КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Прогнозирование развития отрасли в системе макроэкомического прогнозирования
Организация стратегического планирования и программирования на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований Территориальные проблемы прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития наиболее рельефно и во всей их сложности проявляются в рамках территории субъекта Федерации. За последнее время во многих областях, краях, республиках накоплен в этом отношении определенный опыт. Особый интерес представляет опыт тех регионов, где уже введено в регулярную практику составление стратегических планов социально-экономического развития. Именно на базе и вокруг стратегических планов наиболее органично реализуется весь цикл прогнозирования, планирования и программирования на соответствующей территории. История стратегического планирования на уровне регионов России (применительно к рыночным условиям) насчитывает уже около десяти лет. Точкой отсчета можно считать Стратегический план Санкт-Петербурга, принятый 1 декабря 1997 г. За этот небольшой срок стратегическое планирование как новая социальная технология очень быстро распространилось вширь, по городам и регионам, и в то же время стало предметом множества научных изысканий. Процедура стратегического планирования предполагает наличие в регионе хорошо поставленной системы прогнозирования и не допускает шаблонного подхода, поскольку регионы отличаются друг от друга по: географическим характеристикам и природным ресурсам; экономическим условиям, характеристикам и результатам деятельности агентов экономической активности; социальной организации жизнедеятельности населения; политическим условиям и эффективности деятельности органов местной власти. Каждый регион, сталкиваясь со своими собственными проблемами, решает их по-своему. В связи с этим очень важно в научном плане найти общие подходы и способы решения схожих между собой проблем формирования устойчивости функционирования региональных хозяйственных систем и на этой основе обеспечить повышение уровня и качества жизни человека. Опыт, накопленный во Владимирской области, с этой точки зрения представляет в силу своей системности определенный интерес. В области в 2003-2004 гг. в рамках программы «Малые города России» Института стратегического развития муниципальных образований по решению администрации области на основе единой методики осуществлена разработка стратегий развития 38 муниципальных образований, для чего было создано специальное агентство муниципального развития. В муниципалитетах приняты нормативно-правовые акты по разработке стратегий муниципального развития, созданы организационные структуры программы — координационные комитеты или общественные советы, группы стратегического планирования. Органы местного самоуправления в ходе проекта смогли не только оценить свое социально-экономическое положение, выявить основные проблемы и сдерживающие развитие факторы, но и обосновать имеющиеся точки роста, выделить наиболее значимые инвестиционные проекты, способствующие развитию муниципального образования, наладить формы взаимодействия с местным сообществом. К разработке долгосрочной стратегии развития Владимирской области в администрации шли поэтапно. На первом этапе разработаны стратегии и планы оздоровления финансово-хозяйственной деятельности основных бюджетообразующих предприятий. Затем проведен тщательный анализ стратегий муниципальных образований, отобраны их наиболее позитивные составляющие для определения реальных направлений регионального развития. На следующем этапе сформированы стратегии развития отраслей экономики и социальной сферы области. Итогом стала разработка Концепции стратегии развития области до 2015 г., в которой определены стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики, механизмы и ресурсы для их реализации. В концепции стратегии, основываясь на результатах проведенного SWOT-анализа, обозначена миссия Владимирской области как региона с диверсифицированной конкурентной экономикой, высоким инновационным и трудовым потенциалом, благоприятной средой обитания, занимающего значимые позиции в российской системе разделения труда, являющегося образцом возрождения и развития русской духовности и культуры. При этом главной целью остается повышение благосостояния и достижение нового качества жизни людей на основе устойчивых темпов экономического развития. Предусматривается создание новых рабочих мест, установление достойной оплаты труда, увеличение набора и повышение качества услуг, предоставляемых жителям на территории области, повышение уровня социальной защиты тех, кто не может самостоятельно приобретать необходимые услуги. В долгосрочной перспективе Владимирская область рассматривается как социально ориентированный регион, существующий и развивающийся в системе рыночных отношений национального и глобального уровня. Перед регионом стоит задача роста благосостояния населения с выходом на уровень не ниже среднего по Центральному федеральному округу. Она может быть решена только за счет увеличения темпов и значительного улучшения характеристик качества экономического роста. Чтобы обеспечить устойчивую конкурентоспособность региона, необходимо превысить общенациональные темпы роста, оптимизировать структуру экономики и перейти к инновационному типу развития. Инновационный сценарий развития потребует значительного увеличения деловой и социальной активности. В его рамках региональной власти предстоит более активно способствовать улучшению предпринимательского и инвестиционного климата, а также стимулированию инициатив институтов гражданского общества. Реализация сценария инновационного развития предусматривает опору на местную инициативу, разработку целевых программ, обеспечивающих высокую эффективность расходуемых ресурсов. Основными программно-целевыми инструментами осуществления социально-экономической стратегии в регионе являются федеральные целевые, ведомственные и адресная инвестиционная программы. Анализ привлечения инвестиционных ресурсов во Владимирскую область через механизм федеральных целевых программ (ФЦП) свидетельствует о том, что объем средств, направленных на их реализацию, ежегодно увеличивается. Количество выполняемых программ также растет. Если в 1996 г. выполнялись 20 программ, то в 2000-2006 гг. — порядка 30. За минувшие 10 лет привлечено из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников свыше 11,5 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — около 4 млрд руб., бюджета субъекта Федерации — 5,4 млрд руб.; внебюджетных источников — 2,15 млрд руб. Последние 10 лет характеризуются становлением областных целевых программ как эффективного инструмента финансирования социально-экономического развития региона. Это позволило сосредоточить усилия администрации области на решении приоритетных проблем улучшения здоровья населения, сохранения национально-культурного наследия, реформирования ЖКХ, обеспечения жильем молодых семей, развития агропромышленного комплекса.
7.1. Отраслевые экономические прогнозы: сущность, объекты прогнозирования Процесс разработки отраслевых экономических прогнозов осуществляется на двух уровнях: отраслевом; межотраслевом. На отраслевом уровне отрасль рассматривается как совокупность входящих в нее фирм, предприятий, объединений. Назначение прогноза на этом уровне – выявление тенденций развития отрасли и использование полученных результатов при разработке прогнозов развития отрасли. На межотраслевом уровне отрасль рассматривается как единое целое. Основное внимание при прогнозировании на этом уровне уделяется достижению согласованности различных отраслевых прогнозов с выходом на макропрогноз развития экономики всей страны. Определим объекты отраслевого экономического прогнозирования: 1. Объем выпуска продукции отрасли. Для построения прогноза данного показателя исследуют тенден- ции развития экономики всей страны и рассматриваемой отрасли. Общая формула, с опорой на которую разрабатывается прогноз, имеет следующий вид: , где В – объем выпуска продукции отраслью; Э – показатель эффективности функционирования отрасли; З – затраты на производство продукции отрасли. Например, если Э – фондоотдача основных фондов, то З – размер основных фондов отрасли; если Э – трудоемкость продукции отрасли, то З – затраты трудовых ресурсов; если Э – материалоемкость продукции отрасли, то З – затраты материалов. 2. Потребности экономики страны в продукции (услугах) отрасли Для выявления данных потребностей исследуют тенденции развития экономики всей страны и рассматриваемой отрасли, устанавливается степень удовлетворения спроса на продукцию отрасли. Потребность в продукции отрасли может быть определена по следующей формуле: , где i – количество разновидностей продукции, выпускаемых данной отраслью; j – количество разновидностей продукции, выпускаемых отраслью-смежником; - среднее потребление i вида продукции данной отрасли на единицу выпуска j вида продукции отраслью-смежником; - объем выпуска j вида продукции отраслью-смежником. 3. Потребность отрасли в ресурсах для осуществления собственного производства При этом рассматриваются потребности в трудовых и материальных ресурсах, в основных фондах и капиталовложениях. Потребность отрасли в ресурсах может быть определена по следующей общей формуле: , где i – количество разновидностей продукции, выпускаемых данной отраслью, j – количество разновидностей материалов, потребляемых отраслью. Рj - средний расход материала (j), Вi - объем выпуска продукции (i), на который расходуется материал (j)
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |