Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа и сущность языка


Задачи языкознания как учебного предмета

Для каждого человека необходимо знакомство с важнейшей функцией своего организма и умение её контролировать, необходимо знание законов общения и умение ими пользоваться.

Для учителя, особенно учителя начальных классов, значимость предмета возрастает в большей степени, потому что для него язык – это основа профессиональной деятельности, он формирует языковое сознание и поведение ребёнка и тем самым закладывает базу для формирования личности и её успешной социализации.

 

Языковое общение – это одна из функций человеческого организма. Значит ли это, что природа языка сугубо биологическая? Нет, одного организма недостаточно: и для формирования, и для осуществления деятельности общения необходима среда, т. е. общество себе подобных. Язык не индивидуальное и не биологическое явление. Социальная сущность языка хорошо видна при сравнении его со звуковой сигнализацией животных. Животные имеют органы, схожие с органами человека, в том числе мозг, органы чувств и носоглотку, однако они не воспринимают и не произносят звуков вне конкретной ситуации, для обозначения понятий.

Каждый нормальный человек рождается, имея способность к языку, но вне общества эта способность теряется. Выпадая из общества, человек утрачивает навыки языкового общения. Особенно показательным является тот факт, что дети, оказавшиеся «на воспитании» у животных, не могут научиться говорить, мыслить и поступать так, как человек.

Таким образом, мы можем сказать, что основа языка биологическая, а природа социальная. Об этом же свидетельствует и анализ значения слова «язык», оно многозначно:

ЯЗЫК1, -а, мн. -и, ов, м. 1. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции. Лизать языкам. Попробовать на я. (т. е. на вкус). Змеиный я. (такой раздвоенный на конце орган в пасти змеи). Показать я. кому-н. (высунуть; также в знак насмешки, пренебрежения). Держать я. за зубами (перен.: не говорить лишнего, помалкивать; разг.). Длинный я. у кого-н. (также переи.: о болтуне, о том, кто болтает лишнее; разг. неодобр.). Злые языки (перен.: сплетники, клеветники). На я. остёр кто-”. (умеет говорить остро). Вопрос был на языке у кого-н. (кто-н. готов был задать вопрос). Что на уме, то и на языке у кого-н. (что думает, то и говорит, разг.). Придержать я. (перен.: не сказать лишнего; разг.). Кто тебя (меня, его т. л) за я. тянул? (зачем сказал, проболтался?; разг. неодобр.). Я. развязать (начать говорить свободнее, охотнее, а также заставить говорить; разг.). Я. распустить (начать говорить лишнее; разг. неодобр.). Я. прикусить или закусить (также перен.: спохватившись, испугавшись, сразу замолчать; разг.). Я. проглотил кто-н. (молчит, не хочет говорить; разг.). (7 языка сорвалось что-н. у кого-н. (сказал нечаянно, не подумав; разг.). Я. без костей у кого-н. (о том, кто любит много говорить, говорит лишнее; разг. неодобр.). Я. хорошо подвешен у кого-н, (мастер хорошо говорить, краснобай; разг.). Я. не повернется сказать (не хватит решимости сказать; разг.). Я. или языкам болтать, трепать языком (перен.: заниматься пустой болтовнёй; разг.). Я. чешется у кого-н. (перен.: трудно молчать, не терпится сказать; разг.). На языке вертится что-н. у кого-н. (очень хочется, не терпится сказать, рассказать что-н.; разг.)



ЯЗЫК2, -а, мн. -и, -ов, м. 1. Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский я. Славянские языки. Литературный я. — высшая форма общенародного языка. История языка. Мёртвые языки (известные только по письменным памятникам). Условный я. (арго). Говорить на разных языках с кемн. (также перен.: совершенно не достигать взаимопонимания). Найти общий я. с кем-и. (перен.: достичь взаимопонимания, согласия). 2. ед. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль (в 3 знач.). Я. Пушкина. Я. писателей. Я. художественной литературы. Я. публицистики. 3. ед. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений. 4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Я. животных. Я. тел. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования. Информационные языки (в системе обработки информации). 5. ед., перен., чего. То, что выражает, объясняет собой что-н. (о предметах и явлениях). Я. фактов. Я. цветов. Я. танца. 6. перен. Пленный, захваченный для получения нужных сведений (разг.). Взять, привести языка. II прил. языковой, -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.).

ЯЗЫК3, -а, мн. -и, -ов, м. (стар.). Народ, нация. Нашествие двунадесяти (т. е. двенадцати) языков (об армии Наполеона во время Отечественной войны 1812 г.). т Притча во языцех (книжн., обычно ирон.; во языцех — старая форма предл. п.) — предмет общих разговоров. Этот человек стая притчей во языцех.

Этимология показывает другую картину (язык – средство для призывания).

Сущность языка заключается в его системном характере. Системой принято называть целостный объект, который состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных частей. Для характеристики любой системы используются 3 параметра: функции, элементы, структура. Поскольку язык должен передавать бесконечную по объему и разнообразную информацию, то эта система сверхсложная. А сверхсложная система неизбежно должна дифференцироваться (разделяться на функции).

1. В основе этого разделения лежит понятие деятельности. Рассматривают два вида деятельности:

А. Коммуникативная деятельность, цель которой – обмен информацией внутри языкового коллектива. Достижение этой цели - функция коммуникативной системы языка. Её основной элемент – это коммуникативный акт, который осуществляет единичную связь между его участниками (коммуникантами): отправителем (адресантом) и получателем (адресатом).

Б. Знаковая деятельность. Её цель – организация средств, необходимых для коммуникативной деятельности. Достижение этой цели – функция знаковой системы языка, которая имеет сложное иерархическое строение и воплощается в двух формах – письменной и устной (см. схему). Основной элемент знаковой системы - знак – это разновидность сигнала, это объект, несущий информацию о другом объекте. Специфика языкового знака состоит в том, что он имеет две стороны: форму (звуковую или письменную оболочку) и содержание (или семантику – комплекс значений, от греч. «сема» - знак). Связь между формой и семантикой условная. Совершенно очевидно, что в рамках системы знак не может быть единственным. В самом простейшем случае знаку противопоставляется отсутствие знака, или нулевой знак:

дом – дома.

Знаковая деятельность реализуется в виде двух противоположных, но тесно взаимосвязанных действий:

1. синтез (деятельность адресанта) – переход от замысла к тексту, построение сообщений (комплекса знаков) и знаков (комплекса фигур);

2. анализ (деятельность адресата) – восстановление замысла по тексту через расчленение сообщений на знаки, знаков на фигуры.

Каждое действие представляет собой комплекс операций, которые распределяются между частными системами внутри общей знаковой системы языка: синтаксической, морфологической, лексической, деривационной, морфемной, фонетической, графической.

Участники коммуникации периодически меняются ролями. Но специфика деятельности адресанта и адресата отражается в любой частной системе языка.

Структура складывается из 2 универсальных типов отношений:

Синтагматические отношения основаны на сочетаемости языковых единиц в тексте – независимых (равноправное отношение) или зависимых (неравноправное отношение).

Парадигматические отношения основаны на сходствах и различиях между языковыми единицами (внешнее отношение) или их разновидностями (внутреннее отношение).

Соответственно, синтагматические отношения в коммуникативной системе – это сцепление коммуникативных актов в процессе общения, а парадигматические – отношения, основанные на сходствах и различиях между коммуникативными актами.

Отношения между знаками те же, что и в коммуникативной системе:

Мама мыла раму (синтагматика).

Мама – маму (парадигматика).

2. Второй способ дифференциации – выделение 2-х форм языка: письменной и устной.

Сначала появился устный язык, функция которого непосредственное оперативное общение, т.к. оно не может передаваться на дальние расстояния.

Письменная форма языка. Её функция – общение, задержанное в пространстве и во времени

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Место языкознания среди других наук | Язык и речь

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.