КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура системы налогообложения
В теории налогового права складывается разделение понимания двух правовых категорий: система налогообложения и налоговая система. Выделение системы налогообложения важно как с практической, так и с теоретической точки зрения. Анализ процессов, происходящих в налоговой системе, показывает, что система налогообложения, это часть налоговой системы, ее элемент. Выделение системы налогообложения из налоговой системы в качестве ее подсистемы, позволяет более детально изучить обе правовые категории, тесно между собой связанные, обусловливающие друг друга и развивающиеся, как правило, в одном направлении. Особенностью системы налогообложения является ее направленность на создание условий для успешной уплаты налога налогоплательщиком. Концепция системы налогообложения прошла сложный путь развития в науке налогового права. Научная мысль развивалась в направлении все более детального толкования принципов налогообложения, обходя стороной вопрос ее структурного анализа. Адам Смит в своем исторически знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» установил четыре основных закона налогообложения, которые не утратили своего значения до настоящего времени: 1) справедливость, т.е. подданные всякого государства обязаны принимать участие в поддержании правительства, каждый в меру собственных своих средств, т.е. в размерах доходов, получаемых ими под покровом государства; 2) определенность, т.е. подать или часть налога, уплачиваемая каждым подданным, должна быть определена, а не произвольна; 3) удобство для налогоплательщика, т.е. каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие представляют наиболее удобств для налогоплательщика; 4) экономия на издержках налогообложения, т.е. налог должен взиматься таким образом, чтобы он извлекал из народа как можно менее денег, сверх того, что поступает в государственное казначейство, а собранные деньги оставались возможно малое время в руках сборщиков[1]. Развивая представления А. Смита о принципах налогообложения, Л. В. Ходский сводит их в три группы: 1) этические принципы обложения (всеобщность налога, соразмерность обложения); 2) принципы управления налогами (определенность и удобство обложения, дешевизна взимания); 3) народно-хозяйственные (финансово-политические) принципы (надлежащий выбор источников налогов, правильная комбинация совокупности налогов). Главным принципом обложения Л. В. Ходский называет принцип налоговой справедливости[2]. Опираясь на учение А. Смита, и обосновывая основные принципы совершенствования системы налогообложения в рамках рыночной экономики, широко известный в США, Канаде, Англии ученый Я. Ламберт вывел группу принципов, применив их к современной усложненной системе налогообложения. Они выражаются в следующем: 1. Налогообложение должно быть простым. 2. Налогообложение должно быть определенным как в настоящее время, так и в будущем. 3. Налогообложение должно быть нейтральным по отношению к производству, расходам потребителей и сбережениям. 4. Затраты на определение и сбор налога должны быть как можно меньшими. 5. Лиц, получающих пособия следовало бы освободить от уплаты налога. 6. Необходимо избегать двойного налогообложения. 7. Все налоги следовало бы взимать с доходов. 8. Налоги должны взиматься с физических лиц. 9. Величина взимаемого налога должна быть постоянной. 10. Приостановка или начало взимания налогов должны быть в большей мере обоснованы экономически, чем юридически. 11. Налоги должны взиматься в соответствие с реальными условиями. 12. Налоги должны взиматься в удобное для налогоплательщика время. 13. Налогоплательщику следовало бы дать право свободно и неограниченно консультироваться за счет правительства о порядке уплаты своих налогов. 14. Поскольку правительство не имеет ни обязанностей, ни власти быть великодушным, оно не может наделить этими свойствами служащих Департамента по сбору налогов. В связи с этим обоснованность налогообложения должна быть усилена судами. 15. Поскольку правительство не имеет ни обязанностей, ни власти через налогообложение разрушить что-либо, налоги должны быть отделены от штрафов за преступления и санкций. 16. Поскольку отсутствует договорная основа для налогообложения, оно должно формироваться на основе принципа возмещения убытков и, следовательно, обществу должна быть возмещена стоимость, предоставленная им налогоплательщику[3]. Отечественный ученый Тургенев Н. И. в книге «Опыт теории налогов» писал о главных правилах взимания налогов, к которым он отнес: 1) равное распределение налогов; 2) определенность налогов; 3) собирание налогов в удобное время; 4) дешевое собирание налогов; 5) общее правило при взимании налогов, которое заключается в том, что налог должен всегда быть взимаем с дохода и притом с чистого дохода, а не самого капитала[4]. Анализ российского законодательства показывает, что ни в Налоговом кодексе РФ, ни в постановлениях Конституционного Суда РФ не решен вопрос о разделении понятий налога и налогообложения. Исходя из смысла ст. 17 Налогового кодекса РФ, он упрощает понятие налогообложения, подразумевая под ним только систему элементов налога. В статье 3 Налогового кодекса РФ приведены основные начала законодательства о налогах и сборах, которые частично опираются на выработанные наукой и практикой принципы, например, всеобщность, равенство налогообложения, экономическая обоснованность налогов. В то же время, в большей степени нормы, заключенные в ст. 3 определяют налоговую политику государства, а не принципы налогообложения. Несомненно, что и то и другое достаточно близкие понятия, но имеющие различия в плане объема реализации. Принципы налогообложения имеют более узкую сферу, и их влияние распространяется лишь в пределах развертывания правоотношений по расчету и внесению налогового платежа в бюджет. Налоговая политика государства это часть его правовой политики, которая складывается под влиянием огромного массива факторов не только в сфере расчета и внесения налогового платежа в бюджет, но и экономического планирования, стимулирования производства и экономики в целом. В то же время в современной науке налогового права уделено внимание не только проблеме изучения принципов налогообложения, но и структуре системы налогообложения. В связи с чем, заслуживает внимания точка зрения В. А. Парыгиной и А. А. Тедеева, которые понимают под налогообложением в совокупности весь процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса[5]. Полагаем, что анализ приведенных теоретических положений, выработанных многими поколениями отечественных и зарубежных ученых, позволяет объединить все уже выделенные принципы в две основные группы: 1) принципы структурной организации системы налогообложения; 2) принципы функционального назначения системы налогообложения. К принципам структурной организации системы налогообложения следует отнести такие выделенные принципы, которые указывают на наличие определенной организации в системе налогообложения. Это, прежде всего: 1) определенность, то есть наличие системы налогов, законодательно определенной и известной налогоплательщику. Этот принцип указывает на наличие такого элемента как система налогов. 2) стабильность налоговых норм, обусловливающая соответственно и стабильность юридических конструкций конкретных налогов, совокупность которых можно выделить в качестве элемента системы налогообложения. 3) удобство взимания налогов, то есть в удобное для налогоплательщика время и удобным в плане расчета налогового платежа образом. Этот принцип непосредственно связан с учетом налогоплательщиков, бухгалтерским и налоговым учетом при расчете налогового платежа. А также иные принципы, связанные с организационной структурой системы налогообложения. К принципам функционального назначения системы налогообложения относятся те принципы, которые указывают на ее функции, то есть направления воздействия на иные подсистемы налоговой системы, налоговую систему в целом. В их числе можно выделить такие принципы, как: 1) принцип налоговой справедливости, то есть установление определенных ограничений для государства, недопущение налогового «беспредела» с его стороны, учет, наряду с государственным интересом, частного интереса налогоплательщика. Этот принцип пронизывает налоговую систему в целом. 2) соразмерности налогового бремени и экономической обоснованности налогообложения. Этот принцип оказывает свое влияние на воздействие системы налогообложения на налоговую политику государства и законотворческую деятельность представительных органов власти. 3) взимание налогов с чистого дохода, что даст возможность налогоплательщику успешно развиваться. Таким образом, система налогообложения представляет собой подсистему налоговой системы с внутренней структурной организацией и собственным функциональным назначением, опирающимися на целый ряд принципов, присущих системе налогообложения как части налоговой системы. В системе налогообложения выделяются следующие элементы: 1) система налогов, т.е. все их группы (федеральные, региональные, местные), поименованные в ст.ст. 13, 14, 15 Налогового кодекса РФ; 2) юридические конструкции конкретных налогов, установленные второй частью Налогового кодекса РФ и законами о конкретных налогах; 3) бухгалтерский и налоговый учет для целей налогообложения; 4) учет налогоплательщиков. Каждый элемент системы налогообложения несет свою функциональную нагрузку. При этом перечень всех видов налогов определяет форму правовой категории «система налогообложения», законодательное оформление каждого налога через установление его юридической конструкции наполняет эту форму конкретным содержанием. Бухгалтерский и налоговый учет и учет налогоплательщиков являются элементами, способствующими своевременному и полному исчислению налога и внесению его в бюджет или сбора во внебюджетный фонд. Единство системы налогообложения обусловлено единством ее законодательной базы. Материальными нормами Налогового кодекса РФ установлен перечень взимаемых на территории России налогов; большая часть нормативной основы юридических конструкций налогов, расположенных в части второй Налогового кодекса РФ; обязанность налоговых органов вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц. Процессуальными нормами Налогового кодекса РФ регулируется процесс учета налогоплательщиков в соответствии со ст.ст. 83-85 Налогового кодекса РФ. Процессуальными являются и нормы тех глав второй части Налогового кодекса РФ, в которых приводится конкретный порядок исчисления того или иного налога и внесения его в соответствующий бюджет. Таким образом, система налогообложения функционирует на основе сочетания материально-правовых и процессуально-правовых предпосылок, создающих возможность для внесения налоговых платежей и сборов в государственные, региональные и местные бюджеты и внебюджетные фонды. Каждый элемент системы налогообложения выполняет свою функциональную роль во взаимосвязи и взаимозависимости с другими ее элементами. 1. Система налогов, закрепленная в статьях 13, 14 и 15 Налогового кодекса РФ образует каркас системы налогообложения. Это группа федеральных налогов, группа региональных налогов и группа местных налогов. При этом федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые ст. 13 Налогового кодекса РФ (федеральными законами о сборах) и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Так, группу федеральных налогов и сборов в соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ составляют следующие виды налогов: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина; 9) взносы в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ в ст. 14 и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. Представительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право определять такие элементы юридической конструкции налога как: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, и налоговые льготы. Иные элементы юридической конструкции регионального налога определяются в соответствующей главе второй части Налогового кодекса РФ. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в ст. 15 Налогового кодекса РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц[6]. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих субъектов Российской Федерации. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления устанавливаются следующие элементы юридической конструкции налога: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, и налоговые льготы. Система налогов в Российской Федерации довольно противоречива и не отвечает в полной мере признакам сложившихся мировых моделей. Так, евроконтинентальная модель системы налогов отличается высокой долей отчислений на социальное страхование и значительной долей косвенных налогов, англосаксонская – ориентирована на прямые налоги. Выделяется также смешанная система, призванная избежать зависимости бюджета от какого-либо одного налога и позволяющая государству диверсифицировать структуру доходов[7]. Анализ сложившейся системы налогов России показывает, что наиболее собираемые и эффективные налоги находятся в ведении государства, это НДС, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых. Регионам и муниципалитетам выделены налоги, которые не способны решить проблему формирования бюджетных средств, достаточных для их развития и даже существования. 2.Юридические конструкции конкретных налогов, установленные второй частью Налогового кодекса РФ и законами о конкретных налогах представляют собой содержание системы налогообложения. При этом закон, устанавливающий каждую из юридических конструкций налога, является правовой формой, отражающей политические и экономические воззрения, сложившиеся в государстве на момент принятия закона о конкретном налоге. Теоретически все виды налогов должны иметь одинаковую внешнюю структуру их юридических конструкций, то есть, состоять из одного и того же набора элементов. Однако видовые характеристики элементов юридической конструкции отдельно взятого налога, внутреннее их соотношение и взаимосвязь складывается для каждого налога индивидуально. Например, налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций при наличии общего в элементном составе (налогоплательщик, объект налога, налоговая база и т.д.) имеют различные характеристики элементов юридической конструкции налога, степень их соотношения, развитие внутренних связей этой конструкции. Следует лишь отметить, что для системы налогообложения юридические конструкции налогов, так же как и для налоговой системы в целом, играют роль системообразующего элемента. Уникальность юридических конструкций налогов в их незаменимости. При их отсутствии не образуется ни система налогообложения, ни налоговая система. В то же время, выделение юридических конструкций налогов в качестве элемента соподчиненных систем по-новому раскрывает структуру налоговой системы и ее соотношение с составляющими элементами. В рассматриваемом случае мы имеем дело с объемным структурированием налоговой системы, когда ее элементы соотносятся как единичное, особенное и общее, причем единичное – юридические конструкции налогов – являются квинтэссенцией этой системы. 3. Бухгалтерский и налоговый учет для целей налогообложения. В соответствии с п. р ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находится официальный статистический и бухгалтерский учет. Основным нормативным актом в сфере бухгалтерского учета является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г., с последующими изменениями и дополнениями[8]. В соответствии со ст. 3 указанного закона, законодательство о бухгалтерском учете состоит из Закона о бухгалтерском учете, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются в пределах своей компетенции федеральными органами исполнительной власти. Эти акты обязательны для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации и перечислены в ст. 5 Закона о бухгалтерском учете: а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности; в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета. При этом нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ. Наряду с бухгалтерским учетом, с 1 января 2002 года в России введен налоговый учет для дополнения в установленных законом случаях бухгалтерского учета для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В соответствии со ст. 54 Налогового кодекса РФ, организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению, либо связанных с налогообложением. По налогу на прибыль организаций иными документально подтвержденными данными об объектах, подлежащих налогообложению, являются данные налогового учета. В соответствии со ст. 313 главы 25 части второй Налогового кодекса РФ налоговый учет это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным кодексом. Здесь же установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому, а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговый кодекс РФ установил следующие элементы налогового учета: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы. Обязательными реквизитами, которые должны содержать формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы являются: наименование регистра; период (дата) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении; наименование хозяйственных операций; подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров. Данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном периоде; сумму остатков расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль. Таким образом, организации рекомендовано самостоятельно разработать изменения в учетную политику и пакет документов, необходимый для организации налогового учета. Это связано с усложнением учета вообще, увеличением его трудоемкости и соответственно удорожанием процесса расчета налогов в организации, а при организации налоговых проверок возникает дополнительный объем работы для налоговых служб, что ведет к увеличению затрат в процессе сбора налогов. Своеобразной составной частью системы налогообложения являются специальные налоговые режимы, установленные разделом VIII.I. Налогового кодекса РФ. Это: - система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); - упрощенная система налогообложения; - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Первые три, за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, обладают не только особым порядком применения бухгалтерского и налогового учета, но и характеризуются наличием таких элементов юридической конструкции налога как, налогоплательщик, объект налога, налоговая ставка, налоговый период, порядок уплаты и сроки уплаты налога. Это позволяет выделить юридическую конструкцию каждого из специальных налоговых режимов, близкую по структуре к юридической конструкции налога, но, в то же время, обладающую своеобразием. Оно проявляется, прежде всего, в освобождении налогоплательщиков, воспользовавшихся тем или иным специальным режимом, от уплаты ряда иных налогов. Что, несомненно, облегчает налоговое бремя налогоплательщика и позволяет рассматривать применение специальных режимов как льготное налогообложение. С вступлением во Всемирную Торговую Организацию Российская Федерация переходит на международные стандарты финансового учета. Это влечет за собой изменения в бухгалтерском и налоговом учете в сфере налогообложения. 4. Учет налогоплательщиков. Взимание налогов возможно лишь с лица, определенного в качестве налогоплательщика в законодательном порядке и в установленном порядке учтенного. Налоговый кодекс РФ рассматривает учет налогоплательщиков лишь в целях проведения налогового контроля. Совершенствованию учета налогоплательщиков служит Федеральный Закон РФ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым налоговые органы наделены правом государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Соединив в себе полномочия государственной регистрации и учета налогоплательщиков, налоговые органы получили новые возможности контроля за деятельностью и передвижением организаций налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей. Этот элемент системы налогообложения следует рассматривать как основу формирования такого элемента налоговой системы, как налоговое администрирование и контроль. Постановка на учет является обязательной, независимо от того, возникнут ли у вновь образованной организации или у индивидуального предпринимателя объекты налога. Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах осуществляется: - по месту нахождения организации; - по месту нахождения ее обособленных подразделений; - по месту жительства физического лица; - по месту нахождения принадлежащего юридическому или физическому лицу недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Местом нахождения имущества в целях налогообложения признается: 1) для морских, речных и воздушных транспортных средств – место нахождения (жительства) собственника имущества; 2) для иных транспортных средств – место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) собственника имущества; 3) для недвижимого имущества – место нахождения имущества. Заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации. При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если сама организация не состоит на учете в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение. В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно [9]. В соответствии с действующим законодательством филиалы и иные обособленные подразделения не являются налогоплательщиками, что порождает целый ряд неувязок, как в теории, так и практике налогообложения организаций. Во–первых, налоговое законодательство не дает определения деятельности филиала или обособленного подразделения. В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ определено лишь место нахождения обособленного подразделения, которым является место осуществления этой организацией деятельности через ее обособленное подразделение. То есть, обособленное подразделение может заниматься любой деятельностью, в том числе не связанной с деятельностью самой организации. Во-вторых, Налоговый кодекс РФ в статьях 116 и 117 не конкретизирует за какое правонарушение предусмотрено наказание: уклонение от постановки на учет самой организации или организации по месту нахождения филиала или иного обособленного подразделения. Определенной проблемой являлось применение наказания по указанным статьям в случае образования нескольких обособленных подразделений в пределах действия одного налогового органа. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что ст. 83 Налогового кодекса РФ регламентируется порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не их обособленных подразделений и принадлежащего им имущества. Поэтому на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст. 83 Налогового кодекса РФ оснований, не может быть возложена, предусмотренная статьями Налогового кодекса РФ, ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет или уклонение от повторной постановки на учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию [10]. Соответствующие изменения были внесены и Письмом МНС России от 8 августа 2001 г. № ШС-6-14/613. В определенной степени проблема разрешена внесенными в ст. 83 Налогового кодекса РФ дополнениями об обязательной постановке организации на учет в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения. Полагаем, что организация должна встать на налоговый учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения, в противном случае, возможно уводить от учета часть дохода, перераспределяя его между подразделениями, по месту нахождения которых организация не стоит на учете. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего обложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации. Физические лица, в том числе предприниматели, не обязаны подавать заявление о постановке на учет недвижимого имущества и транспортных средств. В этом случае постановка на учет осуществляется налоговыми органами не по заявлению владельцев – физических лиц, а по сведениям, предоставляемым органами ГИБДД, учреждениями юстиции, нотариусами и т.д. Поскольку постановка на учет физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется без его участия, налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке на учет. Организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговые органы подается заявление о постановке на учет с приложением указанных в законодательстве документов, перечень которых является закрытым. Это: свидетельство о государственной регистрации; учредительные и иные документы, необходимые при государственной регистрации; документы, подтверждающие создание филиалов и представительств организации. При подаче заявления о постановке на налоговый учет индивидуальный предприниматель представляет также: свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или копию лицензии на право занятия частной практикой; документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства. В состав сведений о налогоплательщиках физических лицах включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство. В течение пяти дней налоговые органы обязаны осуществить постановку на учет и выдать свидетельство о постановке на учет. Срок выдачи свидетельства отсчитывается с момента подачи всех необходимых документов. Процедура постановки на учет налогоплательщика завершается присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), который является единым учетным номером по всем видам налогов и сборов на территории Российской Федерации. В случае постановки на учет по месту нахождения филиалов, представительств, недвижимого имущества и транспортных средств ИНН повторно не присваивается. В налоговых отношениях известна и такая процедура как переучет налогоплательщиков. Переучет представляет собой снятие с учета в одном налоговом органе и постановку на учет в другом, по месту нового местонахождения налогоплательщика. Об изменениях в уставных и других учредительных документах организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 3-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах. Об изменении места жительства индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 3-дневный срок с момента такого изменения. Если состоящий на учете налогоплательщик сменил место своего нахождения или место жительства, то снятие его с учета производится налоговым органом в течение пяти дней после подачи налогоплательщиком заявления. Снятие с учета организации в случае ликвидации или реорганизации, а для индивидуального предпринимателя – в случае прекращения деятельности, осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня получения такого заявления. В случае закрытия филиала или представительства снятие организации с учета по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения. Снятие с учета физического лица может также осуществляться налоговым органом, при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства. Анализ структуры системы налогообложения показывает, что в ней складывается комплекс основных правоотношений, связанных с исчислением налогового платежа и выполнением налогового обязательства налогоплательщиком. Именно этот элемент налоговой системы представляет собой то особенное, что характеризует ее как феномен общественной и государственной реальности, способ существования которой связан с экономическими, финансовыми основами общества и государства.
[1] Смит А. Исследования о природе и причинах богатств народов. Т. 3. – СПб., 1866. – С. 185-187. [2] Ходский Л. В. Основы государственного хозяйства: пособие по финансовым наукам. – СПб., 1901. – С. 85-90. [3] Ламберт Ян. Некоторые современные принципы налогообложения. Возвращение к А. Смиту (Является ли налогообложение демократической кражей?). – М., 1993. – С. 6-12. [4] Тургенев Н. Опыт теории налогов. – СПб., 1819. – С. 22-36. [5] Парыгина В. А., Тедеев А. А. Налоговое право Российской Федерации. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 55. [6] СЗ РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3231. [7] Паскачев А. Б. Налоговый потенциал экономики России. – М., 2001. – С. 89. [8] СЗ РФ. – 1996. – № 48. – Ст. 5369. [9] СЗ РФ. – 2006. – № 31 (ч. 1). – Ст. 3436. [10] Вестник ВАС РФ. – 2001. – № 7.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |