Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Язык и речь


Язык и речь – это один из частных вопросов в рамках комплексной проблемы природы и сущности языка.

Теоретическая разработка проблемы языка и речи связана с именем швейцарского учёного Фердинанда де Соссюра(1875-1913).

Ф. де Соссюр различал языкв узком смысле, языковую систему (la langue) и речь, речевой акт (la parole). Это две части (или два аспекта) языка в широком смысле, языкового феномена в целом (le langage; переводчики употребляют в качестве русского эквивалента не вполне удачный термин речевая деятельность). Для Ф. де Соссюра важнейшее основание для этого двоичного разбиения (дихотомии) является индивидуальный, однократный характер актов речи и социальный, постоянно воспроизводимый характер языка.

Речь выступает в виде единичных актов, производимых данным индивидом. Язык же принадлежит всему данному языковому коллективу, он социален, а его единицы воспроизводимы в бесконечном множестве речевых актов. Речь актуальна, язык потенциален. Язык организован прежде всего как система знаков, для которых наиболее характерны их различительные признаки, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Язык формируется в речевых актах, речь предполагает наличие языка. Главной задачей исследователя Ф. де Соссюр считал построение «лингвистики языка», а построение «лингвистики речи» полагал возможным, но сам за решение этой задачи при своей жизни не взялся.

Он стремился максимально чётко разграничить аспекты изучения языка. Он считал, что хотя в своём существовании язык и речь взаимообусловлены, они несводимы друг к другу и не могут рассматриваться с одной точки зрения. С этой целью он противопоставлял язык и речь по следующим признакам: общее – частное, социальное – индивидуальное, внутреннее – внешнее, существенное – второстепенное, статическое – динамическое, диахроническое - синхроническое. «…речевая деятельность, взятая в целом, непознаваема, так как она неоднородна», поэтому настоящим и подлинным объектом лингвистики он объявлял язык. По его убеждению, язык – это система чистых отношений и одновременно система знаков. Язык понимался им как чисто физическое явление.



И.А. Бодуэн де Куртенэ(1845-1929) также выделяет два аспекта языка – орудие и деятельность, подчеркивая тем самым, что сущность языка – в речевой деятельности. Однако в противовес Ф. де Соссюру язык и речь составляют взаимопроникающее единство, обусловливая реальность друг друга. Индивидуальный язык существует не как единичное целое, а как видовое понятие. Индивидуальная речь представляет собой конкретное проявление языка.

Он всегда подчёркивал, что следует различать диахронию и синхронию, но разрывать их ни в коем случае нельзя, поскольку в настоящем всегда содержатся ростки будущего и язык постоянно изменяется. Задача лингвиста – найти законы, по которым происходит функционирование и развитие языка. Как при этом анализировать речь? 1) Анализировать её в создании и восприятии и 2) Анализировать результат порождения – тексты.

Творческое развитие основных положений теории Ф. де Соссюра содержится в статье Л.В. Щербы (1880-1944) «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании». Л.В. Щерба предложил различать не два, а три компонента, а точнее, три аспекта данной в опыте речевой деятельности, представляющей собой множество актов речи (как актов говорения и письма, так и актов слушания и чтения). В актах речевой деятельности передаются высказывания (в другой терминологии, тексты или же речь). Для лингвиста они образуют языковой материал, из которого он извлекает сведения о языковой системе, фиксируемые им в словарях и грамматиках. Все три аспекта (речевая деятельность, языковой материал, языковая система) характеризуются как социальные, поскольку они небезразличны по отношению к определённой языковой общности, определённому историческому периоду её существования. Правда, Л.В. Щерба вместе с этим говорит и об индивидуальной психофизиологической организации, соотносящейся с социальной языковой системой.

Концепцию Л.В. Щербу можно трактовать следующим образом: в непосредственном опыте дана речевая деятельность (это нулевой уровень абстракции). Тексты, которыми обмениваются участники речевой деятельности (языковой материал), исследователь берёт вне контекста соответствующих речевых актов (это первый уровень абстракции). Раскрываемая в текстах языковая система описывается сама по себе (это второй, высший уровень абстракции).

Современная наука о языке считает, что единицы языка (или знаковые единицы общения) существуют и могут быть наблюдаемы в 2-х коммуникативных состояниях:

1) в отвлечении от текста, от языкового материала и выражаемого текстом смыслового содержания

2) в структуре текста, в связи со смысловым содержанием.

Признаки и различие 2-х коммуникативных состояний знаковых единиц общения позволяет сформулировать следующие определения:

язык – это совокупность знаковых единиц общения в отвлечении от языкового материала, в их коммуникативной готовности; это знаковый механизм общения;

речь – это последовательность знаковых единиц общения в конкретном языковом материале, в их коммуникативном применении.

В языке – «набор» единиц общения и система «правил»; в речи – «выбор» из «набора» и реализация правил.

Соотношение языка и речи и их отдельных аспектов иллюстрирует рис. 1.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Природа и сущность языка | Основные начала коллизионного права

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.