Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теории социального действия




Первым в социологии теорию социального действия предложил немецкий социолог Макс Вебер (ХIХ в.). Он полагал, что для того, чтобы человеческий поступок мог считаться социальным действием, он должен был отвечать 2 условиям: он должен был быть ориентированным на другого и осмысленным, то есть в той или иной степени целенаправленным, ориентированным на достижение некоторой цели. И вот в зависимости от степени осмысленности/целенаправленности М. Вебер предлагал выделять 4 идеальных типа социального действия. Первый тип: аффективное действие (от слова «аффект» - эмоция) – это действие, ориентированное на другого, но опирающееся не на разум, а на эмоции, в связи с чем его целенаправленность может быть проблематичной. То есть индивид, совершающий такое действие, не всегда четко осознает поставленную цель и очень часто не может осознать последующие результаты. Примером такого действия может быть, скажем, пощечина обидчику в пылу ссоры. Второй тип: традиционное действие – действие, ориентированное на другого и опирающееся на традиции или привычки. Например, приветствие знакомых или осенение себя крестом в Церкви. Степень осознанности такого действия выше, чем в предыдущем случае, но зачастую, совершая подобные действия, мы не можем объяснить их смысл, и делаем их по привычке, или потому, что так заведено. Третий тип действия: ценностно-рациональное действие, ориентированное на другого и опирающееся на некоторые ценности или же нормы. Например, ухаживая за девушкой, юноша преподносит ей те или иные подарки. Своими действиями он преследует определенную цель – завоевать расположение девушки, но при этом использует социально одобряемые, нормативные средства, то есть пытается вести себя «правильно» - в соответствии с определенными правилами. Данный тип действия вполне осознанный и целенаправленный, но в качестве одной из целей предполагающий демонстрацию «правильного», или же социально одобряемого поведения. И, наконец, четвертый тип действия – целерациональное действие. Это абсолютно осознанное действие, опирающееся на рационально выбранные цели и средства и, естественно, ориентированное на другого. По Веберу, к целерациональным действиям мы можем отнести любое действие, совершаемое в экономической сфере – начиная от совершения покупки в магазине и заканчивая управлением крупной корпорацией.

Следующим автором, предложившим свою теорию социальных действий был американский социолог Флориан Знанецкий (начало ХХ в.). Критерием отнесения социальных действий к тому или иному типу у него является добровольность или же внешнее принуждение. Соответственно, он выделяет 2 основных типа действия: действия-приспособления – действия, совершаемые добровольно, без принуждения, в силу доверия или же соглашения с другим/другими; и действия-оппозиции. Примером первого типа действий могут быть просьба, приглашение, подражание, привлечение, воспитание, подчинение. Второй тип действия означает противопоставление себя другим, репрессии, бунт, враждебность. Между этими двумя типами действий существует и третий промежуточный тип – соединяющий в себе черты первых двух – эгоистический компромисс.

Следующая теория социального действия, которую мы с вами рассмотрим, это теория социального действия американского социолога Талкотта Парсонса (середина ХХ в.). Согласно его взглядам, социологическая схема социального действия должна включать следующие элементы: действующее лицо, ситуация действия, условия и цели действия, а также нормативные предписания действия. Из всех этих элементов для построения типологии социального действия Т. Парсонс выбирает последние – нормативные предписания или, как он их называет, «типовые переменные действия». Что представляют собой эти «типовые переменные»? По-существу речь идет о тех или иных социальных ценностях/нормах, которыми руководствуется индивид, совершая действие. При этом, по мнению Парсонса, каждая социальная ценность может быть в двух противоположных формах. Таким образом, он выделяет 10 типовых переменных действия, которые затем объединяет в пять пар, согласно которым и могут строиться социальные действия.

Первая пара: универсализм/партикуляризм, иначе говоря, общепринятые ценности или же некие личные выгоды, личные ценности или же ценности некоторой группы, к которой принадлежит индивид. Например, чиновник, облеченный властью, должен помочь своему родственнику. При этом он может относиться к нему также как к любому другому гражданину, руководствуясь общепринятыми нормами, или же помогать ему, в обход законов и правил, руководствуясь соображениями личной выгоды или симпатии.

Вторая пара: достижение/предписывание, речь идет о том, чем руководствуется лицо, совершающее действие, - социальными характеристиками другого или же его природными качествами и свойствами. Например, если руководитель обращает внимание на профессиональные качества подчиненного, он совершает по отношению к нему действия, ориентированные на достижение. Если же начальник видит в подчиненном мужчину или женщину, старого или же молодого человека, то он руководствуется предписанными характеристики, данными другому от рождения. И в таком случае совершает действия, ориентированные на предписывание.

Третья пара: аффективность или же аффективная нейтральность. В данном случае действия совершаются непосредственно и импульсивно, с опорой на удовлетворение сиюминутных потребностей или же, напротив, обдуманно и расчетливо с опорой на удовлетворение более далеко идущих потребностей.

Четвертая пара: специфичность/диффузность, имеется в виду ориентация на общие или специфичные черты ситуации. Диффузность означает общее, а специфичность – особенное. К примеру, солдат, находящийся на войне, должен убивать врагов (это будет ориентация на диффузные, всеобщие черты данной ситуации), но он может по каким-то причинам отказаться стрелять в противника (в таком случае он будет руководствоваться специфическими обстоятельствами ситуации).

Пятая пара: ориентация на себя/на коллектив. Означает совершение действий с опорой на свои личные интересы или же на интересы той группы, к которой принадлежит индивид.

И, наконец, последняя теория, которую мы с вами рассмотрим, это теория социального и коммуникативного действия современного немецкого социолога Юргена Хабермаса. Хабермас подытоживает наработки по теории социального действия своих предшественников и предлагает выделять 2 основных типа социального действия, которые затем подразделяет на подтипы. Первый тип – это стратегическое действие, а второй – коммуникативное. Признание существования коммуникативного действия является достижением Хабермаса, его «ноу-хау». Описывая стратегические действия, Хабермас характеризует их следующим образом. «Поскольку акторы ориентируются исключительно на достижение успеха, то есть на последствия своих действий, постольку они стараются достичь своих целей, оказывая внешнее влияние на понимание ситуации их соперником, на его решения и мотивы, с использованием оружия или подкупа, угроз или посулов. Координация действий субъектов, которые таким образов обращаются друг с другом, стратегически зависит от того, насколько эгоцентрический подсчет собственной выгоды уравновешивается подсчетом выгоды с противной стороны». К стратегическим действиям Хабермас относит: телеологическое действие (от греч. «телеос» цель) – действия предполагающие ясные цели и средства и всегда ориентированные на успех или эффективность (напр. экономические действия), нормативно регулируемые – действия ориентированные на ценности/нормы референтной группы и соответствующие групповым ожиданиям (примером может служить поведение юноши, ухаживающего за девушкой, описанное выше при анализе ценностно-рационального типа действия по М.Веберу), драматургические действия – предполагающие создание нужного образа и оказание нужного впечатления на другого/других, в основе чего лежат манипулятивные техники (примером может служить любое рекламное сообщение). Кроме того, все стратегические действия могут быть открытыми или же латентными (скрытыми). Например, телеологическое действие или рекламное драматургическое действие являются открытыми, то есть, открыто демонстрирующими намерения действующего лица/группы лиц. В то же время нормативно-регулируемое действие может содержать в себе скрытую манипуляцию или же систематическое искажение коммуникации. В примере с юношей, ухаживающим за девушкой, совершение им благородных поступков и произнесение красивых слов может свидетельствовать не о благородстве или же искренности, а о простом следовании некоторой привычной технологии манипулирования/ухаживания, за которой не стоят истинные чувства, а, напротив, скрываются корыстные намерения, связанные с высоким материальным или же семейным статусом данной девушки.

В противоположность стратегическому коммуникативное действие – это взаимодействие индивидов посредством речи или невербальных символических систем. Направлено оно на достижение понимания, выработку общей оценки просходящего и соглашение о будущих действиях. Соответственно, коммуникативное действие делится на 2 подтипа: действия,направленные на достижение понимания, и действия, направленные на достижение согласия, или консенсуальные действия. Характеризуя коммуникативное действие, Хабермас отмечает, что в данном случае «...акторы идут на то, чтобы внутренне согласовывать между собой планы своих действий и преследовать те или иные свои цели только при условии согласия относительно данной ситуации и ожидаемых последствий...». Также Хабермас замечает, что «...согласие невозможно навязать другой стороне, к нему нельзя обязать соперника, манипулируя им: то, что явным образом производится путем внешнего воздействия, нельзя считать согласием. Последнее всегда покоится на общих убеждениях».

Чтобы прийти к согласию или же общим убеждениям, то есть убедить или же переубедить другого, действующий индивид должен обладать 3 типами коммуникативной компетентности, которые, в свою очередь, базируются на 3 типах речевых умений.

1. Для сообщения реальных фактов, освещения событий, существующих в объективной реальности, следует обладать умением говорить истинно, т.е. владеть аргументами, логикой, быть компетентным в данном вопросе или же уметь казаться компетентным.

2. Для установления или же возобновления межличностных отношений, для описания социального мира, то есть мира человеческих взаимодействий, необходимо обладать умением говорить правильно, то есть в соответствии с некоторыми правилами, нормами, законами, установленными в данном обществе/сообществе.

3. Для манифестации внутренних переживаний, то есть для самопрезентации, для описания своего внутреннего мира необходимо умение говорить искренно или, по крайней мере, уметь казаться быть искренним.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.