Негативное влияние на уровень потребления услуг бань, душевых, ремонта мебели, услуг проката оказывает территориальная недоступность предприятий. Также снижает частоту потребления таких услуг, как ремонт и изготовление металлоизделий, ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, услуг бань и душей, неудобный режим времени работы предприятий. Низкое качество услуг заставляет потребителя отказываться от них и переходить на самообслуживание.

Таким образом, с учетом вышеизложенного тормозят развитие сферы бытового обслуживания ряд причин, которые мы сводим к таким, как:

- высокий уровень цен;

- территориальная недоступность;

- неудобный режим работы;

- низкое качество оказываемых услуг;

- низкий уровень обслуживания.

Принципиальным моментом в оценке тенденций потребления отдельных видов услуг является необходимость дифференцированного подхода к различным видам услуг и сложившимся тенденциям реализуемого спроса на них, в том числе в силу имеющихся диспропорций в доходах имеющихся слоев населения. присущие данному сектору экономики многообразие видов услуг, ориентация на конкретного потребителя, высокая социальная значимость определяют ряд особенностей ведения бизнеса. Для того чтобы удовлетворять растущие потребности населения, бытовое обслуживание должно быть более гибким и мобильным, что можно достигнуть, сделав главным критерием качество оказания услуг, а ориентиром - запросы потребителя.

Подытоживая вышеизложенное, необходимо заметить, что социальная значимость и общественная необходимость бытовых услуг обусловливают необходимость государственной поддержки, заинтересованность в функционировании организаций, оказывающих услуги населению, со стороны органов государственной власти. В сложившейся ситуации возникает острая необходимость участия государства и местных органов управления в дальнейшем развитии данного сектора платных услуг населению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.