КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач
Классификация методов педагогического взаимодействия. Методы, приемы, средства воспитания. Принципы педагогического взаимодействия. Сущность педагогического взаимодействия. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО Лекция № 4 (2 часа)
Хорошо быть лестницей для детей, которым хочется в хмурый день дорасти до солнца. В. Куприянов
Ткань учебно-воспитательного процесса создана из самых разнообразных событий, многочисленных ситуаций. И от того, какова позиция и поведение в них педагога, зависит и результат воспитания. Педагогическое воздействие в учебно-воспитательном процессе позволяет достаточно эффективно достигать поставленных целей. Педагог при этом демонстрирует необходимые образцы, алгоритм, которому надо следовать. Ребенок должен его запомнить и повторить. Например, на уроке учитель объясняет, как решать новый тип задач, приводит определенную последовательность действий. Если ученик уже самостоятельно сможет это воспроизвести, то он достигает успеха. Таким образом, главной единицей учебно - воспитательного процесса становится педагогическое взаимодействие, которое предполагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога и его учеников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности. Взаимодействие — это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития ребенка. Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. С одной стороны, педагог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, эмоциональном, физическом и т.п.), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и самосовершенствование педагога в его профессионально-педагогических и общечеловеческих качествах личности. Однако следует признать, что роль организатора педагогического взаимодействия существенно отличается от роди диктатора учебно-воспитательного процесса, требует определенной социальной установки, выработки индивидуального стиля. Д.А.Белухин отмечает, что педагог должен следовать определенным принципам педагогического взаимодействия, среди которых он называет: • гуманистическую направленность (реальное обеспечение развития положительных сторон личностного потенциала человека); • творчество (умение создавать и реализовывать новые подходы к определению содержания и форм своей педагогической деятельности); • опережающий характер педагогической деятельности (педагог работает для будущего); • равенство в общении и партнерство в совместной деятельности; • психотерапевтический характер взаимодействия; • эмоциональную вовлеченность (переживание опыта). Российская педагогическая энциклопедия (М., 1993г.) определяет методы воспитания как совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способов решения воспитательных, задач2. Методы воздействия и методы взаимодействия — это конкретные пути выстраивания субъект - объектных или субъект - субъектных отношений в процессе воспитания. В повседневной воспитательной практике чаще, всего необходима непосредственная реакция на конкретную ситуацию, разрешение сиюминутно возникшей задачи. Ведь учебно - воспитательный процесс — это своего рода цепочка взаимозависимых и взаимообусловленных педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация — это определенное состояние педагогической системы в конкретный промежуток времени. Поведение педагога в создавшейся ситуации зависит от цеди воспитания, его позиции, профессионального владения всем спектром методов и приемов, а также алгоритмом решения педагогических задач. Методы тесно связаны с методическими приемами. Прием - это способ педагогических действий в определенных условиях (= понятию «операция»)1. Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи. Например, деление класса на микро-группы (случайным выбором, по интересам, по лидерам и т.п.) — методический прием, который может быть подчинен разным задачам: научить коллективному планированию, раскрыть индивидуальные способности или др. Взаимосвязи методов и приемов подвижны, одни и те же приемы могут использоваться в различных методах. Средства воспитания применяются в единстве с методами и методическими приемами. К ним относят материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |