Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ


1. Природа и сущность политической власти

 

2. Структура политической власти

 

3. Функции политической власти и механизм ее осуществления

 

1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Политическая власть – основополагающая категория политологии. Она дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Поэтому столь важно знание сущности данной категории, причин необходимости власти для любого общества, ее источников и ресурсов, функций, которые она выполняет, знание новых, современных тенденций в ее развитии.

 

Ядро политики составляет власть. Проблема власти – одна из основных в истории политической мысли и современной политологической теории. Исследованием этого вопроса занимались выдающиеся умы человечества: Платон и Аристотель, Гоббс и Дидро, Радищев и Гегель, русские революционные демократы XIX в., представители русской религиозно-идеалистической философии XIX–XX вв. Соловьев, Бердяев, современные западные политологи, социологи, философы и др. Однако до настоящего времени многие стороны этого явления общественной жизни остаются еще далеко не в полной мере раскрытыми.

 

Власть появилась вместе с возникновением человека и общества. Исторический опыт показывает, что там, где существует необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения. Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. «Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно»[10]. Другими словами, без отношений власти цивилизация невозможна.

 

В научной литературе имеется множество определений власти, что связано со сложностью, многоаспектностью этого явления. Важнейшими направлениями в трактовке власти можно выделить:

 

1) бихевиористическое понимание (англ. слово – поведение), в соответствии с которым власть – особый тип поведения субъектов (людей или групп), основанный на возможности изменения их поведения другими субъектами;

 

2) телеологическое (греч. слово – цель), согласно которому власть – это действия, направленные на достижение определенных целей;



 

3) инструменталистское, трактующее власть как возможность использования определенных средств, органов для подчинения одних людей другими (здесь не последнюю роль призвано играть насилие);

 

4) структуралистское, представляющее власть как особого рода отношения между управляющими и управляемыми;

 

5) функционалистское, которое исходит из положения, что власть – это способность ее субъекта обеспечивать стабильность существующей политической системы, мобилизовать ресурсы для ее упрочения;

 

6) конфликтное, Оно сводит власть к возможности принятия субъектом решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях. Это определение сосредоточивает внимание на одном, хотя и важном аспекте власти.

 

7) в определениях власти как влияния, оказываемого на других, власть понимается как способность субъекта заставить кого-либо поступать нужным ему образом.

 

Каждый из отмеченных подходов не лишен момента объективности, равно как и односторонности. Их недостаток в том, что они подчеркивают лишь отдельные аспекты власти.

 

Подводя итог различным трактовкам власти, можно сформулировать следующее определение власти. Власть означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их деятельность и поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия и т.д.

 

Власть имеет много видов: общественная, классовая, групповая, политическая, государственная, экономическая, семейная, военная, церковная, личная и т.д. Все виды власти представляют, с одной стороны, специфические относительно самостоятельные и не сводимые друг к другу ее проявления, а с другой – не существуют обособленно друг от друга. Все они теснейшим образом взаимосвязаны и переплетаются между собой. В каком бы виде власть ни проявлялась, везде она, как сказано в Толковом словаре В.И. Даля, – «сила и воля…свобода действий и распоряжений; начальствование, управление»[11].

 

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Эта власть появилась вместе с утверждением социального неравенства людей. В отличие от общественной власти, господствовавшей в первобытном обществе и основывающейся на основе морального авторитета, политическая власть представляет собой отделившуюся от общества и стоящую над ним публичную власть.

 

Какие же факторы порождают власть отдельных индивидов, составляющих правящую группу, что служит основой их господствующего положения? Каковы источники власти? В самом общем виде ответить на этот вопрос можно так: власть произрастает из субъективных различий людей, из объективной неоднородности их положения в обществе. Следовательно, источники власти весьма разнообразны.

 

В политологии в качестве источников политической власти чаще всего указываются физическая сила, богатство, знания, занимаемое положение и организация.

 

Физическая сила, вероятно, явилась изначальным основанием власти. Этот источник власти опирается на страх как фактор достижения желаемого поведения. Данный вывод следует из рассмотрения вопросов происхождения и сущности государства. Однако физическая сила и сегодня выступает одним из оснований власти.

 

Как известно, существующие в большинстве современных обществ структуры и механизмы политической власти возникли в результате революционных или иных насильственных действий. В повседневной политической практике зачастую именно позиция руководства официальных силовых структур определяет, какой политической группировке принадлежит занять господствующее положение. Это характерно и для политической жизни России, где во всех критических ситуациях ХХ века – в 1917, 1953, 1957, 1964, 1991 и 1993 гг. – исход борьбы за власть не в последнюю очередь определялся позицией армии. Кроме того, организованное насилие довольно часто используется правительствами, чтобы продемонстрировать, что физическая сила порождает уступчивость, смирение, повиновение.

 

Богатство с незапамятных времен выступает источником власти по той простой, но убедительной причине, что его владельцы могут обеспечить людям средства существования. Взамен собственники получают повиновение своей воле тех, кто зависит от них материально. В современном мире само по себе богатство может и не быть непосредственным источником власти. Однако возможности обладателей богатства оказывать влияние на доступ к власти сегодня, пожалуй, велики как никогда ранее. Например, щедрая оплата соответствующей работы СМИ может стать решающим фактором в обеспечении господствующего положения той или иной политической группировки.

 

Знания, информация, опыт всегда служили источником власти. История дает множество примеров того, каким влиянием при царствующих особах пользовались обладатели знаний. Значение знаний, практического опыта как источника власти особенно возрастает в условиях развитых цивилизаций, жизнь которых требует владения самой разнообразной и обширной информацией, а также множеством всевозможных умений и навыков. Соответственно возрастает и удельный вес специалистов самых различных областей знания и общественной практики во властных структурах.

 

Занимаемое положение с древнейших времен служило важным источником власти. В традиционных обществах принадлежность к привилегированному сословию являлась непременным условием доступа к власти. В современном обществе занимаемое положение или должность также являются одним из важнейших оснований власти. Например, президент или министры располагают властью в определенных границах до тех пор, пока находятся на своих постах. Лишение занимаемого государственного поста или места в партийной иерархии означает и утрату лицом властных полномочий. Но социальное положение имеет существенное значение для занятия должности, связанной с осуществлением властных функций. Чем более высокого положения достигает индивид в соответствующей сфере деятельности, тем больше у него шансов оказаться в рядах политической элиты.

 

Организация в современных условиях является одним из самых мощных источников власти. Организация издавна служила не только мобилизации людей и материальных ресурсов, но и претворению в жизнь властных решений. Фактически занимаемая должность имеет смысл в качестве источника власти только как элемент организации. Подтверждением этому является механизм построения и функционирования государственных, общественных и частных организаций. Все они выступают как инструменты достижения определенных целей – экономических, политических или духовных. Существенная особенность организаций состоит прежде всего в иерархичности их элементов, связанных между собой авторитетно-властными отношениями. Передача каждым из ее элементов части своей свободы «наверх» создает условия для накопления власти на более высоких этажах структуры организации. Зато организация позволяет людям, ее составляющим, ставить перед собой и осуществлять такие цели, которые не могут быть достигнуты никем из них порознь. То, что не под силу одному, достигается общими усилиями.

 

Определение понятия «политическая власть» имеет чрезвычайно важное значение для понимания политики, политических отношений, политических учреждений, институтов, организаций, политического процесса и т.д. Политологи дают разные толкования политической власти. При этом одни из них политическую власть отождествляют с властью государства, другие под политической властью понимают управление общественными делами. Третьи определяют политическую власть как принуждение. Четвертые исследователи подчеркивают, что политическая власть – это способность класса, социального слоя, партии и т.д. осуществлять свою волю по отношению к другим лицам и их общностям. Пятые ученые политическую власть сводят лишь к способности и возможности оказывать воздействие на поведение и деятельность людей.

 

В целом с этими определениями можно согласиться, так как они, хотя и не в полной мере, раскрывают важные стороны политической власти. На наш взгляд, политическая власть – это реальная способность данного класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в политике посредством идеологических, экономических, организационно-правовых и других методов.

 

В приведенном определении можно выделить три стороны власти, органически связанные друг с другом и составляющие ее структуру:

 

- способность, возможность и право кого-либо оказывать решающее воздействие на поведение, деятельность людей с целью осуществления своей политики;

 

- политическое господство и руководство одной группы людей другими;

 

- система государственных органов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

 

Политическая власть неразрывно связана с экономической, семейной, военной, личной и другими видами власти, испытывает на себе их влияние, иногда сливается с ними (при тоталитарном режиме). Отметим существенные черты политической власти – те признаки, которые отличают ее от других видов власти. К таковым относятся:

 

1) легальность использования силы в пределах государства;

 

2) верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе их ликвидировать;

 

3) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего народа с помощью права к гражданам;

 

4) моноцентричность, наличие единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

 

5) многообразие ресурсов. Политическая власть, особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

 

Политическая власть проявляется в разнообразных видах. Содержательная типология политической власти может быть построена «по различным признакам: по степени институализации – правительственная, городская, школьная и т.п.; по субъекту власти – классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.; по количественному признаку – единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц); по социальному типу правления – монархическая, республиканская; по режиму правления – демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т.п.; по социальному типу – социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т.п.»[12].

 

Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях политической системы (в рамках партий, профсоюзов и др.). Государственная власть – это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. Рассматривая соотношение политической и государственной власти, можно выделить следующие признаки государственной власти (и ее отличие от политической):

 

- специальный обособленный аппарат управления;

 

- принуждение в отношении всех членов общества, принудительный характер организации общества (нации);

 

- монополия на регламентацию политической жизни в виде системы правовых норм, установленных исключительно органами государства, и санкционированных принуждений;

 

- суверенность органов государства в отношении к другим государствам.

 

Таким образом, государственная власть есть высшая форма выражения политической власти. Государственная власть всегда есть власть политическая.

 

2. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Получив представление о природе власти, можно идти дальше в исследовании власти как социального явления и процесса. Обратимся к анализу ее структуры. В политической науке под структурой власти понимаются ее компоненты: субъект, объект, а также средства (ресурсы).

 

Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Это человек или группа, подготавливающая и разрабатывающая определенные политические проекты и решения и воздействующая на процесс их принятия и осуществления в политической системе. В роли субъекта действия выступают не только облеченные властью физические лица, но и сама власть в виде государства, правительства, парламента и других корпоративных образований. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого, субъект должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

 

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей, произволе власти и т.п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.

 

Власть – всегда двустороннее отношение, взаимодействие субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта (исполнителей). Где нет объекта, там нет власти. Объект власти – пассивное начало во властных отношениях; это те лица или органы, на которые направлено действие вышестоящего субъекта власти. Ими могут быть индивид, социальная группа, масса, класс и т.д.

 

Отношения между субъектом и объектом власти не могут быть равноправными. Субъект власти отдает распоряжения и рассчитывает на их исполнение объектом власти, т.е. на подчинение последнего. Власть, возникающая на основе естественного неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения будут выполняться. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника независимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физически или слабее. Именно такая власть носит более определенный и устойчивый характер; она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. Например, руководитель предприятия, организации, лидер партии обладают исключительным правом на принятие решений, обязательных для подчиненных. Обычно отмечаются следующие основания для подчинения: страх, доверие и интерес. Это, безусловно, так.

 

Страх перед наказанием – это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна тяжести вероятности избежать его в случае непослушания[13].

 

Более стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объекта служит его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет своему руководителю.

 

Но есть еще одно важное основание для подчинения одного человека воле другого – это чувство долга. Именно это чувство является главным, когда, например, во время боя командир отдает солдатам приказ идти в атаку. Перед лицом возможной смерти солдат теряет какой-либо страх перед командиром (если таковой страх был), он уже не раздумывает над проблемой доверия к нему, из всех интересов остается главный интерес – выжить. Но солдат поднимается и идет в атаку, презрев смерть, потому что он давал присягу на верность – и не своему командиру и даже не государственной власти, а своей Родине.

 

Поднятый великим флотоводцем Нельсоном перед Трафальгарской битвой флажковый сигнал гласил: «England expects every man will do his duty» («Англия ждет, что каждый выполнит свой долг»)[14].

 

Для того чтобы быть дееспособной, государственная власть должна располагать определенными ресурсами. Под ресурсами власти следует понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. По определению американского политолога Р. Даля, к ресурсам власти относится «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других»[15].

 

Ресурсы власти – это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы).

 

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из главных оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

 

Ресурсы власти очень многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

 

К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным – меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

 

Другой классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, культурно-информационные и силовые.

 

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и др.). Ведущая роль экономических ресурсов (денежных в частности) определяется тем, что политическая власть просто не может функционировать, не располагая экономическими ресурсами. Во-первых, для политической власти (будь то передача престола по наследству, или революционный переворот, или демократическая процедура выборов) всегда необходимы денежные ресурсы. Например, современные избирательные кампании в различных странах требуют на их проведение огромных финансовых ресурсов. Средств, выделяемых из государственного бюджета, явно недостаточно. Поэтому кандидаты заинтересованы в поддержке частных лиц. Процедура восхождения на престол превращается, как правило, в празднество, которое требует больших затрат. Революционный же путь требует огромных экономических ресурсов для захвата власти и неизмеримо больше – для восстановления страны, разрушенной в ходе революции.

 

Во-вторых, само функционирование политической власти, реализация экономических программ требуют огромных средств. В центре внимания власти находится экономическая политика. Например, все выдающиеся американские президенты выбирали различные девизы для своих программ: «Новый курс» (Ф. Рузвельт), «Новые рубежи» (Дж. Кеннеди), «Война против бедности» (Л. Джонсон). За этими разными названиями, по существу, стояло всякий раз одно – программа экономического подъема США. Уровень экономического развития страны и роль политической власти в его повышении являются главным критерием в оценке заслуг этой власти. Можно без преувеличения сказать, что сила власти, ее прочность и легитимность находятся в прямо пропорциональной зависимости от уровня достигнутой экономической стабильности общества.

 

В-третьих, экономические средства необходимы для поддержания политической власти, обеспечения ее безопасности, содержания аппарата.

 

Таким образом, огромные экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации целей, и для ее поддержания. Роль экономических ресурсов этим не ограничивается.

 

Политическая власть использует экономические ресурсы для решения многих проблем общегосударственного и международного характера. С помощью экономических средств, в частности средств государственного регулирования общественных процессов, политическая власть может сделать многое: стимулировать структурную перестройку экономики, не допустить монополизации хозяйственных отраслей одной или двумя компаниями, замедлить темпы инфляции и существенно сократить безработицу, привлекать инвестиции в национальную экономику и т.д.

 

Вместе с тем широко известны злоупотребления властью, продажность и коррупция среди политических деятелей (в том числе и российских). Так, всему миру известны скандальные истории из сравнительно недавнего прошлого о подкупе ряда высокопоставленных представителей правящей партии Японии (ЛДП), о получении взяток лидером греческих социалистов Андреасом Папандреу и некоторыми членами его кабинета. Особо богатыми оказались некоторые главы бывших социалистических стран. Например, сокровища Н. Чаушеску, по некоторым оценкам, составили сумму в 5 млрд. дол. К этому следует добавить ювелирные изделия и украшения, бесследно исчезнувшие в дни революции[16].

 

Социальные ресурсы – способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование и др.). Это также довольно значительная совокупность ресурсов политической власти, т.е. того, что призвано обеспечивать поддержку действующей власти и заинтересованность в ее существовании. Центральное место в этой системе занимают престижные и высокооплачиваемые должности, которые уже сами по себе обеспечивают высокую оплату, и система разного рода привилегий.

 

Социальная политика в современных цивилизованных странах строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, развита система благотворительных организаций и т.д.

 

Культурно-инфомационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Это самый молодой вид ресурсов, которыми располагает политическая власть практически во всех странах мира. Средствам массовой информации (в условиях, когда практически каждая семья имеет телевизор и радиоприемник) принадлежит весьма важная роль как во время становления политической власти, так и в период ее функционирования.

 

Данная группа ресурсов политической власти имеет специфику, которая заключается в том, что господствующая политическая власть всегда имеет оппозицию (скрытую или существующую легально). Поэтому не исключено, что СМИ могут (по крайней мере, в какой-то своей части) стать антиресурсом политической власти. Чтобы СМИ стали действительными ресурсами господствующей политической власти, за них нужно бороться, ибо очень велико желание СМИ стать независимыми. Во многих государствах существует специальное законодательство, регламентирующее деятельность СМИ. Удельный вес частных каналов сравнительно невелик. Законодательство предусматривает различные пути недопущения ситуации, при которой СМИ отражали бы позиции и цели какой-либо одной политической силы. Например, во время избирательной кампании эфирное время, которое представляется ведущим партиям страны, для всех одинаково по продолжительности.

 

Нередко СМИ называют «четвертой властью» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Это отражает их реальные возможности и силу воздействия на общественное мнение. Нельзя, например, недооценивать роль выступлений В.В. Жириновского по телевидению и радио в неожиданном успехе возглавляемой им партии на выборах 12 декабря 1993 г.

 

Силовые ресурсы – это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди. Этот вид ресурсов политической власти выполняет функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности политической власти, недопущения каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения. Это – армия, полиция, различные службы безопасности, прокуратура, суд, а также принадлежащая им техника, вооружение, тюрьмы и т.д. Как показывает исторический опыт, эти ресурсы в той или иной их части политическая власть использует весьма часто. Они относятся к наиболее действенным, внушают страх, поскольку использование данных средств приводит к лишению людей собственности, свободы, а нередко и самой жизни. Особенно часто политическая власть прибегает к такого рода ресурсам в случаях ослабления своей силы, мощи и влияния на общество. Они часто применяются в условиях экономических и политических кризисов. Политическая власть использует армию, полицию, силы охраны порядка для подавления массовых выступлений с требованиями смены правительства. Войска не раз «наводили порядок» в конфликтном обществе. Даже в демократических государствах вооруженные силы выполняют важную роль в поддержании конституционного порядка.

 

Очевидно, что политические структуры заинтересованы в высокой лояльности и преданности им силовых структур. Поэтому, как свидетельствует международный опыт, работа в силовых структурах относится к престижным и довольно высокооплачиваемым профессиям. Достаточно отметить, что годовое жалование полицейского в США лишь немного меньше, чем губернатора штата.

 

Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди – это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат, работник милиции, судья, прокурор и т.п. (силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений: будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек – не только ресурс власти, но одновременно ее субъект и объект.

 

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам): господство, руководство, управление, организация и контроль.

 

Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют.

 

Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем разработки программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи.

 

Управление проявляется в сознательном, целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т.д.

 

Организация предполагает согласование действий отдельных людей, групп, политических институтов. Чтобы управлять и руководить, нужно не только отдавать приказы сверху вниз (от руководителей и управленцев к подчиненным), но и обеспечить взаимосвязь, наладить контакты между людьми.

 

Контроль – это способность властных органов и институтов постоянно следить за тем, как реализуются законы, указы и распоряжения власти.

 

В понятие ресурсов власти входит и то, что называется легитимностью и легальностью власти. Термины «легитимность» и «легальность» имеют общий корень, который происходит от латинского слова «leg», что означает «закон». Видимо, поэтому эти понятия нередко считаются тождественными. На самом деле они далеко не тождественны, хотя в определенных условиях могут совпадать.

 

Термин «легитимность» возник в начале ХIХ в. во Франции и вначале означал законно установленную власть в отличие от насильственно захваченной. Легитимность отражает убежденность людей в том, что власть имеет право управлять обществом и ее решения обязательны для выполнения. Легитимность власти вовсе не подразумевает того, что все граждане однозначно поддерживают ее. В любом государстве существуют определенные круги, не разделяющие политический курс властей, тем не менее, опираясь на предпочтение большинства, власть признается наилучшей и общество ей подчиняется.

 

В цивилизованном обществе власть носит легитимный (узаконенный, законный) характер. Это означает, что она устанавливается и сменяется демократическими способами; опирается на правовые и нравственные нормы; осуществляется на основе широкой демократии.

 

Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И напротив, если правящая группа не пользуется доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной. Признаками падения легитимности власти являются: рост степени принуждения; ограничения прав и свобод; запрещение политических партий и независимой прессы; рост коррумпированности всех институтов власти, их сращивание с криминальными структурами; низкая экономическая эффективность власти. Последний признак – наиболее существенный показатель делегитимации власти. Следовательно, экономический рост заметно повышает уровень легитимности режима, поскольку снижает конфликтность общества из-за перепадов в уровне жизни различных групп населения.

 

Формирование убежденности людей в правомерности и эффективности существующих политических институтов может достигаться различными способами. Немецкий социолог М. Вебер выделил три типа легитимности.

 

Первый тип – традиционный, это власть вождей, монархов. Легитимность их власти основывается на праве престолонаследия, на признании божественного характера власти монарха. Сама власть опирается на традицию населения подчиняться. Традиционный тип легитимности сохранился в странах с монархическим режимом (Непал, Иордания, Саудовская Аравия и т.д.) и примитивных обществах.

 

Второй тип – харизматический. Термин «харизма» в переводе с греческого означает «божественный дар». Первоначально смысл термина имел религиозный характер. Носителями данного типа власти были религиозные деятели: Моисей, Давид, Магомет, Будда. Однако затем термин «харизматический» стали трактовать широко, включая и светских лидеров. Харизматический тип власти характеризуется абсолютным доверием населения к лидеру в силу его выдающихся качеств. Следовательно, легитимность в харизматическом типе власти опирается на веру населения в исключительные способности лидера. Обычно харизматический тип власти возникает в переходных и нестабильных обществах. Этот тип власти сохраняет свое значение в развивающихся странах.

 

Третий тип – рационально-легальный. Он основан на вере в правильность формальных правил, по которым формируется власть: свободные выборы, верховенство закона, равная ответственность власти и граждан перед законом и т.д. Данный тип легитимности характерен для демократических стран.

 

Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в «чистом виде». В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются при доминировании одного из них.

 

Понятие «легитимность» не совпадает с понятием «легальность». Легальность власти – понятие юридическое. Оно означает, что происхождение власти, ее полномочия, методы, которыми она действует, зафиксированы в определенном правовом акте. Легальность власти облекается в форму актов о наследовании, законов об избрании парламента, президента, об образовании правительства и т.п.

 

Следовательно, если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то легитимность – это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

 

Антиподом легальной власти является нелегальная, т.е. незаконная, неузаконенная власть. Причем одна вполне может переходить в другую. Например, аятолла Хомейни как противник шахского режима, т.е. легальной, законной власти в Иране, был в 1964 г. выслан из страны и находился в эмиграции сначала в Ираке, а затем во Франции. В середине 1979 г., вопреки угрозам официальных властей, вернулся в Иран. И шах, имевший в своем распоряжении армию, силовые министерства, но не имевший поддержки народа, не посмел тронуть духовного лидера Ирана. Аятолла Хомейни вскоре стал руководителем Исламской Республики Иран, а шах отправился в изгнание. Это стало возможным потому, что шахская власть, будучи легальной, законной (по шахским законам), была, как выяснилось, нелегитимной, т.е. не пользовалась доверием и поддержкой народа.

 

Из сказанного можно сделать следующий вывод: власть может быть легальной и легитимной – тогда это крепкая власть; власть может быть легальной, но нелегитимной – тогда это шаткая власть. Всякая уважающая себя власть стремится быть и легальной, и легитимной.

3. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И МЕХАНИЗМ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

История учит нас тому, что безвластие всегда ведет к хаосу и разрушению общества. Следовательно, власть выполняет такие функции, без осуществления которых общество не может жить нормальной жизнью. Главными среди них можно считать:

 

сохранение социальной целостности. Забота о сохранении социальной целостности всегда находится в центре внимания и усилий политической власти. В разных государствах и разной политической власти это удается в разной степени. Но бесспорно, что выполнить эту функцию стремится любая политическая власть уже хотя бы потому, что от степени достижения этой цели непосредственно зависит легитимность власти, т.е. признание ее народом;

 

реализацию потребностей и интересов осуществляющих властные функции групп;

 

регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма. Политическая власть должна обеспечить сочетание разных сторон, отраслей социальной жизни таким образом, чтобы они действительно дополняли, а не подрывали существование друг друга;

 

поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга.

 

Таковы основные функции политической власти. Фактически их гораздо больше, и все другие функции взаимосвязаны с основными. Разрыв и противопоставление функций политической власти может существенно ослабить и дестабилизировать всю систему социальных отношений, привести общество к социальному кризису. Условием обеспечения оптимальности в сочетании функций политической власти служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышения над ними. Политическая власть достигается при условии, если интересы государства преобладают, доминируют в случае конфликта с интересами политически и экономически господствующих социальных групп[17].

 

Одной из важнейших проблем политологии является проблема механизма осуществления политической власти, под которым понимается взаимодействие структурных элементов политической системы.

 

Очевидно, что развитый механизм политической власти представляет собой чрезвычайно сложную структуру, которая имеет пирамидальное строение. В ее основании находится общество в целом, ближе к основанию – господствующие политические силы и их организации, а на ее вершине – собственно структуры власти.

 

Механизм политической власти включает в себя: представительные учреждения; исполнительно-распорядительные институты; судебную систему; надзорно-контрольные органы, армию, органы безопасности, охраны общественного порядка; политические партии и др. Многие элементы механизма организации и функционирования власти будут рассмотрены далее. Здесь же обратим внимание на следующие его стороны.

 

Главный инструмент политической власти – государство.

 

Значительную роль в функционировании политической власти играют органы внутренних дел. Наряду с армией, службами безопасности, прокуратурой и судом они представляют собой аппарат физического принуждения и осуществляют правоохранительную деятельность.

 

Средства массовой информации – важнейший рычаг функционирования политической власти. Как уже отмечалось выше, их называют «четвертой» властью в обществе. В этой оценке большая доля правды. Дело в том, что печать, радио, телевидение формируют общественное мнение, общественное настроение, определенное понимание деятельности правительственных органов, органов внутренних дел, отдельных политических деятелей.

 

Политическая власть эффективно функционирует при следующих условиях:

 

- когда четко, слаженно функционируют государственные органы и учреждения (парламент, правительство, правоохранительные органы, органы государственной безопасности, вооруженные силы);

 

- когда все структурные элементы государства тесно взаимодействуют друг с другом, дополняют друг друга;

 

- когда все структурные элементы строго выполняют присущие им функции.

 

Твердая власть не допускает ослабления ни одного из органов государства, наоборот, она должна их совершенствовать и укреплять, а не разваливать. Из всего этого складываются отношения народа к власти, а следовательно, ее социальная база.

 

Власть и оппозиция

 

В обществе почти всегда есть силы, недовольные существующей властью. Они и образуют оппозицию (в пер. с лат. – противопоставление). В современной политической жизни оппозицией называют группу лиц, более или менее организованно выступающую против намерений и действий государственной власти.

 

Сущность и формы действий оппозиции зависят от конкретных политических условий. Так, оппозиция может быть скрытой и открытой. В первом случае недовольство властью существует, но под угрозой репрессий открыто не проявляется. Часто скрытая оппозиция вынуждена действовать полулегально или нелегально (в подполье). Открытая оппозиция существует в форме оппозиционных партий или других политических институтов, публично выступающих против власти. Такая оппозиция борется за смещение правящей власти, но делает это открыто и в рамках закона.

 

Оппозицию также можно разделить на конструктивную и деструктивную. Конструктивность оппозиции – это ее способность выдвинуть программу действий, отличную от официальных программ. Деструктивная оппозиция ограничивается критикой существующей власти.

 

В политической науке, кроме того, оппозицию принято определять как лояльную и нелояльную. Лояльная оппозиция борется за власть в рамках существующих законов. Она ставит перед собой задачу завоевать власть, но при этом не «жаждет крови» своих политических противников. Ее победа возможна только в результате честной политической конкуренции. Нелояльная оппозиция относится к власти как к своему заклятому врагу, исходя из посылки, что если она не уничтожит существующую власть, то власть уничтожит ее.

 

Говоря о различных видах оппозиции, следует учитывать, что нельзя одни из них считать «хорошими», а другие – «плохими». Каждый из этих видов соответствует конкретной политической ситуации и необходим в определенных политических условиях.

 

Оппозиция всегда сопутствует власти, принимая ту или иную форму. Более того, она необходима обществу и самой власти. Власть может стоять прочно только в том случае, если она ощущает сопротивление. Это не позволяет ей замыкаться в узких рамках интересов небольшой группы, заставляет постоянно подтверждать свое право управлять обществом, подталкивает к поиску оптимальных решений общественных задач.

 

Какая власть должна быть в России?

 

Для россиян характерно сочетание двух крайностей: с одной стороны, раболепства и холуйства перед властью, а с другой – презрение и надругательство, поскольку в русской истории власть всегда была принуждением сверху и извне. В России границу гражданского уважения к власти часто переступали все сверху донизу[18].

 

С какими же проблемами сталкивается сегодня российская власть?

 

Первая проблема – это вопросы структуры власти. Как известно, прежнюю систему, названную командно-административной, сломали. Однако новая находится еще в процессе создания. Слабости нынешней власти налицо: раздробленность, отсутствие оперативной связи, вирус некомпетентности, выяснение отношений между исполнительной и законодательной властью, слабость судебной власти.

 

Вторая проблема – кадры. Демократическое движение не выдвинуло кадров. А те немногие, кого все-таки выдвинули, не находят своей ниши во властных структурах. Следует отметить, что приход новых людей к власти не состоялся в принципе.

 

Какова социальная база нынешней власти? Демократический слой – малочислен. Предпринимательство – слабо развито. Откуда же, как не из старых источников брать кадры. Поэтому и реформы идут с таким скрипом. У цивилизованной рыночной экономики два столпа: демократическое управление и свободное предпринимательство. В России эти проблемы предстоит решать еще долго.

 

Третья проблема – решения. В былые времена исполнение решений держалось на страхе перед тюрьмой и даже расстрелом. Позже, в хрущевскую «оттепель» и в «застой» – на страхе лишиться партбилета, а с ним и престижной должности, сопутствующих ей благ. Сегодня страха нет, но нет и цивилизованного механизма исполнения решений власти. Принимаемые решения в большей своей части не опираются на экономическую заинтересованность.

 

Четвертая проблема – права власти. Во времена командно-административной системы номенклатура чувствовала пределы: это – можно, а вот это – нет. Сегодня власть имущих мало что останавливает. Пресса постоянно поднимает вопросы о коррупции власти, о цинизме «верхов», о мафиози, чувствующих себя в коридорах власти как дома, но все напрасно.

 

Каковы же основные тенденции отношений власти?

 

Исследования, проведенные в последнее время, выявили тенденции, указывающие на то, что идет процесс укрепления государственной, национальной, исполнительной и бюрократической власти. Практика действительно показывает, что государственные органы и бюрократический аппарат стремятся расширить свою власть и функции, используя для этого все имеющиеся средства.

 

Другая тенденция состоит в смещении политической власти от нижних ее звеньев и уровней в сторону центральных. В России идет тот же процесс, что и во всех цивилизованных странах. Однако в первые годы реформ был провозглашен тезис о наделении нижних уровней власти большими полномочиями. Возможно, тогда это и имело смысл. Но это был чисто политический, популистский шаг. Поскольку без ресурсов (уровня организации, финансов, компетенции, информации и опыта) решить стоящие проблемы невозможно, сегодня и идет обратный процесс – происходит сосредоточение власти в руках центральных правительств и расширение их функций.

 

Нижестоящие органы все чаще играют роль проводников государственной политики. В основном эта тенденция связана со сложностью современных обществ. Чтобы решить стоящие перед современным обществом проблемы (экономический спад, инфляция, безработица, экология и др.), необходим общенациональный подход. Невозможно на местном уровне решать и такие проблемы, как социальная защита населения, общественная безопасность, здравоохранение, обеспечение энергоресурсами, транспортом и т.д. Поэтому только политические демагоги могут призывать к передаче власти местным органам, оставляя за центром функции координатора.

 

Какая же власть должна быть в России?

 

Власть в России должна быть легитимной, независимой, компетентной. В то же время России нужна сильная власть. Это не возврат к прошлому. Сильная власть не есть власть меча и насилия. Тоталитарная система явила миру не сильную власть, а насильственно-произвольное попирание жизни, самостоятельности и свободы. Она злоупотребляла своей мощью. В то же время борьба против командно-административной системы за «новую», «лучшую» власть фактически привела в середине 1993 г. к подрыву самой государственной организации. Стремясь к лучшей власти, на деле реформаторы создали власть бессильную, беспомощную, раздробленную.

 

Поэтому России нужна сильная власть, которая не должна выходить за свои пределы и подминать под себя всю свободную, творческую жизнь граждан, претендовать на всевидение, всепредвидение и всемогущество. В противном случае новая власть неизбежно повторит судьбу советской власти.

 

Сильная власть должна иметь духовный авторитет. Люди должны чувствовать, что это их власть, преданная историческому делу. По И.А. Ильину, «нормальная власть» «всегда вынуждена полагаться на правосознание граждан, на их собственный разум и на их собственную волю». Она «связана с гражданами одинаковостью государственного воленаправления, единой целью, духовной солидарностью…»[19]. Это – независимая власть: от иностранного капитала, от своей армии, от мафиозных структур, от каких-либо международных явных или тайных организаций, от партий, от всяких ультимативных нажимов, лоббистов, от церкви. И, наконец, власть должна быть в государственных делах волевым центром страны.

 

Без этих основных условий внутренней силы власть не будет пользоваться ни уважением, ни доверием народа. Вместе с тем, какая бы власть ни утвердилась, она должна функционировать в трех ипостасях: 1) обеспечить законные права и свободы граждан; 2) утверждать право как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться праву; 3) выполнять хозяйственно-социальную функцию.

Вопросы для размышления, самопроверки и контроля

1. Какие подходы к определению власти существуют в политологии?

 

2. Какие виды власти вам известны?

 

3. В чем вы видите сущность политической власти и ее роль в обществе?

 

4. В чем отличие власти политической от власти государственной?

 

5. Какой смысл вкладывается в понятие «легитимность»?

 

6. Власть может опираться на прямое насилие, принуждение. Можно ли говорить в таком случае о легитимности этой власти?

 

7. Можно ли считать легитимной власть, установленную большевиками в Октябре 1917 года?

 

8. Какова роль государственной власти в России в отличие от других стран?

 

9. Каковы особенности функционирования государственной власти в современной России?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экстремальное воздействие на биосферу и его экологические последствия | Лекция 4. Тема 1.4. Деловое общение и официально-деловой стиль

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1515; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.049 сек.