Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление личностью и педагогическим коллективом в учебном заведении

Лекция 5

Базовые вопросы

1. Какое движение твердого тела называется плоским?

2. Запишите уравнения плоского движения твердого тела.

3. Как определить скорость любой точки плоской фигуры?

4. Как определить вращательную скорость точки плоской фигу­ры относительно полюса?

5. Что называется мгновенным центром скоростей?

6. Как определить мгновенный центр скоростей в общем случае?

7. Как определить скорость любой точки плоской фигуры, если известен мгновенный центр скоростей?

8. Как определить ускорение любой точки плоской фигуры?

 

 

 

Можно утверждать, что учебное заведение выступает как своего рода социальная система.

Назначение и специфика управления педагогическим коллективом – одно из направлений управленческой деятельности учебным заведением.

Управленческое действие в любой сфере жизнедеятельности реализуется только тогда, если оно:

-Обеспечено наличием необходимого количества исполнителей, обладающих требуемым уровнем квалификации;

-Содержит в себе мотивирующее начало, побуждающее работников включиться в реализацию данного решения.

Таким образом, можно утверждать, что управление личностями и педагогическим коллективом – есть интегрирующее направление управленческой деятельности учебного заведения в целом.

Речь идет не об управлении «персоналом», а об управлении коллективом и личностью. Толковый словарь по управлению определяет понятие «персонал» как штатный состав работников предприятии.

Коллектив, в свою очередь, представляет собой группу людей, объединенных совместной деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества (социума). Не случайно, еще Антон Семенович Макаренко отмечал: «…Коллектив – это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. А там, где есть организация коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопрос отношения товарища к товарищу – это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости».

Преподаватели и студенты учебного заведения, являясь равноправными субъектами учебно-воспитательного процесса, находятся между собой именно в этих условиях «ответственной зависимости». Коллектив учебного заведения представляет для нас неразрывное, диалектически взаимосвязанное педагогическое, психологическое и социальное единство преподавателей и студентов.

Понятие «учебный коллектив» можно рассматривать и через призму трех основных характеристик:

-Совокупность людей, обладающих определенными психофизиологическими особенностями, необходимыми для выполнения учебно-воспитательной деятельности и жизнедеятельности.

-Преподаватели, студенты, сотрудники учебного заведения, имеющие определенные функциональные права и обязанности.

-Преподаватели и студенты учебного заведения как совокупность личностей, имеющих индивидуальные особенности, потребности, цели и интересы. Для нас это определение «учебного коллектива» является основополагающим.

Таким образом, социализация субъектов учебно-воспитательного процесса: преподавателей и студентов, т.е. «учебного коллектива», представляет собой воздействие на индивидуальные потребности, цели и интересы личностей; развитие личностных и профессионально важных качеств.

Помимо термина «управление коллективом» в психолого-педагогической литературе активно используются такие термины как управление человеческими ресурсами, управление рабочей силой, управление трудом, кадровая работа.

Можно выделить группыуправления системой учебного заведения, которые включают реализацию функций содействия, контроля и защиты.

Функции содействия предполагают участие общественности (родителей, общественных организаций и деятелей, меценатов и спонсоров, педагогов, студентов) в создании и развитии учебных заведений.

Функции контроля учитывают общественную оценку деятельности педагогических коллективов и органов образования, направленной на организацию учебно-воспитательной работы.

Функции защиты содержат в себе социальную защиту, как студентов, так и педагогов от административного и других форм произвола, ущемляющего их гражданские, профессиональные и экономические права т.к. преподаватели и студенты являются равноправными субъектами учебно-воспитательного процесса.

В основе управления образованием сегодня лежат новые принципы: не ограничивать, а направлять, не запрещать, а помогать, не командовать, а руководить. Поэтому сегодня очень важно, чтобы все руководители хорошо осознали: все, что может решать само учебное заведение, оно и должно решать.

Для управления образовательным процессом в учебном заведении руководителю следует использовать полный управленческий цикл: получить информацию о её результатах, проанализировать её, выявить проблемы и сформулировать цели дальнейшего развития образовательного процесса, спланировать их достижения, организовать себя, педагогов и учащихся на выполнение учебно-воспитательного плана, проконтролировать результаты, на основе анализа которых провести регулирование, как самого процесса, так и управления им.

Основными особенностями управления современной образовательной системой, определяющими ее стратегические ориентиры, являются следующие:

1. Необходимость проведения активной политики по развитию новой образовательной системы, как на общегосударственном уровне, так и на международном, глобальном уровнях, высокий приоритет образования на всех уровнях – необходимое условие эффективного управления образованием в современном мире;

2. Важнейшим принципом управления образованием на всех уровнях – межгосударственном, общегосударственном, региональном, муниципальном, а также уровнях определенных образовательных учреждений – должен быть принцип системности;

3. Изменение роли государства в сфере образования: государство перестает непосредственно руководить учебными заведениями, все активнее выступая не в роли производителя, а в роли заказчика и потребителя образовательных услуг;

4. Важным принципом управления образованием в условиях развития рынка образовательных услуг является необходимость фиксации требований к качеству образования и развития системы контроля за выполнением этих требований.

Принципиально новые требования предъявляются к педагогическим кадрам любого звена непрерывного образования. Тип преподавателя информатора, транслятора учебной информации уходит в прошлое. Педагог должен быть развитой, творческой личностью, глубоко владеющий достижениями наук о человеке и закономерностях его развития, новыми педагогическими технологиями и искусством компьютерного обучения.

Педагогическая деятельность становится сферой практического человекознания и человековедения, одним из ведущих условий развития личности человека. Сложившаяся практика педагога предметника, не удовлетворяет потребностям непрерывного образования. Решение задач перестройки образования, повышение качества подготовки специалистов предполагает активное включение в перестройку педагогический коллектив средних и высших учебных заведений, учреждений системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Особое значение приобретает педагогический профессионализм, высокий уровень психолого-педагогической и методологической грамотности. Максимально способствовать этому, призвана вся система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Подготовка таких педагогов, то есть кадровое обеспечение всей системы непрерывного образования, является одним из решающих факторов достижения его целей.

Учитель, развивая творческие возможности учащихся, в поисках наиболее адекватных методов обучения и воспитания сам становится творцом и новатором.

Творчество преподавателя (педагогическое руководство), которое охватывает разные стороны деятельности педагога: построение урока, лекции, беседы, работу над организацией коллектива учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, проектирование личности учащихся, выработку стратегии и тактики педагогической деятельности в целях решения задач гармоничного развития учащихся.

Однако далеко не каждый педагогический работник в состоянии проявить творческую инициативу. Ее следует формировать и управлять ею. Управление творческой активностью состоит в том, чтобы пробудить ее, направлять в нужное русло, создавать соответствующие условия, а опыт лучших, сделать достоянием большинства.

Одно из главных требований к современному стилю педагогического руководства – обеспечить формирование отношений содружества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Такие отношения являются важнейшим катализатором творческой активности, как педагогов, так и учащихся, обязательным условием эффективного воспитательного влияния на личность.

Творческая активность педагогов мало зависит от "лобового" давления извне и успешно протекает лишь при наличии у педколлектива внутренних побуждений, искреннего стремления добиться высоких результатов в работе.

Это возможно при условии неформального делового содружества членов педколлектива, которое по своей значимости значительно превосходит многие официально установленные формы учебно-методи­ческой работы, в том числе педагогические советы, совещания, собрания, заседания и др. Самыми сильными для творческой деятельности педагогов являются оценочные методы: проявление доброжелательного внимания к успехам и удачам педагога со стороны администрации и коллег.

Отмеченные особенности управления современным образованием, характерные черты новой образовательной системы приводят к значительному расширению множества образовательных услуг и продуктов вследствие увеличения разнообразия образовательных технологий, педагогических методов и приемов, институциональных форм, организационных структур и экономических механизмов предоставления образовательных услуг.

Развитие цивилизованного общества в ХХI веке должно определяться несопоставимой ценностью жизни человека. Человек и все, что связано с обеспечением достойного для него существования, – единственная цель общественного развития, призванная объединить все наши усилия, породить необходимую для этого идеологическую устремленность и социальную энергию.

Акцентирование исследовательского внимания на управлении как власти людей над людьми позволяет многое изменить в теории управления образованием, требует внесения этих сущностных изменений в теорию и непосредственно в практику управленческой деятельности.

Если мы исходим из того, что определяющей характеристикой управления является власть людей над людьми, осуществляемая в первую очередь ради этих людей, то мы тем самым:

- полностью возлагаем ответственность за все, реализуемое этой властью, на тех, кто ее осуществляет;

- заранее и всесторонне определяем допустимые границы этой власти и столь же допустимые формы ее проявления;

- обоснованно определяем основания, на которых она призвана себя проявить;

- разрабатываем совокупность критериев, по которым оцениваются власть, используемые ею методы и реальная степень ее эффективности.

Эти выводы – только одна сторона, рассматриваемая исследователем. Есть и другая: «При каких условиях достижимо обеспечение эффективности управления в мире людских отношений? Что для этого нужно сделать?»

Основная ценность исследования состоит в ответах, которые есть в работе Виктора Максимовича Шепеля. Это касается, в первую очередь, целей, определяющих функционирование системы образования. Конечно, они должны стать максимально конкретными, не допускать инверсии (лат. Inversion – перестановка), когда к личности можно отнестись как к средству достижения целей.

Бесспорно, любое управление, трактуемое как власть людей над людьми, может рассматриваться и в педагогике, потому что оно таковым изначально является. Именно само общество на определенном уровне своего развития все больше утверждается в осознании исторической необходимости создать миру образование и в мире образования условие, позволяющее приобщать ребенка, будущего гражданина к ценностям и целям развития на основе его активной личностной заинтересованности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Находим | Операционный леверидж
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.