КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В туризме
Лекция 5. Методы предпринимательской деятельности
1. Методы определения экономических возможностей турпредприятия, выявления и исследования конкурентного преимущества; 2. Маркетинговые исследования в турбизнесе; 3. Методы, направленные на развитие турбизнеса.
1. Методы определения экономических возможностей турпредприятия, выявления и исследования конкурентного преимущества. Экономические возможности турпредприятия определяются при бизнес-планировании и ведении турбизнеса. Для эффективного управления турпредприятием решают следующие задачи: · автоматизация сбора, обработки и обобщения данных; · производство оперативных расчетов; · улучшение бизнес-планирования; · оформление документов; · информирование персонала. Для анализа этапов ведения турбизнеса применяется теория вероятности, позволяющая получать количественные оценки эффективности деятельности предприятия, необходимые для принятия управленческих решений. Для исследования количественных характеристик используют теорию массового обслуживания туристов. Организация массового обслуживания включает три системы: · обслуживание с потерями; · обслуживание с ожиданием; · смешанного типа. Критериями эффективности системы обслуживания с потерями являются: - вероятность отказа в обслуживании (вероятность потери заявки): - среднее число занятых аппаратов, среднее количество потерянных заявок за определенный промежуток времени. Критериями эффективности системы обслуживания с ожиданием являются: · вероятность занятости каналов и очереди с данным количеством заявок; · средняя длина очереди, время ожидания обслуживания; · среднее число занятых обслуживающих аппаратов. Критерии эффективности обслуживания смешанного типа содержат элементы систем первого и второго типов. Типы систем массового обслуживания могут быть: · однородными (состоять из одинаковых устройств); · неоднородными, однофазными (заявка обслуживается в одной фазе); · многофазными, одноканальными и многоканальными. Система массового обслуживания позволяет вскрыть имеющиеся проблемы и использовать получаемые результаты для реализации турпродукта. Деятельность турпредприятия в конкурентных средах туристкого рынка в значительной степени обусловлена условиями среды обитания, которая подразделяется на: · внешнюю; · оперативную; · внутреннюю. Внешняя среда (макросреда) состоит из следующих компонентов: · экономического – включающего исследование использования и распределения ресурсов внутри среды, валового национального продукта, корпоративной прибыли, уровня инфляции и безработицы, платежного баланса, банковской процентной ставки, уровня налогообложения, доходов и расходов потребителя; · социального - включающего исследование расслоения общества, уровень образования, обычаев и верований, образа жизни различных групп населения и их географическое расположение и мобильность; · политического - включающего исследование отношения государства к различным отраслям хозяйствования, лоббирования различных групп интересов, прогресса в принятии законов; · юридического - включающего исследование федеральных и региональных законов в сфере туризма; · технологического - включающего исследование высоких технологий в производстве турпродукта. Оперативная среда оказывает непосредственное влияние на менеджмент турпредприятия, её компонентами являются: · потребитель – знание его поведения при покупке товаров и услуг, предоставляемых турпредприятием, помогают менеджменту выработать новые идеи по улучшению отношения потребителя к туристским услугам; · конкуренция - турпредприятие оценивает деятельность своих конкурентов, с целью построения эффективную стратегии; · рабочая сила - по отношению к ней определяют методы повышения уровня подготовки персонала, ожидаемый уровень зарплаты и средний возраст потенциальных сотрудников, оценивают влияние на туристский рынок услуг профсоюзов; · поставщик - предоставляющий ресурсы для турпредприятия; · покупатель - помогает турпредприятиям ориентироваться на корпоративного или розничного потребителя туристских услуг; · международный компонент - необходим турпредприятию для эффективного сотрудничества с зарубежными странами в сфере туризма. К международному компоненту оперативной среды турпредприятия относятся следующие факторы: · юридические - традиции, эффективность системы, законы о защите авторских прав и торговых марок; · политические - государственная форма правления, идеология, стабильность правительства, конкуренция оппозиционных партий и групп, социальная напряженность, раздоры и мятежи, отношения государства с иностранными турпредприятиям, международная политика; · культурные - обычаи, нормы, ценности, верования, язык, отношения, мотивации, социальные институты, религиозные убеждения; · экономические - уровень экономического развития, численность населения, валовой внутренний продукт, доход на душу населения, уровень грамотности, социальная инфраструктура, природные ресурсы, климат, членство в региональных экономических блоках, монетарная и фискальная политика, природа конкуренции, конвертируемость валюты, инфляция, система налогообложения, процентная ставка на кредит, уровень заработной платы. Знание внутренней среды (микросреда) дает представление о возможностях и потенциале турпредприятия, позволяет ему успешно функционировать, существовать и выживать на определенном этапе его деятельности. Среда обитания лабильна и нуждается в постоянном отслеживании ее изменений. Несвоевременная реакция на изменение среды может вылиться в неудачный бизнес. Для выявления и исследования конкурентных преимуществ, сущность которых заключается в том, что при их наличии турпредприятие успешно функционирует и развивается, а турпродукт имеет преимущества в сравнении с турпродуктами других компаний, используются различные научные методы исследования. В целях создания конкурентных преимуществ на рынке туристских услуг применяют такие методы исследования, как SWOT- анализ и бенчмаркинг. Ситуационный, или SWOT-анализ (strengths - сильные стороны, weaknesses - слабые стороны, opportunities - возможности и threats - опасности, угрозы), применяется при разработке стратегических планов и планов маркетинга. Сущность метода заключается в том, что вначале с учетом конкретной ситуации составляется список слабых и сильных сторон, угроз и возможностей и устанавливается связь между ними. Для этого составляется матрица SWOT (табл. 1). Как видно из данных таблицы 1, слева выделяются сильные и слабые стороны турпредприятия. В верхней части матрицы указываются возможности и угрозы для турпредприятия. На пересечении разделов образуются четыре парных комбинации: СиВ (сила и возможности); СиУ (сила и угрозы); СЛВ (слабость и возможность); СЛУ (слабость и угрозы). Таблица 1. Матрица SWOT
Исследователь оценивает возможные парные комбинации и выделяет те, которые необходимо учесть при разработке стратегии поведения турпредприятия. Пары, выбранные с поля СиВ закладываются в основу разработки стратегии по использованию сильных сторон турпредприятия с целью получения максимальной отдачи от возможностей, которые появились во внешней среде. Результаты анализа пар на поле СЛВ, закладываются в основу разработки стратегии преодоления имеющихся в турпредприятии недостатков. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы предприятия для устранения угроз. Для пар, находящихся на поле СЛУ, турпредприятие должно выработать стратегию, которая позволила бы ему избавиться от слабостей и попытаться предотвратить нависшую над ним угрозу. Для успешного применения методологии SWOT важно уметь правильно вскрыть угрозы и возможности, оценить их с точки зрения того, сколь важным для турпредприятия является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей. Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (табл.2). Таблица 2. Матрица возможностей
При построении матрицы сверху откладывается степень влияния возможности на деятельность турпредприятия (сильное, умеренное, малое); сбоку откладывается вероятность того, что оно сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя и низкая). Возможности, попадающие на поля ВС, ВУ и СС, наиболее важны и их надо обязательно использовать. Возможности, попадающие на поля СМ, НУ и НМ, практически не заслуживают внимания. Решение для реализации возможностей, попавших на оставшиеся поля, принимается при наличии достаточных ресурсов. Подобная матрица составляется и для оценки угроз (табл.3). Таблица 3. Матрица угроз
Угрозы на полях ВР, СР и HP, как представляющие наибольшую опасность требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поля ВТ, СТ и НТ, также должны быть устранены в первостепенном порядке. Попавшие на оставшиеся поля угрозы не должны выпадать из поля зрения, хотя задача их первостепенного устранения при этом не ставится. Использование SWOT-анализа помогает определить сильные и слабые стороны, угрозы и возможности, установить цепочки связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегий турпредприятия. Для сравнения показателей эффективности работы компании с показателями эффективности других, более успешных компаний, используют метод бенчмаркинга (англ, benchmark - начало отсчета, зарубка). Существуют следующие виды этого метода: - стратегический - используется для улучшения показателей деятельности турпредприятия. - деятельный - используется для рассмотрения позиций турпредприятия по производственным характеристикам основных турпродуктов. - бенчмаркинг процессов используется для улучшения специфических операций турпредприятия посредством составления карт процессов с целью проведения наглядного и более простого анализа. - функциональный бенчмаркинг используется при необходимости проведения с партнерами из различных отраслей анализа деятельности турпредприятия в целях улучшения одинаковых функций. - внутренний бенчмаркинг – сущность метода заключается в поиске партнеров, например, из туристской отрасли, что позволяет получить преимущество в виде свободного доступа к информации с меньшими временными и ресурсными затратами. - внешний бенчмаркинг - это поиск лучших в своей области сторонних организаций с целью использования их передового опыта. Недостатком метода являются значительные затраты времени и ресурсов, для проверки достоверности полученных данных и выработки рекомендаций по их внедрению. - международный бенчмаркинг используется при поиске зарубежных партнеров для реализации туристских проектов. Недостатком метода является его длительность и значительные затраты ресурсов из-за различий в менталитете. Метод бенчмаркинга включает: · регулярно сравниваемые аспекты деятельности с лидерами в подобной деятельности; · определение пробелов в деятельности своего турпредприятия; · поиск новых подходов для внесения улучшений в работу; · мониторинг внедряемых улучшений у других; · отслеживание прогресса и постоянная корректировка и пересмотр результатов и прибылей. Бенчмаркинг приносит ощутимую выгоду турпредприятию за счет: · мотивации персонала; · использования инноваций и улучшения качества турпродукта; · открытого обсуждения сильных и слабых сторон своей деятельности; · изучения опыта конкурентов, а также взаимодействия и сотрудничества с партнерами по турбизнесу. Таким образом, бенчмаркинг позволяет определять возможности турпредприятия не от достигнутого, а на основе анализа показателей конкурентов. При конкуренции надо учитывать следующие факторы: - зависимость от воздействия турпредприятий, которые устанавливают цену на свои туртовары и могут снижать качество поставляемых услуг; - поставщиками часто выступают крупные компании, которые некем заменить, т.е. они являются монополистами; - на турпредприятие большое воздействие оказывают покупатели, оказывающие давление на цены в целях их снижения, требующие более высокого качества туруслуг, сталкивающие конкурирующие компании друг с другом. Воздействие покупателей на турбизнес зависит от: - сплоченности и концентрированности потребителей; - степени важности турпродуктов для покупателей; - степени однородности услуг; - уровня информированности потребителей. На рынке туристских услуг возможны следующие дестабилизирующие факторы: - высокие удельные издержки; - отсутствие долгосрочных перспектив в конкретном турбизнесе; - большое количество неблагоприятных факторов внешней среды; - отсутствие гарантий на получение прибыли; - высокий риск банкротства. 2. Маркетинговые исследования в турбизнесе. С целью превращения слабых сторон в сильные на турпредприятии необходимо проводить маркетинговые исследования: · конкурентный анализ – сбор информации о поведении конкурентов на рынке (выявление действий конкурентов, представляющих угрозу турпредприятию, а если на рынок «выброшен» новый турпродукт, можно ли продолжать его выпуск. · онлайновый маркетинг основан на использовании компьютерных сетей коммерческих каналов и Internet. Его достоинствами являются: - удобство (покупатели могут заказывать товары 24 ч в 1 сут. вне зависимости от того, где они находятся, совершая покупки быстро и конфиденциально); - разнообразная информация (покупатели могут найти большое количество сравнительных данных о компаниях, продуктах и конкурентах, не покидая при этом своего дома или офиса); - меньше переживаний (покупателям не приходится общаться лицом к лицу с продавцом, подвергаться воздействию убеждающих и эмоциональных факторов). · метод критических событий - достоинством является возможность получения от респондентов конкретных описаний проблем, связанных с процессами оказанной услуги. Например, при отправлении туристов к местам отдыха в аэропортах иногда происходят задержки полетов. В результате срывается запланированный отдых, туристы несут моральные и финансовые потери. Эти проблемы стали учитывать, что положительно подействовало на работу турпредприятий, страховых компаний, транспортных организаций и авиакомпаний. Для продвижения турпродукта на рынке туристских услуг применяют следующие не рекламные методы реализации турпродукта: · личные (персональные) продажи, которые осуществляются через агента; · прямая рассылка информации; · формирование постоянно поддерживаемых баз данных; · стойкая клиентура; · доведение до клиента информации о выставках и др. Широко используется прямой маркетинг (телефонный маркетинг, почтовая рассылка) – это: · информация о перспективных корпоративных клиентах; · стимулирование сбыта (купоны, скидки, конкурсы, розыгрыш призов для покупателей туров, бонусные программы, раздача предметов с элементами фирменного стиля). Непрямой маркетинг – это, например, паблик-рилейшнз, реализуемый через организацию культурных мероприятий с приглашением представителей средств массовой информации. В ходе проведения туристской выставки наиболее эффективными методами реализации турпродукта являются: - показ экспозиции - это статическая демонстрация и демонстрация в действии, т.е. представление посетителям возможности попробовать, увидеть, услышать, понюхать, потрогать, действовать; - игровая демонстрация - демонстрация объектов с помощью компьютерной видеотехники, лазерных устройств. При формировании бизнес-плана учитываются методы исследования по сбыту туристских услуг. Так анализ рынка услуг включает изучение ввоза и вывоза, обмена и выгоды при их реализации, а комплексный анализ рынка при оценке конъюнктуры и разработки прогноза по сбыту состоит из: · изучения турпродукта - новизна, конкурентоспособность, соответствие требованиям законодательства, способность удовлетворить потребности сейчас и в перспективе; · изучения рынка как такового - географическое положение, товарная и фирменная структура, острота конкуренции, конъюнктура и ее прогноз; · изучения покупателей - возможные покупатели, факторы формирования покупательских предпочтений, сегментация покупателей, обычные способы совершения покупки; · изучения конкурентов - торговые марки, особенности товаров, ценовая политика, предварительные сообщения о новых товарах; · изучения правовых аспектов торговли на данном рынке; · проведения оценки-прогноза положения сбытовой сети на рынках туристских услуг. Для эффективной реализации турпродукта используются: - абсолютный анализ; - нормальный анализ; - неустойчивый и кризисный анализы; - финансовые коэффициенты ликвидности, рентабельности и деловой активности; - прогнозы объема сбыта туристских услуг. Для проведения анализа рынка учитываются следующие факторы: - показатели производственно-сбытовой деятельности; - стратегия; организационная структура; издержки; финансовые аспекты; - «портфель» направлений производственно-сбытовой деятельности; сильные и слабые стороны деятельности, возможности улучшения показателей работы. Выработка и реализация стратегии маркетинга предполагает использование таких методов как: · выявление стратегических альтернатив; · выбор варианта стратегии; · воплощение стратегического плана; · пересмотр стратегии. В бизнес-плане по организации сбытовой сети приводится информация, отражающая: · основные направления разработки новых турпродуктов; · организационную структуру исследования; · расходы на исследование и разработку; · возможные трудности, с которыми можно столкнуться при разработке турпродуктов; · оценку реальных сроков разработки и освоения рынка новой продукции. Маркетинговые исследования могут проводиться по: - выявлению проблем и формулированию целей; - отбору источников информации; - анализу собранной информации, представлению полученных результатов руководству. Маркетологи исследуют следующие мотивы поведения клиентов для приобретения туристских услуг: · эмоциональные (чувство превосходства, желание отличиться от других, чувство комфорта, страх, развлечение, имитация или подражание, благосостояние семьи, желание, потребность просто «поторговаться»); · рациональные (экономия и качество). Реализация турпродукта предполагает: · анализ по системам управления; · объектам управления: · взаимосвязанным объектам: · уровню и масштабам управления. С этой целью используют: · традиционные методы исследования, такие как сравнение, группировка, индексный подход, цепных подстановок, балансовый; · экономико-математические (математический анализ, математическая статистика, экономическое и математическое программирование, математическая теория оптимальных процессов). Для анализа рисков по сбыту турпродукта используют такие методы как: · стандартизированный опросный лист; · финансовые документы; · текущую информацию; · диаграмму организационной структуры; · карты потоков, отражающие технологические потоки производственных процессов; · персональные инспекционные посещения производственных подразделений; · консультации со специалистами. Для оценки финансово-экономических рисков на стадии реализации турпродукта применяют следующие методы: · неустойчивость спроса - падение спроса с ростом цен; · появление альтернативного турпродукта - снижение спроса; · снижение цен конкурентами - снижение цены; · увеличение производства у конкурентов - падение продаж или снижение цен; рост налогов - уменьшение чистой прибыли; · неплатежеспособность потребителей услуг - падение продаж; · рост цен на сырье, энергоресурсы, материалы, перевозки - снижение прибыли из-за роста цен; зависимость от поставщиков, отсутствие альтернатив - снижение прибыли из-за роста цен; · недостаток оборотных средств - увеличение кредитов. Для снижения убытков при реализации турпродукта используются методы: · выявления и оценки рисков; · решения на снижения или исключения риска; · снижение вероятности или снижение вероятного ущерба; · решение на финансирование (сохранение, без финансирования, финансирование) или передача рисков; · страхование или не страхование. Основными методами из них являются: · передача риска или финансовой ответственности третьим лицам; · сохранение финансовой ответственности за риск; · передача финансовой ответственности за риск страховщику; · комбинирование передачи страховщику и сохранение риска. Для решения возможных проблем в туризме широко используют математическое программирование, представляющее собой совокупность методов, используемых для нахождения оптимальных решений в управлении турпредприятием. Классические методы математического программирования (метод нахождения максимума и минимума функции, вариационное исчисление) используются при решении технических проблем в индустрии гостеприимства, например выпуск комфортабельных туристских автобусов, яхт для туристов, инвентарь и оборудование для экстремальных видов туризма. Линейное программирование применяется для нахождения оптимального решения управленческих процессов на турпредприятии (одноэтапных и многоэтапных). Оно позволяет оценивать эффективность информационно-технических систем, профессионализм персонала, находить оптимальные варианты управления турпредприятием, решать транспортные задачи и задачи распределения ресурсов по видам деятельности. Нелинейное программирование применяется для нахождения оптимального решения в случае одноэтапных процессов, когда критерий и ограничения являются нелинейными функциями переменных. Многие задачи, связанные с планированием туристских мероприятий, сводятся к задачам нелинейного программирования. Динамическое программирование - метод нахождения оптимального решения в случае многоэтапных процессов. Может быть использован для решения задач линейного программирования. Принцип максимума Л. С. Понтрягина сводится к поиску оптимальных решений с непрерывными во времени действиями. Целочисленное программирование - метод нахождения оптимального решения задач в целых числах. Многие задачи турбизнеса можно свети к задачам целочисленного программирования. Стохастическое (вероятностное) программирование - метод нахождения оптимальных решений в условиях неопределенности, когда часть исходных данных является случайными величинами. Параметрическое программирование - метод изучения влияния изменений параметров на решение задач поставленных руководством турпредприятия. Блочное программирование – метод используется для получения оптимального решения важных задач на основании результатов частных задач с меньшим числом переменных и ограничений. Этот метод применим для математического моделирования турпродукта. Эвристическое программирование - метод нахождения решений на основе логического отбора лучших решений и последующего их математического анализа в целях оптимизации лечебно-оздоровительных программ. Этот метод используется в турпредприятии при составлении опорного бизнес-плана, который затем уточняется другими методами программирования. При исследовании конфликтных ситуаций используют теорию игр. К ней обращаются в условиях неопределенности с целью изыскать рекомендации для принятия решений. Теория игр в туризме предусматривает конструирование схемы деятельности, в которой конкуренты (игроки) имеют свои цели и различные пути их достижения. Обязательное условие - достижение одним из игроков своей цели в зависимости от выбора способа действия другим игроком. Отличительная особенность игры в сравнении с реальной ситуацией состоит в том, что она проводится по заранее разработанным правилам.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |