Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ





В рамках данной лекции мы рассмотрим 4 основных теории взаимодействия: теорию символического интеракционизма Дж. Г. Мида и Г. Блумера, этнометодологическую теорию Г. Гарфинкеля, теорию «управления впечатлениями» или «социодрамы» И. Гофмана и теорию социального обмена Дж. Хоманса. Все указанные авторы относятся к американской социологии.

Взгляды на природу социального взаимодействия Дж. Г. Мида. Дж. Г. Мид – это известный американский социолог (1867-1931), один из создателей теории символического интеракционизма. Мид выделял 4 взаимосвязанных ступеней действия. Это импульс (реакция действующего индивида на внешний стимул), восприятие (отбор и оценка свойств внешних стимулов, из которых мы реагируем только на некоторые). Мид полагал, что мы не столько реагируем на сами внешние раздражители, сколько на те скрытые намерения, которые за ними стоят. Например, один и тот же поступок двух разных людей, одного из которых мы считаем другом, а другого врагом, может вызвать разные, а порой и противоположные реакции с нашей стороны. То есть прежде, чем начать действовать, мы осмысливаем те стимулы, которые вызывают наши действия. Третий этап действия – это манипуляция, то есть мы мысленно представляем, как мы можем ответить на внешний раздражитель и к чему это нас приведет. И четвертый этап совершения действия – это потребление, т.е. это собственно совершения того действия, которое удовлетворяет первоначальный импульс. Мид выделяет 2 типа действий: неосознанные и осознанные жесты. Первые могут производить как люди, так и высшие животные. Это любые виды действий, которые не требуют мыслительных процессов. Чаще всего для совершения таких жестов не используются слова. Второй тип жестов, Мид еще называет их «символические» жесты, осуществляются при помощи языка, как системы символов. Для того чтобы воспринимать и правильно отвечать на символические жесты, мы должны уметь придавать один и тот же смысл каким-либо предметам. Например, если кто-нибудь произносит слово собака, то в нашем сознании сразу же возникает образ животного с четырьмя лапами, ушами, хвостом и шерстью, которое умеет лаять. Если же другой индивид не может себе представить, что скрывается за тем или иным символом, например, словом «собака», то между этими индивидами невозможно понимание, а, следовательно, и невозможно взаимодействие.

Г. Блумер (1900-1987), продолжатель идей Дж. Г. Мидадалее разрабатывает понятие символа. Он рассматривает взаимодействие между людьми как непрерывный символический диалог, в процессе которого они наблюдают и осмысливают намерения друг друга и приписывают им одинаковые значения, основанные на одинаковом понимании символов. Люди усваивают символы, а также значения, в процессе социального взаимодействия. В то время как на знаки люди откликаются бессознательно, на символы они реагируют обдуманно. Знаки обозначают сами себя (например, изображение на воротах оскаленной собаки означает само себя, то есть злую собаку). «Символы есть социальные объекты, используемые для представления (или «обозначения», «замены») того, что согласно договоренности людей, они будут представлять». Например, изображение креста как символ принадлежности к христианству. В качестве символов могут быть не только слова, но и предметы. Люди часто пользуются символами, чтобы обозначить свой статус. Например, покупают вещи дорогостоящих модельеров или ездят на роллс-ройсе, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к слою богатых и знаменитых.



Теория «управления впечатлениями или теория социодрамы» И. Гофмана. И. Гофман (1922-1982) считается одним из самых влиятельных мыслителей Америки ХХ века. Он наиболее известен как автор драматургической теории в социологии. Гофман видел много общего между театральными представлениями и теми действиями, которые мы совершаем в повседневной жизни, в своих взаимодействиях с другими людьми. Проводя аналогию между социальным взаимодействием и сценой, Гофман находит много сходных элементов. Во всяком социальном взаимодействии есть передний план, который соответствует авансцене в театральном представлении. Здесь мы исполняет те роли, которые от нас ожидают, оказываем на других нужное нам впечатление. При исполнении ролей на переднем плане очень важны внешний вид, костюм и различный реквизит. И в театре и в социальном взаимодействии есть и задний план, место, куда действующие лица могут удалиться, чтобы приготовиться к исполнению. В глубине сцены или за кулисами, выражаясь театральными терминами, актеры могут быть самими собой и сбросить маски, то же самое происходит и на заднем плане социального взаимодействия. Таким образом, люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Индивиды заинтересованы в том, чтобы регулировать поведение других. Эта регуляция осуществляется главным образом путем влияния на понимание ситуации другими.

Этнометодология как теория изучения повседневных взаимодействий. Г. Гарфинкель (р. 1917 г.) ведущий американский исследователь повседневной жизни. Предметом изучения в этнометодологии являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться он насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д. Г. Гарфинкель полагал, что в повседневной жизни люди строят свои взаимодействия на основе некоторых правил или моделей (он называл их «фоновые ожидания» или «фоновые практики»), о существовании которых даже не догадываются, но к которым неосознанно приспосабливают свое поведение. Эти модели первичны, поскольку диктуют людям цели и мотивы их взаимодействий. Они также координируют взаимодействия индивида с другими, помогают обнаружить отклонения от нормального хода событий, помогают индивидам совершать морально санкционированное, нормальное поведение. Если же, в силу каких-либо обстоятельств, эти правила нарушаются, то люди впадают в смятение, теряют почву под ногами, не понимая, что же случилось. Среди различных проявлений повседневной жизни этнометодологи особое внимание уделяют повседневным разговорам, понимая их как естественно-организованную деятельность. При этом изучается, как организовывается разговор (т.е. правила правильной коммуникации), как он исполняется, что для этого используется кроме слов, например, паузы, запинки, молчание, вздохи, жесты, взгляды, фырканье, смех и многое другое.

Теория социального обмена Дж. Хоманса. Дж. Хоманс ( р. 1910 ) изучал природу индивидуального поведения и взаимодействия. Он полагал, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего прошлого опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Взаимодействие Хоманс рассматривает, как ответы индивида на внешние стимулы, которые могут быть в двух формах: награды и наказания. Отсюда ученый выводит основные постулаты (правила), которые регулируют поведение человека. Они выглядят следующим образом:

1.Чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он повторяется. Например, если один человек получил от другого совет, который ему пригодился, то велика вероятность, что этот человек вновь обратиться к другому за советом.

2. Если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от некоторого условия, то человек будет стремиться воспроизвести это условие. Например, если человек, пришедший на прием к начальнику, принес его секретарю презент, и тем самым попал к начальнику раньше других, то в дальнейшем, приходя в этот кабинет, он снова будет приносить подарки секретарю, т.е. воспроизводить условия ситуации.

3. Если вознаграждение велико, человек готов затрачивать больше усилий ради его получения.

4. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения. То есть, если человека слишком часто вознаграждать, то постепенно это вознаграждение утратит для него значимость, перестанет быть стимулом для того, чтобы и в дальнейшем предпринимать усилия.

Теория Дж. Хоманса наиболее пригодна для анализа межличностных взаимоотношений, отношений лидерства, переговорных процессов, но в то же время человеческое поведение и взаимодействие не всегда можно объяснить только исходя из понятия целесообразности, взвешивания наград, издержек и наказаний.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 8353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.