Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория конфликта

В западной науке теории функционализма противопоставляется теория конфликта. Если функционалисты видят общество базирующимся на ценностной солидарности, то теоретики-конфликтологи рассматривают социальный порядок как продукт принуждения и идеологической манипуляции.

Существует две версии теории конфликта:

- марксистская и

- веберовскоая.

В марксистской критике функционализма не отрицаются взаимоотношения между школой и обществом, а лишь подчеркивается, что они базируются на неравенстве и классовом господстве. Существует соответствие между обучением и классовой системой. Студенты, выходцы из высшего класса, в школах получают образование, которое готовит их для поступления в вузы и для работы, требующей высокоинтеллектуального потенциала. В то же время студенты, вышедшие из рабочего класса, в школах получают образование, которое готовит их лишь к ручному труду и соответствующим профессиям.

В некоторых случаях критика функционалистов со стороны представителей веберовского направления звучит даже радикальнее, чем со стороны марксистов. Например, Р. Коллинз (R.Collins) в начале 1970-х годов опубликовал статью «Функциональные и конфликтные теории в образовательной стратификации»[5]. В ней рассматривается вопрос: что значат для рабочих удостоверения (свидетельства) об образовании? Автор, вопреки позициям функционалистов, показывает, что в образовании рабочих сохраняется социальный порядок неравенства с помощью предоставления упомянутых удостоверений, которые, казалось бы, базируются на способностях, а на самом деле основаны на привилегиях. Большинство рабочих рассматривают удостоверение об образовании как соответствующее социальному статусу и классовой принадлежности.

Начиная с середины 1980-х годов большинство марксистов, исследующих проблемы образования, выделяли в своих работах направление, в котором школам отводилась роль воспроизводства неравенства при капитализме. Другая группа ученых, часто называемая «теоретиками сопротивления», доказывала, что студенты и преподаватели в большинстве случаев могут сопротивляться попыткам школы удерживать детей бедняков, представителей рабочего класса и национальных меньшинств на более низшей ступени общества.

Довольно распространенной в социологии образования прошлого века была теория воспроизводства. Его представители исходят из того, что школы играют главную роль в социализации рабочего класса, в формировании качеств рабочего-производителя; они (школы) помогают капиталистическому классу удерживать свое превосходство над рабочим классом, тем самым, воспроизводя базисные капиталистические отношения.

Структура высшего образования тоже соответствует потребностям стратификации рынка труда:

· для низшего сословия – общественные колледжи,

· для высшего – элитные институты.

Расовые и классовые основы различий, зафиксированные в этих институтах, помогают воспроизводить капиталистические производственные отношения[6].

Представители теории воспроизводства доказывали, что собственность и контроль за огромными богатствами со стороны привилегированных слоев общества в большей степени основываются на разновидностях необразовательного фактора, например, наследства.

Сторонники идеи культурного воспроизводства выделяют причины, по которым культура в условиях школы воссоздает капиталистические производственные отношения. Выявлено, что студенты-выходцы из разных рас и из разных социальных слоев имеют различные культурные представления, языковые различия и отличные стили жизни.

Таким образом, культурные различия, которые частично вызваны экономическим неравенством, играют важную роль в воспроизводстве капитализма.

Приверженцы идеи государственного господства рассматривают школы как часть огромного государственного аппарата, который отражает интересы капиталистического класса. По их мнению, государство активно содействует тому, чтобы школы выполняли соответствующую роль.

Рассматривая концепции западной социологии образования, необходимо упомянуть о теории сопротивления, сторонники которой исходят из того, что процесс воспроизводства может быть прерван по многим причинам. Прежде всего, студенты являются активными субъектами образовательного процесса. Они привносят в этот процесс собственное мировоззрение, базирующееся на опыте их семей, их сверстников и окружения, часто не соответствующие господствующему мировоззрению, которое преподаватели пытаются вложить в сознание через обучение.

Так, на пример, учащиеся могут применять различные формы сопротивления попыткам школ ресоциализировать их: непочтительное поведение к преподавателям, срыв занятий. Однако студенческие протесты не всегда бывают открытыми: многие студенты чувствуют себя больными, находясь в чуждом им культурном окружении, либо просто скучают в школе, где они находятся в дисгармонии со стандартным диалектом и с нормами культурного поведения, которые пытаются привить им. Такая форма сопротивления получила название «бойкот действию»[7].

На протяжении 1990-х годов социологи-марксисты при исследовании проблем института образования пытались интегрировать и расширить эти два направления. Однако поскольку они несовместимы, эти попытки были напрасны. С одной стороны, воспроизводство неравенства через школу неизбежно, независимо от принадлежности образовательного учреждения к какому-либо классу. С другой стороны - сопротивление этому неравенству учащихся и преподавателей присуще массовому образованию и показывает динамику его развития.

В целом теории конфликтов свойственно фокусировать внимание на противоречиях интересов различных элементов надстройки общества. Если исходно марксистские концепции рассматривали все проблемы через призму классовых противоречий, где базисом сложила экономика, то более поздние представители теории конфликтов стали включать и противоречия в неэкономических социальных институтах (культура, политика, и т.д.). В рамках этой теории проводились гендерные и расовые исследования. Такое разграничение границ не прошло бесследно: некоторые теоретики настолько отошли от традиционного марксизма, что трудно говорить, расширяют ли они границы марксистского анализа, либо вовсе ушли от его традиций.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функционализм | Структурализм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.