Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвестиций. Налогообложение иностранных инвесторов в России





З.2. Налоговый климат как фактор привлечения иностранных

 

Рационально организованная структура налогообложения должна благоприятствовать инвестиционной деятельности. Важное значение имеет также создание благоприятных условий для иностранных инвесторов в России. Законодательство об иностранных инвестициях должно дополнять, а не заменять или повторять действующее в стране законодательство по отношению к отечественным инвесторам.

Состояние инвестиционной сферы экономики страны свидетельствует о том, что инвестиционная деятельность сегодня является недостаточно привлекательной для потенциальных инвесторов. В основе этого лежит ряд причин, ухудшающих инвестиционный климат в России. Наиболее важных из них – это неотработанные, противоречивые и постоянно меняющиеся законодательная база и налоговая система.

В сложившихся условиях привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики предполагает разработку комплекса мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, например налоговых льгот.

Налоговые льготы могут осуществляться в виде: освобождение от налогообложения части прибыли, направленной на финансирование

капитальных вложений с целью развития собственной производственной базы и на финансирование жилищного строительства; скидок, действие которых связано с расходами, влияющими на результаты налогообложения; налоговых кредитов; налоговых каникул.

Более эффективным видом налоговых льгот, получившим распространение в западной практике, является инвестиционный налоговый кредит. Он предусматривает уменьшение в течение определенного срока и в допустимых пределах платежей по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. В отличие от других видов льгот налоговый инвестиционный кредит выступает как прямое снижение налогового обязательства и в большей степени учитывает имущественное положение налогоплательщика. Если использование налоговых скидок является более выгодным для налогоплательщиков, чьи доходы облагаются по высоким ставкам, то применение инвестиционного кредита – для налогоплательщиков с низкими доходами.

В России порядок применения инвестиционного налогового кредита был определен Федеральным Законом «Об инвестиционном налоговом кредите», однако вследствие сложности оформления кредита и несовершенства правовой базы данный вид налоговых льгот не получил распространения.

Иностранные инвестиции имеют преимущества перед другими видами внешнего экономического влияния. Они являются важным источником капиталовложений, но при этом не ложатся бременем на внешний долг страны и обеспечивают определённую интеграцию национальной экономики в мировую.



Налоговая система, построенная с учётом налоговых льгот и рациональных налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей функции развития производства и увеличения налоговой базы. При повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100 % налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода. Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику инвестиций.

В различных странах мира в отношении регулирования и налогообложения иностранных компаний может быть установлен:

• режим наибольшего благоприятствования, при котором ко всем иностранным инвесторам применяется одинаковый налоговый режим;

• национальный режим, при котором в области налогообложения иностранному инвестору предоставляются те же права и предъявляются те же требования, что и местным инвесторам.

В последнее время в большинстве экономически развитых стран в отношении иностранных инвесторов применяется национальный режим налогообложения. Хотя налоговые законодательства разных стран различаются между собой по соотношению (удельному весу) различных налогов и сборов, по величине налоговых ставок, по способам исчисления налоговой базы (т. е. налогооблагаемых сумм), набор налогов в целом почти одинаков. Во всех странах налоги делятся по способу взимания на две большие группы: прямые и косвенные. К прямым налогам, которые взимаются непосредственно с доходов или стоимости имущества налогоплательщика, относятся налог на прибыль предприятий (корпорационный налог), подоходный налог с физических лиц, земельные, имущественные и др. налоги. К косвенным налогам, которые рассчитываются как доля от цены продукции и включаются в цену или тариф оплачиваемого потребителем товара или услуги, относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, регистрации

К настоящему времени мировая практика выработала универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них наибольшее значение имеют следующие:

1) Налоговые стимулы: налоговые льготы, «налоговые каникулы», освобождение от таможенных пошлин и сборов и др.

«Налоговые каникулы» – полное или частичное освобождение коммерческой организации от уплаты налога на прибыль в течение определенного периода времени после размещения инвестиций.

Смысл такого освобождения состоит в повышении привлекательности размещения инвестиций и тем самым увеличения в будущем налогооблагаемой базы. При этом временное снижение поступлений от налога на прибыль в бюджет компенсируется за счет дополнительных неналоговых выгод, связанных с привлечением иностранного капитала, таких, как создание новых рабочих мест, развитие производства и инфраструктуры, приток финансовых ресурсов, передовыхтехнологий и т. д. Практика применения «налоговых каникул» характерна для многих стран Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и др.

В России налоговые каникулы применяются в Новгородской и Тверской областях, Чувашии, Татарстане, Самаре, Санкт-Петербург, Екатеринбурге и др. Благоприятный налоговый режим для притока иностранных инвестиций создала Новгородская область. В ней четыре района объявлены безналоговыми зонами. Зарубежные капитальные вложения освобождены от местных налогов до полной их окупаемости. По такому пути идут Татарстан, Самарская, Калининградская, Новосибирская, Свердловская области.

2. Финансовые стимулы – различного рода субсидии, предоставление кредитов и займов по льготным условиям, гарантии их получения.

З.Нефинансовые стимулы – создание благоприятного климата для эффективного функционирования иностранного капитала, развитие законодательной базы и необходимой инфраструктуры (транспорта, связи и др.), создание свободных экономических зон и т. д.

В тех или иных комбинациях эти меры привлечения иностранных инвестиций используются во всех странах. Однако опыт последних десятилетий позволяет выделить следующие особенности методов их привлечения, характерные для различных групп стран.

Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед налоговыми. Это объясняется тем, что финансовое стимулирование позволяет правительству сконцентрировать усилия на достижении конкретных целей, например, на привлечении иностранных инвесторов в отдельные отрасли или переживающие экономические трудности «депрессивные» регионы. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают налоговые меры, что обусловлено недостатком у них необходимых финансовых ресурсов.

Во-вторых, наметилась устойчивая тенденция к более широкому использованию нефинансовых мер, таких, как упрощение административных процедур, создание свободных экономических зон и др.

Особое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций в так называемые зоны развития – территории, нуждающиеся в дополнительном привлечении финансовых ресурсов с целью развития в них наукоемких отраслей или снижения уровня безработицы.

Одним из наиболее распространенных за рубежом способов обеспечения условий стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы, регулирующие их деятельность, или в соглашения о совместном предпринимательстве и инвестиционном сотрудничестве так называемой «стабилизационной оговорки».

Стабилизационная оговорка – положение договора, позволяющее со­хранить для инвестора неизменными условия, существовавшие до принятия государством нового законодательства, ухудшающего условия деятельности инвестора.

Самая распространенная разновидность стабилизационной оговорки – так называемая «дедушкина оговорка» – положение, согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.

«Дедушкина оговорка» создает временный иммунитет от действия новых законов в иных нормативно-правовых актов, обеспечивает инвестору переходный период, в течение которого он может подготовиться к менее благоприятным условиям деятельности либо даже успеть возместить свои затраты и получить прибыль на вложенный капитал. «Дедушкина оговорка» проста и удобна в применении, и если срок ее действия достаточно продолжителен, то она способна служить эффективным инструментом привлечения иностранных инвестиций.

По российскому законодательству стабильность условий для иностранного инвестора гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Это положение распространяется на КОИИ, у которых доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет более 25%, а также на КОИИ, участвующих в реализации приоритетных инвестиционных проектов. В исключительных случаях для инвестиционного проекта с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб., срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ может принять решение о продлении срока действия прежних условий и режима.

По действующему в России налоговому законодательству («Налоговому кодексу РФ») налоговая система страны включает налоги трех уровней:

1) федеральные налоги и сборы;

2) региональные налоги и сборы, взимаемые на территории субъектов РФ;

3) местные налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления.

Иностранное юридическое лицо, решившее начать свою деятельность в РФ, обязано встать на учет в государственной налоговой инспекции. Если оно осуществляет эту деятельность в нескольких местах на территории РФ, то в каждом из них оно обязано встать на учет в соответствующей налоговой инспекции, независимо оттого, будет ли в дальнейшем его деятельность признана подлежащей налогообложению или нет.

Иностранное юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на территории РФ через постоянное представительство, является плательщиком налога на прибыль. Понятие постоянного представительства используется для того, чтобы определить налоговый статус иностранного юридического лица в РФ, и не имеет организационно-правового значения.

Постоянное представительство – любое место регулярного осуще­ствления деятельности иностранного юридического лица (филиала, отделения, бюро, конторы, агентства, организации и т. д.), которая позволяет извлекать доход на территории РФ.

Иностранные юридические лица обязаны встать на налоговый учет в России, независимо от того, будет ли их дальнейшая деятельность признана налоговым органом подлежащей налогообложению или нет. Иными словами, основанием для постановки на учет в налоговом органе служит сам факт начала деятельности иностранной фирмы в РФ, а не наличие или отсутствие у нее налоговых обязательств. Установлена ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе в виде штрафа. Для целей налогообложения не имеет значения, есть ли у иностранной фирмы разрешение на открытие представительства (аккредитация).

При постановке на учет отделению иностранного юридического лица присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который указывается во всех документах, представляемых в налоговые органы.

Коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения открывают рублевые, валютные, депозитные и иные счета налогоплательщикам – иностранным фирмам только при представлении ими подлинника справки о постановке на учет в налоговом органе РФ.

В области налогообложения для коммерческих организации с иностранными инвестициями (КОИИ) и других форм прямых инвестиций в РФ установлен национальный режим, означающий, что они уплачивают налоги, установленные действующим на территории РФ законодательством для национальных предприятий. Кроме того, на совместные предприятия с иностранным капиталом распространяется общий правовой режим льготного налогообложения, как и для российских предприятий.

Основополагающими понятиями налогообложения являются налоговая база и налоговая ставка. Как известно, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, а налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики – коммерческие организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистра бухгалтерского учета и (или) на основе других документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.

1. Налог на прибыль (корпоративный налог) относится к числу прямых налогов, т. е. налогов, взимаемых непосредственно с прибыли, получаемой в процессе деятельности налогоплательщика. Субъекты РФ вправе сами устанавливать ставку налога на прибыль.

Иностранные юридические лица, не имеющие постоянных пред­ставительств в РФ, также выплачивают налог на дивиденды и проценты, полученные на территории РФ, на доходы от фрахта, морских, воздушных, автомобильных и железнодорожных перевозок, от аренды, использования лицензий и авторских прав и др.

Справку об авансовых взносах налогов в бюджет, рассчитанных на основе предполагаемой суммы прибыли, коммерческие организации должны сдавать в органы Министерства по налогам и сборам не позднее установленных сроков. По окончании квартала следует представить в налоговую инспекцию квартальный отчет и расчет возврата из бюджета переплаченных сумм (если таковые будут иметь место).

2. Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом, сумма которого относится на себестоимость продукции, т. е. включается в ее цену и оплачивается потребителем. НДС облагаются:

а) обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и услуг;

б) стоимость товаров, ввозимых на территорию РФ;

в) любые денежные средства, поступающие от контрагентов, кроме взносов в уставный фонд, средств на целевое финансирование и на осуществление совместной деятельности.

По некоторым оценкам, оптимальная ставка НДС должна составлять не более 10-15 %. Суммы собранного НДС поступают в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Федерации.

Иностранные юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность на территории РФ, делятся на две категории:

1) иностранные юридические лица, состоящие на учете в налоговом органе РФ, исчисляют и уплачивают НДС самостоятельно в порядке, установленном для российских предприятий;

2) иностранные юридические лица, не состоящие на учете в налоговых органах РФ, уплачивают НДС через российского партнера.

3. Налог на имуществопрямой налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Федерации. Плательщиками налога на имущество являются постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных компаний, банков и организаций. Этим налогом облагаются:

• основные средства (включая взятые в аренду с правом последующего выкупа), т. е. здания (в том числе жилые), сооружения, передаточные и транспортные средства, устройства, машины, оборудование и другие виды основных средств;

• нематериальные активы – права пользования земельным участком и природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии, включая лицензии на определенный вид деятельности, организационные расходы, торговые марки, товарные знаки;

• запасы и затраты, включающие производственные запасы, малоценные и быстро изнашивающиеся предметы, незавершенное производство, готовую продукцию и товары.

Основой для определения стоимости имущества является остаточная стоимость, которая определяется как разница между первоначальной стоимостью (стоимостью приобретения) и износом, начисленным по законам страны постоянного местопребывания иностранного юридического лица. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества за отчетный период – квартал, полугодие, 9 месяцев, год. КОИИ представляют в налоговые органы только квартальные расчеты среднегодовой стоимости и налога на имущество.

От налога на имущество освобождаются дипломатические предста­вительства и приравненные к ним организации, а также имущество, полученное в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа.

4. Другие налоги и сборы, к которым относятся налоги, включаемые в затраты производства или уменьшающие налогооблагаемую базу, отчисления в Пенсионный фонд, в Государственный фонд занятости, на медицинское страхование, федеральный транспортный налог, подоходный налог с физических лиц, различные местные налоги и т. д.

Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность введения спе­циального налогового режима, который представляет собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в соответствии с федеральными законами. К специальным налоговым режимам относятся:

• упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

• система налогообложения в свободных экономических зонах;

• система налогообложения в закрытых административно – территориальных образованиях;

• система налогообложения при выполнении договоров концессии;

•система налогообложения при заключении соглашений о разделе продукции.

Действующие в России налоговые льготы для предприятий, в том числе для КОИИ, принимают в основном следующие формы:

1) двухлетние налоговые каникулы для отдельных типов капиталовложений;

2) льготный режим налогообложения, сходный по структуре с режимом для малого российского бизнеса;

3) инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором КОИИ может в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей по этапной уплатой суммы кредита и начисленных на эту сумму процентов. Такойкредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам. Его срок – от одного до пяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен КОИИ при наличии хотя бы одного из следующих условий:

• проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание новых рабочих мест или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

• осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

• выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Определенные налоговые льготы иностранным инвесторам могут предоставлять региональные и местные власти.

По признанию специалистов, действующая в России налоговая система пока слабо способствует стимулированию инвестиционной активности как российских, так и иностранных инвесторов, поскольку носит преимущественно репрессивный характер. Сдерживают инвестиционную активность и такие факторы, как конфискационный налоговый режим, в том числе высокие налоговые ставки, множественность налогов, авансовый характер платежей, частые избиения в налоговом законодательстве, нередко противоречащие друг другу. Сложная и противоречивая налоговая система фактически стимулирует стремление предпринимателей к уклонению от уплаты налогов. Иностранные компании, которые в целом пытаются не нарушать налоговое законодательство, часто становятся объектом пристального внимания со стороны налоговых ведомств, поскольку представляют для них легкую цель.

Нестабильная налоговая система и политика затрудняют планирование бизнеса для иностранных компаний. К тому же бремя налогов оказывается для многих западных компаний невыносимым, заставляя их сворачивать свои дела в России.

Существенный налоговый риск связан с тем, что структура налоговой

Хотя в России предпринимаются меры по предоставлению налоговых льгот иностранным инвесторам, их эффект пока в целом незначителен, что, очевидно, требует системного подхода к созданию благоприятного инвестиционного климата в стране на основе координации законодательной, налоговой, таможенной и др. направлений политики.

В Законе об иностранных инвестициях 1999 г. впервые введено понятие «совокупной налоговой нагрузки», которая представляет собой расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате иностранным инвестором. Совокупная налоговая нагрузка включает:

• ввозные таможенные пошлины (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством РФ);

• федеральные налоги (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ);

• взносы в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ).

Введение совокупной налоговой нагрузки позволит иностранному инвестору:

• во-первых, оценить экономическую эффективность инвестиционного проекта;

• во-вторых, юридически зафиксировать эту денежную сумму в качестве определенного базового ориентира, чтобы в дальнейшем при реализации инвестиционного проекта можно было бы оценить, на сколько изменилась налоговая нагрузка и в какую сторону – увеличения или уменьшения.

В случае неблагоприятного изменения налоговой нагрузки иностранный инвестор вправе апеллировать к гарантиям, доказывая, что совокупная налоговая нагрузка превысила расчетную норму, что, в свою очередь, препятствует нормальной реализации инвестиционного проекта.

В настоящее время в стране принят новый Налоговый кодекс, который призван решить ряд существенных проблем, в том числе обеспечить стабильность, ясность и предсказуемость налогового законодательства; сократить число налогов; снизить налоговое бремя и добиться более справедливого и равномерного его распределения.

Что касается многочисленных налоговых льгот, то в новом Налоговом кодексе предусматривается их постепенное, но существенное сокращение или отмена, что будет компенсироваться снижением общего налогового бремени.

Рекомендации международных экспертов странам с переходной экономикой в целях привлечения иностранных инвестиций осуществлять в области налоговой политики следующие меры:

• разработать общие основы налогового законодательства с учетом стандартов, принятых в странах с развитой рыночной экономикой;

• добиться того, чтобы в отношении иностранных инвесторов налоговая система характеризовалась стабильностью, непротиворечивостью, предсказуемостью и отсутствием частых изменений;

• упростить практику амортизационных отчислений, устранить чрезмерную детализацию различных категорий активов, повысить нормы амортизационных отчислений в соответствии с практикой западных стран;

• не ограничивать право предприятий исключать из налогооблагаемых доходов свои законные производственные расходы;

• дать предприятиям право учитывать потери, типичные в начале эксплуатации новых производственных мощностей, и перенести налоговые платежи с новых или смешанных компаний не с начала их функционирования, а с момента достижения ими устойчивого прибыльного положения (практически это означает освобождение их от налогов в первые годы функционирования);

• создание благоприятного климата в отношении взимания таких налогов, как таможенные пошлины, акцизы и различные социальные взносы.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4835; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. II.1.1. Особенности развития политической мысли в России.
  2. II.3.5. Либеральная мысль в России.
  3. Lпри отсутствии в нашем законодательстве соответствующих норм международные нормы имеют на территории России прямое действие.
  4. V. Совершенствование финансовой системы России
  5. XVII век в истории России
  6. Аграрный вопрос в России. Крестьянское и помещичье землевладение
  7. Адаптация советской и мировой управленческой мысли к условиям современной России. Формирование современных российских школ менеджмента.
  8. Админ-0территориальн деление России в 17-нач 20вв
  9. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  10. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  11. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  12. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.01 сек.