Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, виды и основные принципы управления в области охраны окружающей природной среды




Понятие, виды и основные принципы управления в области охраны окружающей природной среды. Органы управления в области охраны окружающей природной среды, их функции и компетенция. Правовое обеспечение экологического прогнозирования и планирования, экологической стандартизации и сертификации, экологического нормирования и лицензирования. Правовые основы экологического мониторинга и экологического информирования. Экологический контроль и экологический аудит. Правовое регулирование ведения государственных природоресурсовых кадастров и правовые требования по ведению Красной и Зеленой книги.

Постановка вопросов

ЛЕКЦИЯ 4.

ТЕМА: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

 

 

Под управлением в области охраны окружающей природной среды следует понимать урегулированный нормами экологического права вид деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и объединений граждан, направленный на обеспечение общественных отношений по использованию и охране объектов экологического права и соблюдение государственными органами, юридическими и физическими лицами и самоуправляющимися институциями установленных эколого-правовых норм.

Управление в области охраны окружающей природной среды базируется на ряде принципов, к основным из которых следует отнести: принцип законности управления природопользованием и охраной окружающей среды; принцип гармоничного сочетания экологических, экономических и социальных интересов населения в процессе осуществления природопользования и охраны окружающей среды; принцип сочетания объектного и административно-территориального управления в организации природопользования и охраны окружающей среды, принцип разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов и некоторые другие принципы.

Принцип законности управления природопользованием и охраной окружающей среды означает, что все функции управления природопользованием и охраной окружающей среды должны осуществляться в строгом соответствии с требованиями Конституции, экологического законодательства и установленной компетенцией соответствующего органа управления, не нарушать охраняемых законом интересов природопользователей, государства и других юридических и физических лиц.

Принцип гармоничного сочетания экологических, экономических и социальных интересов населения в процессе осуществления природопользования и охраны окружающей среды обусловлен наличием неразрывной связи человека с окружающей его средой, выполняющей по отношению к нему наряду с экологической функцией, экономическую функцию. Многие из свойств и компонентов окружающей природной среды не могут быть изменены в объеме или заменены другими искусственно созданными объектами. Это вызывает социальную необходимость осуществляемых функций управления. Данный принцип находит свое проявление, например, в требованиях учета экономических и социальных интересов населения при подготовке заключения экологической экспертизы.

Принцип сочетания объектного и административно-территориального управления природопользованием и охраной окружающей среды заключается в том, что в тех случаях, когда в интересах рационального природопользования и охраны окружающей среды функции управления не могут с надлежащей степенью эффективности реализовываться в рамках традиционного административно-территориального подхода, управление организуется в отношении отдельно охраняемого или используемого объекта, расположенного на территории нескольких административно-территориальных образований. Наибольшее распространение данный принцип получил в области управления территориями и объектами природно-заповедного фонда, а также в бассейновом принципе использования и охраны водных объектов и их биологических ресурсов.

Принцип разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольных функций при организации деятельности специально уполномоченных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды заключается в том, что, с одной стороны, полный объем контрольных функций не может быть делегирован субъектам хозяйствования, и, с другой стороны, контрольные органы лишены права осуществления непосредственной хозяйственной деятельности в области специального природопользования и хозяйственной эксплуатации природных ресурсов. Содержание деятельности по осуществлению управления в области охраны окружающей среды раскрывается через функции, каждая из которых представляет собой обособленный вид деятельности, имеющий конкретную цель, порядок осуществления и определённый круг субъектов.

В зависимости от выполняемых функций управление в области экологии делится на общее и специальное управление. В рамках общего управления осуществляются организационно-контрольные функции, а в рамках специального - функции прогнозирования, планирования, стандартизации, лицензирования, нормирования, сертификации, информирования, организации экологических экспертиз, ведения природоресурсовых кадастров, Красной и Зеленой книг, ведение кадастров экологически опасных объектов и территорий и реестра потерпевших от чрезвычайных экологических ситуаций, экологический контроль, экологический мониторинг, экологическое воспитание и образование и некоторые другие. В зависимости от субъектов управление в области охраны окружающей среды делится на государственное управление, местное самоуправление, общественное и ведомственное управление.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.