КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Устойчивость работы организаций в чрезвычайных ситуациях
4.1 Основы устойчивости работы организаций.
Одной из основных задач Государственной системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС является осуществление целевых и научно-технических программ, направленные на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, организаций, учреждений, а также объектов Социального направления. Проблема повышения устойчивости функционирования ОХ в современных условиях приобретает все большее значение. Это связано с рядом причин, основными их которых являются: - ослабление механизма государственного регулирования и безопасности в производственной сфере, снижение трудовой и технологической дисциплины производства на всех уровнях, а также снижение противоаварийной устойчивости производства; - высокий прогрессирующий износ основных производственных фондов с одновременным снижением темпов их обновления; - повышение технологической мощности производства, рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных веществ, материалов и изделий, накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде; - неработающая законодательная и нормативно правовая база; - недостаточное использование научных основ анализа проблемного риска в управлении безопасностью и предупреждением ЧС; - снижение требовательн6ости и эффективности работы органов государственного надзора и инспекций; - возможность возникновения военных конфликтов и террористических актов.
Под устойчивостью функционирования объекта хозяйствования понимают способность его в чрезвычайных ситуациях выпускать продукцию в запланированном объеме и номенклатуре (для объектов, непосредственно не производящих материальные ценности выполнять свои функции в соответствии с предназначением), а в случае аварии (повреждения) восстанавливать производство в минимально короткие сроки. На устойчивость функционирования объекта хозяйствования в чрезвычайных ситуациях влияют следующие факторы: - надежность защиты рабочих и служащих от последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф), а также воздействия первичных и вторичных поражающих факторов современных средств поражения; - способность инженерно-технического комплекса объекта противостоять в определенной степени этим воздействиям; - надежность системы снабжения объекта всем необходимым производства продукции (сырьем, топливом, электроэнергией, газом, водой и т.п.); - численность работающих, уровень их компетенции и дисциплины, характер объекта, выпускаемая продукция, применяемые технологии; - устойчивость и непрерывность управления производством и ГО; - подготовленность объекта к ведению спасательных и других неотложных работ (СиДНР) и работ по восстановлению нарушенного производства.
1.4.2 Основные обязанности руководителей организаций в области разработки и осуществления мероприятий по повышению устойчивости:
- разработка и представление в установленном порядке предложений по повышению устойчивости работы организации; - разработка и проведение мероприятий по повышению устойчивости работы организации в ЧС и при применении современных средств поражения; - осуществление мероприятий по уменьшению опасности возникновения аварий, вторичных очагов поражения; - проведение в организациях мероприятий по защите продовольствия, питьевой воды и источников водоснабжения, сельскохозяйственных животных и растений, продуктов растениеводства и животноводства от радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения. В целях подготовки отраслевых и территориальных звеньев к устойчивому функционированию в условиях возникновения ЧС и при применении современных средств поражения проводятся специальные военно-экономические учения. Учения являются основной формой подготовки руководящего состава к выполнению своих функций. На них вырабатываются формы и методы совместной работы отраслевых и территориальных органов у правления при решении задач ГО, в том числе задачи повышения устойчивости функционирования экономики в военное время и в ЧС.
1.4.3 Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий ГО (ИТМГО).
В целях комплексного и дифференцированного проведения мероприятий Гражданской обороны, оптимального расходования государственных средств на их реализацию без снижения уровня защиты населения, исходя из степени важности территорией и организаций, осуществляется отнесение городов к группам, организации к категориям по Гражданской обороне. Порядок отнесения городов к группам, организаций к категориям по Гражданской обороне определяется Правительством Республики Казахстан.
Устанавливаются следующие категории:
- отнесение организаций (объектов) независимо от форм собственности, к категориям по Гражданской обороне: «Категорированный объект» – важнейшие, действующие, строящиеся, реконструируемые и проектируемые предприятия промышленности, и транспорта, энергетики и связи; - научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, имеющие важное государственное и оборонное значение; - нефтегазопромысловые управления; - объекты с уникальными ценностями государственного значения (архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи); - водопроводные хозяйства крупнейших промышленных административных центров страны, промсырьевые, нефтяные, материальные и продовольственные базы и другие объекты, имеющие государственное значение. «Некатегорированный объект» – все остальные организации (объекты). Документами, регламентирующими вопросы устойчивости, являются нормы проектирования инженерно-технических мероприятий (ИТМ) Гражданской обороны, включающие в себя комплекс строительных норм и правил (СНиП), государственные стандарты (ГОСТ), инструкции и руководства по всем видам инженерно-технического обеспечения мероприятий Гражданской обороны. На основании данных документов центральные исполнительные органы разрабатывают отраслевые стандарты, инструкции, руководства по применению норм ИТМ ГО. Планирование ИТМ ГО в отраслях и на объектах хозяйствования осуществляется в соответствии с требованием СНиП2.01.51-90 и нормативных документов, разрабатываемых и утвержденных центральными органами республики, республиканскими учреждениями по согласованию с Агентством Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям. Проектирование и строительство в сейсмоактивных районах Республики Казахстан с 1998 года проводится в соответствии СН и ПВ1.2-98.
Норы проектирования ИТМ ГО имеют своим назначением: - защитить население и снизить возможные потери и разрушения в условиях применения противником современных и обычных средств поражения; - повысить устойчивость работы объектов хозяйствования в военное время и в ЧС; - создать необходимые условия для проведения СиДНР в очагах поражения в районах стихийных бедствий и при ликвидации крупных производственных аварий и катастроф.
Нормы ИТМ ГО учитываются: - при составлении проектов и схем районной планировки, генеральных планов реконструкции и развития существующих и строящихся новых категорированных городов и объектов, а также при разработке проектов детальной планировки застройки жилых промышленных районов, указанных городов и некатегорированных городов и поселков, расположенных в зоне возможных разрушений; - при проектировании новых, расширении и реконструкции действующих предприятий промышленности энергетики, транспорта и связи, расположенных в зонах возможных разрушений, а также обеспечивающих жизнедеятельность категорированных городов в военное время; - при реконструкции и расширении всех ранее построенных предприятий.
1.4.4 Требования норм проектирования ИТМ ГО:
a) к размещению объектов хозяйствования: - предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность города, размещаются в границах города, перечень их определяется Правительством РК; - строительство новых баз, складов, распределительных холодильников, хранилищ для хранения товаров, текущего снабжения городов должно осуществляться в объеме не превышающем норм хранения товаров установленных Правительством РК. Их размещают на окраине города; - при планировании и развития категорированных городов, ж/д сортировочные и технические станции размещают за зоной возможных сильных разрушений. На территории города разрешается размещать пассажирские и грузовые станции, морские порты рекомендуется за пределы городской черты. - на окраины городов выносятся автомобильные, троллейбусные, трамвайные парки и телефонные станции; - лагеря отдыха, пансионаты, санатории, дома отдыха, базы и склады государственных продовольственных и материальных резервов, новые категорированные объекты, приемопередающие радиоцентры, промывочно-пропарочные станции, резервы подвижного состава, узловые станции связи, базисные склады СДЯВ должны размещаться за зоной возможных разрушений; - магистральные (транзитные) автомобильные и железные дороги необходимо прокладывать в обход городов. Внутренняя городская сеть должна быть сопряжена с внешней дорожной сетью; - в зонах возможного катастрофического затопления не допускается новых жилых районов, категорированных промышленных предприятий, баз, складов материальных и продовольственных резервов, баз стоянки подвижного состава. Существующие объекты ограждаются дамбами. В указанных зонах разрешается строить горнодобывающие предприятия. b) К планированию и застройки городов: - планирование и застройка городов с учетом норм проектирования ИТМ ГО является важнейшим мероприятием, позволяющим снизить поражаемость населенных пунктов, сократить потери населения и способствовать СиДНР в более короткие сроки. Новые города проектируются и строятся с учетом проживания в них 200-250 тысяч жителей; - территория города разбивается на отдельные изолированные жилые массивы (участки, кварталы, микрорайоны) по 250 га каждый. Противопожарные разрывы между ними должны быть не менее 100 м; - ширина магистральных улиц должна быть равной высоте самого высокого здания, плюс 15 м; - магистральные улицы (проспекты) должны обеспечить выход из центральной части города в безопасную зону в двух направленияхc); - внутригородская транспортная сеть должна иметь надежную и удобную связь с внешним транспортом: ж-д станциями, речными вокзалами, аэропортами, автовокзалами; - на 1 км2 площади города должны быть бассейны воды объемом в 3000 м3, суммарно с учетом рек. Такой водоем обеспечивает тушение пожара по фонту 1 км.; - новые мосты строят на таком расстоянии от существующих, которые исключило бы разрушение их одним взрывом. c) к проектированию и строительству производственных зданий и сооружений: - ИТМ ГО наиболее эффективно и экономически целесообразны при проектировании и строительстве новых объектов хозяйствования и коммунально-энергетических систем, зданий и сооружений; - для строительства зданий рекомендуется применять легкие ограждающие конструкции из несгораемых или трудносгораемых материалов; - в тех случаях, когда это допускается условиями эксплуатации следует размещать на открытых площадках под навесами или в легких укрытиях; - при выборе типов зданий для складов продовольствия и продовольственного сырья следует отдавать предпочтение сооружениям сильного типа и закрытым резервуаром. В складских помещениях количество дверных и оконных промежутков должно быть минимальным; - при проектировании и строительстве зданий и сооружений необходимо предусматривать мероприятия по их герметизации от проникновения радиоактивной пыли, ОВ и биологических средств. d) к системе энергоснабжения: - повышение устойчивости системы энергоснабжения объектов путем подключения их к нескольким источникам, расположенным один от другого на расстоянии 2-х радиусов зоны возможных разрушений; - в категорированных городах на объектах системы канализации, насосных станций и др., прекращение работы в которых недопустимо в условиях военного времени, энергоснабжение должно осуществляться по линиям, не отключаемым при отключении других потребителей электроэнергией; - линии электропередач в 220 кВт и выше и подстанции межсистемных связей объединенных энергосистем и ЛЭП прокладываются и возводятся за пределами зон возможных сильных разрушений. Районные понизительные станции рекомендуется располагать за зоной возможных сильных разрушений; - электроснабжение перекачивающих насосных станций необходимо осуществлять от подстанций, расположенных за пределами зон возможных разрушений или от собственных автономных источников. e) требования норм ИТМ ГО к защитным сооружениям: - должны обеспечивать защиту укрываемых от современных средств поражения и теплового воздействия при пожарах; - строятся на участках местности, неподвергающихся задымлению; - иметь входы и выходы в той же степени защиты, что и основные помещения, а на случай их завала, аварийные выходы; - иметь свободные подходы, где не должно быть сгораемых или сильно дымящихся материалов; - основные помещения должны иметь высоту не менее 2,2 м, а уровень пола выше грунтовых вод не менее как 20 см; - фильтровентиляционное оборудование убежища должно обеспечивать подачу чистого воздуха в пределах установленных норм; - обеспечивать создание необходимых санитарно-гигиенических условий для укрываемых: содержание углекислого газа в убежищах не более 1% допустимой до 3%, влажность воздуха не более 70%, предельно допустимой до 80% температуры не выше 23%, предельно допустимо 31%.
1.4.5 Исследование функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.
Выбор наиболее эффективных (в том числе и с экономической точки зрения) путей и способов повышения устойчивости функционирования возможно только на основе всесторонней тщательной оценки каждого предприятия как объекта Гражданской обороны. Цель исследования устойчивости объектов заключается в выявлении слабых его элементов, узких мест с задачей последующего проведения инженерно-технических мероприятий, направленных на повышение его устойчивости. Оценка устойчивости работы объекта – это всестороннее его изучение с точки зрения способности противостоять воздействию поражающих факторов, возникающих при чрезвычайных ситуациях мирного времени, современных средств поражения в военное время, а также продолжать работу и восстанавливать производство при получении слабых разрушений, частичном разрушении и снабжения объекта и заражении объекта. Организатором исследований по устойчивости на объектах является вышестоящий орган управления (объединение, министерство). Исследования организуется на основании соответствующего распоряжения руководителя вышестоящего органа, в котором определяются сроки проведения исследования, тема, цели и задачи, привлекаемой на исследования специалисты и т.д. Оценка устойчивости работы объекта организуется в мирное время начальником ГО объекта. Основными документами для организаций исследования устойчивости работы объекта являются: - приказ о проведении исследования; - календарный план подготовки и проведения исследования. В приказе начальника ГО объекта указывается: - содержание предстоящей работы и основание для ее проведения; - цель исследования; - состав участников исследовательской работы по группам; - основные задачи научно-исследовательских групп; - порядок проведения исследования; - сроки готовности отчетной документации. Приказом из числа ответственных специалистов назначается, как правило, следующие опытно-исследовательские группы: - группа исследования устойчивости зданий и сооружений (руководитель группы – главный механик или главный конструктор); - группа исследования устойчивости технологического процесса (руководитель группы – главный технолог); - группа исследования устойчивости энергоснабжения (руководитель группы – главный энергетик); - группа исследования материально-технического снабжения и транспорта (руководитель группы – зам директора по снабжению и сбыту); - группа исследования устойчивости и управления производством (руководитель группы – зам директора или начальник планово-производственного отдела); - группа исследования внешних связей по кооперации (руководитель группы – зам директора или начальник внешнего кооперирования). Могут создаваться расчетно-аналитические группы по соответствующему виду производства. Кроме того, при руководителе исследования вопросов устойчивости создается группа комплексных исследований устойчивости и обобщения результатов оценки устойчивости работы объекта, за счет планового, планово-производственного, экономического отделов и штаба ГО объекта. На небольших объектах создается только группа комплексных исследований с включением в ее состав наиболее подготовленных специалистов объекта. Календарный план подготовки и проведения исследования составляется в соответствии с приказом начальника ГО объекта и предусматривает основные мероприятия и сроки их выполнения, состав лиц, привлекаемых для решения прорабатываемых вопросов или работы в целом.
В календарный план могут включаться: - проведение инструктивного совещания со специалистами; - изучение специалистами возможных экстремальных ситуаций их воздействия на сооружения и людей; - составление характеристик зданий, сооружений, оборудования и оценка неустойчивости в ЧС; определение возможных потерь и разрушений от воздействия вторичных факторов поражения, в том числе при разрушении в близ лежащих в потенциально опасном отношении объектов (производств); - оценка устойчивости работы объекта в ЧС в случаях нарушения систем электро-, водо-, теплоснабжения и производственных связей; - обобщение полученных материалов и определение степени устойчивости объекта. До начала исследования до лиц, привлекаемых к его проведению доводится приказ на выполнение работ, календарный план, задание расчетным группам и другие документы и материалы, необходимо руководствоваться при проведении исследования, а также разрабатывается и готовятся формы расчетных и отчетных документов. Мероприятия, указанные в календарном плане, необходимо разбивать на два этапа.
Первый этап исследования – основной, продолжительностью от одного до двух месяцев – проведение исследований устойчивости объектов в ходе которого в первую очередь оценивается устойчивость в ЧС. На этом этапе исследования прорабатываются следующие вопросы: - оценка устойчивости всех элементов объекта в ЧС; - определение характера и степени возможных поражений и разрушений от вторичных факторов; - анализ состояния объекта по результатам прогноза возможной остановки; - оценка надежности системы снабжения и производственных связей; - оценка всех слагаемых производства обеспечивающих выпуск продукта в ЧС. Каждая группа специалистов производит необходимые расчеты в своей сфере деятельности и анализирует их на основе проведенного анализа.
На этом этапе разрешаются следующие задачи: - оценка защиты производственного персонала в ЧС; - определение устойчивости зданий и сооружений, станочного лабораторного, технологического оборудования, электро-, газо-, паро-, тепло-, топливоснабжения всех звеньев производственного процесса; - выявление возможности возникновения вторичных факторов поражения на самом объекте и на близ лежащих объектах и характер воздействия этих факторов на объект; - оценка устойчивости управления производством, систем связи и ориентирования; - изучение устойчивости системы снабжения и кооперативных связей объекта со смежными предприятиями – поставщиками путей и способов транспортировки поставок, оценка объемов запасов и условий их хранения; - выявление уязвимых участков и определение общей оценки устойчивости объекта ЧС. Отдельные результаты исследования, проводимых исследовательскими группами, сводятся в таблицы, схемы, графики, диаграммы. В итоге первого этапа исследования должны быть получены ответы на следующие вопросы: - какие разрушения получит объект при различных ЧС; - при каких разрушениях объект может продолжать производство и какие разрушения явятся причиной его остановки; - при каких разрушениях объект может восстановить нарушенное производство своими силами; - каковы объемы и характер возможных разрушений от воздействия вторичных факторов.
Второй этап исследования – продолжительность 10-15 дней - обобщение материала исследования и разработка плана мероприятий по повышению устойчивости работы объекта. На этом этапе решаются следующие задачи: - определение мероприятий по защите работающей смены на территории объекта, решение вопроса, относящихся к графику рабочих смен, к защите отдыхающих смен в безопасной зоне; - определение мероприятий по повышению устойчивости, проводимых заблаговременно в мирное время силами объекта, включающих объем работ, стоимость, материалы, силы и средства, источники финансирования; - определение мероприятий, требующих решения вышестоящих органов и реализуемых с их помощью или их силами, а также предложений, нуждающихся в дополнительной проработке силами научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и др. организаций; - подготовка решений, требующих согласований с территориальными органами ЧС; - определение мероприятий по повышению устойчивости объекта в ЧС мирного и военного времени; - определение мероприятий, обеспечивающих быстрое проведение восстановительных работ при повреждениях, слабых и средних разрушениях.
1.4.6 Методика проведения исследования. Методика исследования устойчивости ОХ исходит из того, что обеспечить абсолютную его защиту в ЧС невозможно, однако повышение устойчивости его работы - задача реальная и необходимая. Основу функционирования предприятия представляют: - производственный персонал (рабочие, инженерно-технические работники, служащие); - здания и сооружения с размещенным в них производственным (станочным), лабораторным, технологическим и другим оборудованием; - системы электро-, водо-, газо-, паро-, тепло-, топливоснабжения; -система производственных и кооперативных связей с другими объектами; снабжение предприятий сырьем комплектующими материалами и их запасы. Нарушение деятельности любого из этих элементов производства немедленно скажется на выпуске продукции, может привести к временной остановке или полного прекращения производства. Говоря о повреждениях, которые могут нанесены ОХ, следует отметить, что по характеру своего воздействия на производственные и другие объекты и людей, они могут иметь виды: - разрушение, повреждение (травмы, контузии людей и животных); - возгорание, пожары (ожоги, ослепление людей и животных); - заражение ((радиоактивное, химическое, бактериологическое) людей и животных, поражения различными производственными и природными газами); - затопление. Поражающие действия на объекте могут оказывать первичные и вторичные факторы поражения. Первичными факторами поражения принято считать сами поражающие факторы современных средств поражения в военное время и производственные аварии, катастрофы и стихийные бедствия в мирное время. Вторичными факторами поражения (заражения), считаются такие факторы которые являются следствием воздействия первичных факторов. Рассматривая устойчивость работы объекта, следует оценивать: - степень устойчивости объекта к воздействию первичных факторов поражения; - возможность образования вторичных факторов и характер поражения от их воздействия; - степень устойчивости работы объекта к воздействию СДЯВ; - надежность системы управления, снабжения и производственных связей объекта. Анализ уязвимости объекта начинается с изучения района расположения объекта, который изучается по карте (плану) и данным территориального (городского, районного) органов ЧС. Проводится анализ фотографического расположения объекта: - характер застройки – территории, окружающей объект (структура, плотность и тип застройки); - наличие на этой территории предприятий, которые могут служить источником возникновения вторичных факторов поражений (гидроузлы, объекты химической промышленности); - естественные условия прилегающей местности (лесные массивы – источники возможных пожаров, рельеф местности); - наличие дорог, метеорологические условия района; - количество осадков, направление господствующего ветра, а также характер грунта, характер залегания подпочвенных вод. Оценка поражающего воздействия вторичных факторов проводится в следующем порядке: - определяются элементы объекта, при воздействии на которые поражающих факторов могут произойти взрывы, пожары, заражение атмосферы, местности и т.д. Эти элементы объекта являются внутренними источниками вторичных факторов поражения: - устанавливается вид (характер) вторичного фактора поражения (разрушения) от данного источника и радиус его действия; - исходя из места расположения и метеорологических условий, определяется время начала действий поражающих факторов и продолжительность действия вторичного фактора на каждый цех объекта; - на основании анализа разрабатываются мероприятия по предотвращению и снижению их воздействия. После проработки всех вопросов в рабочих группах и проведение главным инженером совместно с руководителями групп предварительного обсуждения итогов исследования составляется: - итоговый доклад о результатах исследования; - план мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в ЧС. В итоговом докладе освещаются следующие вопросы: - тема, цель, задачи и особенности проведения исследований; - выводы из оценки устойчивости; - мероприятия по повышению устойчивости работы объекта; - потребные финансовые и материально-технические средства для проведения запланированных мероприятий; - мероприятия, проведение которых требует помощи вышестоящих органов; - вопросы, не решенные в ходе исследования и требующие доработки в надзорно - исследовательских и иных организациях. К итоговому докладу прилагаются материалы исследований. Выводы, сделанные в ходе исследований, являются основой планирования мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в ЧС. План мероприятий работы по повышению устойчивости объекта предусматривает реализацию всех предложений и рекомендаций, способствующих повышению устойчивости работы объекта. Этот план составляется на 3-5 лет и делится на два основных раздела: - мероприятия, проводимые в мирное время; - мероприятия, проводимые при угрозе ЧС и после его воздействия. Каждый раздел плана делится на мероприятия, проводимые: - силами самого объекта; - вышестоящим ведомством; - научно-исследовательскими и другими организациями. В плане или приложениях к нему указываются объемы и стоимость мероприятий, источники финансирования, силы, средства, материалы, указываются ответственные лица и исполнители, сроки выполнения и другие необходимые вопросы. Этот план в части мероприятий, проводимых силами объекта, после рассмотрения на техническом совете утверждается начальником ГО объекта, доводится до исполнителей, а остальные предложения вместе с докладом о результатах исследования представляется для рассмотрения и утверждения в вышестоящие ведомства, обязавшие провести исследования. В план включаются только те мероприятия, которые проводятся на данном объекте. План на очередной год разрабатывается на основании перспективного (пятилетнего) плана по этой же форме, но с указанием сроков выполнения по кварталам (месяцам). Целесообразно инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости ведомств выделять в отдельный план, где более конкретно указаны объем работ, сроки, ответственные исполнители, силы и средства, источники финансирования. Непосредственно подготовка ОХ к работе ЧС осуществляется в соответствии с планом графиком наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |