Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы государственного регулирования сферы услуг




Сфера услуг является составной частью удовлетворения материальных и духовных потребностей населения. предприятия этой сферы в силу своей отраслевой специфики могут трансформироваться намного динамичнее, нежели другие структуры материального производства. При этом государственное регулирование данного сектора экономики необходимо, и его роль всегда была и остается велика. Наиболее развитый механизм государственного регулирования сложился в некоторых странах Западной Европы, в Японии, а также в ряде стран Азии и Латинской Америки. Слабо развито - в США, Канаде и Австралии, но, тем не менее, оно и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции [11, с. 82].

С целью уяснения механизма государственного регулирования уточним некоторые его элементы.

Объектом государственного регулирования являются сферы, отрасли, регионы, ситуации и условия социально-культурной жизни страны, где возникают или могут возникнуть трудности, не решаемые автоматически, а снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики, а также поддержания социальной стабильности в настоящий момент. Так, в нашем случае объектом государственного регулирования является сфера услуг, основная цель регулирующей политики состоит в решении проблем, останавливающих ее развитие в области расширения видов и качества оказываемых населению услуг.

На наш взгляд, необходимость государственного регулирования сферы услуг определена следующими причинами. Во-первых, в сфере платных услуг населению существуют низкорентабельные и нерентабельные производства, при этом необходимые для населения и предприятий региона. Во-вторых, развитие рынка платных услуг способствует решению многих экономических проблем региона. В-третьих, рынок платных услуг населению, в частности рынок бытовых услуг, имеет большую социальную значимость, поскольку эти услуги повышают качество жизни населения.

В условиях сервисного реформирования российской экономики система государственного регулирования сферы услуг на региональном уровне представляет собой конкретную локальную форму реализации экономических функций государства, которые в общем виде должны быть нацелены на решение следующих взаимосвязанных и взаимодополняющих задач. Первая задача заключается в создании условий функционирования рынка, то есть обеспечении его правовой базы, создании единых «правил игры» для всех хозяйствующих субъектов, стимулировании конкуренции. Вторая - состоит в дополнении и корректировке рыночных регуляторов, то есть в участии государства в распределении и перераспределении ресурсов и доходов, его активных действиях, направленных на достижение общих целей экономической политики - обеспечении сбалансированного экономического роста, финансовой стабилизации и стабилизации цен, повышении уровня и качества жизни, а также социальной защите населения, экономической, экологической и военно-политической безопасности.

Вышеназванные функции дополняются задачами, непосредственно связанными с проведением рыночных преобразований - приватизацией объектов государственной собственности, созданием инфраструктуры рынка, либерализацией цен и внешнеэкономических связей.

В нашей стране остается нерешенным ряд вопросов, связанных с тем, что объекты социально-бытовой инфраструктуры, куда относятся и предприятия, оказывающие платные услуги, переданы в основном в ведение местных органов власти. Поэтому огромное значение в целях дальнейшего совершенствования и развития обслуживания населения имеет четкое разграничение и уточнение функций управления на всех его уровнях: федеральном, субъектов федерации, областном, муниципальном, перестройка между ними финансовых отношений, разработка социальных стандартов в сфере услуг, создание нормативной и экономической базы для их развития. В таком направлении проводится работа на федеральном и региональном уровнях.

На федеральном и региональном уровнях государственное регулирование предполагает использование административных методов управления, а также бюджетного финансирования. При этом такие методы применяются полностью или частично по отношению к предприятиям и организациям, имеющим большое значение, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке.

Наряду с объектами военно-промышленного комплекса и естественными монополиями к их числу можно отнести некоторые структурные образования, относящиеся к сфере услуг и, в частности, к тем ее сегментам, которые участвуют в формировании человеческого капитала и в то же вре-мя являются и/или могут быть участниками регионального рынка услуг - музеи, заповедники, некоторые учреждения науки, образования и культуры, природные парки и др.

Говоря об экономических функциях государства, в том числе региональных органов управления, относится управление государственными долями или пакетами акций хозяйственных обществ и так называемыми «золотыми акциями». Основными же экономическими рычагами государственного регулирования сферы услуг являются бюджетное и денежно-кредитное регулирование. В случае ограничения возможности влияния регионов на кредитно-денежную политику, валютный курс и денежную эмиссию налоговая политика формируется и реализуется региональными органами управления.

В исключительной компетенции региональных органов управления проявляется использование таких методов регулирования рынка услуг, как сертификация, лицензирование, контроль качества, государственный (муниципальный) заказ, кредитование и частичное финансирование отдельных организаций, дифференциация условий сдачи в аренду производственных и непроизводственных объектов. Беря во внимание тот факт, что основную массу услуг оказывают малые предприятия, неотъемлемой частью системы государственного регулирования регионального рынка является вся система институциональной поддержки малого бизнеса.

Распределение функций в области регулирования рынка услуг между федеральными и региональными органами управления, можно представить следующим образом.

На федеральном уровне:

- разработка принципов и правил регулирования рынка услуг;

- разработка программ развития рынка;

- разработка системы показателей сферы услуг и социальных нормативов их потребления;

- формирование фондов поддержки предпринимательства в сфере услуг;

- прогнозирование развития рынка услуг;

- инфраструктурное обеспечение;

- предоставление налоговых льгот;

- регулирование ценовой политики в области управления естественными монополиями федерального уровня;

- селективное субсидирование регионов для поддержки коммерческих структур, оказывающих социально значимые услуги.

На региональном уровне:

- разработка региональных программ развития рынка услуг;

- создание региональных фондов поддержки развития рынка услуг;

- предоставление региональных налоговых льгот;

- прогнозирование развития региональной сферы;

- регулирование цен на социально значимые услуги и услуги региональных естественных монополий;

- селективное дотирование и кредитование отдельных предприятий и индивидуальных предпринимателей;

- продажа помещений и утверждение ставок на их аренду;

- сертификация, лицензирование и контроль качества;

- региональный и муниципальный мониторинг платных услуг.

На наш взгляд, представляется необходимым разработать ряд законодательных и нормативных актов, непосредственно связанных с регулированием рынка услуг, в которых должны быть закреплены границы оптимального сочетания государственного управления и саморегулирования хозяйствующих субъектов, занятых в сфере услуг, а также четко разделены функции и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области регулирования рынка платных услуг:

1. Установить источники финансирования сферы услуг, порядок предоставления налоговых льгот и льгот по арендной плате, отчислениям в фонд амортизации и фонд занятости, детально раскрыть границы вмешательства региональных органов управления в деятельность хозяйствующих субъектов.

2. Наметить основные направления работы по созданию инфраструктуры регионального рынка услуг и, в частности, в области подготовки кадров работников этой сферы.

3. Уточнить формы бытового обслуживания: по месту выполнения заказов или месту жительства заказчика, при этом отметим, что определение перечней видов и форм услуг, оказываемых населению, входит в компетенцию органов власти городов и районов. Перечень должен включать в себя все виды социально приоритетных услуг.

4. Сформулировать требования к государственным стандартам обслуживания населения и обеспечить их соблюдение.

5. Установить порядок сертификации бытовых услуг. Поскольку основную массу платных услуг населения оказывают предприятия, относящиеся к сфере малого бизнеса, то меры государственного регулирования регионального рынка услуг не могут дать ожидаемых результатов, в случае несочетания с созданием и успешным функционированием системы институциональной поддержки малого предпринимательства.

В настоящий период далеко не все возможности регулирования отечественного рынка услуг используются достаточно полно. До сих пор не созданы условия для повышения привлекательности инвестиций в сферу услуг, требуют пересмотра условия аренды и использования помещений приватизированных предприятий и перепрофилирования организаций бытового обслуживания. Не учитывает конкретных условий и механизм управления организациями сферы услуг в сельской местности. На рынке услуг широко распространено нелегальное предпринимательство, сфера услуг остро нуждается в квалифицированных специалистах.

Важным инструментом государственного регулирования рынка услуг являются показатели, характеризующие уровень и динамику развития и структуру рынка услуг, изменения цен, спроса и предложения на услуги, затраты, результаты и эффективность функционирования предприятий всех отраслей этой сферы. Поэтому возникает необходимость разработки системы показателей регионального рынка услуг, которые позволили бы осуществлять региональное прогнозирование рынка услуг.

К одним из важных направлений дальнейшего развития системы регулирования регионального рынка услуг относится использование механизма регионального маркетинга.

Так, маркетинговая деятельность и, тем более, создание специализированной службы маркетинга представляют собой исключительную прерогативу и функцию коммерческих, в первую очередь, корпоративных структур. Переход к рыночным отношениям порождает необходимость осуществления отдельных видов маркетинговой деятельности некоторыми региональными и муниципальными органами управления. В связи с этим целесообразность наделения этих властных структур такими функциями обусловлена следующими причинами.

Первая заключается в том, что подавляющее большинство малых государственных и муниципальных предприятий сферы услуг - унитарные, и они могут самостоятельно осуществлять маркетинг и, в частности, проводить серьезные маркетинговые исследования и коммуникационную политику.

Вторая причина - маркетинговая деятельность (как региональных, так и муниципальных органов управления) может обеспечить выработку научно обоснованных рекомендаций, а в некоторых случаях индикативных, «ориентирующих» показателей для негосударственных коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей - участников рынка услуг.

Третья - осуществление маркетинговых исследований может явиться основой для принятия обоснованных решений по вопросу о профиле, структуре, функциях и задачах вновь создаваемых объектов инфраструктуры регионального рынка услуг. Нам представляется целесообразным создание специальных маркетинговых служб, которые будут оказывать методическую помощь работникам городских и районных администраций, осуществляющих маркетинговые исследования в сфере услуг.

Ряд важных задач стоит перед органами управления в области регулирования цен на платные услуги. Несмотря на то, что на рынке платных услуг используются все применяемые в рыночной экономике методы ценообразования - на основе текущих цен, по алгоритму «издержки плюс прибыль», по результатам анализа порога безубыточности с учетом целевой прибыли, на основе ощущаемой ценности товара, однако специфика отрасли накладывает свой отпечаток на методику установления цен. Так, в сфере платных, особенно социально значимых услуг особенно остро проявляются противоречия, возникающие в процессе формирования равновесной цены.

В отечественной практике используются известные экономические методы регулирования цен через систему налогообложения и предоставления льгот. Также применяются и нерыночные инструменты: установление предельного или фиксированного уровня цен, предельных уровней рентабельности, декларирования тарифов на социально-экономические виды услуг. Тем не менее, органы управления далеко не полностью используют возможности косвенного воздействия на цены через основной ценообразующий фактор - соотношение спроса и предложения. Необходимо рассмотреть границы и экономическую целесообразность дотирования предприятий, оказывающих социально значимые услуги наименее обеспеченным группам населения.

Нужно разработать методику определения размера дотаций, которая учитывала бы минимальные издержки предприятий и минимальный уровень рентабельности услуг, а также сложившийся и прогнозируемый уровень заработной платы. В последующем механизм дотирования предприятий рекомендуется заменить системой адресного дотирования наименее обеспеченных и социально незащищенных потребителей отдельных видов услуг. Такая проблема, в свою очередь, относится к сложному вопросу о социальных нормативах потребления услуг.

Важным моментом являются подходы к разработке и реализации региональных комплексных программ развития сферы услуг или отдельных ее отраслей, а также к формированию источников их финансирования, одним их которых могут служить региональные фонды развития сферы услуг.

Основными задачами программы развития сферы услуг и, в частности, бытового обслуживания являются:

- создание правовых, экономических и организационных условий для развития сферы бытового обслуживания населения;

- создание цивилизованных рыночных механизмов и благоприятных условий для работы предприятий и организаций независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей;

- увеличение объемов и расширение рынка бытовых услуг;

- развитие бытового обслуживания в сельской местности;

- более полное использование трудовых ресурсов общества, увеличение занятости населения.

Реализация мероприятий программы позволит:

- закрепить и развить достигнутые положительные тенденции, а также устранить имеющиеся недостатки в развитии сферы бытовых услуг населению области;

- обеспечить продолжение работы по формированию системы управления процессом организации бытового обслуживания населения;

- усилить защиту прав потребителей бытовых услуг, повысить уровень безопасности и качество обслуживания населения;

- расширить сеть предприятий бытового обслуживания населения в сельской местности;

- произвести реконструкцию и техническое перевооружение предприятий бытового обслуживания населения;

- модернизировать имеющиеся и создать новые рабочие места в сфере бытовых услуг;

- обеспечить подготовку и переподготовку кадров;

- повысить эффективность работы субъектов рынка бытовых услуг населения за счет действенных мер по их финансовой поддержке;

- обеспечить развитие конкуренции на рынке сферы услуг.

Одновременно развитие бытовых услуг населению приведет к расширению налогооблагаемой базы, что в конечном итоге повысит доходную часть бюджетов всех уровней. Наряду с решением вышеизложенных крупномасштабных проблем, можно предложить ряд мер, которые позволят более эффективно функционировать сфере услуг:

1. Возможно инициировать процедуру банкротства бесперспективных предприятий с передачей оказания отдельных видов услуг индивидуальным предпринимателям.

2. В целях привлечения инвестиционных ресурсов продолжить приватизацию отдельных неэффективно работающих предприятий.

3. Ограничить возможности необоснованного перепрофилирования существующих предприятий и передачи их площадей другим организациям, для этого внести изменения в соответствующие законодательные акты.

4. Разработать механизм обязательного приобретения патента или регистрации лиц, обучающихся через службы занятости профессиям сферы услуг, в случае отсутствия работы на предприятиях службы быта.

5. Для выявления случаев нелегального предпринимательства и наложения административных взысканий объединить усилия налоговых органов и органов внутренних дел.

6. Создать систему статистического наблюдения за ценами и тарифами на услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями.

7. Ввести ежегодную отчетность по объемам платных услуг населению, которая должна предоставляться всеми юридическими и физическими лицами, а также об унификации статистического и налогового учета платных услуг.

8. И, конечно же, расширить и активизировать подготовку специалистов. Реализация данных рекомендаций позволит обеспечить дальнейшее успешное сервисное направление реформирования отечественной экономики.

Выводы и рекомендации

Социально-экономические особенности современного состояния народного хозяйства и условия развития производительных сил обусловлены сложившейся структурой общественного производства. Она позволяет проследить внутренние закономерности хозяйственного развития, не зависящие от социальной и политической системы той или иной страны.

В настоящее время фактом радикального изменения структуры общественного производства в целом в ряде стран послужили: стремительная динамика высокоинтеллектуальных отраслей сферы услуг (образование, здравоохранение, финансы, страхование, исследовательские разработки и прочие), а также выделение этих отраслей в «четвертичный» и «пятеричный» сектора. Неотъемлемым в изменении структуры общественного производства стало формирование отраслей, которые специфическим образом сочетают в себе признаки материального производства и услуги на базе высоких технологий (телекоммуникационные услуги, производство программных продуктов и прочие). Так, с учетом изменяющейся роли и места сферы услуг меняется и «каркас несущей конструкции национальной экономики».

На настоящем этапе развития экономики стоит вопрос не столько о теоретическом изучении сектора услуг, сколько о необходимости наладить эффективное управление формированием рынка услуг. Первоочередной задачей на этом этапе является исследование закономерностей и тенденций развития этого рынка в экономических системах переходного периода в контексте совмещения хозяйственных и социальных функций отраслей сферы услуг, формирования активного воспроизводственного кластера. Это позволяет выявить роль сферы услуг в воспроизводственном процессе, а также проследить ее активную интеграцию в экономическую и социальную структуры общества, определить долгосрочную траекторию ее развития.

В результате роста общественного разделения труда изменилось соотношение рабочего и свободного времени, трудовой и досуговой деятельности. В настоящий момент закономерностью развития современной цивилизации является увеличение свободного времени работающих и, как следствие, расширение спроса на различные услуги. С увеличением свободного располагаемого дохода у работающего населения появляется свобода выбора досуговой деятельности и формы ее выбора.

Анализ полученных результатов показал, что структура и динамика развития отечественного рынка услуг определяется сложившейся социально-экономической ситуацией в стране и в отдельных ее регионах, уровнем доходов населения, платежеспособностью, объемом и характером предложения услуг на рынке, притоком инвестиций в сферу услуг и рядом других факторов. Это можно объяснить как воздействием конкуренции со стороны товаров-заменителей, так и изменением в уровне и стиле жизни людей. Главными ограничениями рыночного спроса на услуги, на мой взгляд, являются низкие доходы значительной части населения, ограниченность ассортимента услуг и низкое их качество, преобладание «самообслуживания» населения, как следствие отсутствия у большей части россиян традиций получения услуг, таких как уход за автотранспортом, уборка квартир, доставка товаров на дом через сеть Интернет.

В настоящее время методологическая база экономического анализа сферы услуг характеризуется определенной ограниченностью для проведения соответствующих исследований в данной сфере. Помимо проблем, связанных с использованием в различных и часто несогласованных стандартов и подходов к анализу сферы услуг, что не позволяет осуществлять прямое сопоставление, существуют проблемы и на уровне общей методологии изучения сферы услуг. Вышеизложенное, на мой взгляд, обусловливает необходимость детального изучения различных областей сферы услуг и, в частности, сферы бытового обслуживания, в значительной степени отражающей тенденции развития третичного сектора как в мировой, так и в отечественной практике.

В последние годы в нашей стране, в связи с сохраняющимся подоходным и поимущественным расслоением населения, в сфере обслуживания появились две противоречивые тенденции. Одна из них заключается в создании высококлассных предприятий бытового обслуживания, как правило, с участием иностранного капитала и развития дорогостоящих видов услуг, в частности услуг по ремонту и техническому обслуживанию техники сложных товаров длительного пользования, по изготовлению высококачественных предметов потребления по индивидуальным заказам. В данном случае такая тенденция обеспечивает высокую рентабельность производства услуг, при этом давая большой простор для конкуренции и предпринимательской деятельности. В то же время предприятия сферы бытового обслуживания из-за низкой платежеспособности населения должны ориентироваться на оказание наиболее примитивных и массовых услуг. Таким образом, нами представляется выравнивание факторов развития сферы бытовых услуг как важный элемент адаптации данной сферы экономики к условиям рынка.

Правильный выбор субъектов и механизмов эффективного управления является важнейшим условием формирования рынка услуг, оказывающих прямое воздействие на сервисное направление реформирования российской экономики.

Без сомнения, в основе функционирования сферы услуг должен лежать адаптационный рыночный механизм, то есть использоваться в тех сегментах рынка услуг, которые имеют условия для внедрения подобных технологий. Поэтому необходимо предварительно произвести дифференциацию потребностей населения в услугах, в соответствии с которой исходный рынок должен быть сегментирован с учетом спроса и уровня доходов потребителей. Далее для каждого сегмента нужно попытаться смоделировать соответствующую систему управления, принимая во внимание различия в потребительских предпочтениях, спросе и предложении услуг.

Бытовое обслуживание населения несет довольно большую социальную нагрузку, при этом являясь сферой наиболее приоритетного приложения труда и предоставления рабочих мест в условиях сокращения персонала крупных промышленных предприятий. Оно одно из первых было подвержено реформированию при переходе к рынку и в настоящее время находится в кризисном состоянии. Это происходит в результате того, что многие предприятия этой сферы не выдерживают жестких условий рынка при низком платежеспособном спросе населения. Большая часть предприятий прекратила или значительно снизила бытовые услуги, меняя профиль работы. Довольно сложным является восстановление разрушенной инфраструктуры отрасли на федеральном, региональном и местном уровнях. Особенно остро стоит эта проблема в сельских районах.

Подытоживая вышеизложенное, необходимо заметить, что социальная значимость и общественная необходимость бытовых услуг обусловливают необходимость государственной поддержки, заинтересованность в функционировании организаций, оказывающих услуги населению, со стороны органов государственной власти. В сложившейся ситуации возникает острая необходимость участия государства и местных органов управления в дальнейшем развитии данного сектора платных услуг населению.

Стратегическим направлением развития рынка бытовых услуг есть и остается повышение их комплексности, максимальное приближение к потребителям, достижение высоких качественных показателей и повышение уровня обслуживания населения. Выполнение этих задач под силу высококлассным предприятиям, которые будут и в дальнейшем определять уровень обслуживания населения, станут верными помощниками населению в решении бытовых проблем, тем самым обеспечивая эффективное развитие сферы услуг, а значит, и экономики страны в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 12634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.