КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Использование экономико-математического моделирования при прогнозировании параметров развития страны в территориальном разрезе
Каждый регион Российской Федерации представляет собой относительно самостоятельную и целостную макроэкономическую систему, имеющую возможность развиваться по различным траекториям с результатами в конце прогнозного цикла, зависящими от множества факторов и условий. Вместе с тем социально-экономическая динамика всех регионов находится в русле единой политики страны. Параметры прогнозов и планов экономического и социального развития должны позволять осуществление их сопоставимой оценки во времени и, что особенно важно, обеспечивать возможность сравнений в межрегиональном аспекте и сводимость данных в интегральные индикаторы по стране в целом. Для обеспечения методологической сопоставимости рядов данных важно опираться на строгие и единые по стране модели прогнозирования. В этом качестве используются разнообразные методы статистического и экономико-математического моделирования, позволяющие осуществлять как вариантную проработку прогнозируемых тенденций, так и мониторинг социально-экономического развития в региональном разрезе. Совместными усилиями МЭРТ и администрации Президента РФ некоторое время тому назад удалось создать оригинальную и весьма продвинутую информационно-аналитическую систему мониторинга и прогнозирования социально-экономического развития регионов. Созданный при этом интегральный программно-инструментальный комплекс «Прогноз» открыл достаточно широкие возможности для изучения, прогнозирования и моделирования социально-хозяйственной жизни в регионах. Основой текущего анализа ситуации, мониторинга состояния и прогнозирования перспективного социально-экономического положения регионов в названном комплексе является развитая информационно-аналитическая база, содержащая подробную региональную статистическую информацию. Эта информационно-аналитическая база организована как многомерная модель данных. Набор логических баз дает многоплановую характеристику основных сфер экономики. Например, база данных «Промышленность» содержит информацию в разрезе отраслей, касающуюся объемов произведенной и отгруженной продукции в стоимостном и натуральном выражении, индексов физического объема производства, структуры затрат, рентабельности, объемов, использования и обновления основных фондов и др. База данных «Основные общеэкономические показатели» отражает уровень и динамику главных макроэкономических индикаторов развития региона. При этом необходимая для оценок и расчетов социально-экономическая информация может быть представлена в территориальном, отраслевом, хронологическом и других разрезах. Для прогнозирования в зависимости от решаемых задач может применяться либо статистическая модель, которая используется для предварительных или упрощенных оценок, либо (для более развернутых и динамически организованных оценок вариантов) комплексная имитационная модель социально-экономического развития регионов. Статистическая модель, используя базу данных и временные ряды показателей, позволяет определять и анализировать основные тенденции развития социально-экономической ситуации в регионах во времени. Вопрос, на который при помощи модели может быть дан ответ, ставится следующим образом: «что будет, если ситуация не изменится». Статистическая модель предназначена для экстраполя- ционного расчета ряда макроэкономических показателей — общего объема инвестиций из всех источников финансирования, розничного товарооборота, объема промышленной продукции по отраслям и др. Используется, как видим, трендовый метод прогнозирования. При этом подходе на основе отчетных данных рассчитываются ожидаемые значения показателей на перспективный период, затем полученные ряды корректируются и взаимоувязываются с общим макроэкономическим прогнозом. Статистическая модель обладает существенными ограничениями, поскольку не предусматривает функциональную взаимосвязь рассчитываемых параметров. Это может серьезно отражаться на точности прогнозов. Каждый регион — это сложная социально-экономическая и природная система, оптимальные варианты развития которой могут быть выявлены только при анализе динамики событий. Поэтому в изучении и прогнозировании регионального развития предпочтительнее использовать методы имитационного моделирования, позволяющие в действии изучать различные сценарии поведения сложной системы и оценивать результативность управляющих воздействий. На практике в комплексном прогнозировании территориального развития используется рекурсивная имитационная модель, описываемая разностными уравнениями линейного и нелинейного типа. Комплексная модель представляет собой интеграцию различных экономико-математических моделей: многофакторных регрессионных моделей; моделей статических и динамических балансов; экономет- рических моделей; корреляционных и факторных моделей. Имитационная модель предназначается для вариантных расчетов показателей при условии различных сценарных воздействий: инвестиционных, налоговых, бюджетных и др. Отвечая на вопросы типа «что будет, если», прогноз на основе имитационного метода позволяет качественно оценить результаты различных вариантов принимаемых решений. Это выводит качество прогнозирования на новые уровни. Полученные при помощи имитационной модели количественные параметры экономического и социального развития регионов становятся базой для последующей экспертной аналитической оценки специалистами, с тем чтобы определить качественные изменения в региональном развитии на прогнозируемый период. На основе такой оценки могут быть внесены существенные изменения в прогнозы. В качестве результирующих переменных комплексной модели принимаются следующие показатели социально-экономического развития: объем выпуска продукции предприятиями промышленности и других отраслей, объемы инвестиций и подрядных работ строительства, объемы реализации предприятий торговли и общественного питания, объемы платных услуг, показатели занятости, доходов и расходов населения, различные финансовые характеристики, такие как валовая прибыль, амортизационные отчисления, доходы бюджета, сальдо отношений с другими уровнями бюджетного процесса и др. Для региональных властей среди результирующих параметров прогнозов особое место занимает показатель валового регионального продукта. По нему судят о динамизме региональной экономики. На всех этапах анализа и прогнозных расчетов изучаются взаимосвязи между производством и использованием валового регионального продукта. К управляющим факторам, влияющим на динамику показателей развития региона, относятся решения, касающиеся законодательно определенных воздействий со стороны органов власти федерального и регионального уровней: инвестиции, дотации федерального бюджета, ставки налогов и отчислений во внебюджетные фонды, ставка рефинансирования Центробанка, фактический курс доллара, варианты распределения ресурсов и т.д. Совокупность параметров интегрального прогноза и управляющих воздействий формирует альтернативные варианты (сценарии) развития региона. В рамках сценариев используемая модель позволяет оперативно выполнять вариантные прогнозные расчеты развития хозяйственного комплекса региона. Интервал планирования произвольно определяется пользователем. Программные средства при этом должны обеспечивать возможность визуального сравнения результатов расчетов, полученных при разных сценариях. Результаты могут оформляться в виде разнообразных текстовых, табличных и графических отчетов. Экономико-математические модели, использующие развитую и обновляемую информационную базу, дают богатые возможности для вариантной проработки прогнозно-плановых решений. Однако и они имеют объективные ограничения в качестве инструментов стратегического прогнозирования и планирования. И только на базе непрерывного отслеживания силами квалифицированных экспертов назревающих прорывов в научно-технологической сфере возможно своевременное внесение изменений в модели и практику изучения будущего. Поскольку региональные власти не могут соперничать с федеральным уровнем в получении и обработке информации о возможных сдвигах в науке и технологиях, прогнозные разработки в регионах должны быть интегрированы в процесс стратегического прогнозирования, программирования и планирования в общенациональных масштабах. Даль- несрочные и долгосрочные прогнозы, научно-технические и социально-экономические концепции, стратегические планы и национальные проекты, инновационно насыщенные целевые программы и другие документы перспективной направленности должны использоваться властными органами и аналитическими центрами в регионах как основная исходная информация при формировании любых долгосрочных прогнозов регионального социально-экономического развития. Именно инновационно-прорывные сценарии, ориентирующие хозяйственные системы в регионах на инновационный тип развития, необходимо выдвигать в качестве предпочтительных платформ в долговременных прогнозных разработках. Они должны предусматривать развитие интеграция науки, образования, производства и рынка; постоянно обновляемый инновационный менеджмент предприятий; развитые сети информационного обеспечения; активную деятельность органов государственного и муниципального управления по регулированию научно-технических, инновационных и инвестиционных процессов; развитие региональных инновационно-активных систем, ориентированных на переход к высоким по уровню технологическим укладам.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |