Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционно правовой статус Счетной палаты

 

Согласно Конституции Украины и Закону «О Счетной палате Верховной Рады Украины» от 11 июля в 1996 г. была создана Счетная палата как постоянно действующий высший орган государственного финансово-экономического контроля. Она образуется парламентом Украины, ему подчиненная и подотчетная, является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от любых государственных органов, реализует государственный, финансово-экономический контроль на принципах законности, плановости, объективности, независимости и гласности.

В ее состав входят голова Счетной палаты и ее члены: первый заместитель и заместитель председателя, главные контролеры и секретарь Счетной палаты. Счетная палата имеет структуру, аппарат, штатное расписание которого утверждается Коллегией Счетной палаты. Эта Коллегия создается для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, принятия коллегиальных решений и подготовки выводов за материалами проверок, ревизий, мониторингов и экспертиз, а также подготовки отчетов и информационных сообщений.

Задание Счетной палаты: организация и осуществление контроля за своевременным выполнением доходной и расходной частей Государственного бюджета Украины, использованием бюджетных средств, в том числе средств общегосударственных целевых фондов за объемами, структурой и их целевым назначением; осуществление контроля за образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств, валютных и кредитно-финансовых ресурсов; контроль за финансированием общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраны окружающей среды; контроль за соблюдением законности относительно предоставления Украиной ссуд, экономической и другой помощи государствам, международным организациям; контроль за законностью и своевременностью движения средств Государственного бюджета Украины и средств внебюджетных фондов в учреждениях Национального банка Украины и уполномоченных банках; осуществление контроля за денежной эмиссией.

Счетная палата имеет достаточно широкие полномочия. Она имеет право осуществлять контрольно-ревизионные, экспертно аналитические, информационные и другие виды деятельности, которые обеспечивают единственную систему контроля за выполнением Государственного бюджета Украины, в том числе за использованием средств общегосударственных целевых фондов, средств внебюджетных фондов, за целевым использованием финансово-кредитных и валютных ресурсов во время осуществления общегосударственных программ, проводить финансовые проверки, ревизии в Аппарате Верховной Рады Украины, органах исполнительной власти, Национальном банке Украины, Фонде государственного имущества Украины, других подотчетных парламенту Украины органах, а также на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности. Счетная палата должна проводить экспертизу проектов Государственного бюджета Украины, а также проектов законов и других нормативных актов, международных договоров Украины, общегосударственных программ и других документов, которые касаются вопросов Государственного бюджета и финансов Украины, нарушать перед парламентом Украины, Президентом Украины, а также органами исполнительной власти ходатайства о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований действующего законодательства Украины, в результате чего нанесен материальный вред государству.

Возглавляет Счетную палату ее председатель, который назначается на должность Верховной Радой Украины сроком на 7 лет с правом назначения на второй срок. Его назначение проводится тайным голосованием путем представления бюллетеней. Кандидат на должность главы Счетной палаты считается назначенным, если за результатами тайного голосования он получил большинство голосов от конституционного состава парламента Украины. К кандидату на должность главы Счетной палаты ставятся такие требования: он должен быть гражданином Украины; иметь высшее экономическое или юридическое образование, опыт профессиональной деятельности в отрасли государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, права, а также подтвердить свои профессиональные знания во время обсуждения его кандидатуры по специальной процедуре, установленной соответствующим комитетом Верховной Рады Украины. Председатель Счетной палаты осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты, организует ее роботу, подает парламенту отчет о ее работе, представляет Счетную палату в Верховной Раде Украины и органах исполнительной власти и за рубежом. Он обеспечивает комплектование штата Счетной палаты компетентными специалистами. В соответствии со своими обязанностями он выдает приказы и распоряжения, имеет право принимать участие в заседаниях Верховной Рады Украины, ее комитетов, временных специальных и других комиссий во время рассмотрения вопросов, которые касаются деятельности Счетной палаты.

Первый заместитель и заместитель председателя, главные контролеры и секретарь Счетной палаты назначаются на должность парламентом по предоставлению председателя Счетной палаты путем тайного голосования по списку сроком на 7 лет в порядке, установленном для назначения председателя Счетной палаты. Законом к ним тоже определяются серьезные требования. На отмеченные должности назначаются граждане Украины, которые имеют высшее образование и опыт профессиональной деятельности в отрасли государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, права. Первый заместитель и заместитель председателя Счетной палаты, главные контролеры — руководители департаментов Счетной палаты и секретарь Счетной палаты не могут быть народными депутатами Украины, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять работу по совместительству (кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности, осуществляемой во вне рабочее время). Эти требования обстоятельны и объективно необходимые для беспристрастного выполнения специалистами Счетной палаты своих функций.

Законодательством предусматриваются гарантии реализации ими своих заданий и функций. Главные контролеры, как, руководители департаментов имеют право быть присутствующими на заседаниях комитетов парламента Украины, коллегий центральных органов исполнительной власти и других государственных органов, а также органов местного самоуправления. Должностные лица аппарата Счетной палаты при выполнении служебных обязанностей имеют право знакомиться со всей документацией, которая касается финансово-хозяйственной деятельности субъекта, относительно которого осуществляется проверка, ревизия или мониторинг, требовать и получать от руководителей субъектов, относительно которых проводится контроль, необходимы справки, информацию, статистические данные, бухгалтерско-финансовые отчеты, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с проведением проверок и ревизий, опечатывать кассовые и служебные помещения, хранилища и архивы, а в случае выявления подделок, фальсификаций, присвоений и злоупотреблений — изымать необходимые документы. Существенное значение имеет то, что требования руководителей Счетной палаты и должностных лиц ее аппарата, связанные с выполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и подчинения.

Важным принципом функционирования Счетной палаты является принцип законности. Руководство Счетной палаты в своей деятельности должно руководствоваться Конституцией Украины, Законом «О Счетной палате», другими законодательными актами Украины, в пределах своей компетенции решать вопросы, которые связаны с осуществлением контроля, проведением проверок, ревизий и тому подобное. Руководители департаментов Счетной палаты исполняют должностные обязанности в соответствии с утвержденным Коллегией Счетной палаты направления деятельности департаментов и Регламента Счетной палаты.

Результативность функционирования Счетной палаты в значительной мере предопределяется ее конструктивным взаимодействием с контрольными органами других государственных институций. Исходя из этого законом установлено, что все контрольные органы, созданные в соответствии с законами Украины в системе Министерства финансов, МВД, СБУ, Национального банка, Антимонопольного комитета Украины, Фонда государственного имущества и другие государственные контрольные органы, а также органы внутриведомственного контроля и аудита, обязанные способствовать деятельности Счетной палаты, предоставлять за ее запросами информацию о результатах проверок и ревизий, которые ими проведено. Обязательное предоставление Счетной палате соответствующей информации есть и существенной гарантией реализации ею своих функций.

В системе функций Счетной палаты особенное значение имеет контроль за выполнением Государственного бюджета Украины. Это ее основополагающая, интегративная функция. Соответственно Счетная палата в процессе выполнения Государственного бюджета контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований, в том числе средств общегосударственных целевых фондов и расходов на обслуживание внутреннего и внешнего долга Украины, обнаруживает отклонение и нарушение, проводит их анализ, вносит предложения относительно их устранения. Счетная палата ежеквартально предоставляет парламенту Украины оперативный отчет о ходе выполнения Государственного бюджета. При этом в отчете наводятся фактические сведения о формировании доходов и проведены расходы в сравнении с показателями, утвержденными законом о Государственном бюджете Украины текущего года и показателями за соответствующий период или квартал предыдущего года. Такая информация дает возможность парламента отследить тенденции в бюджетно-финансовой сфере.

Достаточно важной является также деятельность Счетной палаты относительно контроля за законностью договоров, рациональным и эффективным использованием кредитов и ссуд, которые получает Украина от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций. Это имеет особенное значение, поскольку практика свидетельствует, что именно в этой плоскости случаются серьезные нарушения. Счетная палата также проверяет деятельность Национального банка Украины и его учреждений, уполномоченных банков и кредитных учреждений в части обслуживания ими Государственного бюджета Украины.

В условиях нестабильной социально-экономической ситуации в стране существенно возрастает роль экспертной деятельности Счетной палаты. Исходя из этого она обязана по поручению парламента Украины проводить экспертизу и давать выводы относительно проекта Государственного бюджета Украины, отдельных направлений бюджетно-финансовой, денежно-кредитной политики, проектов законодательных и других нормативно правовых актов по вопросам бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем, проектов общегосударственных целевых программ, которые финансируются из бюджетов, проектов программ Кабинета Министров, на финансирование которых используются средства Государственного бюджета, проектов международных договоров, которые касаются расходов из этого бюджета.

Счетная палата реагирует на факты нарушения законодательства. За результатами проведенных контрольных мероприятий она направляет органам исполнительной власти, руководителям предприятий, учреждений и организаций, банков и кредитных учреждений, которые проверялись, постановления и выводы, утвержденные Коллегией Счетной палаты, для соответствующего реагирования и употребления мероприятий по устранению обнаруженных нарушений, возмещения убытков, нанесенных государству, возобновления правового режима общегосударственной собственности и привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Украины, бесхозяйственности и мотовстве.

Достаточно острой формой реагирования Коллегии до нарушителей бюджетно-финансового законодательства является принятие решения об остановке всех видов финансовых, платежных и расчетных операций в банках по расчетным счетам предприятий, учреждений и организаций с одновременным информированием об этом Верховной Рады тогда, когда неоднократно не выполняются или неподобающее выполняются обязательные предписания Счетной палаты. Эта достаточно эффективная форма реагирования применяется не так часто, как для этого есть соответствующие основания.

Счетная палата подотчетна и подконтрольна Верховной Раде Украины, которая периодически, но не менее как дважды на год поручает соответствующему комитету парламента осуществлять анализ итогов проведенных контрольных мероприятий и выполнения поручений, которые были даны на протяжении года Счетной палате. Комитеты при согласии Верховной Рады заслушивают докладу, информации (сообщение) Счетной палаты по итогам проведенных проверок, ревизий и мониторингов в соответствии со сроками, необходимыми для выполнения настоящих доверенностей и согласованными с соответствующими комитетами. Результаты деятельности Счетной палаты могут быть основанием нового законодательства, поскольку на основании докладов и информации (сообщений) комитеты Верховной Рады могут разрабатывать предложения относительно усовершенствования действующего законодательства, развития бюджетной и финансово-кредитной систем Украины. Ежегодно не позже 1 декабря текущего года Счетная палата подает парламенту письменный отчет о выполнении поручений Верховной Рады, проведенных проверок, ревизий и мониторингов, а также о расходах на эту деятельность. Утвержденный парламентом отчет публикуется в изданиях Верховной Рады.

Функционирование Счетной палаты свидетельствует, что она все более веско влияет на финансово бюджетную сферу в стране, осуществление контроля за выполнением законов Украины в этой отрасли, выполнением Государственного бюджета, финансированием общегосударственных программ. Она проверяет использование по назначению органами исполнительной власти средств общегосударственных целевых фондов, осуществляет контроль относительно финансирования соответствующих общегосударственных программ, которые утверждаются парламентом Украины и тому подобное. В то же время есть немало возможностей для усовершенствования деятельности Счетной палаты, ее влияния на процессы в бюджетно-финансовой системе Украины. Эта государственная институция в нашей стране находится на этапе своего становления, постепенно набирает опыт контроля в одной из самых сложных и важнейших сфер — бюджетно-финансовой.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Акты Верховной Рады Украины | Государство и общество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.