Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функционализм




Ряд западных авторов (Я.Куксон, А.Садовник)[2] считают, что основы функционализма в социологии образования заложены Э. Дюркгеймом. Он был первым из социологов, кто обратил внимание на образование. Его главные труды представлены работами: «Мораль образования», «Эволюция образовательного мышления», «Образование и социология».

Отличительной чертой функционализма, по мнению указанных авторов, является убеждение последователей данного направления в том, что норму для государства составляет консенсус, конфликт же вызывается деградацией части общественных ценностей. Выделенная Дюркгеймом значимость ценностей в обществе по сей день, задает тон в подходах к изучению института образования.

Современные функционалисты выделяют 4 специфические целевые области в процессе обучения:

 

· интеллектуальные;

· политические;

· социальные;

· экономические.

Интеллектуальные цели обучения включают в себя: выработку базисных когнитивных навыков (чтение, письмо и математика); передачу специфического знания, например: литература, история и другие науки; помощь студентам в приобретении мыслительных навыков высшего порядка таких, как анализ, синтез.

Политические цели предполагают: воспитание верности существующему политическому порядку (подготовку граждан к принятию участия в его поддержании); помощь культурным группам в ассимилировании; обучение детей основным законам общества.

Социальные цели направлены на социализацию детей соответственно ролям, нормам поведения и ценностям общества. Этот процесс является ключевым компонентом стабильности любого общества. Если дети не социализируются, они не будут способны работать в социальных институтах общества, не смогут поддерживать социальные взаимоотношения и не будут обеспечивать сохранность социального порядка.

Наконец, экономические цели обучения включают: подготовку студентов к их будущим профессиональным ролям, отбор, обучение и распределение индивидов согласно разделению труда. В современном индустриальном и технологичном обществе экономические цели образования особенно важны.

В функционалистских теориях школы играют критическую роль в социальном сценарии, потому что достижения и прогресс личности базируются скорее на заслугах (достоинствах), чем на привилегиях. Для обоснования данного утверждения они обращаются к исследованиям К. Дэвиса (К. Davis) и Б. Мура (W.E. Moore)[3], которые доказывали, что неравенство было необходимо для всех обществ, однако несмотря на это, все общества характеризует эволюционное движение, базирующееся на создании равных образовательных возможностей и наличии критического компонента справедливости и меритократического порядка.

Другой ученый, оказавший значительное влияние на развитие западной социологии образования — Джеймс Коулман (J.S. Coleman). Коулман и его коллеги провели крупномасштабное количественное исследование американского образования. Фундаментальная исследовательская модель Коулмана предполагает сравнение студента на входе (социально-классовая принадлежность, раса, академические способности) и на выходе (общее количество баллов в стандартизированных тестах). Эта модель подразумевала, что существуют скрытые связи между ценностями школы и ценностям общества.

В своих поздних работах Коулман с коллегами раскрывает потребность школы не только транслировать культурные ценности, но и быть самой культурной ценностью.

Однако предложенная Коулманом модель не содержит вопросов о внутренних взаимоотношениях между количеством лет обучения и потребностью подготовки профессионала. На них даются ответы в работах Е. Хоппера (Е. Hopper)[4]. Он отмечает, что люди могут иметь одинаковый объем образования, но путь, которым они его достигли, может быть в значительной мере разным, и как результат – различная образованность и разные профессиональные возможности.

Другими словами, в работах западных ученых функционализм в образовании рассматривает:

- проблему неравенства возможностей в доступе к получению знаний;

- учитывает индивидуальные способности учащихся и различия между школами и однотипными учебными заведениями, основанными на объеме знаний,

- но не учитывает факторов и внутренних процессов, оказывающих влияние на мобильность молодого поколения.

Речь идет о случаях, когда учащиеся имели равные возможности, с точки зрения функционализма (хорошие способности, школу, способную дать необходимый объем знаний), но наличие низкого уровня социального и культурного капитала служило тормозом на пути их карьерного роста, в связи, с чем им требовалось больше усилий и времени на достижение цели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.