Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы экологического мониторинга и экологического информирования





Экологический мониторинг - это комплексный эколого-правовой институт, состоящий из совокупности государственных сведений о состоянии качества окружающей природной среды и наблюдений отраслевых государственных органов за изменениями объектов природопользования, которые обобщаются на общегосударственном уровне в целях получения единой всесторонней оценки экологического состояния окружающей среды.

Государственный мониторинг окружающей природной среды представляет собой систему наблюдений, сбора, обработки, передачи, хранения и анализа информации о состоянии окружающей природной среды, прогнозирования его изменений и разработки научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений с целью своевременного выявления происходящих изменений, их оценки, предупреждения и ликвидации последствий негативных процессов. Ведение мониторинга законодательно закреплено в ст. 22 Закона «Об охране окружающей природной среды», соответствующих разделах природоресурсовых кодексов, Положении о государственной системе мониторинга окружающей среды, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Украины[8] и в специальных отраслевых положениях о ведении государственных мониторингов отдельных объектов природопользования[9].

Мониторингу подлежат все объекты природопользования и окружающая природная среда в целом независимо от их целевого назначения, характера, видов и правовых форм природопользования. В зависимости от назначения осуществляется общий (стандартный), оперативный (кризисный) и фоновый (научный) мониторинг окружающей природной среды.

Общий (стандартный) мониторинг – это оптимальные по количеству параметров наблюдения в пунктах единой информационно-технологической сети, позволяющие на основе оценки и прогнозирования состояния окружающей природной среды регулярно разрабатывать управленческие решения на всех уровнях. Оперативный (кризисный) мониторинг – это отслеживание специальных показателей по отдельным объектам, источникам экологического риска или экологического бедствия с целью оперативного реагирования на кризисные ситуации и обеспечения экологической безопасности населения. Фоновый (научный) мониторинг – это специальные высокоточные наблюдения за всеми элементами окружающей природной среды, а также за характером и другими параметрами воздействия загрязняющих веществ и неблагоприятных процессов на отдельные популяции и биосферу в целом.

По территориальному признаку мониторинг делится на глобальный, национальный, региональный и локальный, а по временному признаку на базовый (исходный, фиксирующий состояние объекта к моменту начала ведения мониторинга), периодический (через год и более) и оперативный (фиксирующий текущие изменения). Осуществление указанных видов экологического мониторинга обеспечивают Минэкоресурсов, Минздрав, Минагрополитики, Госкомзем, Госкомводхоз, Госкомлесхоз, Национальное космическое агентство, Украинская академия аграрных наук и другие специально уполномоченные министерства и ведомства, их органы на местах и специализированные учреждения.



Положение «О государственном мониторинге окружающей природной среды» распределяет между указанными органами и учреждениями обязанности по ведению мониторинга. Так, органы жилищно-коммунального хозяйства осуществляет наблюдения за: качеством питьевой воды из централизованных источников водоснабжения; состоянием сточных вод городской канализационной сети; состоянием зеленых насаждений в населенных пунктах; проявлениями опасного повышения уровня грунтовых вод в населенных пунктах. Обязанности Госкомзема, Госводхоза, Госкомлесхоза и других ведомств по осуществлению экологического мониторинга определены в специальных положениях о ведении мониторинга соответствующих природных ресурсов.

Информация, полученная при наблюдениях за состоянием окружающей природной среды, обобщается по административно-территориальным единицам, а также по отдельным природным комплексам и передается в пункты сбора автоматизированных информационных систем органов специального государственного управления в области экологии и природопользования на местах, после чего систематизируется и обобщается соответствующими министерствами и ведомствами с участием Минэкоресурсов. По результатам оценки экологического состояния окружающей природной среды составляются доклады, программы, отчеты, прогнозы и рекомендации, представляемые в органы государственной власти и местного самоуправления для предотвращения и ликвидации последствий негативных процессов, служат основанием экологического планирования и подлежат обнародованию в соответствии со специальными требованиями, предъявляемыми к экологической информации.

Экологическое информационное обеспечение - это урегулированная нормами экологического права деятельность специально уполномоченных органов по предоставлению, сбору, обобщению и обнародованию сведений об экологической обстановке и ее влиянии на состояние здоровья населения. Экологическая информация может быть официальной или неофициальной, научной или бытовой, обобщенной или оперативной т.п.

Видами экологической информации являются: данные природоресурсовых кадастров, экологического мониторинга, отчеты и доклады о выполнении экологических программ и мероприятий, выводы экологического аудита и результаты экологических экспертиз, сведения об экологической карте заболеваемости населения, выявления расследований экологических правонарушений и меры ответственности виновных лиц, сведения о международном сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды и данные об экологически опасных источниках, зонах повышенной экологической опасности и экологического бедствия, результаты экологических исследований и медико-статистическая информация и т.п.

Право на полную, доступную и достоверную экологическую информацию является одним из важнейших экологических прав граждан. Оно прямо закреплено в ст. 50 Конституции, а также в ряде других нормативных актов. Так, правительственным постановлением установлен порядок и периодичность обнародования сведений об экологической, в том числе радиационной обстановке и состоянии заболеваемости населения, в соответствии с которым эти сведения подлежат сбору и обобщению Минэкоресурсов и Минздравом и обнародованию через общегосударственные средства массовой информации - два раза в год, а через местные средства массовой информации - ежемесячно[10]. В соответствии со ст. 25 Закона «Об охране окружающей природной среды», основным субъектом в области осуществления функции экологического информирования является Минэкоресурсов и его органы на местах.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.