КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государство и общество
Лекция 4. Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, посетивший Москву в 1517 и 1526 г., писал (1549) о великом князе: «Властью, которой он обладает и пользуется в отношении подданных, он превосходит всех королей и князей… Неясно, то ли дикий народ требует столь тиранического господства, то ли тираническое господство делает народ столь жестоким».
Проблема могущественного государства и пассивного общества издавна – центральная тема русской истории. В более широком плане эта асимметрия – характерный признак доиндустриального общества. Деление общества на доиндустриальные (традиционные, аграрные) и индустриальные (современные). Доиндустриальное общество – общество, характерной чертой которого является отсутствие промышленности и, вследствие этого, дефицит материальных и людских ресурсов. Характерные черты государственности в доиндустриальном обществе: 1. Слабость государственных структур. 2. Монархия как преимущественная форма правления (вследствие необходимости концентрировать власти в руках немногих). 3. Немногочисленность функций государства (сбор податей и рекрутов). 4. Жестокость государственных санкций. Государственность на территории России до XIX в. – типичная для доиндустриального государства. Европейские общества – пионеры в универсальном развитии человечества или исключение из правил? Особенность развития средневековых европейских монархий – в слабости королевской власти: 1. Политический распад Европы вследствие затянувшейся на 5 веков интенсивной мобильности населения и утраты государственного контроля над раздачей земель (ленов) в обмен на службу. 2. Сильные позиции общества в отношении государства. 3. Короли в период собирания власти должны были отрабатывать свои деньги (управлять эффективно) и заключать соглашения с подданными. 4. Развитие королевской юстиции (на основе вновь открытого римского права). 5. Развитие представительных органов. 6. Развитие автономных от государства образований – городов, церкви, университетов. Развитие Европы уникально, так как она долго и безуспешно пыталась найти решение проблем доиндустриального общества. Если бы она его нашла, она осталась бы доиндустриальной. (Китай, найдя образцовое решение доиндустриальных проблем много веков назад, затем остановился в развитии.) Российское самодержавие. Отличия российской монархии от европейских: 1. Значительно бóльший объем власти: московский великий князь (затем царь) являлся ответственным только перед богом самодержцем, власть которого не была ограничена законом или сословным представительством. 2. Значительно бóльший уровень централизации: московский государь объединял в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. Исторические корни московского самодержавия: 1. Внешние: а) Византийское наследие (идеал неограниченного самодержца. «Самодержец» - калька с греческого «автократор»). б) Золотоордынское наследие (централизованная и деспотическая организация власти в Золотой орде, ритуал приветствия царя подданным, распростершись ниц, целование края одежды, пытки). Только татарский хан и византийский басилевс именовались в средневековой Руси «царями» 2. Внутренние: а) Патримониальный («вотчинный») характер власти московских князей: Московское княжество (затем царство) рассматривалось правителями как их постоянно расширявшееся родовое наследство; политическое господство рассматривалось как право неограниченного распоряжения территорией и людьми. б) Создание Московского княжества на колонизуемой территории, без необходимости учитывать местные традиции (отсутствие, в отличие от Киева и Новгорода, народного собрания – вече). в) Слабость аристократии как политического противовеса великому князю/царю. - Хозяйственная зависимость от князя. - Отсутствие развитой системы ленов. - Атомизация элиты за счет переселений, постоянного включения в дворянство нерусских элит и местничества. - Отсутствие корпоративной организации дворянства компенсируется наличием кланов и клиентел, зависимых от государя. г) Зависимость церкви от государства. - Византийское наследие: концепция гармонии между императором и церковью, означавшей фактическую зависимость церкви от государства. - Московское православие после падения Константинополя не имело такого надежного тыла, как католичество в лице папского Рима. Ухудшение положения населения в XVII в. по сравнению с XV в. Карстен Герке: «… можно предположить, что большинству населения в сравнении с XV в. жилось хуже, и прежде всего потому, что общественные и государственные условия ужесточились так, что народу и вздохнуть было трудно: принуждение вместо свободы, опека вместо самостоятельности, вездесущие насилие, произвол и коррупция, обострение социального контроля и давление доносов – как человек мог разобраться во всем этом? … «психические» ощущения подданных царя скорее всего можно описать с помощью понятий беспомощность, пассивность, покорность судьбе, равнодушие, ненависть, подхалимство. Тем самым намечается исторически роковая деформация менталитета, в которой были повинны не только жизненные условия, унаследованные у средневековья, но и, прежде всего, тип общества “по государственному соизволению”, созданному самодержавием». В Судебнике 1497 г. физические наказания за преступления были предусмотрены в 2-х параграфах из 68 (3%), в Уложении 1649 г. – 146 из 967 (15%).
Относительность неограниченной власти самодержца. 1. Ограничение действий великого князя / царя божественным правом, порядком престолонаследия и «стариной» (традицией). 2. Необходимость учитывать интересы элиты, прежде всего старой аристократии (боярства), выполнявшей в Московском царстве совещательные функции при царе (Боярская дума). 3. Предоставление дворянству поместий и привилегий в обмен за службу. 4. Предоставление церкви земли и преимуществ в обмен за идеологическое обоснование самодержавия. 5. Относительное влияние византийского и золотоордынского наследия: а) Отказ от теории «Москва – третий Рим» как идеологической основы самодержавия. б) Позиционирование монголо-татарских ханов как непримиримых противников.
Эволюция политического порядка в XVIII – начале ХХ в. 1. Постепенное формирование новых инструментов господства – бюрократии, армии и (политической) полиции и передача им важных полномочий. 2. Формирование основ «полицейского государства». Ричард Пайпс: «… в начале 1880-х гг. в царской России наличествовали все элементы полицейского государства. Их можно суммировать следующим образом: 1. Политика была объявлена вотчиной правительства и его высокопоставленных чиновников; вмешательство в нее со стороны неуполномоченных на то лиц, то есть всех частных граждан, являлось преступлением и наказывалось в соответствии с законом; 2. Надзор за соблюдением этого принципа был поручен Департаменту Полиции и Жандармскому корпусу, который занимался исключительно антиправительственными преступлениями; 3. Эти органы государственной безопасности имели власть: а. обыскивать, задерживать, допрашивать, заключать в тюрьму и ссылать в лиц, виновных в политической деятельности или подозреваемых в оной; б. отказывать в выдаче гражданских свидетельств о благонадежности, без которых те были лишены права заниматься многими видами деятельности, включая посещение высших учебных заведений и службу в общественных и казенных учреждениях; в. надзирать за всеми видами культурной деятельности граждан и утверждать уставы общественных организаций; 4. Исполняя свои обязанности, Департамент Полиции и Жандармский корпус не подлежали надзору со стороны юридических органов; они также были изъяты из юрисдикции гражданской администрации, на территории которых они функционировали; 5. Используя имевшиеся в его распоряжении средства, такие как гласный надзор, сибирская ссылка и каторжные работы, аппарат политической полиции мог частично или полностью изолировать инакомыслящих от остального общества; 6. Никакая литература не могла быть напечатана в России или проникнуть в нее без разрешения цензора; 7. Министр Внутренних Дел имел полномочия объявить любой район империи в состоянии Усиленной Охраны, когда временно отменялись нормальные законы и учреждения и все население начинало жить на чрезвычайном положении; точно так же высшие губернские чиновники получили власть с разрешения Министра предавать инакомыслящих военно-полевому суду».
3. Относительная эффективность государственного аппарата и относительное всевластие императора: а) Скудость финансовых средств на управление. При Петре I на управление Россией (15млн. км²) тратится 140 тыс. р. – столько же, сколько на управление Ливонией, отвоеванной Россией у Швеции (50 км²). б) Малочисленность управленцев. В сер. XIX в. в России на 10 тыс. человек населения приходилось 12 – 13 чиновников – в три – четыре раза меньше, чем в странах Западной Европы. в) Наличие регионов, «свободных» от государственного вмешательства (Сибирь, национальные окраины). Условность тезисов об «обществе милостью государства» (Ганс-Йоахим Торке) и «общества как государственного мероприятия» (Дитрих Гайер). г) Выдающаяся роль отдельных государственных деятелей, неформально разделяющих власть с императором и связанных с ним отношениями «патрон-клиент» (А.Д. Меншиков и Г. Остерман в XVIII в., С.Ю. Витте и П.А. Солыпин в конце XIX – начале ХХ в.). д) Делегирование части полномочий центрального правительства местным органам сельского и городского самоуправления и судебным инстанциям в ходе реформ 1860-х – 1870-х гг. е) Принятие Основных законов Российской империи (апрель 1906). Оценки политического порядка в последнее 10-летие существования Российской империи:
Различия и сходство между государственным порядком в Российской империи и в СССР Различия: 1. Новая утопическая идеология, экспортированная из Европы. 2. Новая организационная форма правящей партии. 3. Новая политическая элита. 4. Новая государственная структура с формальным разделением властей и федерализмом. 5. Новые методы господства, основанные на массовой мобилизации и терроре. Сходство: 1. Централизация и концентрация власти в руках высшего руководства. 2. Недоразвитость системы управления, нехватка организационных и людских ресурсов (в 1920-е гг. одна партийная ячейка приходилась на 20 деревень; 33% крупных, 80% средних и 99% мелких промышленных предприятий не имело партийных организаций. 3. Важная роль неформальных патронажно-клиентельный отношений. 4. Персонализация власти, особенно в годы правления И.В. Сталина (который в качестве своих предшественников называл Петра I и Ивана Грозного). 5. Возрождение имперской идеологии в виде советского патриотизма. 6. Пассивное и атомизированное общество.
Две оценки отношений государства и общества советского периода
Тенденции развития политического порядка в современной России 1990-е гг.: ориентация на западные и дореволюционные российские либерально-конституционалистские образцы (разделение властей, свободные выборы, двухпалатный парламент, либеральная идеология, политическая общественность, децентрализация политической жизни). 2000-е гг.: ориентация на дореволюционные государственные образцы (авторитарный стиль руководства, централизм, слабое правовое сознание, имперские амбиции). Проблема сильного государства и слабого общества, сформулированная С. Герберштейном 460 лет назад, остается актуальной.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |