Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В XX веке




РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАПАДЕ

Лекция 4

Глоссарий.

Лярингс – гортань

Лярингоскопия – осмотр гортани

Папиллома – доброкачественная опухоль.

Дисфония – охриплость голоса.

Афония – отсутствие голоса

Стеноз – сужение.

Трахеотомия – рассечение колец трахеи.

Ложный круп – подскладочный ларингит.

Истинный круп – дифтерия гортани.

 

План:

  1. Общая характеристика.
  2. Функционализм.
  3. Теория конфликта.
  4. Структурализм.
  5. П. Бурдье об образовании.
  6. Новая социология образования.
  7. Критическая социология об образовании.
  8. Институционализм.

1. Качественный скачок в развитии социологии образования на Западе, прежде всего в США, в I960 – 1970-х гг. произошел вследствие как внутринаучных процессов, так и факторов политического и особенно социального порядка. В связи с этим можно назвать, по меньшей мере, три основных причины роста интереса к социологии образования. Все они имеют общесоциальный характер:

– зафиксированное отставание США от СССР в освоении космоса, что напрямую связывалось с порочностью, либо провалами западной системы образования;

– запаздывающее реагирование систем образования на новые требования НТР, отставание этих систем от потребностей производства и науки;

– активизация массовых выступлений молодежи, прежде всего студенчества («студенческая революция» 1968 г.), требовавшего демократизации высшей и средней школы.

Возникла ситуация «кризиса образования» (такую точку зрения обосновывали Дж. Коулмен, Ф. Кумбс). Вскоре она стала рассматриваться как не только национальная (для США), но и мировая. Позднее, в 1985 г., Кумбс публикует еще одну книгу о мировом кризисе в образовании[1]. В связи с постановкой вопроса о мировом кризисе в образовании его проблематика включается в перечень глобальных проблем современности и связывается, по меньшей мере, с тремя обстоятельствами.

Во-первых, решение проблем образования (как и любых глобальных проблем) в одной стране не может не сказаться на общемировой ситуации в этой сфере.

Во-вторых, действительно комплексное решение вопросов образования, особенно связанное с выходом его из кризиса, может быть эффективно предпринято только совместными усилиями ряда стран либо даже всеобщими стараниями человечества.

В-третьих, образование как глобальная проблема современности должно прочно войти в проблемное поле социологии.

Последнее обстоятельство имеет особое значение в связи с тем, что каждый пятый житель планеты неграмотен, не говоря уже о наличии функциональной неграмотности, которая, как известно, характерна, прежде всего, для развитых стран, достигших немалых успехов в области образования самых широких слоев населения. Понятно, что социология образования не может уходить от глобальных вопросов ликвидации неграмотности вообще, функциональной в особенности.

Признавая глобальное значение проблем в сфере образования, нельзя забывать о том, что предпосылки и контуры общей мировой ситуации XXI в. в этой сфере формировались в существовавшей и развивавшейся во второй половине, точнее, последней трети XX столетия, системе образования. Речь идет о реальной угрозе (о ней говорят сегодня социологи образования): страны с неразвитым образованием и низкими расходами на него (к примеру, в большинстве африканских стран расходы на образование в расчете на душу населения в 90-100 раз ниже, чем в США или Канаде) никогда не сумеют вырваться в группу среднеразвитых, тем более высокоразвитых государств.

Над такой реально прогнозируемой ситуацией предстоит задуматься и России. Пока она остается одной из наиболее образованных стран мира. Но незначительные расходы государства на образование в течение последних 15 лет, снижение их планки до минимально необходимого уровня, сочетающееся с выездом из страны сотен тысяч высокообразованных специалистов, - все это превращается в серьезный негативный фактор, способный отбросить отечественную систему образования и российское общество далеко назад.

В 60–90-е гг. XX в. в западной социологии сложились две основные позиции в оценке предмета социологии образования:

- европейская (преимущественно французская) и

- американская.

В их рамках проводятся многочисленные исследования доступности тех или иных видов и ступеней образования для различных категорий населения и социальных групп. Образование характеризуется как один из основных общественно-селективных факторов, ведущих к социальной мобильности (такую работу вели французские социологи Р. Будон, П. Бурдье, Ж. Маркевич-Ланьо, Л. Танги).

Вместе с тем, французские ученые считают, что образование в его современном виде скорее выравнивает шансы представителей различных социальных групп и сближает их, чем усиливает социальное неравенство. Неодинаковые возможности, связанные с доступом к образованию, особенно к высшему, пока еще «разводят» элитарные и неэлитарные слои населения (Р. Будон). Однако реформы, осуществляемые в западных странах в сфере образования, общие процессы либерализации и демократизации в конечном счете приведут к преодолению его кризиса. Такова позиция французской школы социологии образования, которую в целом можно назвать умеренно оптимистической.

В традиции французской социологии, восходящей к Э.Дюркгейму, было обращение к проблемам роли образования в обеспечении национальной и республиканской интеграции общества, гарантиям социального равенства, обеспечению равенства возможностей в этой: сфере всех членов общества. В ходе углубленного изучения проблем социальной интеграции социология образования вышла за пределы исследований школы и обратилась к анализу семейного образования, социоантропологии детства, неформального самообразования молодежи и др. Кризис идеалов равных возможностей привел к исследованию непрерывного образования, а также связи образования с экономическими процессами, развитием рынка труда.

Новый этап становления французской социологии образования (начиная с 80-х гг. XX столетия) был связан с резким увеличением разнообразия методологических подходов к исследованию образовательной сферы. Проблема равенства возможностей, с одной стороны, трансформировалась в исследования эффективности образования, с другой – в более тонкий и углубленный анализ неравенства в нем.

Что касается развития социологии образования в этот период (60-90-е гг. XX в.) в США, то в наиболее интересных работах (У. Бруковера, Дж. Бэллэнтайн, Дж. Дженсена, Дж. Коулмена, Р. и А. Парелиус, К. Перселла, К.Причард, П. Робинсона, Б. Саймона, У. Сьюэлл, Д. Фитермана и др.) поднимаются общетеоретические вопросы образования, его связи с социальными процессами (социальной стратификацией и мобильностью, полом, расой, социальным неравенством, религией, культурой, политикой, экономикой и др.). В трудах названных авторов «прорисовывается» – от 1960-х к 1970-м, от 1970-х к 1980-м и далее к 1990-м гг. – некая общая тенденция ослабления своеобразного оценочного оптимизма возможностей образования в развитых западных странах и усиления линии, связанной с подчеркиванием его дисфункционального характера.

Причем, чем ближе к 1990-м гг., тем критические «образовательные» стрелы становятся все более «ядовитыми» и отличаются неверием в великую освободительную «миссию» этого вида деятельности, порождающего и усиливающего, как считают многие социологи, социальное неравенство

Рассмотрим ряд социологических направлений исследования образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.