Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование экономико-математического моделирования при прогнозировании параметров развития страны в территориальном разрезе




Каждый регион Российской Федерации представляет со­бой относительно самостоятельную и целостную макроэко­номическую систему, имеющую возможность развиваться по различным траекториям с результатами в конце прогноз­ного цикла, зависящими от множества факторов и условий. Вместе с тем социально-экономическая динамика всех ре­гионов находится в русле единой политики страны. Пара­метры прогнозов и планов экономического и социального развития должны позволять осуществление их сопостави­мой оценки во времени и, что особенно важно, обеспечивать возможность сравнений в межрегиональном аспекте и сво­димость данных в интегральные индикаторы по стране в це­лом. Для обеспечения методологической сопоставимости рядов данных важно опираться на строгие и единые по стране модели прогнозирования. В этом качестве использу­ются разнообразные методы статистического и экономи­ко-математического моделирования, позволяющие осуще­ствлять как вариантную проработку прогнозируемых тен­денций, так и мониторинг социально-экономического раз­вития в региональном разрезе.

Совместными усилиями МЭРТ и администрации Прези­дента РФ некоторое время тому назад удалось создать ори­гинальную и весьма продвинутую информационно-анали­тическую систему мониторинга и прогнозирования соци­ально-экономического развития регионов. Созданный при этом интегральный программно-инструментальный ком­плекс «Прогноз» открыл достаточно широкие возможности для изучения, прогнозирования и моделирования социаль­но-хозяйственной жизни в регионах.

Основой текущего анализа ситуации, мониторинга со­стояния и прогнозирования перспективного социально-эко­номического положения регионов в названном комплексе является развитая информационно-аналитическая база, со­держащая подробную региональную статистическую ин­формацию. Эта информационно-аналитическая база орга­низована как многомерная модель данных. Набор логиче­ских баз дает многоплановую характеристику основных сфер экономики. Например, база данных «Промышлен­ность» содержит информацию в разрезе отраслей, касаю­щуюся объемов произведенной и отгруженной продукции в стоимостном и натуральном выражении, индексов физиче­ского объема производства, структуры затрат, рентабельно­сти, объемов, использования и обновления основных фон­дов и др. База данных «Основные общеэкономические пока­затели» отражает уровень и динамику главных макроэконо­мических индикаторов развития региона. При этом необходимая для оценок и расчетов социально-экономиче­ская информация может быть представлена в территори­альном, отраслевом, хронологическом и других разрезах.

Для прогнозирования в зависимости от решаемых задач может применяться либо статистическая модель, которая используется для предварительных или упрощенных оце­нок, либо (для более развернутых и динамически организо­ванных оценок вариантов) комплексная имитационная мо­дель социально-экономического развития регионов.

Статистическая модель, используя базу данных и вре­менные ряды показателей, позволяет определять и анализи­ровать основные тенденции развития социально-экономи­ческой ситуации в регионах во времени. Вопрос, на кото­рый при помощи модели может быть дан ответ, ставится следующим образом: «что будет, если ситуация не изменит­ся». Статистическая модель предназначена для экстраполя- ционного расчета ряда макроэкономических показателей — общего объема инвестиций из всех источников финансиро­вания, розничного товарооборота, объема промышленной продукции по отраслям и др. Используется, как видим, трендовый метод прогнозирования. При этом подходе на основе отчетных данных рассчитываются ожидаемые значе­ния показателей на перспективный период, затем получен­ные ряды корректируются и взаимоувязываются с общим макроэкономическим прогнозом. Статистическая модель обладает существенными ограничениями, поскольку не предусматривает функциональную взаимосвязь рассчиты­ваемых параметров. Это может серьезно отражаться на точ­ности прогнозов.

Каждый регион — это сложная социально-экономиче­ская и природная система, оптимальные варианты развития которой могут быть выявлены только при анализе динами­ки событий. Поэтому в изучении и прогнозировании регио­нального развития предпочтительнее использовать методы имитационного моделирования, позволяющие в действии изучать различные сценарии поведения сложной системы и оценивать результативность управляющих воздействий.

На практике в комплексном прогнозировании террито­риального развития используется рекурсивная имитацион­ная модель, описываемая разностными уравнениями линей­ного и нелинейного типа. Комплексная модель представля­ет собой интеграцию различных экономико-математиче­ских моделей: многофакторных регрессионных моделей; моделей статических и динамических балансов; экономет- рических моделей; корреляционных и факторных моделей.

Имитационная модель предназначается для вариантных расчетов показателей при условии различных сценарных воздействий: инвестиционных, налоговых, бюджетных и др. Отвечая на вопросы типа «что будет, если», прогноз на ос­нове имитационного метода позволяет качественно оценить результаты различных вариантов принимаемых решений. Это выводит качество прогнозирования на новые уровни.

Полученные при помощи имитационной модели количе­ственные параметры экономического и социального разви­тия регионов становятся базой для последующей эксперт­ной аналитической оценки специалистами, с тем чтобы оп­ределить качественные изменения в региональном разви­тии на прогнозируемый период. На основе такой оценки могут быть внесены существенные изменения в прогнозы.

В качестве результирующих переменных комплексной модели принимаются следующие показатели социаль­но-экономического развития: объем выпуска продукции предприятиями промышленности и других отраслей, объе­мы инвестиций и подрядных работ строительства, объемы реализации предприятий торговли и общественного пита­ния, объемы платных услуг, показатели занятости, доходов и расходов населения, различные финансовые характери­стики, такие как валовая прибыль, амортизационные отчис­ления, доходы бюджета, сальдо отношений с другими уров­нями бюджетного процесса и др.

Для региональных властей среди результирующих пара­метров прогнозов особое место занимает показатель валово­го регионального продукта. По нему судят о динамизме ре­гиональной экономики. На всех этапах анализа и прогноз­ных расчетов изучаются взаимосвязи между производством и использованием валового регионального продукта.

К управляющим факторам, влияющим на динамику пока­зателей развития региона, относятся решения, касающиеся законодательно определенных воздействий со стороны ор­ганов власти федерального и регионального уровней: инве­стиции, дотации федерального бюджета, ставки налогов и отчислений во внебюджетные фонды, ставка рефинансиро­вания Центробанка, фактический курс доллара, варианты распределения ресурсов и т.д.

Совокупность параметров интегрального прогноза и управляющих воздействий формирует альтернативные ва­рианты (сценарии) развития региона. В рамках сценариев используемая модель позволяет оперативно выполнять ва­риантные прогнозные расчеты развития хозяйственного комплекса региона. Интервал планирования произвольно определяется пользователем. Программные средства при этом должны обеспечивать возможность визуального срав­нения результатов расчетов, полученных при разных сцена­риях. Результаты могут оформляться в виде разнообразных текстовых, табличных и графических отчетов.

Экономико-математические модели, использующие раз­витую и обновляемую информационную базу, дают богатые возможности для вариантной проработки прогнозно-плано­вых решений. Однако и они имеют объективные ограниче­ния в качестве инструментов стратегического прогнозирова­ния и планирования. И только на базе непрерывного отсле­живания силами квалифицированных экспертов назреваю­щих прорывов в научно-технологической сфере возможно своевременное внесение изменений в модели и практику изучения будущего.

Поскольку региональные власти не могут соперничать с федеральным уровнем в получении и обработке информа­ции о возможных сдвигах в науке и технологиях, прогноз­ные разработки в регионах должны быть интегрированы в процесс стратегического прогнозирования, программирова­ния и планирования в общенациональных масштабах. Даль- несрочные и долгосрочные прогнозы, научно-технические и социально-экономические концепции, стратегические пла­ны и национальные проекты, инновационно насыщенные целевые программы и другие документы перспективной на­правленности должны использоваться властными органами и аналитическими центрами в регионах как основная ис­ходная информация при формировании любых долгосроч­ных прогнозов регионального социально-экономического развития.

Именно инновационно-прорывные сценарии, ориенти­рующие хозяйственные системы в регионах на инновацион­ный тип развития, необходимо выдвигать в качестве пред­почтительных платформ в долговременных прогнозных разработках. Они должны предусматривать развитие инте­грация науки, образования, производства и рынка; постоян­но обновляемый инновационный менеджмент предприятий; развитые сети информационного обеспечения; активную деятельность органов государственного и муниципального управления по регулированию научно-технических, иннова­ционных и инвестиционных процессов; развитие региональ­ных инновационно-активных систем, ориентированных на переход к высоким по уровню технологическим укладам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.