КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В российскую экономику
Правовые основы привлечения иностранных инвестиций Тема 3. Регулирование иностранных инвестиций
Современную правовую базу для иностранных инвестиций в России составляют ряд законов и указов Президента. Действует также ряд конкретных ведомственных инструкций. По своему характеру эти документы подразделяются на 2 группы. Первая группа — это базисные законы России, нацеленные на переход страны от социалистического способа производства к рыночному хозяйству. Часть из них была принята в 1991—1997 гг. Основным Законом России является Конституция Российской федерации, принятая 12 декабря 1993г., провозгласившая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина. Законодательным органом является Федеральное Собрание — Государственная Дума (Парламент) РФ, исполнительным — Президент и Правительство. Другим важным законом является Гражданский кодекс Российской Федерации в 3-х частях (1994, 1996, 2001). Вторая группа — это документы, касающиеся непосредственно иностранных инвестиций. Главные среди них — это Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ. Этот закон определяет основные гарантии прав инвесторов, определяет правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций на территории РФ. Положения Закона действуют на территории РФ применительно по всем иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями. Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ определяет, кто может быть инвестором в России. В соответствии со ст. 1 ЗаконаРФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранными инвесторами в России могут быть: • иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения; • иностранные граждане, лица без гражданства, советские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства; • иностранные государства; • международные организации. Иностранным инвесторам ст. 3 Закона предоставлено право осуществлять инвестирование на территории России путем: • долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ и других республик; • создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц; • приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества; • приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами; • приобретения иных имущественных прав; • иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории РФ законодательством. Валюта РФ используетсяиностранными инвесторами для осуществления инвестиций в порядке и на условиях, определяемых действующим на территории РФ законодательством. Отношения, связанные с иностранными инвестициями в РФ, регулируются Законом «Об иностранных инвестициях в Российской федерации», а также иными действующими на территории РФ законодательными актами и международными договорами. Если международным договором, действующим на территории РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ, применяются правила международных договоров. Российское государство законодательно создало гарантии защиты иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции на территории РФ пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается Законом «Об иностранных инвестициях в Российской федерации», Указами Президента РФ и другими законодательными актами и международными договорами. Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем правовой режим инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ, за изъятиями, предусмотренными федеральными законами. Российское государство гарантирует иностранных инвесторов от принудительных изъятий их имущества. Иностранные инвестиции в РФ не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Решение о национализации принимается верховной законодательной властью РФ. Решения о реквизиции' и конфискации принимаются в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством. Решения органов государственного управления об изъятии иностранных инвестиций могут быть обжалованыв суды РФ. Иностранные инвестиции имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате выполнения противоречащих действующему на территории РФ законодательству указаний государственных органов РФ либо их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к иностранному инвестору или предприятию с иностранными инвестициями. Компенсация, выплачиваемая иностранному инвестору, должна соответствовать реальной стоимости национализируемых или реквизируемых инвестиций. Компенсация должна выплачиваться без необоснованной задержки в той валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции, или в любой другой иностранной валюте, приемлемой для иностранного инвестора. До момента выплаты на сумму компенсации начисляются проценты согласно действующей на территории РФ процентной ставке. Инвестиционные споры, в том числе споры по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсации, в соответствии со ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» разрешаются в Верховном Суде РФ или Высшем Арбитражном Суде РФ, если иной порядок не предусмотрен международным договором, действующим на территории РФ. Споры иностранных инвесторов с государственными органами РФ, предприятиями и организациями РФ по вопросам, связанным с их хозяйственной деятельностью, подлежат рассмотрению в судах РФ либо по договоренности сторон — в третейском суде, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в органах по рассмотрению хозяйственных споров. Государство предоставляет иностранным инвесторам гарантии перевода платежей с иностранными инвестициями. Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте, и в частности: • доходов от инвестиций, полученных, в том числе в виде прибыли, доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных и комиссионных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание и других вознаграждений; • сумм, выплачиваемых на основании прав денежных требований и требований по исполнению договорных обязательств, имеющих экономическую ценность; • сумм, полученных инвесторами в связи с частичной или полной ликвидацией или продажей инвестиций; • компенсации, предусмотренные в ст.8 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», т.е. компенсация, выплачиваемая иностранному инвестору, должна соответствовать реальной стоимости национализируемых инвестиций. Для хранения денежных средств иностранные инвесторы могут иметь текущие и расчетные счета в банках на территории РФ без права перевода сумм с указанных счетов за границу. В соответствии с российским законодательством на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими законодательными актами. На территории РФ могутсоздаваться и действовать следующие предприятия: • предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы; • предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы; • филиалы иностранных юридических лиц. Установлен следующий порядок создания предприятий с иностранными инвестициями. Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций илиприобретения такого предприятия полностью. Предприятие с иностранными инвестициями учреждается в порядке, предусмотренном действующим на территории РФ законодательством –Гражданским кодексом РФ и Законом «Об иностранных инвестициях в Российской федерации». При создании предприятий с иностранными инвестициями, связанных с проведением крупномасштабного строительства или реконструкцией, предварительно проводится соответствующая экспертиза. В необходимых случаях создание предприятий с иностранными инвестициями требует получения соответствующего заключения санитарно-эпидемиологических служб и проведения экологической экспертизы. Все виды экспертиз и выдача разрешений осуществляются в общем порядке в соответствии с действующим законодательством. Для предприятий с иностранными инвестициями, экологическое воздействие которых может затронуть территорию более чем одной республики в составе РФ, экологическая экспертиза проводится совместной комиссией, создаваемой на паритетных началах. Выдача разрешений осуществляется Государственными комиссиями РФ по экологии и природопользованию на основании заключения совместной экспертной комиссии. Государственная регистрация предприятия с иностранными инвестициями осуществляется Министерством финансов РФ или иным уполномоченным на то государственным органом. 28 ноября 1991г. Правительство РФ принимает постановление № 26 «О регистрации предприятий с иностранными инвестициями», в соответствии с которым их регистрация осуществляется правительствами республик в составе РФ. Для государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями определен состав подаваемых документов. Сроки регистрации установлены Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Зарегистрированному предприятию с иностранными инвестициями выдается свидетельство о регистрации установленного образца. Предприятие с иностранными инвестициями приобретает право юридического лица с момента регистрации. Информация о регистрации сообщается местным органом власти по местонахождению предприятия. Сообщение о регистрации публикуется в печати. Отказ в государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями возможен только в случае нарушения действующего законодательства о порядке образования такого предприятия. При отсутствии по истечении года после регистрации предприятия с иностранными инвестициями документального подтверждения факта внесения каждым из участников не менее 50% указанных в учредительных документах вкладов в уставный фонд орган, зарегистрировавший данное предприятие, признает его несостоявшимся и принимает решение об его ликвидации. Информация об этом должна быть опубликована в печати. Регистрация ликвидации предприятия с иностранными инвестициями осуществляется зарегистрировавшим его органом на основании акта ликвидационной комиссии и подтвержденного аудиторской организацией ликвидационного баланса. Предприятие с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, отвечающие целям, предусмотренным в уставе предприятия, за исключением запрещенных действующим на территории РФ законодательством. Для ведения страховой деятельности и посреднической деятельности, связанной с движением ценных бумаг, предприятие с иностранными инвестициями должно получить лицензию Министерства финансов РФ. Для ведения банковской деятельности требуется лицензия Центрального банка России. Предприятие с иностранными инвестициями может на договорной основе определять условия реализации производимой им продукции (работ, услуг) на рынке России, включая цену на нее, а также условия поставок товаров и услуг с этого рынка. Оплата предприятием с иностранными инвестициями поставок товаров и услуг с рынка РФ, в том числе плата за пользование жильем и нежилыми помещениями на территории РФ, производится в валюте РФ. Предприятия с иностранными инвестициями могут на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные объединения на условиях, не противоречащих антимонопольному законодательству, действующему на территории РФ. Иностранные инвестиции пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается законодательством РФ и международными договорами, действующими на территории России. Условия осуществления иностранных инвестиций и правовой режим деятельности иностранных инвесторов не могут быть менее благоприятным, чем условия осуществления инвестиций и режим деятельности российских инвесторов, кроме изъятий, которые устанавливаются федеральными законами. Очень важным законом, направленным на создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов в сферу недропользования, является Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», принятый 30 декабря 1995 года (в 1998 г. в него были внесены изменения и дополнения). Соглашения о разделе продукции – новая для России форма организации инвестиционной деятельности, чаще всего используемая при освоении месторождений полезных ископаемых. Хотя Закон касается всех потенциальных инвесторов, отдельные его положения рассчитаны только на иностранных инвесторов. Этот Закон стал первым в российским законодательстве документом о пользовании недрами, который ввел гражданско-правовой, договорный принцип отношений между государством и частным инвестором (пользователем недр). Принятие этого Закона объяснялось объективными условиями, сложившимися в российской экономике и характеризовавшимися нехваткой финансовых ресурсов, необходимых для финансирования добывающих отраслей промышленности и для расчетов с инвесторами. Рассматриваемый закон позволял использовать для таких расчетов, т. е. для возмещения затрат инвестора, часть производимой продукции, которая получила название «затратной», или «компенсационной», продукции. Соглашение о разделе продукции, заключаемое между инвестором (пользователем) и государством, определяется в Законе как гражданско-правовой договор, который обладает некоторыми особенностями, связанными с тем, что право пользования недрами не является обычным, общераспространенным товаром или вещью. Необходимость получения лицензии на право пользования недрами при этом сохраняется, но эта процедура носит не правоустанавливающий, а скорее подтверждающий, регистрационный характер. Еще одной особенностью Закона «О соглашениях о разделе продукции» является то, что он строит экономику инвестиционного проекта на существенно новой основе. Так, по соглашению о разделе продукции собственностью инвестора становится только часть произведенной продукции. Другая часть поступает в собственность государства. Таким образом, соглашения о разделе продукции – это соглашения, по которым все расчеты между государством и инвесторами ведутся путем раздела произведенной продукции. Раздел продукции происходит в два этапа: 1) сначала вся произведенная продукция делится на две части: одна поступает государству в счет выплат за пользование недрами, а другая – инвестору, который делит эту часть на две: «компенсационную», которая возмещает затраты инвестора, и «прибыльную»; 2) «прибыльная» продукция делится на валовую долю инвестора в разделе прибыли и на долю государства в разделе прибыли в пропорции, определяемой в соглашении. Из своей доли инвестор выплачивает налоги государству, а оставшаяся часть составляет его чистую долю в разделе прибыли. Итак, общая доля инвестора в разделе продукции включает: • компенсационную продукцию; • чистую долю в прибыли. Общая доля государства в разделе продукции состоит из: • выплат инвестора за использование недр; • доли государства в прибыли; • налоговых поступлений. В настоящее время раздел продукции при пользовании недрами используется более чем в 40 странах мира, причем в зависимости от местных условий в них приняты различные схемы такого раздела. Раздел продукции выгоден инвестору, так как освобождает его от необходимости платить многочисленные налоги, многие из которых отличаются высокими ставками и крайней неустойчивостью. Выгоден раздел продукции и государству, которое получает справедливую плату за использование инвестором национальных природных ресурсов, причем той их части, к эксплуатации которой собственными силами государство не могло бы приступить в обозримом будущем. Закон «О соглашениях о разделе продукции» такую возможность предоставляет, благодаря сохранению рентных платежей (роялти), размер которых зависит от конкретных условий. Рента – регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли (в данном случае от использования недр), не требующий от получателя осуществления предпринимательской деятельности. Так, при богатом месторождении государство устанавливает повышенную ставку рентных платежей, изымая у инвестора сверхприбыль. И напротив, понижение ставок ренты до минимального уровня делает рентабельной эксплуатацию бедных или частично исчерпанных месторождений. В отличие от других инвестиционных договоров, субъектами которых с российской стороны могут быть любые юридические или физические лица, в соглашениях о разделе продукции российская сторона может быть представлена только государством, от имени которого выступает только Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или другие уполномоченные ими органы. Партнерами государства по рассматриваемым соглашениям могут быть: • российские и иностранные граждане; • российские и иностранные юридические лица- • объединения юридических лиц (товарищества), не имеющие статуса юридического лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности. Государство заключает соглашение с инвестором только на конкурсной основе. Закон устанавливает следующие принципиальные условия такого соглашения: 1). Временный и возмездный характер уступки государством прав пользования недрами. 2). Исключительный характер предоставляемых прав, означающий что без согласия инвестора никто, включая само государство, не вправе осуществлять на территории действия соглашения деятельность, право на которую предоставлено инвестору. 3). Право пользования недрами не дает инвестору права собственности на недра, которое безусловно сохраняется за государством. Компенсационная продукция и часть прибыльной продукции, являющейся собственностью иностранного инвестора, могут быть вывезены за пределы таможенной территории РФ без Количественных ограничений. Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений связанных с пользованием недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции, осуществляются за счет создаваемого инвестором ликвидационного фонда, размер, порядок формирования и использования которого определяются указанным соглашением. Облагаемая прибыль по соглашению о разделе продукции исчисляется как стоимость принадлежащей инвесторам доли прибыльной продукции в рыночных ценах. Закон предусматривает освобождение от взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе на таможенную территорию РФ в рамках соглашения товаров и услуг и вывозе минерального сырья – собственности иностранного инвестора. Закон также устанавливает, что на инвестора, а также на юридических лиц участвующих в выполнении работ по соглашению, не распространяется требование обязательной продажи части валютной выручки. Кроме того, инвесторам гарантируется стабильность условий соглашения на весь срок его действия. Возможные споры между сторонами соглашения о разделе продукции разрешаются в соответствии с условиями соглашения в судебном порядке, в арбитражном или третейском суде, в том числе и в международных арбитражных институтах. Еще до вступления в силу Закона «О соглашении о разделе продукции» Правительство РФ подписало три соглашения о разделе продукции: • проект «Сахалин-1» с компаниями «Эксон», «Содеко», АО «Сахалин морнефтегаз», ГП «Роснефть»; • проект «Сахалин-2» с компаниями «Маратон ойл», «Макдермот», «Мицуи», «Мицубиси», «Шелл»; • проект разработки Харьягинского месторождения нефти в Архангельской области – с французской компанией «Тоталь». После принятия Закона «О соглашениях о разделе продукции» был принят ряд федеральных законов об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Это такие (от 20 октября 1999 г.) два федеральных Закона «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции». Один из них касался участка недр «Северные территории», который включал расположенные на территории Ненецкого автономного округа Хыль-чуюское, Южно-Хыльчуюское, Ярейюское, Инзырейское месторождения углеводородного сырья и перспективный участок недр северной части Калвинского мегавала и Хорейверской впадины. Во втором законе речь идет о Приобском (северном лицензионном участке) нефтяного месторождения, расположенного на территории Ханты-Мансийского автономного округа. В обоих законах отмечается, что в интересах экономической безопасности РФ переговоры и заключение соглашений о поисках, разведке и добыче минерального сырья на условиях раздела продукции на указанных участках могут осуществляться только на основе конкурсов и аукционов. Исключение составляют случаи, когда поиск, разведка и добыча сырья осуществляются: • юридическими лицами, которые являются пользователями указанных участков недр; • юридическими лицами, которые созданы с участием пользователей указанного участка недр; • объединением юридических лиц, созданным с участием пользователей указанных участков недр. Передача прав и обязанностей по соглашениям о разделе продукции третьим лицам без согласия государства не допускается.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |