Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ


Лекция № 5

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ОДНОСОСТАВНЫХ И ДВУСОСТАВНЫХ,

Сравним выделенные предложения: 1) Сегодня вечером нам споют. 2) Артисты приехали.Сегодня вечером нам споют. На первый взгляд, они одинаковы по грамматическому строению: в обоих предложениях (1 и 2) в грамматических основах словесно выражен один главный член — сказуемое. Но оба ли они являются односоставными?

 

Известно, что предложения различаются по грамматическому составу в зависимости от количества синтаксических позиций в грамматической основе. Предложение Дождь по саду прошел накануне (А. Тарковский) двусоставное, так как его грамматическая основа имеет позиции двух главных членов (подлежащего дождь и сказуемого прошел), а предложение Любите живопись, поэты (Н. Заболоцкий) односоставное, так как его грамматическая основа имеет синтаксическую позицию одного главного члена (сказуемого любите, имеющего значение отношения к определенному лицу). Следовательно, чтобы установить тип предложения по грамматическому составу, надо установить его грамматическую форму и грамматическое значение (семантику).

Вернемся к предложениям 1 и 2. Синтаксические позиции в них, позиции сказуемого, замещают одинаковые словоформы — глаголы в 3 лице, множественном числе, будущем времени, изъявительном наклонении. Однако предложения различаются грамматическим значением: для предложения 1 — это отношение к неопределенному лицу, а для предложения 2 — отношение к лицу известному (артисты). На этом основании предложение 1 относится к односоставным неопределенно-личным, а второе — к двусоставным.

Различия данных предложений этим не ограничиваются. Обратимся к другой структурной характеристике — наличие-отсутствие незамещенных синтаксических позиций. Если в предложении замещены все синтаксические позиции, то оно полное; если же есть незамещенные позиции, то предложение неполное. Е.Н. Ширяев так определяет неполные предложения: «Неполными являются предложения с незамещенными синтаксическими позициями, которые являются сигналом того, что необходимый для коммуникации смысл должен быть известен либо из контекста, либо из ситуации, либо из общего для говорящих опыта, общих знаний и фоновых знаний».



Незамещенные позиции всегда имеют показатели, сигналы («подсказки»). Они различны по своей природе. Назовем некоторые из них.

1) Для этого проанализируем несколько предложений. 3) Попутчик твой в болото влез,1 Другой обратно ковыляет,2 А третий шел - вдруг исчез3 (Ю. Ким). Предложение включает в себя три предикативные части, во второй и третьей из них есть определения другой, третий, но нет определяемых членов предложения. Значит, определения «подсказывают», что в предложениях есть незамещенные позиции (здесь — подлежащего), значит, это неполные предложения. Определяемые слова, как замечает Е.Н. Ширяев, узнаем из предыдущего (левого) контекста (попутчик). Следовательно, наличие подчиненного компонента без подчиняющего — сигнал неполноты предложения.

2) Интересно в этом отношении предложение 4) И редко шагает, да твердо ступает (пословица). В позиции сказуемых глаголы шагает, ступает в форме 3 лица, единственного числа, настоящего времени, изъявительного наклонения. Эта форма не может быть главным членом односоставного предложения (ср. формы числа!), значит, она сигнализирует о наличии в предложении незамещенной синтаксической позиции (здесь — подлежащего). Следовательно, это предложение 2-составное, неполное.

3) А вот другой случай. Рассмотрим предложение 5) Видишь - воздух шевелится (Н. Заболоцкий). Первая часть Видишь содержит глагол с сильной синтаксической связью (он переходный, то есть всегда требует при себе дополнение: видишь — кого? что?). Позиция дополнения при глаголе видишь в анализируемом предложении не замещена словоформой. Следовательно, предложение неполное. Необходимо подчеркнуть, что предложение Видишь односоставное неполное, но не по причине отсутствия второго главного члена — подлежащего (его позиции нет в структуре предложения!), а из-за незамещенной позиции обязательного для данной структуры дополнения. Следовательно, нереализованная синтаксическая связь также служит признаком неполноты предложения.

4) Интересны показатели неполноты в предложении 6) В чужом глазу сучок видим1, в своем и бревна не замечаем2 (посл.). Во второй части пословицы имеется определение своем — сигнал того, что в предложении не замещена позиция определяемого слова (здесь — обстоятельства в глазу). Кроме того, в предложении обнаруживается еще один показатель неполнотыпредлог в: предлоги, как известно, используются лишь с субстантивными словами (существительными, местоимениями-существительными, субстантивированными прилагательными и причастиями и под.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные направления внешней политики Петра I | Самостоятельная работа. Упражнение № 1. Проанализируйте с точки зрения односоставности—двусоставности, полноты—неполноты начало стихотворения К

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.