Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль бюджета в экономике




Бюджет, как основной инструмент первичного распределения и последующего перераспределения национального дохода, является важнейшим рычагом рыночных преобразований, с его помощью осуществляется главная задача – сопоставление фактических потребностей государства и средств для их удовлетворения. Основной проблемой при этом является соотношение финансовых ресурсов (вновь созданной стоимости), оставляемых в первичных рыночных секторах экономики (хозяйствующих субъектах) и централизуемых в бюджете. Излишняя централизация средств сдерживает возможности хозяйствующих субъектов в своём развитии. Не дополучение средств в централизованные фонды (бюджеты) государства, субъектов РФ и муниципалитетов снижает возможности властных структур проводить полноценную социально-экономическую политику. Поэтому требуется постоянный поиск оптимальных пропорций централизации и децентрализации финансовых ресурсов. Рыночные преобразования требуют сокращения степени централизации финансовых ресурсов. Если в СССР через бюджетную систему распределялось до 2/3 национального дохода, то в настоящий момент в РФ – около 1/2 части. Через бюджетную систему перераспределяется около 3/4 частей всех денежных средств, весь государственный долг РФ.

В соответствии со своими функциями, в зависимости от акцентов бюджетной политики, бюджет может оказаться как:

- ускорителем, так и тормозом, социально-экономического развития общества;

- может существенно менять сложившиеся народно-хозяйственные пропорции, как положительно, так и отрицательно влиять на отраслевую и территориальную структуру общественного производства;

- через налоги, налоговые льготы может влиять на деятельность конкретных хозяйствующих субъектов, направлять её на ускоренное обновление производственного потенциала, ускорение НТП, рост рентабельности.

Он призван оказывать помощь государству в проведении социально значимых реформ (пенсионной, военной, образовательной, медицинской и т.д.), а также нивелировать социальные последствия расслоения граждан по материальному положению.

Признаки бюджета, которые выделяют его из общей системы экономических отношений:

- денежная форма отношений;

- ограничение сферы действия рамками бюджетного процесса, который регламентируется соответствующим законодательством (Бюджетным кодексом, налоговым кодексом);

- участниками отношений, с одной стороны, всегда государство, субъекты РФ, местные органы власти, а с другой – физические и юридические лица;

- безвозмездность движения стоимости в виде взимания налогов и сборов, а также бюджетного финансирования, за исключением ссуд и кредитов;

- исторический характер возникновения совместно с государством и объективная форма функционирования совместно с наличием и развитием товарно-денежных отношений;

В соответствии с БК, бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

Использование органами государственной власти и органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств, не допускается.

Как финансовый документ он ежегодно разрабатывается исполнительными и утверждается законодательными органами государственной власти и местного самоуправления. Бюджет составляется в форме баланса доходов и расходов, показатели которого отображают предусматриваемое движение финансовых ресурсов. В РФ, ежегодно принимается "Закон о федеральном бюджете на очередной год и плановый период ……". На уровне субъектов РФ принимаются Законы о бюджете (республик, краёв, областей) органами местного самоуправления, в виде решений (постановлений) по конкретным видам местных бюджетов.

Основные параметры федерального бюджета на 2012год и плановый период 2013 и 2014 гг.

 

Показатель 2012г. 2013г. 2014г.
  ВВП, (млрд. руб.)      
  Уровень инфляции (%) 6,0 5,5 5,0
  Доходы, (млрд. руб.), 11779,9    
  Расходы, (млрд. руб.) 12656,4    
  Верхний предел внутреннего государственного долга, (млрд. руб.) 6330,8    
  Верхний предел внешнего государственного долга, (млрд. дол.) 48,4 59,4 69,0
  Дефицит бюджета, (млрд. руб.) 876,6   491,1
  Дефицит бюджета, в % к ВВП 3,6 3,0 2,9

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.