Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Регулирования экономики





Методы и инструменты государственного

Для реализации своих функций государство применяет различные способы, методы и инструменты. Общепринятое их подразделение на правовые, административные, экономические, прямые и косвенные.

Правовое регулирование состоит в установлении государством «правил экономической игры» для производителей и потребителей.

Административное регулирование включает меры государственного контроля над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом и пр. (в виде мер закрепления, установления, разрешения, принуждения).

Экономическое регулирование предполагает воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в национальных границах. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала и пр.

Структуру методов государственного регулирования экономики можно представить следующим образом (рис. 5.3).

Граница между прямыми и косвенными методами носит в определенной мере условный характер. Каждый экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, так как контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе, имеются элементы экономического воздействия, поскольку его применение косвенно сказывается на поведении хозяйственного субъекта. Принципиальная разница между ними состоит в том, что косвенные методы не ограничивают свободу экономического выбора для субъектов, а прямые – ограничивают ее.

 


Рис. 5.4. Прямые и косвенные методы государственного

регулирования экономики

 

Поскольку рынок есть самонастраивающаяся система, влиять на него можно в основном экономическими методами. Но это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве не должны применяться административные методы. В ряде случаев их применение не только допустимо, но и абсолютно необходимо. Следовательно, функционирование современной рыночной экономики невозможно без определенного регулирующего воздействия системы централизованного управления. Однако, оно должно действовать, во-первых, строго в соответствии с законами и принципами рынка, способствуя его развитию. Во-вторых, границы такого регулирования весьма жестки, и всякие попытки выйти за их пределы чреваты серьезными последствиями: потерей эффективности, нарушениями сбалансированности экономики, расстройством денежной системы и др.



Разнообразны и инструменты государственного регулирования. Соответствие способов, методов и инструментов государственного регулирования экономики представлено на рис. 5.5.

В отношениях государственного и частного секторов экономики существует пять общих правил, которые требуют соблюдения.

Первое правило. Не должно быть прямой конкуренции между частным и государственным сектором, споров о том, кто главнее и кто является победителем. Отношения между ними должны строиться не на принципе «или-или», а на принципе «как то, так и другое».

Второе правило. Коммерческая деятельность государства должна быть отделена от его властных и социальных функций. Государственные структуры не вправе заниматься коммерцией и извлекать из нее доходы. В тех сферах, где государственное предпринимательство необходимо, должен соблюдаться принцип равной конкуренции с частным сектором.

Правило третье.Недопустима монополия государства на социальные услуги. Общество, отдельные лица и организации должны иметь право (наравне с государством) участвовать в устройстве социального обеспечения. Иначе говоря, если в коммерческой сфере конкуренция государства с частным сектором нежелательна, то в социальной сфере она, наоборот, необходима.

Правило четвертое. Полное освобождение от налогообложения той части прибыли, которая направляется в производство. Налогами могут облагаться только доходы, изымаемые из производства (в форме заработной платы, окладов, премий, дивидендов).

Правило пятое.Поощрение экспорта товаров и услуг и всемерное повышение жизнестойкости отечественных производителей на внутреннем рынке перед наплывом импортной продукции.

В процессе осуществляемой в России модернизации экономики предполагается ускорить выход страны из кризиса, создать эффективную и процветающую экономику, укрепить роль России в СНГ и мире в целом. Процесс этот сложный, длительный, связанный с формированием и развитием новой системы управления, включающей как активное государственное регулирование экономики, автоматизм рыночных стабилизаторов, так и развитие реального предпринимательства и инициативы.

Велика в этом процессе роль экономической теории и практической деятельности правительства. Как заметил В. Леонтьев:«Экономисты составляют меню, выбор же блюд – за политиками».

 

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. Специфические черты экономики первобытного общества.
  2. II. Основные этапы и уровни развития современной экономики. Проблема периодизации истории экономики. Цикличность в экономическом развитии.
  3. PID -закон регулирования
  4. Аварии и катастрофы на химически опасных объектах экономики и при применении ядерного оружия
  5. Агрегатный комплекс средств гидравлического контроля и регулирования (АСГР)
  6. Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую
  7. Алгоритмы двухпозиционного регулирования
  8. Алгоритмы трехпозиционного регулирования
  9. Аналитическая основа государственного регулирования кризисной ситуации
  10. Банковская система государства. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики
  11. Бюджет, его функциональная роль в регулировании экономики.
  12. Бюджетно-налоговая политика Россиив условиях становления рыночной экономики.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.